Учетные документы архива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Учет документов необходим для:
1. обеспечения сохранности и ведения контроля за их наличием;
2. для создания систем оперативного поиска документов, в том числе и с применением персональных компьютеров;
3. для наиболее эффективного использования документов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Учетные документы архива……………………………………………4
1.1 Учет и обеспечение сохранности документов Архивного Фонда Российской Федерации…………………………………………………………..5
1.2 Организация учета документов Архивного Фонда Российской Федерации………………………………………………………………………...6
1.3 Составление учетных документов в архиве………………………….…...7
Глава 2 Научно-справочный аппарат к документам архива…………………10
2.1 Система научно-справочного аппарата к архивным документам……..11
Глава 3 Классификация архивной документации……………………….……12
3.1 Распределение дел в соответствии со схемой классификации…….…..15
3.2 Влияние классификации документов и дел в пределах архивного фонда на составление архивной описи……………………………………………….15
3.3 Составление собственно архивной описи дел……………………….….16
3.4 Составление справочного аппарата к описи……………………….……17
Глава 4 Архивные путеводители…………………………………….………...19
4.1 Характеристика фондов в путеводителе……………………….…….…..19
4.2 Справочный аппарат к путеводителю…………………………..………..21
Глава 5 Обзоры документов и другие архивные справочники……………...23
5.1 Характеристика документов в обзоре…………………….……………...23
5.2 Справочный аппарат к обзору…………………………….………….…...24
Заключение………………………………………………………………….…...25
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 32.07 Кб (Скачать файл)

         В книгу поступлений в хронологической  последовательности заносятся все  поступления независимо от того, является поступление первичным  или вторичным. При ведении книги  необходимо обратить внимание  на следующие моменты: стадчик-фондодержатель  может не совпадать с фондообразователем, в таком случае следует указать  их обоих.

Необходимо охарактеризовать состав и состояние документов, а также годы.

Если поступила россыпь, то необходимо ее взвесить.

Состав документов указывается на основании сдаточной описи, а если ее нет, то на основании хотя бы приблизительного знакомства с документами поступления.

Список фондов представляет собой перечень наименований архивных фондов в порядке их номеров, которые они получают по мере их поступления.

Указывается официально принятое название учреждения-фондообразователя и официально принятое сокращенное название.

Если название фондообразователя менялось, то указывается его последнее наименование. Главная цель списков фондов – закрепить за каждым фондом свой уникальный номер. Номер присваивается фонду один раз, как имя человеку, но в отличие от человеческого его нельзя изменить.

При выбытии фонда из архива «освободившийся» номер не может быть присвоен другому фонду, так как прежний номер мог войти в научный оборот.

Лист фонда включает сведения о названии со всеми его переименованиями и номере архивного фонда, количестве, хронологических границах и составе документов фонда и наличии описей.

Лист фонда раскрывает и динамику изменений состава и состояния фонда. Это осуществляется на основе записей о поступлении и выбытии документов.

         Лист фонда состоит из трех  основных разделов:

1) сведения о  переименованиях фондообразователя;

2) сведения о  местонахождении фонда и его  номере;

3) сведения о  движении (поступлении и выбытии) документов фонда.

Сведения о движении документов приводятся отдельно для описанных и неописанных документов (россыпи).

При учете россыпи может быть указано количество дел, документов или листов; при учете описанных материалов – только количество единиц хранения.

По листу фонда присваивается номер каждой описи. Если материалы какой-либо описи выбывают из архива, то ее номер не присваивается другой описи.

Архивная опись является учетным справочником, на основе которого ведется поединичный и суммарный учет (путем сложения данных итоговых записей всех описей фонда).

Дело фонда – комплекс документов, отражающих историю архивного фонда.

В дело фонда включается историческая справка о фондообразователе; схема систематизации дел фонда, рабочая инструкция по обработке фонда; акты о приеме документов; акты о выделении документов  к уничтожению; акты проверки наличия и состояния документов; акты о неисправном повреждении документов; копии характеристик фонда, составленные для путеводителя; справка об использовании материалов фонда и др.

Таким образом, из дела фонда можно получить следующие сведения:

v о дате создания  учреждения;

v   подчиненности;

v   реорганизации;

v   условиях  хранения материалов;

v   видов  научно-технической обработки материалов.

         Каждому делу фонда присваивается  номер фонда и его название. Дела фондов хранятся в порядке  их номеров.

Документы о поступлении и выбытии материалов фонда, о переименовании фондообразователя и об изменении в научно-справочном аппарате фонда включается в дело только после фиксации этих изменений в списке фондов, в описях, реестре описей.

Все документы, находящиеся в деле фонда, должны быть подшиты и пронумерованы; на них составляется внутренняя опись.

Документы централизованного государственного учета. Документы централизованного государственного учета составляются на основе суммирования данных, извлеченных из документов внутреннего учета.

Основным документом централизованного учета в государственном архиве и архиве учреждения является паспорт архива организации, который оставляется архивами учреждений в зависимости от состава документов. В него включается данные об условиях хранения документов, количестве единиц хранения документов, количестве единиц хранения и обеспеченности кадрами ведомственного архива на 1 декабря каждого года.

Паспорт государственного архива на 1 января каждого года содержит значительно большее число показателей и состоит из следующих разделов, которые показывают его состав и объем:

v архивные материалы;

v страховой фонд  копий;

v научно-справочный  аппарат;

v условия хранения  документов.

         Карточка фонда служит основой  для создания фондового каталога  субъекта Федерации и Центрального  фондового каталога Федеральной  архивной службы. Она содержит  сводные данные из листа фонда.

Карточки фонда составляются только в государственных архивах и архивах отраслевых фондов они не составляются.

Сведения об изменении в составе и объеме фондов составляются в государственных архивах на 1 января каждого года. Они содержат данные о поступивших и выбывших по каждому фонду архива единицах хранения документов за год и предназначены для внесения изменений в карточки фондов фондовых каталогов субъектов Федерации и Росархив.

В государственном архиве на основе поступивших паспортов архивов организаций составляются сведения о состоянии хранения документов организаций – источников комплектования на 1 декабря каждого года. Они включают данные о количестве источников комплектования:

всего по профилю архива;

негосударственных организаций;

государственных организаций;

а также о наличии в архивах учреждений номенклатур дел, инструкций по делопроизводству, помещений и штатов.

Движение документов централизованного учета в государственных архивах, музеях и библиотеках, в архивах учреждений и отраслевых фондов, архивов системы Российской академии наук, а также документов негосударственной части Архивного фонда Российской Федерации последовательно представлено в графическом варианте

Глава 2 Научно-справочный аппарат к документам архива

 

Картотека – справочник, который содержит сведения о содержании документов на карточках. Карточки располагают в картотеках в зависимости от потребностей организации в информации. Как показывает практика работы  архивов организаций, наиболее употребляемой является информация по содержанию организационно-распорядительных документов (приказов по основной деятельности, протоколов, договоров, соглашений, писем и т.д.).

В зависимости от задач по использованию документов могут создаваться предметные и предметно-тематические картотеки.

В предметной картотеке карточки группируют по алфавиту понятий (например, для приказов – по алфавиту наименований участков деятельности: акционирование, производство, сбыт, охрана труда; для писем – по алфавиту наименований организаций-корреспондентов и т.п.)

Целесообразным является создание картотек по личному составу для поиска сведений о трудовом стаже, зарплате и других данных социально-правового характера.

Карточки должны содержать фамилию, имя, отчество сотрудника организации и поисковые данные (номер фонда, описи, дела и листов) документов, в которых имеются сведения о нем. Карточки систематизируют по фамилиям в порядке алфавита в пределах одинаковых фамилий по алфавиту имен и отчеств.

При создании и применении автоматизированных систем поиска документов и дел в архивах организаций, традиционные правила регистрации и учета документов и дел, как на стадии делопроизводства, так и в архиве, должны быть использованы при разработке программ для ЭВМ.

Такая преемственность облегчит переход работы в архивоведении на новый технический уровень.

Особое место среди архивных справочников занимает историческая справка. Справку составляют при первом поступлении документов фонда в архив организации. В последующем по истечении 5-7 лет целесообразно составлять дополнение к исторической справке.

Историческую справку составляет и  подписывает заведующий  архивом. В организациях с небольшим объемом  дел, образующихся за год, историческую справку  можно заменить предисловием к описи  дел постоянного хранения.

Историческая  справка состоит  из трех разделов:

1.   истории  фондообразователя;

2.   истории  фонда;

3.   характеристики  документов фонда.

         Первый раздел - история  фондообразователя, (в хронологической  последовательности) содержит следующие сведения:

1.   даты, номера  и заголовки распорядительных  документов о создании, преобразованиях  и ликвидации  организации;

2.   крайние  даты деятельности  организации;

3.   изменения  в названии и деятельности  организации;

4.   задачи  и функции  организации и их  изменения;

5.   масштаб  деятельности организации и ее  место  в системе государственного  аппарата, отрасли;

6.   структура  организации и ее изменения  (с указанием дат).

Второй раздел-история фонда, содержит следующие сведения:

1.   Количество  дел в фонде и крайние даты  дел фонда;

2.   состав  документов фонда и крайние  даты каждой группы;

3. время поступления  фонда в архив  организации;

4.   степень  сохранности документов;

5.   изменения  в составе и объеме документов  фонда;

6.   указание (если организация передает документы  на государственное хранение) даты  и места передачи дел на  государственное хранение (наименование  государственного архива; № фонда, присвоенный  государственным  архивом, ссылка на акт приема-передачи  дел, его дату и номер).

Третий раздел-характеристика документов фонда, содержит перечисление видов научно-справочного аппарата к фонду.

В третьем разделе-характеристике документов фонда, перечисляют:

1. основные виды  документов;

2. указывают на  особенности документирования в  данной организации;

3. дают общие  сведения об использовании документов (основное содержание и   количество  справок социально-правового характера,  подбора и выдачи документов  в структурные  подразделения, и  т. п.

Справку печатают на общем бланке организации в 4-х  экземплярах (3 экземпляра предназначены  для государственного   архива и передаются вместе с описями при приеме-передаче дел.

 

2.1 Система научно-справочного  аппарата к архивным документам

 

Система научно-справочного аппарата к архивным документам архива – это комплекс взаимосвязанных и взаимодополняемых архивных справочников о составе и содержании архивных документов, создаваемых на единой методической основе для поиска архивных документов и архивной информации в целях эффективного использования.

Глава 3 Классификация архивной документации

 

Проблема классификации архивной документной информации – это стержневая проблема современной организации архивного информационного пространства. Поэтому в настоящее время ведется работа по созданию отраслевого классификатора архивной документной информации.

Работа по созданию научно-справочного аппарата к архивным документам представляет вид научного труда, направленный на обеспечение организаций и лиц необходимой документной информацией. Документная информация – это сведения, различные данные, содержащиеся в документе.

В практике информационной работы архивные документы, являющиеся первоисточниками сведений о предметах объективной действительности и мыслительной деятельности человека, получили название носителей первичной документной информации. 

Различные сообщения о документах, состоящие из описаний, специальных шифров и кодов, называются информацией об информации, или вторичной документной информацией.

Архивные справочники, содержащие вторичную документную информацию, и сами документы, несущие первичную документную информацию, в совокупности составляют архивную информационную среду.

Все архивные справочники, описывающие документную информацию, делятся на обязательные и дополнительные.

Обязательные справочники существуют во всех государственных архивах. К ним относятся архивные описи и архивные каталоги, обзоры документов и другие архивные справочники.

Дополнительные справочники создаются с учетом специфики документов архива, а также складываются исторически (поступившие на постоянное хранение делопроизводственные картотеки, картотеки и перечни документов, выявленных для публикации). К дополнительным справочникам относятся указатели, обзоры, тематические перечни, аннотированные каталоги.

Принципы построения системы НСА. Основными принципами построения системы НСА являются:

1)   взаимосвязь  и взаимодополняемость информации  различных справочников, описывающих  первичную ретроспективную документную  информацию на разных уровнях;

2)   неповторяемость  и недублированность информации  различных видов справочников;

3)   преемственность  НСА ведомственных, государственных  и муниципальных архивов.

Плевые два принципа необходимо соблюдать для того, чтобы сделать поиск более эффективным и избегать затрат труда архивиста на дублирование информации.

Если описание и каталогизация фонда проведены в соответствии с принципом взаимосвязи и взаимодополняемости информации, исследователь, ознакомившись с описью фонда и выписав из нее номера единиц хранения по интересующей его теме, обращается затем к соответствующему разделу каталога для более углубленного поиска. В каталоге он находит не только названия единиц хранения, но и заголовки документов и более подробную информацию с указанием на листы единицы хранения, на которых эту информацию можно найти.

Третий принцип очень важен для организации поисковой работы. Он означает, что к созданию всех типов справочников в ведомственных, государственных и муниципальных архивах применяются единые требования и единые методы. Так, описи дел составляются еще в делопроизводстве учреждений под контролем ведомственного архива. Сводные описи (годовые разделы) описей дел постоянного хранения ведомственного архива обязательно утверждаются ЭПК государственного архива и хранятся в государственном архиве как контрольные экземпляры до передачи дел на постоянное хранение. Такой же контроль должен осуществляться за составом ведомственных картотек и других справочников. Все элементы описания, все вспомогательные элементы справочного аппарата к описи должны находиться в строгом соответствии с основными правилами работы ведомственных и государственных архивов.

Информация о работе Учетные документы архива