Территориальные федеральные органы исполнительной власти: порядок организации и полномочия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 03:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы на тему: «Территориальные федеральные органы исполнительной власти», является исследование основных принципов порядка и организации органов исполнительной власти в РФ.
Достижению цели способствует решение следующих исследовательских задач:
Изучить понятие органа исполнительной власти в РФ;
Рассмотреть классификацию органов исполнительной власти;
Ознакомиться с системой органов исполнительной власти;
Рассмотреть порядок формирования органов исполнительной власти;
Определить место и роль федеральных территориальных органов в системе всей исполнительной власти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ………………………………………………………5
1.1. Признаки исполнительной власти…………………………………………..5
1.2. Правовой статус органов исполнительной власти………………………….9
ГЛАВА 2. ВИДЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ……………………..10
ГЛАВА 3. ПРЕЗИДЕНТ И ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…..16
ГЛАВА 4. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ…………..24
4.1. Территориальные федеральные органы исполнительной власти…………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО–ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая чистовая административное право.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

            В Российской Федерации создано множество органов исполнительной власти, различающихся по уровню их нахождения в структуре исполнительной власти, роли и масштабу деятельности, сферам и отраслям управления, порядку принятия решений, способу образования, характеру компетенции, в связи с чем представляется важным вопрос классификации этих органов. В зависимости от критерия, который лежит в основе классификации, можно выделить следующие виды органов исполнительной власти.

       1. По уровню нахождения органа в системе исполнительной власти в Российской Федерации (в зависимости от федеративного государственного устройства страны):

          а) федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства);

          б) органы исполнительной власти субъектов РФ: республик, краев, областей, городов республиканского значения (Москва и Санкт- Петербург), автономной области и автономных округов. Для данного раздела классификации важнейшее значение имеет установление территориальных границ, в рамках которых тот или иной орган исполнительной власти может осуществлять государственно - властные полномочия. Традиционно в этом случае говорят о территориальном масштабе деятельности соответствующих органов исполнительной власти.

          Федеральные органы исполнительной власти, осуществляя государственное управление на территории всей Российской Федерации, могут создавать свои территориальные органы, которые не входят в систему органов исполнительной власти субъектов РФ (хотя их деятельность осуществляется в соответствующих субъектах РФ), также территориально-региональные органы исполнительной власти, компетенция которых распространяется на территорию нескольких субъектов РФ (экономический район, военный округ; соответственно можно говорить об органах управления в определенном экономическом районе, органах военного управления)4.

           Принцип федерализма способствует формированию единой системы органов исполнительной власти, предполагающей как непосредственную подчиненность нижестоящих органов вышестоящим, так и известную самостоятельность, которая обеспечивается действующим законодательством.

           Именно с учетом принципа федерализма следует разрабатывать основные критерии распределения полномочий федеральных, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также определять основы взаимодействия и порядок разрешения споров и коллизий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

            2. По субъекту, в ведении которого находится право формировать (учреждать) органы:

          а) органы исполнительной власти, которые формируются (учреждаются) самой Российской Федерацией в соответствии с конституционными положениями, отнесшими процедуру образования этих органов к ведению Федерации. Следовательно, к этой группе принадлежат лишь федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы;

          б) органы исполнительной власти, которые формируются (учреждаются) самими субъектами РФ на основании положений Конституции РФ, конституций (уставов) и законов субъектов РФ. Право образования этих органов отнесено к ведению субъектов РФ.

           Органы исполнительной власти, формируемые в субъектах РФ, могут находиться в так называемом двойном подчинении, т. е. подчиняться не только президентам, главам администраций, но и соответствующим федеральным органам исполнительной власти. Например, управление внутренних дел МВД России, действующее в субъекте РФ, подчиняется и главе администрации, и министру (министерству) внутренних дел РФ.

 

 

            3. По способу и процедуре формирования (учреждения) органов:

           а) органы» руководители, которых (главы исполнительной власти) избираются населением соответствующей территории (например, президенты и председатели правительств республик, главы администрации краев и областей, городов федерального значения);

           б) органы, формируемые в установленном порядке высшими должностными лицами "(глава Государства, президент) или гла-вами исполнительной власти (президент, глава администрации, - высшее должностное лицо).

           4. По организационно-правовым формам.

а) правительства (советы министров, которые имеют статус правительств), например Правительство РФ, Правительство республики, города федерального значения, краев, областей;

б) министерства (федеральные, республиканские, некоторых  областей субъектов РФ);

в) государственные комитеты (республиканские);

г) федеральные  службы и федеральные агентства (они могут иметь свои территориальные органы государственного управления);

д) администрации;

е) мэрии;

ж) департаменты, управления, главные управления, комитеты, отделы (они образуются в качестве структурных подразделений, как на уровне федеральных органов исполнительной власти, так и в субъектах РФ) (рис. 1).

           5. По характеру компетенции (или содержанию деятельности):

а) органы исполнительной власти общей компетенции осуществляют управление на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер деятельности (управления) по всем основным вопросам их деятельности. Этим органам принадлежит так называемая общая компетенция, т. е. они могут решать общие вопросы социального, экономического, культурного, административно-политического строительства на соответствующей территории;

б) органы отраслевой компетенции осуществляют управление; подчиненными им отраслями в различных  сферах государственной деятельности. Ими являются, как правило, федеральные и республиканские министерства и образуемые ими иные отраслевые органы государственного управления. В субъектах РФ также создаются органы отраслевого управления, выступающие структурными образованиями (например, администраций краев, областей) и осуществляющие деятельность в рамках конкретной отрасли управления;

в) органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции для всех или, для большинства отраслей и сфер деятельности (управления). Орган исполнительной власти межотраслевой компетенции учреждается в целях обеспечения координации в управлении делами в конкретной отрасли и сфере деятельности5.

           6. По порядку принятия управленческих решений (правовых актов управления):

а) коллегиальные  органы;

б) единоначальные органы.           

Классификация органов исполнительной власти может проводиться также  по другим признакам: по порядку образования (избираемые, назначаемые); по источникам финансирования (видам бюджета).

Рисунок 1 –  схема структуры органов исполнительной власти в РФ

 

 

ГЛАВА 3. ПРЕЗИДЕНТ И ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правовую основу организации и деятельности Правительства  РФ составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, в том числе Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»; федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ.

Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Данная система образуется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ее ведения, а также полномочий по предметам совместного ведения Федерации и субъектов Федерации.

Правительство РФ осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием и судами. При этом Правительство РФ осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Правительство РФ - это высший орган исполнительной власти, хотя слово «высший» применительно к этому федеральному органу в Конституции РФ не употребляется. Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации6.

От других федеральных органов Правительство РФ отличается предметом и сферой деятельности. В пределах своих полномочий Правительство РФ:

а) организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных  законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ;

б) осуществляет систематический контроль за их исполнением  федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;

в) принимает  меры по устранению нарушений законодательства РФ. Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации, а также принимает акты, не имеющие правового характера, и дает поручения федеральным органам исполнительной власти соответствующим должностным лицам.

Состав Правительства  РФ зависит от структуры федеральных органов исполнительной власти, т. е. системы этих органов, предопределяемой целями и задачами деятельности исполнительной власти в соответствующий период времени. Правительство РФ состоит из членов Правительства РФ:

Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Председатель  Правительства РФ назначается Президентом  РФ с согласия Государственной Думы, а освобождается от должности  также Президентом РФ по заявлению  Председателя Правительства РФ об отставке либо в случае невозможности исполнения им своих полномочий.

Президент РФ уведомляет Совет Федерации и Государственную  Думу об освобождении от должности  Председателя Правительства РФ в  день принятия решения. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку всего Правительства РФ. Президент РФ вправе до назначения нового Председателя Правительства РФ поручить исполнение его обязанности исполняет один из его заместителей Председателя        Правительства РФ на срок до двух месяцев. В случае временного отсутствия Председателя Правительства РФ его обязанности исполняет один из его заместителей в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей.

Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя. Правительства РФ они имеют право подавать заявления отставке.

Для членов Правительства РФ устанавливаются определенные обязанности и ограничения. Например, они обязаны в установленном порядке представлять в налоговые органы сведения о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также об имуществе, принадлежащем им на праве собственности.

Для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством РФ, образуется Аппарат Правительства РФ, который взаимодействует с Администрацией Президента РФ и аппаратами палат Федерального Собрания. Организационная структура Аппарата Правительства РФ включает руководство Аппарата и его подразделения - департаменты, управления, секретариаты Председателя Правительства РФ, его заместителей и Руководителя Аппарата Правительства РФ.

Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Правительство РФ решает следующие общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти7:

а) утверждает положения  о федеральных министерствах  и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;

б) устанавливает  порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;

в) назначает  на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

г) в случае необходимости отменяет акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливает действие этих актов;

д) учреждает  организации, образовывает координационные, совещательные органы, а также  органы при Правительстве РФ.

К общим полномочиям  Правительства РФ относятся:

а) организация  реализации внутренней и внешней  политики РФ; б)осуществление регулирования  в социально экономической сфере;

в) обеспечение  единства системы исполнительной власти в Российской Федерации, направление и контроль деятельности ее органов;

г) формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации;

Информация о работе Территориальные федеральные органы исполнительной власти: порядок организации и полномочия