Структура юридической нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:22, курсовая работа

Краткое описание

Правовое общество в России находится в стадии формирования. Это длительный процесс, направленный на преодоление правового нигилизма и утверждение законности, демократических принципов управления государством, института прав человека, разрешение насущных социально-экономических проблем. По данным социологического опроса, который проводил в 90-х годах ХХ века «Фонд общественного мнения» (http://www.fom.ru), в десяти регионах России было проведено исследование “Права человека в массовом сознании”. На различные вопросы, связанные с этой проблемой, ответили более 5000 человек.

Содержание

Введение 3
1.0. Социальные нормы и место права в их системе 4
2.0. Нормы права (юридические нормы). 6
2.1. Юридическая норма (норма права)
Определение юридической нормы. 6
2.2. Виды правовых норм 8
2.3. Предоставительно-обязывающий характер
правовых норм 11
3.0. Структура юридической нормы 13
3.1. Структура нормы права (определение) 13
3.2. Гипотеза 13
3.3. Диспозиция 14
3.4. Санкция 16
3.5. Общие признаки поощрений и наказаний
как санкций юридических норм 17
Заключение 18
Библиографический список 19

Вложенные файлы: 1 файл

Нормы права..doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)
 

По юридической направленности выделяют:

  1. Предоставительно-обязывающие диспозиции содержат двусторонние правила поведения
  2. Обязывающие диспозиции указывают на характер поведения обязанного лица.
  3. Управомочивающие диспозиции содержат указание на вид и меру возможного поведения.
  4. Рекомендательные диспозиции указывают на желательность или целесообразность определенного поведения.
  5. Ограничительные диспозиции ограничивают поведение строго определенными рамками.
  6. Закрепительные диспозиции закрепляют общие принципы и задачи деятельности государственных органов.

3.4. Санкция

      Санкция  - это элемент правовой нормы, определяющий меру государственного взыскания или положительной государственной оценки деяния, которая применяется к нарушителю прав и обязанностей, или к лицу, исполнившему предписания, с особой степенью заслуги или перевыполнения по критериям, предусмотренным диспозицией.

По характеру последствий для субъекта выделяют:

  1. позитивные санкции - предусматривают стимулирующие меры или меры поощрения (например, за хорошую работу в трудовом праве, в служебных отношениях).
  2. негативные санкции -карательные, штрафные) являются только мерами наказания (содержатся в нормах, устанавливающих ответственность правонарушителя в различных отраслях законодательства, прежде всего, в уголовном и административном).
  3. правовосстановительные санкции направлены на восстановление состояния, существовавшего до нарушения права.
  4. правоотрицающие санкции представляют собой пассивную реакцию государства на нарушение предписаний нормы права. Выражается она в непризнании правового характера возникающих отношений (например, признание сделки недействительной).

По степени определенности санкции подразделяются на:

  1. Абсолютно определенные санкции имеют точно фиксированное выражение и не могут быть изменены государственным органом.
  2. Относительно определенные санкции содержат в себе границы верхнего и нижнего предела наказания, в рамках которых правоприменительный орган сам определяет его точный размер.
  3. Альтернативные санкции содержат несколько видов наказаний, предоставляя правоохранительным органам право выбора.
  4. Кумулятивные санкции включают в себя несколько видов наказаний различного рода и возможность их сложения (соединения).
  5. Комбинированные санкции представляют собой сочетание относительно-определенных, альтернативных и кумулятивных санкций.

      3.5. Общие признаки  поощрений и наказаний  как санкций юридических  норм:

а) они являются правовыми средствами воздействия на интересы лиц;

б) для них установлены определенные процедуры применения - формы поощрения и наказания заранее известны и закреплены в соответствующих нормативных актах, там же определен и круг лиц, наделенных правом применять те или иные меры поощрения и наказания;

в) обеспечиваются мерами государственной защиты, гарантируются законом;

г) выступают одновременно в качестве наиболее сильных обеспечивающих факторов реализации других правовых средств (льгот, субъективных прав, запретов, юридических обязанностей);

д) связаны с благом, ценностями, хотя последствия этой связи будут зависеть от того, что применяется - поощрение или наказание;

и) для их наступления необходимо кроме объективной стороны еще и определенное субъективное состояние лица, выразившееся либо в заслуге и подлежащее поощрению, либо в прямо противоположной "заслуге" (вине) и подлежащее наказанию

      Задачи права состоят как в сдерживании правонарушений, так и в стимулировании правомерного поведения. С этой точки зрения наличие поощрительных санкций не только оправдано, но и несет важную идеологическую нагрузку, играя серьезную роль в формировании здорового климата в обществе. Поощрительные меры, совместно с мерами принуждения, обеспечивают устанавливаемую государством модель правомерного поведения.

Заключение

      По  данным опроса ФОМ, проводившегося 13.03.2008 на вопрос «Помогает ли знание законов  в повседневной жизни?» большинство наших сограждан (91%) ответило положительно. В бесполезности такой информации для обычного человека уверены лишь 4% респондентов. Таким образом, картина прогресса в формировании правового общества в России выглядит достаточно оптимистично. Важнейшая форма действия правовой нормы — облечение общественных отношений в форму правоотношений. Вышеуказанная связь нормы и правоотношения была названа реализацией нормы. Однако норма может реализоваться только в правоотношении. Право оказывает воздействие на индивидуальное сознание. Само существование нормы права оказывает воспитательное воздействие на членов общества. Нормы права, отражая политические, моральные взгляды и воззрения общества, направляя их развитие, имеют большое общественное значение. Специфика правовой нормы выражается в том, что она непосредственно направляет поведение лиц и коллективов, создавая определенную мотивацию поведения.

Люди, хорошо знающие  свои права и обязанности, сознательно  исполняющие законы составляют основу здорового общества, и одну из важных составляющих концепции демократического государства.

 

Библиографический список

      1. И.А. Ильин. «Общее учение о праве и государстве. О сущности правосознания». Собрание сочинений. т.4., Москва, Русская книга, 1994.
      2. Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. Основы российского права. Учебник для вузов, Норма, Москва, 2001.
      3. Общая теория права. Под редакцией профессора В.К. Бабаева, Нижний Новгород, 1993.
      4. Теория государства и права. Н.И. Матузов, А.В. Малько, Юристъ, 2004

Информация о работе Структура юридической нормы