Формирование целей и стратегий организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:17, дипломная работа

Краткое описание

Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе.
Основной целью работы большинства организаций является получение прибыли. Выделяют три основных типа ориентации организации на прибыль:
- ее максимизацию;
- получение «удовлетворительной» прибыли, т.е. суть состоит в том, что при планировании прибыли она считается «удовлетворительной», если будет учитываться степень риска;

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 136.08 Кб (Скачать файл)

В организации  приходится решать многие вопросы. Все  эти вопросы в той или иной постановке, в зависимости от вида деятельности и от отраслевой принадлежности организации, формируют цели ее хозяйственной  деятельности. Формирование целей, или целеполагание, относится к важнейшей части методологии менеджмента. В соответствии с этим решение вопросов целеполагания менеджер должен осуществлять на основе системного подхода, опираясь на свой и своих коллег предпринимательский талант, высокую профессиональную компетентность, опыт, интуицию и добросовестное безусловное отношение персонала организации. [4, с.39]

Определение места и роли целеполагания  в процессе управления - один из наиболее важных вопросов теории, что обусловливает необходимость рассмотрения взаимосвязи целеполагания с такими понятиями, как планирование, стратегия и политика. Важнейшим атрибутом управления являются миссия организации, цели и задачи. [9, с.63-64]

Миссия организации - это главная цель организации, ради которой она создана и которая характеризует определенные виды ее деятельности. При этом определение миссии организации, которая выражает философию и смысл ее существования, выступает в качестве первого этапа целеполагания. Миссия детализирует статус организации и направления деятельности для определения главной цели и стратегии организации. Формулировка миссии обычно включает: цель организации (траекторную или точечную) по товарам и услугам, рынкам, технологиям; характеристику культуры организации, тип привлекаемых работников.

В некоммерческой организации, каким является, например, высшее государственное профессиональное образовательное учреждение, миссия заключается в удовлетворении потребности  населения в определенного рода образовательных услугах, запросов национального и местного хозяйства  в высококвалифицированных кадрах. На основе миссии вырабатываются цели организации, которые обладают большей  конкретностью, чем миссия.

Цель - фундаментальное понятие теории управления. Цель представляет опредмеченный мотив, который побуждает к действию ради чего-то. Производственный термин «целеполагание» означает, что действие или поведение можно рассматривать как направленное на достижение цели, т.е. конечного состояния, при котором объект, поведение которого изучается, достигает определенного соответствия во времени и в пространстве с другим объектом или событием. Цели совершенно необходимы для успешного функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Однако, если цели плохо или неверно определены, это может привести к очень серьезным негативным последствиям для организации. Большой опыт человечества по установлению целей позволяет выделить несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели. [5, с.264-265]

Можно выделить следующие  свойства целей:

1. соподчиненность, т.е. цели подсистем вышестоящего уровня, обусловливают цели подсистем нижестоящего уровня (вывод: цели формируются сверху - вниз);

2. развертываемость, которая выражается в том, что более общая цель конкретизиуется несколькими более локальными, частными целями. Развертываемость может осуществляется по содержанию, по времени, по уровню;

3. соотносительная важность.

Цель организации определяет концепцию  ее развития и основные направления деловой активности. Главные цели определяют, что организация намерена делать в среднесрочной перспективе. Цели второго уровня (задачи) формируются для достижения целей первого уровня. Под задачами понимаются результаты, которые должны быть получены в краткосрочной перспективе обычно в течение года. Взаимоувязанное сочетание миссии, целей и задач определяет рамочные условия и направления деятельности организации. Цели организации реализуются через стратегию и тактику. [10, с.111]

Тактика - система мер по реализации стратегии в определенные промежутки времени хозяйственной деятельности организации. Ее назначение - это оперативное управление по достижению целей организации в те или иные периоды ее деятельности.

Стратегия - основное направление деятельности организации. Стратегия предполагает разработку концепций, прогноза или программы, содержащих методы и меры по осуществлению миссии. Стратегия разрабатывается несколькими методами (рис. 1.1).

 

а) Метод оценки и анализа внешней  среды организации

 

б) Метод диагностического анализа  внутренней среды организации

 

в) Метод разработки и анализа стратегических альтернатив

 

г) Метод выбора наиболее предпочтительного  варианта стратегии

 

д) Метод оценки стратегии соотносительно миссии и главной цели организации;

 

е) Метод реализации стратегии в  форме программы, бизнес-плана.

 
   

Рис. 1.1. Методы разработки стратегии

Выбор цели, принявшей форму окончательного решения, позволяет перейти к  выработке программы, т.е. к разработке плана действий и к определению  необходимых ресурсов для достижения целей. [5, с.266]

Правила целеполагания  и правила формулировки целей  дополняют друг друга. Менеджер должен учитывать важность речевой коммуникации в системе управления. Можно выделить следующие требования к целеполаганию:

а) цели должны отражать интересы собственников, в  числе которых могут быть отдельные  физические лица, институциональные  инвесторы либо те и другие вместе;

б) целеполагание  как процесс зависит от структуры  корпоративного управления, взаимоотношения  собственников и менеджеров компании;

в) цели компании могут вступить в противоречия с  отдельными людьми и организациями, так или иначе связанными с  деятельностью компании, - с группами влияния (если цели компании вступают в противоречие с их интересами, это может создать проблемы в  достижении целей);

г) целеполагание  должно отражать особенности внешней  среды - функционирования экономики  и отрасли, в которой оперирует  компания;

д) все сотрудники, принимающие решения в компании, должны быть ознакомлены с ее целями, представлять цели своего подразделения  в рамках компании, принимать решения  и предпринимать действия, направленные на достижение целей компании.

Вся система  целей компании должна отвечать требованиям SMART (рис. 1.2).

 

1) Цели должны быть связанными  с объектом, границы которого  четко определены и очерчены

 

2) Цели должны быть измеримыми - то, что нельзя измерить, невозможно  достичь;

 

3) Цели должны быть достижимыми  - постановка недостижимых целей  может привести к тому, что  люди просто перестанут работать

 

4) Цели должны быть реальными  - должны быть понятными и ясными;

 

5) Цели должны быть определенными  во времени

 
   

Рис. 1.2. Требования SMART к целям организации

Целеполагание и целепостановка представляют прямую связь между субъектом и объектом управления. Обратная связь позволяет  произвести оценку результатов реализации целей, т.е. выявить степень целеосуществления. Для каждого подразделения организации  существуют собственные цели. Цели подразделений должны входить в  цели организации как часть целого, а не вступать в противоречие с  целями других подразделений.

  1. Миссия компании.

Миссия организации. Одной из главных задач менеджмента является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система. Целеполагание – это исходный момент в деятельности менеджера, приобретающий все большее значение в условиях развивающейся рыночной экономики. В результате разгосударствления и демонополизации, законодательного закрепления многообразия форм собственности, децентрализации и регионализации управления экономикой в ней с каждым годом увеличивается число вновь образуемых объектов управления.

Каждый из них начинает свой жизненный цикл со стадии создания, на которой прежде всего определяются цели и задачи организации, ее специализация, размеры, ресурсы, рынки потребителей продукции  или услуг и т.д. Те же задачи должны постоянно решать и действующие  самостоятельно хозяйствующие субъекты, несущие всю полноту ответственности  за результаты.

Целевая функция  начинается с установления миссии – общей цели предприятия, выражающей причину его существования. В литературе она нередко обозначается еще такими понятиями, как “политика”, “философия”. В ней обычно детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и действительные намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации.

  1. Основные подходы и принципы выбора стратегии компании.

Цели  организации и их классификация. Общая цель организации образует фундамент для установления ключевых целей и разработки стратегии развития по таким важнейшим функциональным подсистемам организации, как маркетинг, производство, научно-исследовательские работы (НИР), персонал, финансы. Каждая из этих подсистем реализует свои цели, логически вытекающие из миссии как общей цели организации.

Так, маркетинг  направляет свою деятельность на создание спроса, и поэтому его целями являются определение потребности населения  и производства в продукции и  услугах предприятия, разработка и  спецификация параметров новой продукции. Спецификация – один из основных документов технической конструкторской документации (на изделие, продукты и т.д.), выполняемый обычно в виде таблицы, в которой указываются название изделия, его составные части и элементы, масса и другие данные. Кроме того, в круг обязанностей маркетинговых служб входят освоение рынков, распределение и доставка продукции потребителям, контроль за изменением вкусов и спроса потребителей, сбор и обработка информации о товаре, рекламирование фирмы и ее продукции и т.д.

Постановка  целей маркетинга связана с детальным  изучением спроса и предложения  на продукцию, выпускаемую на данный момент, и на новую. Спрос – общественная потребность, выраженная в денежной форме и обеспеченная платежными средствами; размеры спроса зависят прежде всего от уровня денежных доходов населения и сумм, выделяемых производителями на приобретение средств производства. Предложение – совокупность товаров и услуг, которые могут быть реализованы на рынке.

При установлении целей по этой подсистеме необходимо учитывать разнообразие видов выполняемых здесь работ. Так, предпроизводственная подготовка связана с приемкой товаров, сырья, материалов, с хранением на складах, управлением запасами (вопросы логистики). Само производство требует машинной обработки, сборки, контроля за качеством, упаковки, технического обслуживания оборудования; работа с конечной продукцией (послепроизводственная логистика) связана с размещением готовых товаров на складе, с обработкой заказов и доставкой товара. Наконец, послепродажное обслуживание требует проведения установочных работ, ремонта, поставки запасных частей.

Цели этой сложнейшей подсистемы организации  устанавливаются в виде системы  показателей, отражающих объемы, ассортимент  продукции, качество, производительность труда, издержки (затраты) и т.д. Ассортимент продукции – состав и соотношение отдельных видов изделий в продукции предприятия, отрасли производства или какой-либо группе товаров. Качество – философская категория, выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Производительность труда – эффективность труда в процессе производства, измеряемая количеством времени, затраченного на производство единицы продукции, или количеством продукции, произведенной в единицу времени. Издержки (затраты) – затраты разного рода, как правило, основная составляющая цены.

Подсистема, связанная с исследованиями и  разработками, реализует цели нововведений на предприятии. Ее направленность –  это поиск новых видов продукции  и услуг для замены устаревших, определение целей проведения научных  исследований и разработок, введения новшеств и модернизации всех сфер деятельности предприятия.

Цели подсистемы “Персонал” направлены на работу с трудовым коллективом, включая наем, расстановку, обучение, продвижение и оплату труда работников предприятия. Важнейшей целью этой подсистемы является обеспечение высокой заинтересованности сотрудников в решении общих задач предприятия и создание для этого благоприятного климата (вопросы мотивации).

Финансовая подсистема предприятия  нацеливает свою деятельность на организацию финансирования, кредитования, налоговых обязательств, составление бюджетов (по предприятию в целом, его подразделениям и программам). Бюджет – это роспись доходов и расходов государства, учреждения, предприятия, семьи или отдельного лица на определенный срок (год).

В табл. 3 приведен пример тех ключевых целей, которые  могут быть поставлены перед каждой подсистемой. В реальных условиях эти  цели должны быть конкретизированы и  количественно измерены с помощью  соответствующих показателей. Нетрудно видеть, что указанные подсистемы –это направления управленческой деятельности.

Деятельность  менеджеров носит многоцелевой характер. Количество и разнообразие целей и задач менеджмента настолько велики, что без комплексного, системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента можно использовать построение целевой модели в виде древовидного графа – дерева целей (см. рис. 10). С помощью дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:

Информация о работе Формирование целей и стратегий организации