Управление в области образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 08:57, курсовая работа

Краткое описание

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава I. Сущность и содержание понятийного аппарата
в сфере управления в области образования……………………………………..….....6
Глава II. Правовой статус и специфика организации управления
высшим и послевузовским профессиональным образованием……………..……...15
Список использованной литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

административное право к.р..doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

Правовой статус и  организация высшего и послевузовского  профессионального образования регламентируется Федеральным законом от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании "., где отражены цели высшего профессионального образования являются подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Подготовка лиц  с высшим профессиональным образованием для получения квалификации (степени) "бакалавр" и квалификации (степени) "специалист" осуществляется на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования, а для получения квалификации (степени) "магистр" - на базе бакалавриата. 2. Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях).

3. Лица, имеющие  среднее профессиональное образование  соответствующего профиля, а также  лица, уровень образования или  способности которых являются  достаточным основанием для получения  высшего профессионального образования по сокращенным или по ускоренным программам бакалавриата, могут получать высшее профессиональное образование по таким программам. Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается.

(п. 3 в ред.  Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ)

(см. текст в  предыдущей редакции)

4. Получение  образования по следующим образовательным  программам высшего профессионального  образования рассматривается как получение второго высшего профессионального образования:

1) по программам  бакалавриата или программам  подготовки специалиста - лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом  специалиста, диплом магистра;

2) по программам  магистратуры - лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра.

(п. 4 в ред.  Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ) [4]

 

Что же  касается  Послевузовское профессиональное образование, то  понятийный   аппарат  и специфика  управления   в  этой   сфере  деятельности  отражены  в   пунктах  статьи  25  закона  об    "О высшем и послевузовском профессиональном образовании

 Итак, Статья 25. Послевузовское профессиональное образование

 

1. Послевузовское  профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

2. Послевузовское  профессиональное образование может  быть получено в аспирантуре  (адъюнктуре), ординатуре и интернатуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии, а также в докторантуре, создаваемой в указанных образовательных учреждениях и научных организациях.

(п. 2 в ред.  Федерального закона от 20.04.2007 N 56-ФЗ) [4]

 

 

Согласно   которому,  в  статье 26, посвященной Дополнительному  образованию говориться   о  том,  что 

1. Дополнительные  образовательные программы и  дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

В пределах каждого  уровня профессионального образования  основной задачей дополнительного  образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов.

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

(см. текст в  предыдущей редакции)

2. К дополнительным  образовательным программам относятся  образовательные программы различной  направленности, реализуемые:

в общеобразовательных  учреждениях и образовательных  учреждениях профессионального  образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

в образовательных  учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, спортивных школах, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);

 

Закон определяет принципы, систему, основы организации высшего  и послевузовского профессионального  образования в Российской Федерации. Рассмотрим его основные положения.

Прежде всего, отметим значение и характер ст. 2 Закона. Она устанавливает, что государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования основывается на принципах, определенных Законом РФ "Об образовании", а также на следующих принципах:

-суверенность прав субъектов Российской Федерации в определении собственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования в части национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;

-непрерывность и преемственность процесса образования;

-интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования;

-конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников;

-государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального образования[6, 312].

Организационной основой  государственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования является Федеральная программа развития образования в части, соответствующей высшему и послевузовскому профессиональному образованию.

Педагогическим работникам из числа профессорско-преподавательского состава, научным работникам и студентам высшего учебного заведения предоставляются академические свободы, в том числе свобода педагогического работника высшего учебного заведения излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, а также свобода студента получать знания согласно своим склонностям и потребностям.

Предоставляемые академические  свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения.

Далее остановимся более  подробно на специфических особенностях структуры системы высшего и  послевузовского профессионального  образования.

Структура системы высшего  и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность:

-государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования;

-имеющих лицензии высших учебных заведений и образовательных учреждений соответствующего дополнительного профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм;

-научных, проектных, производственных, клинических, медико-профилактических, фармацевтических, культурно-просветительских предприятий, учреждений и организаций, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования и др.

К компетенции федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием относятся:

-разработка и реализация совместно с другими федеральными органами управления образованием соответствующих разделов Федеральной программы развития образования и международных программ в области высшего, послевузовского профессионального образования и соответствующего дополнительного образования;

-утверждение федеральных компонентов соответствующих государственных образовательных стандартов, утверждение положений об итоговой государственной аттестации студентов и об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях;

-разработка и утверждение примерных учебных планов и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования, организация издания учебной литературы и производства учебно-наглядных пособий;

осуществление полномочий учредителя (учредителей) подведомственных государственных высших учебных заведений;

-содействие развитию и реализации новых эффективных технологий обучения в области высшего и послевузовского профессионального образования;

лицензирование деятельности высших учебных заведений независимо от их организационно-правовых форм и  государственных образовательных  учреждений соответствующего дополнительного  образования, а также их государственная аккредитация.

В соответствии с компетенцией субъектов РФ по общим вопросам высшего и послевузовского профессионального образования субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне установленной рассматриваемым Федеральным законом от 22 августа 1996 г. компетенции Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования [8, 37].

В круге  заданных  вопросов  особого   внимания   заслуживает  специфика Управления высшим учебным заведением, которое осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) и уставом высшего учебного заведения на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности.

Устав высшего учебного заведения принимается общим  собранием (конференцией) педагогических работников, научных работников, а  также представителей других категорий  работников и обучающихся высшего  учебного заведения.

Военно-учебные заведения  осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Общее руководство государственным  или муниципальным высшим учебным  заведением осуществляет выборный представительный орган -ученый совет.

Непосредственное управление высшим учебным заведением осуществляет ректор. Ректор государственного или муниципального высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения, избирается тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок до 5 лет и утверждается в должности органом управления образованием, в ведении которого находится высшее учебное заведение.

В случае мотивированного  отказа органа управления образованием утвердить кандидатуру, избранную на должность ректора государственного или муниципального высшего учебного заведения, проводятся новые выборы. При этом, если кандидат на должность ректора набирает не менее чем две трети голосов от общего числа участников общего собрания (конференции), он утверждается органом управления образованием в обязательном порядке[6, 317].

 

Список использованной литературы

  1. "КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" от 10.07.1992 N 3266-1
  2. ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 29.12.2006 N 258-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ"
  3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 13.02.2009) "О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ" (принят ГД ФС РФ 19.07.1996)
  4. "КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ" (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)(действующая редакция)
  5. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г., Ким-Кимэн А. Н. Административное право: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 480 с.
  6. ЖУРНАЛ "Вестник образования". Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки РФ."Административное право"
  7. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО "Высшее образование", М., 2009 г.
  8. Административное право - Попов Л.Л., Москва, 2005
  9. Иваньков А.Е. Административное право: Учебный минимум Москва Юриспруденция 2005

Информация о работе Управление в области образования