Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с созданием, использо-ванием и распространением вредоносных программ для эвм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Современные методы обработки информации средствами вычислительной техники, широкая доступность вычислительных машин обеспечили возможность их использования не только в научных, исследовательских и образовательных целях, но и внедрения во все сферы общественной жизни.
Компьютерная информация и средства ее обработки затрагивают практически все стороны последней от контроля за городским пассажирским транспортом до решения проблем национальной безопасности. Развитие компьютерных сетей привело к повсеместному распространению такого способа связи как электронная почта.

Содержание

Введение
1. Итория и теория развития ответственности за совершение преступлений в сфере компьютерной информации
2. Объект и предмет посягательства
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А

Вложенные файлы: 1 файл

уголовное гадж.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Махачкалинский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Уголовное право

Тема

Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с созданием, использо-ванием и распространением вредоносных программ для эвм

Фамилия студента

Махмудов 

Имя студента

Равил 

Отчество студента

Мамедкасумович

№ контракта

12401090101004


 

Содержание

Введение 

1. Итория и теория развития ответственности за совершение преступлений в сфере компьютерной информации

2. Объект и предмет посягательства

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложение А

Введение

 

Современные методы обработки информации средствами вычислительной техники, широкая  доступность вычислительных машин  обеспечили возможность их использования не только в научных, исследовательских и образовательных целях, но и внедрения во все сферы общественной жизни.

Компьютерная информация и средства ее обработки затрагивают практически  все стороны последней от контроля за городским пассажирским транспортом до решения проблем национальной безопасности. Развитие компьютерных сетей привело к повсеместному распространению такого способа связи как электронная почта.

Органы государственного управления, министерства и ведомства имеют  размещённые в глобальной сети сайты, содержащие информацию, ориентированную на широкий круг пользователей информационных ресурсов. Вместе с тем нельзя не отметить, что глобальная компьютеризация и стремительное развитие сферы высоких технологий наряду с положительными тенденциями открывает также новые возможности для преступного мира, криминализуя тем самым общественно-правовые отношения в информационной области.

В частности преступное сообщество активно использует возможности  высоких технологий, предоставляемые  телекоммуникационной и вычислительной техникой, что привело к значительному росту всё ещё недостаточно изученного вида противоправных действий преступлений в сфере компьютерной информации. 

Необходимо также отметить, что  использование возможностей высоких  технологий позволяет не только совершенствовать «традиционные» виды преступлений (хищение, «отмывание» денежных средств, подделка документов, включая ценные бумаги и денежные знаки), но также приводит к возникновению принципиально новых видов преступлений, к числу которых, в частности следует отнести: несанкционированное использование компьютерной информации, компьютерное мошенничество, компьютерный подлог, компьютерный саботаж и т.п.

Как следствие в общественном сознании возникли и устойчиво закрепились  такие понятия как «компьютерная информация», «компьютерные преступления», «компьютерные вирусы», «информационная безопасность», «информационное оружие».

 

Основная часть

1. Итория и теория развития ответственности за совершение преступлений в сфере компьютерной информации

 

Компьютерным преступлениям чуть более 35 лет. Такой небольшой с  исторической точки зрения период времени  в значительной степени объясняется  тем, что в первоначальный период внедрения вычислительной техники  она представляла собой оборудование элитарного класса, к работе с которым допускался лишь ограниченный круг квалифицированных специалистов. Совершение подобных преступлений невозможно без обладания специальными техническими и математическими знаниями высокого уровня, доступных далеко не каждому.

Характерной особенностью компьютерных преступлений, отличающих их от всех других уголовно-наказуемых деяний, является то, что они обладают очень высокой латентностью и чрезмерно большим размером наносимого ущерба.

Даже в такой стране как США, одной из первых вступившей на путь повсеместного внедрения вычислительной техники в жизнь общества, первые сведения о компьютерных преступлениях получили огласку лишь в середине 70-х годов XX столетия.

Между тем, значительная часть преступных деяний, выявленных в этот период времени была совершена двумя десятилетиями ранее.

До этого момента вычислительная техника представлялась человечеству как важнейший инструмент научно-технического прогресса и надежный помощник, открывающий  перед ним грандиозные, невиданные возможности и перспективы.

Основой информационной области является единое информационное пространство, под которым понимается «совокупность  информационных ресурсов и информационной инфраструктуры, позволяющая на основе единых принципов и по общим правилам обеспечивать безопасное информационное взаимодействие государства, организаций и граждан при их равнодоступности к открытым информационным ресурсам, а также максимально полное удовлетворение их информационных потребностей на всей территории государства при сохранении баланса интересов на вхождение в мировое информационное пространство и обеспечение национального информационного суверенитета».

До сих пор в области борьбы с компьютерными преступлениями отсутствует единое мнение о том, какие деяния следует считать  компьютерными преступлениями, и каким должно быть их юридическое определение.

Вместе с тем, большинством теоретиков и практиков, как в нашей стране, так и за рубежом выделяют эти  преступления в самостоятельную  уголовно-правовую категорию.

Термин «компьютерная преступность» широко стал использоваться практическими работниками правоохранительных органов и учеными, хотя первоначально для этого отсутствовали как криминологические, так и правовые основания.

Группа экспертов Организации  экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1986 году дала криминологическое определение компьютерного преступления, под которым понималось любое незаконное, неэтичное или неразрешенное поведение, затрагивающее автоматизированную обработку и (или) передачу данных .

Однако за прошедшее с этого момента время до сих пор в мире отсутствуют единые подходы к определению понятия и видов компьютерных преступлений, что объективно обусловлено сложностью совмещения понятия «компьютерная информация» с традиционными институтами уголовного права.

Это в свою очередь оказывает  негативное влияние на их статистический учет и анализ состояния и тенденций  развития преступности данной категории.

Различия в национальных законодательных  системах привели к неоднородности в области борьбы с нарушениями в информационной сфере.

Применительно к рассматриваемым  нами преступлениям государства  условно можно разделить на следующие  группы: - страны, в уголовном законодательстве которых имеются специальные  нормы, предусматривающие ответственность  за совершение компьютерных преступлений; - государства, которые находятся в стадии принятия соответствующих законов; - страны, где не криминализовано ни одно из компьютерных правонарушений.

В данном параграфе мы представим анализ действующего законодательства ряда зарубежных стран, направленного на противодействие созданию и распространению вредоносных программ.

В начале рассмотрим законодательство США, имеющей наибольший опыт борьбы с компьютерной преступностью, где  основным нормативным актом в  борьбе с данными деликтами, является Закон о компьютерном мошенничестве и злоупотреблениях, принятый в 1986 году. Наибольший интерес для нас в американском федеральном законодательстве представляют, входящие в гл. 47 18-го свода законов США ст. 1030 и 1029.

В качестве компьютерных преступлений существует семь типов деяний (редакция Закона 1996г. ужесточает санкции):

1) несанкционированный доступ к компьютеру для получения секретной государственной информации с целью нанести урон США или для выгоды другого государства;

2) несанкционированный доступ к компьютеру, который используется федеральным правительством;

3) несанкционированный доступ к  компьютерной системе без разрешения  или сверх полномочий с целью  совершить мошенничество; 

4) несанкционированный доступ к  компьютеру для получения защищенной финансовой или кредитной информации;

5) введение программы, информации, кода, или команды с целью нанесения  ущерба; несанкционированный доступ  к компьютерной системе, осуществляемый  в США или за пределами страны, который нанес ущерб по меньшей мере 5000 долларов;

6) обманное перемещение компьютерных  паролей, влияющее на связь  между штатами; 

7) передача информации, содержащей  угрозу нанести ущерб компьютеру  с целью вымогательства денежных  и иных средств .

Отличительной особенностью американского законодательства является наличие двух уровней в его структуре: федеральное законодательство и законодательство отдельных штатов. Эта особенность в полной мере относится и к законам, посвященным компьютерным преступлениям.

Существует ряд законов и статей отдельных законов федерального уровня, непосредственно ориентированных на борьбу с упомянутыми правонарушениями. Наряду с этим законодательные системы отдельных штатов содержат нормы, обеспечивающие противодействие преступлениям в информационной сфере. Правонарушения, угрожающие национальной безопасности, банковским структурам или связанные с терроризмом и организованной преступностью, подпадают под юрисдикцию Федерального бюро расследований США.

Случаи, когда нападению подвергается Министерство финансов, относятся к юрисдикции американской секретной службы. Она же расследует преступления, выходящие за рамки ответственности ФБР и Управления призыва на военную службу, в частности, когда имеет место хищение паролей или кодов доступа. По ряду дел федерального уровня юрисдикцией могут обладать и другие ведомства. Среди них: таможенная служба, министерство торговли, а также некоторые подразделения министерства обороны, например следственная служба ВВС.

2.Объект и предмет посягательства

Фундамент отечественного уголовного права построен на понимании объекта преступления как совокупности общественных отношений в определённой сфере. Эта позиция нашла свое отражение в трудах известных ученых советского периода А.А. Пионтковского и Б.С. Никифорова.

Аналогичная позиция поддерживается многими учеными и в настоящее время.

Правильная классификация преступления необходима для выявления слабых и сильных сторон законодательной  формулировки, и мы придерживаемся позиции Н.Г. Кадникова, утверждающего, что «классификация преступлений в Особенной части УК является самостоятельным уголовно-правовым институтом, определяющим социальную значимость и ценность объекта, позволяющим более эффективно применять нормы уголовного закона на практике»"".

Проводимый нами анализ деликта позволит дать рекомендации по более тщательной дифференциации уголовной ответственности и индивидуализации наказания за данный вид правонарушений.

В среде учёных-правоведов существуют различные мнения относительно родового объекта компьютерных преступлений. Так некоторые из них в качестве родового объекта анализируемого нами вида преступлений рассматривают отношения, регулирующие общественную безопасность.

В статье 1 Закона РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности»  дается определение безопасности как  состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

В широком смысле общественная безопасность рассматривается в УК РФ как совокупность большой группы общественных отношений, обеспечивающих безопасные условия жизни всего общества, общественный порядок, здоровье населения, общественную нравственность, экологический правопорядок и экологическую безопасность, безопасность движения и эксплуатации транспорта, безопасность информационную, в её наиболее значительной, компьютерной части.

В то же время в юридической литературе существуют и иные определение безопасности.

Например, В,С. Комиссаров полагает, что  «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства  от негативных последствий явлений социального характера, а также поддержание уровня этой защищенности». Г.В. Овчинникова указывает, что «объект преступлений представляет собой систему общественных отношений по поводу создания и поддержания безопасных условий жизнедеятельности общества, функционирования и развития его институтов».

Безопасность, как условие функционирования и развития общества, возможно, оценить как с объективной, так и с субъективной стороны.

Объективный критерий составляет уровень  реальной защищенности общества, обеспечиваемый системами законодательного регулирования, организационными мерами по использованию  материальных средств, реализацией этих мер правоприменителями, государственными службами и органами.

Субъективным критерием может  служить уровень психологического комфорта общества, то есть ощущаемая  гражданами степень защищенности, общественное спокойствие, чувство собственной безопасности, немало важное осознание безопасности сограждан, неприкосновенности своего и их имущества, уверенность в устойчивости государства, функционировании его общественных институтов, в том числе при возникновении природных, техногенных и социальных катаклизмов.

При определении родового объекта  компьютерных преступлений существуют такие мнения: И.В. Никифоров полагает, что «существует два родовых  объекта компьютерных преступлений:

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с созданием, использо-ванием и распространением вредоносных программ для эвм