Сущность административного наказания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение системы административных наказаний и их видов.
Исходя из цели исследования были поставлены следующие задачи:
­ дать понятие административного наказания;
­ рассмотреть основные цели административного наказания;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….. 3
I. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ………………… 5
1.1 Понятие административного наказания……………………………………….. 5
1.2 Цели административного наказания…………………………………………… 6
II. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ………………………….. 10
2.1 Система административных наказаний……………………………………….. 10
2.2 Виды административных наказаний и их применение……………………….. 13
III. ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ……26
3.1 Принципы назначения административных наказаний………………………… 26
3.2 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность……………………………………………………………………. . 27
3.3 Давностные сроки назначения административных наказаний и срок их погашения…………………………………………………………………………… 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………… 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………. 33

Вложенные файлы: 1 файл

Административное право.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Общие правила наложения административных наказаний основываются на принципах равенства перед законом, презумпции невиновности, законности, индивидуализации наказания.

Принцип равенства перед законом означает, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств4.

Из принципа презумпции невиновности следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административному правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо не обязано доказывать свою невиновность.

Законность применительно к назначению административных наказаний заключается в том, что виновному может быть назначено только то наказание, которое установлено законодательным актом и только в пределах их компетенции и санкции конкретной правовой нормы, предусматривающей административную ответственность. При этом законность назначения административного наказания обеспечивается рядом правовых гарантий:

в КоАП закреплена система административных наказаний, за пределы которой не может выйти ни один правоприменитель;

в каждой правовой норме закреплены вид и размеры наказаний;

за административное правонарушение может быть наложено только одно основное административное наказание.

Индивидуализация административного наказания выражается в том, что при его назначении учитывается характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Индивидуализация наказания предполагает смягчение или усиление его на основе оценки всех обстоятельств дела и личности виновного5.

3.2 Обстоятельства, смягчающие  и отягчающие административную  ответственность

Особую роль при назначении обоснованного и справедливого административного наказания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

    • раскаяние виновного;
    • добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;
    • предотвращение виновным вредных последствий правонарушения;
    • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
    • совершение административного правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Данные обстоятельства являются основанием для выбора менее строгого наказания в пределах санкции нарушенной нормы. Указанные обстоятельства не образуют исчерпывающий перечень. Орган или должностное лицо, решающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законе, например, преклонный возраст нарушителя, его болезнь, безупречное поведение на производстве и в быту до совершения правонарушения и т.д.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

    • продолжение противоправного поведения, несмотря на требования уполномоченных на то лиц прекратить его;
    • повторное в течение года совершение однородного административного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию;
    • вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
    • совершение административного правонарушения группой лиц;
    • совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
    • совершение административного правонарушения в состоянии опьянения6.

Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не может быть расширен юрисдикционными органами и их должностными лицами. Он является исчерпывающим, в отличие от перечня смягчающих обстоятельств. Это исключает признание иных оснований в качестве отягощающих вину, а равно и оснований для усиления административного наказания.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, могут быть признаны лишь те, которые не представляют собой объективные признаки административного правонарушения, как, например, состояние опьянения не расценивается подобным обстоятельством в случае управления транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, поскольку данное правонарушение образует состав самостоятельного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ.

3.3 Давностные сроки назначения  административных наказаний и  срок их погашения

При решении вопроса о привлечении правонарушителя к административной ответственности учитываются давностные сроки назначения административного наказания. Оно не может быть назначено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящихся правонарушениях (например, проживание без регистрации)  - двух месяцев со дня его обнаружения.

В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ эти сроки не распространяются на нарушения налогового, валютного, антимонопольного, экологического, таможенного законодательства, законодательства о защите прав потребителей и на некоторые другие случаи. За эти нарушения предусмотрен годичный срок давности со дня совершения либо обнаружения административного правонарушения.

За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения.

Кодекс определяет срок погашения административного наказания, т.е. прекращения состояния административной наказанности нарушителя. Лицо считается не подвергавшимся административному наказанию, если в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания не совершило нового административного правонарушения со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями. Следовательно, совершение этим лицом административного правонарушения за пределами истекшего давностного срока для погашения административного наказания не может рассматриваться как повторное и выступать отягчающим ответственность обстоятельством.

Таким образом, наложение административного наказания осуществляется с соблюдением общих правил, установленных в соответствии с принципами равенства перед законом, презумпции невиновности, законности, индивидуализации наказания. Особую роль при назначении наказания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административное правонарушение. Перечень таких обстоятельств устанавливается Кодексом, но следует учитывать, что в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении орган или должностное лицо может признать смягчающим обстоятельство, неуказанное в законе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Административное наказание является одним из основополагающих институтов административного права и как определенная разновидность мер юридической (административной) ответственности применяется за совершение противоправного, виновного действия (бездействия) физического или юридического лица, за которое в соответствии со ст. 2.1 КоАП или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.

Под административным наказанием понимается мера ответственности, применяемая в установленном порядке к виновному лицу, совершившему административное правонарушение. Оно может выражаться в моральном или материальном воздействии на правонарушителя, либо во временном лишении его специального права. Отдельные административные наказания могут сочетать в себе все названные элементы.

Административные наказания осуществляют цели общей и частной превенции, им присущ принцип гуманизма, носят наказательный и воспитательный характер.

Система административных наказаний включает разные по характеру и правовым последствиям санкции, что позволяет учесть при назначении наказания личность нарушителя и обстоятельства правонарушения.

КоАП РФ устанавливает девять основных видов административных наказаний. В зависимости от тяжести правонарушения устанавливается и наказание. Самым распространенным наказанием является административный штраф. Он предусмотрен во всех статьях Особенной части Кодекса, а также в законах Российской Федерации об административных правонарушениях. В зависимости от вида административного правонарушения, административные наказания могут назначаться судьями, органами, должностными лицами, рассматривающими дело об административном правонарушении.

Наложение административного наказания осуществляется с соблюдением общих правил, установленных в соответствии с принципами равенства перед законом, презумпции невиновности, законности, индивидуализации наказания.

Особую роль при назначении наказания играют обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность за административное правонарушение. Перечень таких обстоятельств устанавливается Кодексом, но следует учитывать, что в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении орган или должностное лицо может признать смягчающим обстоятельство, неуказанное в законе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации 12.12.1993г.
  2. Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ): принят 30.12.2001г. № 195 – ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2002. 7 января. № 1 (ч.1). Ст. 1 (с последующими изменениями и дополнениями).
  3. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): принят 31 июля 1998г. № 146-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1998. 3 августа. Ст. 3824 (с последующими изменениями и дополнениями).
  4. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): принят 5 августа 2000г. №.117-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2000. 7 августа. № 32. Ст. 3340 (с последующими изменениями и дополнениями).
  5. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  6. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
  7. Бахрах Д.Н. Административная ответственность по российскому законодательству. - М.: Норма, 2004
  8. Дугенец А.С. Административно - юрисдикционный процесс: Монография – М., 2003. - 274 с.
  9. Максимов И.В. Система административных наказаний по законодательству РФ. - Саратов, 2004.
  10. Россинский Б. В. Административная ответственность: Курс лекций -М. :Норма,2004. - 448 с.
  11. Стахов А.И. Административная ответственность. - М.: Юнити, 2004
  12. Якимов А.Ю. О применении судьями судов общей юрисдикции отдельных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Административное право и процесс. – 2009. - № 3. - С. 7 -10.

1 Россинский Б. В. Административная ответственность: Курс лекций - М. :Норма,2004. - 448 с.

 

2 Дугенец А.С. Административно - юрисдикционный процесс: Монография – М., 2003. 274 с.

3 Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"

4 Бахрах Д.Н. Административная ответственность по российскому законодательству. - М.: Норма, 2004

5 Бахрах Д.Н. Административная ответственность по российскому законодательству. - М.: Норма, 2004

6 Стахов А.И. Административная ответственность. - М.: Юнити, 2004

 


 



Информация о работе Сущность административного наказания