Субъект административной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 20:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение проблем определения субъектов административной ответственности во всем его многообразии (физические лица, юридические лица, граждане и иные субъекты) и вопросов, связанных с правовым статусом субъектов административной ответственности.
Необходимо также иметь в виду, что административную ответственность предусматривают нормы не только административного права, но и ряда других отраслей права, в частности трудового и финансового.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Административное Право НОВАЯ.docx

— 75.48 Кб (Скачать файл)

Орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, должен установить состояние невменяемости на момент совершения правонарушения. Для установления этого состояния назначается психиатрическая экспертиза12.

3.3 Возможность  освобождения от административной  ответственности при малозначительности  административного правонарушения

КоАП предусматривается возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием13.

Поскольку в данном случае в отличие от случаев крайней необходимости и невменяемости устанавливается не обязанность, а возможность судьи, органа, должностного лица, уполномоченного решать дело об административном правонарушении, освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, то, соответственно, решение будет принято по усмотрению этого лица. Однако в данном случае усмотрение должно быть основано на учете всех обстоятельств совершения правонарушения, оценке его последствий, личности правонарушителя, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. Лишь оценив всю совокупность указанных обстоятельств, уполномоченные органы и должностные лица могут принять решение об освобождении от ответственности.

Освобождение от ответственности в данном случае связывается с устным замечанием, которое уполномоченный орган или должностное лицо объявляют правонарушителю в связи с совершенным правонарушением. Устное замечание не влечет для нарушителя юридических последствий, но свидетельствует о неотвратимости государственного реагирования на противоправное поведение. Эта мера воспитательного воздействия направлена на то, чтобы лицо, совершившее правонарушение, осознало противоправность своего поведения и в дальнейшем не допускало подобного.

Лицо, освобожденное от административной ответственности в силу малозначительности административного правонарушения, не считается подвергнутым административному наказанию.

4. Назначение административного  наказания.

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах санкции статьи предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. 

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.  При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. 

 В случаях, выявления административных правонарушений в области благоустройства территории, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 КоАП РФ. При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи или части статьи КоАП РФ, а в случаях, когда в санкцией предусмотрено лишения права управления транспортными средствами или административного ареста и не предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа, административное наказание назначается в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей. 

  Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено (пример: ст. 20.25 ч.1 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный законом срок). 

 Никто не может нести  административную ответственность  дважды за одно и то же административное правонарушение14. 

4.1. Формы вины.

Субъективной стороной административного правонарушения характеризующей личность правонарушителя и его отношения к своему противоправному поведения является вина, мотивы совершения правонарушения и его цель. Вина правонарушителя является основным элементом субъективной стороны административного правонарушения.

Вина — это психическое отношение правонарушителя к нарушенной норме права, совершенному деянию, наступившим последствиям15.

КоАП РФ формы вины определены как умысел и неосторожность:

- умышленным действием (бездействием) признается административное правонарушение совершенное лицом, которое осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. 

- действием (бездействием) совершённым по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть16. 

   Юридическое лицо  признается виновным в совершении  административного правонарушения если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за которые КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению17.

4.2 Цели административного наказания 

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. 

Оно назначается во всех случаях от имени государства, а лицо, совершившее правонарушение, обязано претерпеть неблагоприятные ограничения и лишения.

Не следует путать административное наказание, как реакцию государства, на совершение правонарушения и иные меры административного принуждения:

- административно-предупредительных  мер (проверка документов, прекращение (ограничение) движения транспорта  и пешеходов, различные надзорные  проверки, административный надзор  за лицами, освобожденными из  мест лишения свободы, досмотр, карантин, принудительное медицинское освидетельствование  отдельных категорий граждан и т.д.);

- мер административного пресечения (требование прекратить противоправное деяние, административное задержание, приостановление работы предприятий, прекращение эксплуатации транспортных средств, применение работниками милиции физической силы и технических средств, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства и др.)18.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. 

Понятия "человеческое достоинство", "честь", "доброе имя" складываются на основе этических норм. При этом достоинство определяется не только самооценкой физического лица, но и совокупностью объективных качеств человека, характеризующих его репутацию в обществе.

Гражданин и юридическое лицо вправе требовать опровержения не соответствующих действительности порочащих его деловую репутацию сведений, имеет право на помещение ответа в средствах массовой информации и на установление в судебном порядке факта несоответствия распространенных порочащих сведений действительности, а также на возмещение причиненного в связи с посягательствами на деловую репутацию имущественного вреда.

 

 

4.3 Виды административных наказаний 

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания19: 

- предупреждение; 

- административный штраф; 

- конфискация орудия совершения  или предмета административного  правонарушения; 

- лишение специального  права, предоставленного физическому  лицу; 

- административный арест; 

- административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 

- дисквалификация; 

- административное приостановление  деятельности; 

- обязательные работы; 

- административный запрет  на посещение мест проведения  официальных спортивных соревнований  в дни их проведения. 

Административные наказания  основные и дополнительные  

 Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, (кроме лишения права управления транспортным средством которое применяется в качестве дополнительного административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 2 и 4 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26, частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ), административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. 

 Конфискация орудия  совершения или предмета административного  правонарушения, лишение специального  права в виде права управления  транспортным средством, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности. 

Предупреждение -  выражается в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.  Выносится за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда охраняемым законом ценностям20.

Административный штраф – денежное взыскание с виновного лица, исчисляется в рублях, не может быть менее 100 рублей, а за нарушение правил дорожного движения – 500 рублей. Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы21. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения - принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Не допускается конфискация  дозволенных орудий охоты или рыболовства у лиц, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию22. 

Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права назначается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями КоАП РФ. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет. Лишение права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев совершения административных правонарушений, предусмотренных статьей 12.8 (управление транспортным средством в состоянии опьянения), частью 3 статьи 12.10 (повторное нарушение правил проезда железнодорожных переездов), частью 5 статьи 12.15 (повторный выезд на полосу, предназначенную для встречного движения), частью 3.1 статьи 12.16 (повторное движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением), статьями 12.24 (Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего), 12.26 ( невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения), частями 2 и 3 статьи 12.27 (оставление места дорожно-транспортного происшествия и употребления алкогольных напитков, наркотических и психотропных средств после дорожно-транспортного происшествия участником которого он является) КоАП РФ. 
Лишение специального права в виде права осуществлять охоту не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.2 статьи 8.37 (осуществление охоты с нарушением установленных правилами  сроков, либо недопустимыми орудиями  или способами охоты)23.

 Административный арест - содержании нарушителя в изоляции от общества  на срок до пятнадцати суток, не применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. Назначается судьей24.   
    Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства - принудительное и контролируемое перемещении или в контролируемый самостоятельный выезд иностранных граждан и лиц без гражданства через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации. Не  применяться к военнослужащим - иностранным гражданам25.

Информация о работе Субъект административной ответственности