Субъекты административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 11:47, контрольная работа

Краткое описание

Норма административного права, как и норма любой другой отрасли права, представляет собой правило общего характера, определенную меру (масштаб) должного или возможного поведения, установленную государством и охраняемую специальными государственными средствами. Административно-правовая норма - это норма права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных областях государственной деятельности. Виды административно-правовых норм: " материальные и процессуальные; " обязывающие, уполномочивающие, запретительные и поощрительные; " общероссийские, территориальные, межтерриториальные и местные; " срочные и бессрочные. Элементами (составными частями) административно-правовых отношений являются: субъекты, объекты и юридические факты

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и система субъектов административного права
1.1 Понятие и виды субъектов административного права
1.2 Правовой статус субъекта
Глава 2. Субъекты административного права
2.1 Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права
2.2 Организации, предприятия и учреждения как субъекты административного права
2.3 Органы исполнительной власти как субъекты административного права
2.4 Государственные служащие как субъекты административного права
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

админ право. контр работа.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

• относительные административно-правовые обязанности возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанности собственника автомобиля -- платить налоги, поступающие в дорожные фонды и т.п.).

 

      Иностранный гражданин -- физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Правовое положение иностранных граждан на территории РФ регулируется российским законодательством, а также международными договорами. Основными актами, определяющими правовое положение иностранных граждан в РФ, являются Конституция РФ (ст. 27, 62, 63), ряд федеральных законов: «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О гражданстве Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и другие законодательные акты.

 

      Ч. 3 ст. 62 Конституции РФ гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором».

 

      Основной формой установления особенностей правового статуса иностранцев является Федеральный закон, а основная сфера, где они устанавливаются, -- сфера отношений граждан с органами исполнительной власти Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 06.01.2007) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032..

 

       Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства можно разделить на общие, групповые и индивидуальные Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. М.: Юридический Центр Пресс, 2005..

 

      К общим относятся следующие:

• они не могут быть государственными служащими (за исключением государственных служащих военной службы по контракту), занимать некоторые должности (Президента России, командира экипажа воздушного судна и др.);

• они не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;

• на них не распространяется воинская обязанность;

• их административная деликтоспособность специфична (за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться иностранцы и лица без гражданства, только к ним может применяться такое наказание, как административное выдворение);

• они не могут быть членами политических общественных объединений;

• иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением граждан стран СНГ, с которым заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут въезжать в Россию только при наличие разрешения, визы;

• они проживают и осуществляют деятельность на основании специальных документов;

• они могут быть признаны беженцами, приобрести гражданство России.

 

      Групповые особенности административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства обусловлены многими обстоятельствами: временем, целью пребывания в России (туризм, учеба, служебные дела и др.), страной, из которой прибыл иностранец, и т.д.

 

      По времени пребывания на территории России всех иностранных граждан и апатридов можно поделить на:

• постоянно проживающих;

• временно проживающих;

• временно пребывающих;

• проезжающих через территорию России транзитом.

 

      2.2 Организации, предприятия и учреждения как субъекты административного права

 

      Коллективными субъектами административного права являются разнообразные по своему правовому положению организации, осуществляющие хозяйственные, социально-культурные и иные функции, обеспечивающие материальные и духовные потребности граждан, общества и государства. Их административно-правовой статус определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными актами (положениями, уставами и т.п.) Коренев А.П. Административное право. М., 1996..

 

      Под организацией понимаются организованные коллективы людей, возглавляемые своим органом управления и имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество. Их разновидностями являются коммерческие и некоммерческие организации Бахрах Д.Н. Административное право. М., 2000..

 

      В соответствии со ст. 50 ГК РФ коммерческими организациями считаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (хозяйственные товарищества и объединения, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия).

 

      Некоммерческими являются организации, не имеющие своей основной целью извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками (потребительские кооперативы, общественные и религиозные объединения, благотворительные и иные фонды). Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она служит достижению основной цели, ради которой они созданы "Гражданский Кодекс Российской Федерации" от 18.12.2006.

 

      Органом управления организации является коллегиальный орган (исполнительный комитет, правление, дирекция) либо назначенный учредителем организации единоначальный руководитель (заведующий, управляющий, директор), осуществляющий оперативное управление внутри данной организации, руководство ее производственно-хозяйственной, социально-культурной и иной деятельностью, распоряжение имуществом, денежными средствами и представляющий без доверенности данную организацию во внешних сношениях с органами государственной власти, местного самоуправления и иными субъектами административного права. Указанные органы управления организаций, в отличие от государственных органов исполнительной власти, не являются субъектами государственной власти, не обладают государственно-властными полномочиями и действуют от имени данной организации. Личный состав органа управления организации не является государственными служащими.

 

      Разновидностями организаций являются предприятия и учреждения, которые также, как иные организации, в отличие от государственных органов исполнительной власти, осуществляют не руководство, а экономические, социально-культурные и иные функции в целях удовлетворения материальных, духовных и иных потребностей граждан, общества и государства. Предприятия и учреждения различаются между собой по их назначению.

 

      Предприятие -- это хозяйственная организация, образованная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

 

      В зависимости от видов собственности предприятия подразделяются на:

• государственные;

• муниципальные;

• находящиеся в собственности общественных объединений, иностранных государств, юридических и физических лиц;

• образованные на базе смешанных форм собственности.

 

      По значению и организационной форме государственные предприятия подразделяются на:

• общефедеральные (в том числе казенные, унитарные и др.);

• предприятия субъектов федерации.

 

      По характеру (виду) выпускаемой продукции и оказанию услуг, то есть по отраслевой специализации, предприятия подразделяются на:

• промышленные (заводы, фабрики, шахты, комбинаты и др.);

• сельскохозяйственные (кооперативы, объединения, фермерские хозяйства и др.);

• строительные (строительно-монтажные управления, строительные кооперативы и др.);

• транспортные (железнодорожные станции, вагоноремонтные заводы, депо, пароходства, аэропорты и др.);

• предприятия связи (телеграфы, почтамты, узлы связи и др.);

• предприятия торговли (универмаги, специализированные магазины, торговые базы и др.);

• жилищно-коммунальные (ремонтно-эксплуатационные управления, предприятия по благоустройству, энергосети, газоснабжения и др.).

 

      Предприятия могут объединяться в концерны, союзы, ассоциации и другие объединения на договорной основе.

 

      Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

 

       К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся органы государственной власти (аппараты представительных органов, органы исполнительной власти, министерства, комитеты, управления, отделы и т.п., аппараты судебных органов, прокуратуры и др.).

 

      Учреждения, так же как и предприятия, подразделяются на виды по разным основаниям:

• по форме собственности (государственные, муниципальные, негосударственные, частные и др.);

• по масштабу и значению своей деятельности (общефедеральные, субъектов федерации, местные (муниципальные);

• по характеру и сфере деятельности.

 

      По характеру и сфере деятельности выделяются учреждения:

• образования (школы и иные образовательные учреждения);

• науки (академии наук, научно-исследовательские институты и др.);

• культуры (театры, музеи, библиотеки и др.);

• здравоохранения (больницы, поликлиники и др.);

 

• социальной защиты (интернаты для престарелых, школы-интернаты и др.).

 

     Предприятия и учреждения являются субъектами административного права. Они вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права в связи с осуществлением своих функций.

 

      Нормы права, определяющие административно-правовой статус предприятий и учреждений, устанавливают:

• общий порядок их взаимоотношений с исполнительными органами государственной власти;

• государственную регистрацию предприятий и учреждений;

• по отдельным видам деятельности -- государственное лицензирование, нормирование, техническое регулирование, контроль и надзор и т.п.

• общеобязательный порядок ведения и представления бухгалтерской и статистической отчетности государственным органам, необходимый для налогообложения и ведения общегосударственной экономической информации.

 

      Административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений имеет свои особенности. К особенностям административно-правового статуса предприятий и учреждений относится, прежде всего, то, что они являются собственностью государства.

 

      Руководство государственными предприятиями и учреждениями осуществляют должностные лица, назначаемые компетентными государственными органами и обладающие государственно-властными полномочиями. Порядок образования и ликвидации предприятий и учреждений регламентируется законодательством. Они могут быть созданы по решению собственника или уполномоченного органа Бахрах Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. 1994. .

 

      Муниципальные предприятия и учреждения -- основанные на собственности муниципальной, т.е. органов местного самоуправления.

 

      2.3 Органы исполнительной власти как субъекты административного права

 

Право граждан на объединение предусмотрено ст.30 Конституции РФ. Содержание этого права, основные его государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации, ликвидации регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 год « Об общественных объединениях», Гражданским Кодексом Российской Федерации и другими законами об отдельных видах общественных объединений - политических партиях, профессиональных союза, благотворительных и других. Под общественным объединением понимается добровольное самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

 

      Добровольность формирования - важнейший признак общественного объединения, при этом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Эти общественные объединения могут регистрироваться в установленном порядке. Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправности как его членов. Общественные объединения могут создаваться как общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.

 

      Существуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения в органах юстиции. Из этого вытекает, что органы юстиции включают их в единый государственный реестр юридических лиц Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237. 25 декабря..

 

Информация о работе Субъекты административного права