Участники производства по делам об административных правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 18:07, реферат

Краткое описание

Административные производства - совокупность административно-процессуальных норм, регламентирующих порядок рассмотрения и разрешения однородных групп управленческих дел.
Управленческие процедуры распространяются не только на отношения, что регулируются различными отраслями права, но реализуются через государственную исполнительную деятельность. Эта особенность административно-процессуальной деятельности объясняет многочисленность административных производств, поскольку административный процесс обслуживает отрасли права, которые не имеют своих процессуальных форм.

Содержание

Введение....................................................................................................3
1. Понятие административного производства и их виды.......................4
2.Задачи и принципы производства по делам об административных нарушениях......................................................................................................6
3.Участники производства по делам об административных правонарушениях............................................................................................11
Заключение.................................................................................................18
Список использованной литературы....................................................19

Вложенные файлы: 1 файл

админ право реферат - копия.docx

— 36.09 Кб (Скачать файл)

12. Принцип устности состоит  в том, что дела рассматриваются  с учетом устных объяснений  участников процесса, хотя и с  записью их в протоколе или  фиксацией их сущности непосредственно  в постановлении по делу.

 

3. Участники производства по делам об административных правонарушениях.

 

Глава 25 КоАП РФ включает в себя 14 статей и определяет круг лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности. По сравнению с аналогичной главой КоАП РСФСР перечень участников производства расширился за счет законных представителей юридического лица, понятого, специалиста и прокурора. Примечательно, что на смену термину "лицо, привлекаемое к административной ответственности", пришел термин "лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. К числу участников производства по делам об административных правонарушениях КоАП РФ относит: лиц, в отношении которых ведется производство; законных представителей физических и юридических лиц; защитников и представителей потерпевшего; свидетелей; понятых; специалистов; экспертов; переводчиков. Особое внимание обращено на процессуальные права и обязанности участников производства.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться  со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными  правами в соответствии с Кодексом об административном правонарушении РФ. Физическое или юридическое лицо приобретает правовой статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушениях с момента составления протокола об административном правонарушении. При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым  административным правонарушением  причинен физический, имущественный  или моральный вред. Потерпевший  вправе знакомиться со всеми материалами  дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному  делу, пользоваться иными процессуальными  правами в соответствии с настоящим  Кодексом. Потерпевший обладает правом на участие в рассмотрении дела об административном правонарушении, что  является важной гарантией обеспечения  и защиты его прав и законных интересов. Пленум Верховного Суда Российской Федерации  в постановлении от 24 марта 2005 г. N 5 разъяснил, что право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление  последствий признаком состава  административного правонарушения.

Защиту прав и законных интересов физического лица, в  отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними  либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности  самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители. Законными представителями физического  лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица. Объем правового статуса законного представителя физического лица равен статусу представляемого им лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении или потерпевшего.

Законные представители  юридического лица осуществляют защиту его прав и законных интересов, если в отношении его ведется производство или оно является потерпевшим. В  таком качестве выступает руководитель юридического лица, а также иное лицо, признанное в соответствии с  законом и учредительными документами  органом юридического лица. Полномочия законного представителя подтверждаются документами, удостоверяющими его  служебное положение, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Для оказания юридической  помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а  для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель. Лицо, в  отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и потерпевший выбирают своих  защитников и представителей самостоятельно и добровольно в соответствии с собственными требованиями. Защитник и представитель, могут быть допущены к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента установления лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и потерпевшего, то есть с момента составления протокола об административном правонарушении.

В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Свидетель  обладает установленным законом  объемом прав и обязанностей. Свидетель  обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находиться дело об административном правонарушении и дать правдивые  показания.

Статья 51 Конституции РФ устанавливает, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным  законом. Данное положение отражено в части 3 статьи 25.6. КоАП РФ. Установлен круг близких родственников (родители и их дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка и внуки). Кроме того свидетель имеет право давать показания на родном языке или на языке которым владеет, пользоваться бесплатной помощью переводчика, делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

В случаях, предусмотренных  КоАП РФ, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух. Понятые подписывают протокол совершенного при них процессуального действия. Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол. Понятые приглашаются, для участия в производстве по делу об административных правонарушениях, на добровольной основе. Им возмещаются расходы, связанные с их участием в деле.

В качестве специалиста, для  участия в производстве по делу об административном правонарушении, может  быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических  средств. Участие в производстве по делу об административном правонарушении является обязанностью специалиста. За отказ или уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных комментируемой статьей специалист несет административную ответственность. Специалист под расписку предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений. Если специалисты не были об этом предупреждены, это является нарушением, влекущим невозможность  использования доказательств обнаруженных, закрепленных и изъятых с участием специалиста.

Специалисту возмещаются  расходы, понесенные им в связи с  явкой в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Труд специалиста оплачивается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В качестве эксперта может  быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в  науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. В  определении о назначении экспертизы эксперту должны быть разъяснены его  права и обязанности, он также  должен быть предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Если эксперты не были предупреждены об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, это является нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, полученных с участием эксперта.

Еще один участник производства - переводчик. Переводчик назначается  судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Он обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выполнить полно и точно порученный ему перевод и удостоверить верность перевода своей подписью. Участие в качестве переводчика является обязанностью привлеченного лица. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей переводчика, он несет административную ответственность. Переводчиком может быть только не заинтересованное в исходе дела лицо

Прокурор в пределах своих  полномочий вправе:

-возбуждать производство  по делу об административном  правонарушении;

-участвовать в рассмотрении  дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять  ходатайства, давать заключения  по вопросам, возникающим во время  рассмотрения дела;

-приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

Поскольку органы и должностные  лица, составившие протокол об административных правонарушениях, не являются участниками  производства по делам об административных правонарушениях, они не вправе обжаловать вынесенные по делу постановления. В  этих условиях возрастает значение прокурора  как субъекта обладающего правом приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении, независимо от участия в деле.

При наличии предусмотренных  ст. 25.12 КоАП РФ обстоятельств, исключающих возможность участия лица в качестве защитника, представителя, специалиста, эксперта или переводчика в производстве по делу об административном правонарушении, указанное лицо подлежит отводу. Однако, представляется исходя из логики ст. 25.12. КоАП РФ, что установление перечисленных обстоятельств, исключающих возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении, не может зависеть только от инициативы лиц участвующих в производстве. Правом инициативы отвода должен обладать и судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Заявление о самоотводе или об отводе подается судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Рассмотрев заявление о самоотводе или об отводе, судья, орган или должностное лицо, выносят определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

Исходя из выше перечисленных  признаков, под производством по делам об административных правонарушениях  следует понимать основанную на законе и облечённую в форму правовых отношений деятельность судей, органов  и должностных лиц по возбуждению  и рассмотрению дел об административных правонарушениях. Это применение к  виновным мер административной ответственности, осуществляемое в особом административно-процессуальном порядке. Оно производится в целях  всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела, разрешения его в соответствии с законом, обеспечения исполнения вынесенного  постановления, а также выявления  причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

 

 

Заключение. 

 

Производство по делам  об административных правонарушениях - одна из форм административного процесса, основной чертой которого, позволяющей  провести грань между ним и  гражданским и уголовным процессом, является его преимущественно внесудебный  порядок.

Административно-процессуальные действия, внешне сходные с уголовно-процессуальными  и гражданско-процессуальными, осуществляются, как правило, органами и должностными лицами, представляющими исполнительную власть.

Специфика процедуры производства порождена: оперативностью, краткими сроками, которые вообще присущи природе  административно-процессуальной деятельности.

Специфичны акты, сопровождающие каждую стадию данного производства: протокол является основанием для возбуждения  дела, постановление о наложении  взыскания - результат рассмотрения, решение принимается после завершения стадии обжалования.

Информация о работе Участники производства по делам об административных правонарушениях