Федеральные органы исполнительной власти в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 15:36, контрольная работа

Краткое описание

Цель данного исследования – это определиться с понятием «органы исполнительной власти», разобраться, какие институты включены в него, понять систему и структуру органов исполнительной власти в Российской Федерации. Принимаясь за работу над выбранной темой, мы собирались решить следующие задачи:
определиться с понятием органов исполнительной власти;
выделить элементы системы исполнительной власти в Российской Федерации;
проанализировать специфику деятельности органов исполнительной власти;

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты органов исполнительной власти……..5
1.1.Понятие и классификация органов исполнительной власти….5
1.2.Система, структура и полномочия органов исполнительной власти………………………………………………………………..………8
Глава 2. Федеральные органы исполнительной власти……………...…14
2.1.Президент Российской Федерации…………………………....16
2.2.Правительство Российской Федерации……………………….19
2.3.Государственная администрация……………………………...25
Глава 3. Органы исполнительной власти субъектов РФ……………….27
3.1.Органы исполнительной власти субъектов РФ………………27
3.2.Организация исполнительной власти в субъектах РФ………29
Заключение………………………………………………………………..33
Список использованной литературы…………………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

КР Административное право.docx

— 63.56 Кб (Скачать файл)

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Владивостокский филиал


 

Кафедра административного и таможенного права

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине _______административное право_______________________

студента _________Брынцевой Анастасии Витальевны___________________

группа ____345_______отделение ________заочное______________________

_______________юридического _____________________________факультета

на тему: ____«Федеральные органы исполнительной власти в____________             ________________________Российской Федерации»_____________________   

 

Работа получена:

 

деканатом_______________

кафедрой _______________

преподавателем __________

 

 

 

г. Владивосток

2014 г.

Оглавление

 

 

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты органов исполнительной власти……..5

1.1.Понятие и классификация  органов исполнительной власти….5

1.2.Система, структура и  полномочия органов исполнительной  власти………………………………………………………………..………8

Глава 2. Федеральные органы исполнительной власти……………...…14

2.1.Президент Российской Федерации…………………………....16

2.2.Правительство Российской Федерации……………………….19

2.3.Государственная администрация……………………………...25

Глава 3. Органы исполнительной власти субъектов РФ……………….27

3.1.Органы исполнительной  власти субъектов РФ………………27

3.2.Организация исполнительной  власти в субъектах РФ………29

Заключение………………………………………………………………..33

Список использованной литературы…………………………………….34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Основополагающим принципом государственного устройства России, согласно Конституции РФ, является единство системы государственной власти. При этом предметы ведения и полномочия подлежат разграничению между органами государственной власти федерального уровня и органами власти субъектов Федерации (ст. 5, ч. 3). При расширении властных полномочий органов власти субъектов Федерации в обход Конституции РФ единство системы нарушается.

Ряд действующих конституционных положений направлен на предотвращение возможного дисбаланса в сторону государственной суверенизации субъектов Федерации. Статья 77 (ч. 1) Конституции РФ предусматривает формирование структурно идентичных органов государственной власти по всей властной вертикали, ограничение самостоятельности субъектов Федерации при установлении ими собственных систем органов государственной власти. Вместе с тем ст. 73 закрепляет за субъектами Федерации всю полноту государственной власти вне пределов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Исходя из данного положения в государствоведческой литературе сложилась концепция единой, но двухуровневой государственной власти.

Установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, по Конституции РФ, относится к федеральному ведению.

Система органов государственной власти состоит из разветвленных подсистем, одну из которых образуют органы исполнительной ветви власти.

Актуальность темы исследования состоит в том, что в структуре и системе исполнительной власти в Российской Федерации остается много спорных вопросов. Точки зрения различных теоретиков по этой теме порой кардинально противоположны. Поэтому так важно разобраться в понятии и структуре органов исполнительной власти.

Цель данного исследования – это определиться с понятием «органы исполнительной власти», разобраться, какие институты включены в него, понять систему и структуру органов исполнительной власти в Российской Федерации. Принимаясь за работу над выбранной темой, мы собирались решить следующие задачи:

    • определиться с понятием органов исполнительной власти;
    • выделить элементы системы исполнительной власти в Российской Федерации;
    • проанализировать специфику деятельности органов исполнительной власти;
    • проверить, работает ли на практике теория трех ветвей государственной власти в Российской Федерации.

Объектом данного исследования являются органы исполнительной власти РФ.

Предметом исследования в нашем случае является взаимодействие органов государственного управления в системе исполнительной власти в России.

Данный вопрос в своих научных работах затрагивали многие ученые: А.П. Алехин, Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, А.А. Демин, А.П. Коренев, Д.М. Овсянко, Л.Л. Попов и другие. Выбранная тема была детально проработана с различных сторон: с точки зрения структуры, характера деятельности, разделения властных полномочий и так далее.

При анализе источников данного исследования было проработано множество источников – от нормативно-правовых актов до монографий. В ходе исследования было проработано множество источников литературы – как в печатном, так и электронном виде.

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты органов исполнительной власти

 

 

 

1.1.Понятие и классификация  органов исполнительной власти

 

 

В Российской Федерации существует разделение на три ветви власти: исполнительную, судебную и законодательную, причем каждая из них осуществляется независимо от двух других.

Исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, которые занимаются осуществлением совокупности полномочий по управлению государственными делами. Основным назначением данной ветви власти в России является организация практического исполнения высшего нормативного правового акта – Конституции РФ, а также законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, которая направлена на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд всех граждан страны. Исполнительная власть осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

В теории административного права нет единого понятия термина «Орган государственной власти». «Орган исполнительной власти – это структура государственного властного механизма (госаппарата), создаваемая специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью претворения в жизнь законов в ходе регуляции экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества»1.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти определен в Конституции РФ, в федеральных конституционных законах, в федеральных и иных законах, в указах Президента РФ, в постановлениях Правительства РФ, в конституциях республик, в уставах и иных нормативно-правовых актах субъектов РФ2.

Теоретики применяют различные классификации органов исполнительной власти. Например, они разделяются по таким критериям, как: основания и порядок образования, характер компетенции, порядок разрешения подведомственных вопросов, территория деятельности, источник финансирования3.

Критерий «по основаниям и порядку образования» делит все органы исполнительной власти на:

– образованные Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ (Администрация Президента РФ, Правительство РФ, правительства субъектов РФ);

– созданные по основам действующего законодательства, а также подзаконных актов (федеральные министерства, службы, агентства; комитеты и управления в субъектах Федерации и другие).

Критерий «по характеру компетенции» делит органы государственного управления на:

– те, что действуют в рамках общей компетенции и ведают каждой из отраслей и сфер управления (Правительство РФ, правительства, администрации краев, областей);

– те, что действуют в рамках отраслевой компетенции и ведают какой-либо отдельной отраслью управления (федеральные министерства, комитеты и управления в администрациях субъектов Федерации);

– те, что действуют в рамках спецкомпетенции и ведают управленческими вопросами, которые имеют межотраслевую важность (органы госстатистики, органы по тарифам и финансам).

Критерий «по порядку разрешения подведомственных вопросов» делит все органы исполнительной власти на коллегиальные и единоначальственные. Соответственно, первые – это те, что обсуждают и разрешают подведомственные вопросы коллегией (Правительство РФ, правительства субъектов Федерации), а вторые – это такие, где решения принимает один руководитель (министерства, управления, отделы). Следует отметить, что в этой подгруппе вышеуказанные подвиды переплетаются.

Критерий «по территории деятельности» делит органы госуправления на:

– федеральные, действующие по всей России (Администрация Президента РФ, Правительство РФ, федеральные министерства и другие органы исполнительной власти);

– региональные, которые действуют в нескольких объединенных территориально регионах страны;

– субъектные, которые действуют в отдельном субъекте Федерации, будь то область, край, автономия или республика).

По источнику финансирования органы исполнительной власти рассматривают исключительно как бюджетные, то есть финансируемые за счет федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации4.

 

 

 

 

 

 

1.2. Система, структура и полномочия органов исполнительной власти

 

 

Федерализм - принцип, на котором базируется российская система органов исполнительной власти. Сама система является юридически закрепленной Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, конституциями республик, законами и иными нормативными актами субъектов Федерации.

Система исполнительной власти, действующая в настоящее время в России, делится на два уровня:

1. Федеральные органы исполнительной власти;

2. Органы исполнительной власти субъектов.

К федеральным органам исполнительной власти относятся: Правительство РФ, федеральные министерства и другие органы исполнительной власти федерального масштаба.

Федеральные органы исполнительной власти возглавляет Правительство РФ, являющееся высшим исполнительным органом государственной власти РФ.

Правительство РФ – коллегиальный орган, который возглавляет единую систему исполнительной ветви власти в России. Председателя Правительства назначает Президент РФ при согласии Госдумы. Других членов Правительства Президент назначает, обращая внимание на предложения Председателя Правительства5.

Правительство по Конституции исполняет следующие функции:

— разработка и представление в Госдуму федерального бюджета и обеспечение его исполнения;

— отчет перед Госдумой об исполнении федерального бюджета;

— обеспечение проведения в России единой финансово-кредитной и денежной политики;

— проведение единой госполитики в таких направлениях, как культура, наука, образование, здравоохранение, соцобеспечение, экология;

— управление федеральной собственностью;

— осуществление мер, обеспечивающих оборону Российской Федерации, госбезопасность и реализацию внешней политики страны;

— воплощение мер по защите законных прав и свобод россиян, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

— формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации.

Правительством осуществляются и другие функции, которые возложены на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента РФ6.

По регламенту работу Правительства осуществляют, основываясь на плане который разрабатывается на 6 месяцев и который утверждает его Председатель. Правительственные заседания, в соответствии с этим документом, проводят не реже 1-го раза в месяц. Также существуют и внеочередные заседания, за проведение которых отвечает Председатель Правительства или его заместитель, если первый по каким-либо причинам отсутствует.

Достаточно присутствия на Заседании 50% членов Правительства, чтобы считать его правомочным. Каждое из решений, принятых в ходе заседания оформляют по протоколам7.

Правительство лишается своих полномочий, когда избирается новый Президент. Однако ему позволено подать в отставку и раньше назначения новоизбранного главы государства. Отставку может принять только Президент, он же может ее и отклонить. Госдума, приняв большинством депутатов соответствующее постановление, может выразить свое недоверие Правительству. После этого Президент может либо уволить Правительство, либо отвергнуть предложение Госдумы.

Информация о работе Федеральные органы исполнительной власти в Российской Федерации