Сущность и функции государвста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 15:09, контрольная работа

Краткое описание

Власть - сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т.д.

Содержание

1. Сущность и функции государства
1.1. Государственная власть: понятие и общие черты
1.2. Понятие и признаки государства
1.3. Сущность государства: различные подходы
1.4. Функции государства: понятие и виды
1.5. Основные внутренние и внешние функции Российского государства
1.6. Формы осуществления функций государства

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность и функции государства.docx

— 42.55 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО–ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РГТЭУ

Факультет заочного обучения

Профиль «Финансы и кредиты»

 

                                    Контрольная работа

                                   По дисциплине: «Право»

 

Тема: Сущность и функции государства

 

                                                          Выполнила: студентка 1 курса

          Заочной формы обучения

13 группа

Зачетная книжка №439

Каламкарян Т.Г.

        Проверил: проф. Евсеев Вадим Олегович

 

 

 

 

2014 год

Содержание

 

1. Сущность и функции государства

1.1. Государственная власть: понятие и общие черты

1.2. Понятие и признаки  государства

1.3. Сущность государства: различные подходы

1.4. Функции государства: понятие и виды

1.5. Основные внутренние  и внешние функции Российского  государства

1.6. Формы осуществления  функций государства

 

 

 

 

 

1.1. Государственная власть: понятие и общие черты

 

Власть - сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т.д. В юридической литературе одни авторы рассматривают власть как определенную функцию, присущую любому коллективу, обществу; другие исследователи - как волевое отношение (властеотношение) властвующего и подвластного субъектов; третьи - как способность властвующего (управляющего) навязывать свою волю другим лицам; четвертые - как организованную силу, способную подчинять воле определенной социальной общности других людей. Власть понимается также как управление, связанное с принуждением. И наконец, зачастую под властью понимается государство или его органы, осуществляющие власть (А.Ф. Черданцев).

По нашему мнению, под социальной властью можно понимать присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение.

Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Она присуща и роду, и племени, и семье, и общественной организации, и партии, и государству, и обществу в целом, и т.п. Это - важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов, существенный элемент любой организации социальной жизни.

Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий социальную жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.

Необходимость социальной власти в коллективах проистекает из совместной осознанной общественной деятельности, что предполагает разделение труда, регулирование поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой. Социальная власть всегда содержит элемент принуждения. Формы принуждения, как и пути "присвоения" чужой воли, многообразны, в связи с чем различается множество разновидностей власти по самым различным основаниям деления: экономическая, военная, идеологическая, религиозная, корпоративная, публичная и частная, власть организации над добровольно вступившими в нее членами и т.д. (В.Е. Чиркин).

Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти. В литературе по-разному понимается соотношение категорий "государственная власть" и "политическая власть".

Согласно одной точке зрения, государственная власть - более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, хотя и осуществляют власть (ст. ст. 3, 12, гл. 8).

Вместе с тем если государственная власть выступает от имени всего общества, то политическая - зачастую от какой-либо его части или социальной группы, являющейся субъектом политического властвования. В отличие от власти политической, государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви - законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами (ст. 10 Конституции РФ). Иными словами, подобно тому как политическую систему общества нельзя сводить только к государству, так и политическую власть нельзя отождествлять с властью государственной.

Согласно другой точке зрения, понятие "политическая власть" тождественно категории "государственная власть", так как политическая власть исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии, разрешении и пр.

Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Подобная власть осуществляет функцию, связанную с руководством, управлением и координацией волевых действий людей. Государственная власть ведет к установлению таких отношений, в которых она выступает как высший авторитет, добровольно или вынужденно признаваемый всеми членами социального сообщества, сложившегося на данной территории. Властное руководство предполагает, с одной стороны, возможность носителей властных функций определять поведение людей, с другой - необходимость подвластных подчинять свое поведение властному повелению. Подчинение - следствие как убеждения, так и принуждения. Власть есть сила, способная подчинять. Утрата этого качества вызывает паралич власти со всеми вытекающими отсюда последствиями (Г.Н. Манов).

Государственная власть:

1) распространяется на  все общество (это единственная  власть, которая имеет отношение  ко всем лицам, проживающим в  данной стране, является общеобязательной);

2) носит публично-политический  характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов);

3) опирается на государственное  принуждение (имеет право применять  силу, когда это необходимо для  достижения законных и справедливых  целей);

4) осуществляется специальными  лицами (чиновниками, политиками и  т.п.);

5) устанавливает систему  налогов;

6) организует население  по территориальному признаку;

7) характеризуется легитимностью  и легальностью.

Легитимность и легальность власти - понятия не совпадающие. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что выступает ее юридической характеристикой, то легитимность - это доверие и оправдание власти, что выступает ее нравственной характеристикой. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, - легальна, в то же время она может быть нелегитимной, не приниматься народом.

Во все времена предметом постоянной озабоченности правящих элит является легитимация своей власти и политики, т.е. обеспечение их признания и одобрения со стороны подвластных. Чтобы добиться усиления своей поддержки обществом, они стремятся воздействовать на сознание людей всеми средствами - идеологическими, научными, правовыми, нравственными, эмоционально-психологическими и т.п.

О степени легитимности государственной власти можно судить по уровню принуждения, необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения, бунтов, восстаний и т.п.; по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму и др.

 

1. 2. Понятие и признаки государства

 

В политико-юридической литературе существует множество дефиниций понятия "государство". Его определяют и как "общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства" (Н. Коркунов); и как "естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка" (Л. Гумплович); и как "союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью" (Л. Тихомиров); и как "союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории" (Е. Трубецкой); и как "союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти" (И. Ильин).

Общим во всех данных определениях выступает то, что названные ученые включали в качестве специфических видовых отличий государства такие его важнейшие характеристики, как народ, публичную власть и территорию. По большому счету они понимали под государством соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.

В принципе это верный подход. Необходимо только помнить, что далеко не любое государство и далеко не всегда в своей политике воплощает волю (интересы) всего народа, большинства граждан. Как правило, бывает наоборот. Оно обеспечивает интересы преимущественно лишь каких-то классов, слоев, элит, национальностей и т.п., что важно учитывать при рассмотрении сущности данного конкретного государства.

Поэтому, по нашему мнению, государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство - самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой (И.Ф. Ракитская).

Государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от догосударственных, так и негосударственных организаций:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не  совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает  аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие  учреждения);

2) система налогов, податей, займов (выступая основной доходной  частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения  определенной политики и содержания  государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное деление  населения (государство объединяет  своей властью и защитой всех  людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности  к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых  государств территориальное деление  населения, начавшееся в процессе  общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый  общественный институт - подданство  или гражданство);

4) право (государство не  может существовать без права, так как последнее юридически  оформляет государственную власть  и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки  и формы осуществления функций  государства и т.п.);

5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя  их в юридические правила поведения);

6) монополия на легальное  применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших  ценностей, каковыми являются жизнь  и свобода, определяет особую  действенность государственной  власти);

7) устойчивые правовые  связи с населением, проживающим  на его территории (гражданство, подданство);

8) обладание определенными  материальными средствами для  проведения своей политики (государственная  собственность, бюджет, валюта и  т.п.);

9) монополия на официальное  представительство всего общества (никакая иная структура не  вправе представлять всю страну);

10) суверенитет (присущее  государству верховенство на  своей территории и независимость  в международных отношениях). В  обществе власть может существовать  в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т.п. Однако властью, решения которой обязательны  для всех граждан, организаций  и учреждений, обладает лишь государство, которое осуществляет свою высшую  власть в пределах собственных  границ. Верховенство государственной  власти означает: а) ее безусловное  распространение на население  и все социальные структуры  общества; б) монопольную возможность  применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть  до смертной казни), которыми не  располагают другие субъекты  политики; в) осуществление властных  полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); г) прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными  акты других субъектов политики, если они не соответствуют  установлениям государства. Государственный  суверенитет включает такие основополагающие  принципы, как единство и неделимость  территории, неприкосновенность территориальных  границ и невмешательство во  внутренние дела. Если какое бы  то ни было иностранное государство  или внешняя сила нарушает  границы данного государства  или заставляет его принять  то или иное решение, не отвечающее  национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его  суверенитета. А это явный признак  слабости данного государства  и его неспособности обеспечить  собственный суверенитет и национально-государственные  интересы. Понятие "суверенитет" имеет для государства такое  же значение, что и понятие "права  и свободы" для человека;

Информация о работе Сущность и функции государвста