Стадии административного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 22:14, курсовая работа

Краткое описание

Административное право - отрасль Российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти. Нормы права многообразны и специфичны, что соответственно не может не отражаться на правилах, устанавливающих их применение.
Административный процесс представляет собой совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий, которые могут быть разделены на стадии.

Содержание

Введение
3
1. Общая характеристика административного процесса
4
1.1. Понятие и основные черты административного процесса.
4
1.2. Структура административного процесса
10
1.3. Основные принципы административного процесса
15
II. Стадии административного процесса
17
2.1. Стадия возбуждения дела об административном правонарушении
20
2.2. Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесения по делу постановления
21
2.3. Стадия обжалования (или опротестования) постановления по делу об административном правонарушении
24
2.4. Стадия исполнение постановления о наложении административного взыскания
26
Заключение
28
Список источников и литературы
29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по Административному праву тема Административный процесс. Понятие и его основные стадии.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

6. Принцип осуществления административного процесса на языке коренного населения. Существование этого принципа обусловлено многонациональным составом нашей страны и конституционно закреплённым равноправием всех национальностей проживающих на территории нашей страны. Участвующим в административном процессе лицам, не владеющим языком, на котором ведётся производство по делу, обеспечиваются право и возможность выступать, давать пояснения, заявлять ходатайства и т. д. на своём родном языке, а также беспрепятственно пользоваться услугами переводчика.

7. Принцип двустепенности административного процесса. По этому принципу участники разбирательства административного дела и прежде всего сторона , чьи права и интересы устанавливаются в ходе процесса, могут обжаловать любое первичное действие органа государственного управления или должностного лица, рассматривающего данное дело. Обжалованию может подлежать решение любой первой инстанции в соответствующую вторую инстанцию - вышестоящий орган  государственного управления, суд или какой-либо другой орган в зависимости от характера административного дела или законодательного установления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Стадии административного процесса.

 

Административный процесс представляет собой определенную законодательством логическую последовательность действий участников процесса. Действия объединены очередностью совершения, ближайшей целью, общим промежуточным результатом, имеющим значение для разрешения административного дела. Поэтому в административных производствах и административном процессе различают стадии, а в отдельных производствах и этапы стадий. Таким образом, административный процесс состоит из административных производств, имеющих многоуровневую структуру: действия – этапы – стадии. [8]

Стадия – относительно обособленная часть административного производства, состоящая из объединенных ближайшими целями и задачами производства действий участников процесса, результаты которой имеют значение для решения по административному делу в целом и оформлены соответствующим процессуальным документов.

Каждая стадия – это совокупность процессуальных действий, имеющих самостоятельный характер и призванных решать свойственные только ей задачи. Одна стадия отличается от другой кругом участников процесса, совершением разного рода действий, оформлением специальных процессуальных документов, подводящих итог на данном этапе. В то же время, несмотря на самостоятельность каждой стадии, они подчинены решению общей задачи административного процесса и тесно связаны между собой: каждая последующая начинается только после завершения  предыдущей;  на новой  стадии  проверяется  то,  что было  сделано ранее. [8]

В литературе по административному праву выделяются разные версии о количестве стадий административного процесса.

Рассмотрим стадии административного процесса по Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации  (далее   КоАП РФ).

Производство по делам об административных правонарушениях состоит из четырех стадий:

  1. Возбуждение дела об административном правонарушении (глава 28 Коап РФ);
  2. Рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение по делу постановления (глава 29 КоАП РФ);
  3. Обжалование (или опротестование) постановления по делу об административном правонарушении (возникает в тех случаях, когда лицо, привлекаемое к административной ответственности, или потерпевший не согласны с вынесенным в отношении их постановлением (глава 30 КоАП РФ);
  4. Исполнение постановления о наложении административного взыскания (раздел V КоАП РФ).

 

2.1. Стадия возбуждения дела об административном правонарушении заключается в составлении протокола уполномоченным на то лицом или представителем общественной организации.     

 Протокол об административном  правонарушении — процессуальный документ, свидетельствующий о совершении данного противоправного деяния. Дело об административном правонарушении считается возбужденным, согласно ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ, с момента составления о его совершении или вынесении прокурором постановления о возбуждении административного производства.     

  Согласно ст. 28.1 КоАП РФ, поводами к возбуждению дела являются: непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения; материалы, поступающие из правоохранительных органов, а также от других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений; сообщения и заявления физических и юридических лиц; сообщения в средствах массовой информации.    

  Основанием для возбуждения дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения (наличие события правонарушения).

В протоколе должны указываться (ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ): дата и место его составления; должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя; место, время совершения и суть административного правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; объяснение нарушителя; другие сведения, необходимые для разрешения дела. Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение. При наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан и этими лицами. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом (ч.5 ст. 28.2 КоАП РФ). Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.

Первая стадия производства по делам об административных правонарушениях заканчивается с момента направления протокола органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении. К нему должны прилагаться и все другие материалы о правонарушении (объяснения свидетелей, протокол изъятия вещей и т.п.).

2.2. Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесения по делу постановления состоит в том, что компетентный орган (должностное лицо) проводит окончательное расследование по делу и дает правовую оценку действиям лица, которое обозначено в протоколе как правонарушитель.

Судья, орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дело, согласно ст. 29.1 КоАП РФ, осуществляет подготовку к рассмотрению, в рамках которого решаются вопросы: относится ли данное дело к их компетенции; правильно ли составлены протокол и другие материалы, если таковые имеются; извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о месте и времени рассмотрения; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.    

 Рассмотрение дела об административном  правонарушении осуществляется по месту его совершения или по месту жительства нарушителя, а также по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.    

 Статьей ст. 29.7 КоАП РФ установлен определенный порядок рассмотрения дел. Главное в содержании данной стадии административного производства состоит в том, что судья, орган (должностное лицо) при рассмотрении дела обязан выяснить: было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб. Аналогичные вопросы выясняются и в отношении юридических лиц.

Статьей ст. 29.6 КоАП РФ установлены сроки рассмотрения дел об административном правонарушении – 15 дней со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Сокращенные сроки рассмотрения дела - одни сутки, трех-, пяти- и семидневный срок - установлены законодательством об административных правонарушениях для некоторых видов правонарушений (статья ст. 29.6 КоАП РФ).     

  Разрешение дела об административном правонарушении выражается в вынесении судьей, органом (должностным лицом) постановления по делу. Виды, содержание постановления и его форма урегулированы в статьях 29.9, 29.10 КоАП РФ. Оно должно содержать: наименование органа (должностного лица), вынесшего постановление, дату рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное административное правонарушение; принятое по делу решение. Постановление по делу должно содержать решение вопроса об изъятых вещах и документах (если такое изъятие проводилось), а также указание о порядке и сроке его обжалования.

После рассмотрения дела орган (должностное лицо) выносит одно из следующих постановлений статья ст. 29.9 КоАП РФ:

1)     о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства  по делу об административном  правонарушении.

Постановление о прекращении дела выносится при объявлении устного замечания, передаче материалов на рассмотрение товарищеского суда, комиссии по борьбе с пьянством, образованной на предприятии, в учреждении, организации или их структурных подразделениях, общественной организации или трудового коллектива либо передаче их прокурору, органу досудебного следствия, а также при наличии следующих обстоятельств:

    1. отсутствие события и состава административного правонарушения;
    2. недостижение лицом к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста;
    3. невменяемость лица, совершившего противоправное действие или бездействие;
    4. совершение действия лицом в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны;
    5. издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания;
    6. отмена акта, устанавливающего административную ответственность;
    7. истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении сроков, предусмотренных ст. 38 КоАП РФ (двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения);
    8. наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления компетентного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания, или неотмененного решения товарищеского суда органом (должностным лицом), имеющим право налагать административное взыскание по данному делу, или неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также возбуждение по данному факту уголовного дела;
    9. смерть лица, в отношении которого было начато производство по делу.

Если же было вынесено постановление о наложении административного взыскания, то оно объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления в течение трех дней вручается под расписку или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. Копия постановления в тот же срок вручается или высылается потерпевшему по его просьбе. В случае, если она высылается, об этом делается соответствующая отметка в деле.

Объявлением постановления по делу об административном правонарушении заканчивается стадия рассмотрения дела об административном правонарушении.

2.3. Стадия обжалования (или опротестования) постановления по делу об административном правонарушении, возникает не в каждом производстве по делам об административных правонарушениях. Наличие этой стадии - одна из важнейших гарантий прав лица, привлекаемого к ответственности. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.

Подача в установленный срок жалобы и принесение прокурором протеста приостанавливают исполнение постановления о наложении административного взыскания до рассмотрения жалобы или протеста. Исключение составляют случаи, когда выносится постановление о применении мер взыскания в виде предупреждения или административного ареста, а также в случаях наложения штрафа, взимаемого на месте совершения административного правонарушения.

Орган (должностное лицо), получивший жалобу или протест на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления, т. е. устанавливает, действительно ли в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, имеется состав правонарушения, правильно ли оформлены документы по делу, не превысил ли орган (должностное лицо), рассматривавший дело, свои полномочия и т. п.

После этого орган (должностное лицо), рассматривавший жалобу (или протест), может принять одно из следующих решений  (статья  30.7  КоАП РФ):

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3)   об отмене постановления и о прекращении производства по делу;

4) об отмене  постановления и о возвращении  дела на новое рассмотрение  судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело;

5)   об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его обжалования, если оно не было обжаловано или опротестовано; немедленно после вынесения решения по жалобе, протесту, если оно не отменяет постановление (статья  31.1  КоАП РФ)

Информация о работе Стадии административного процесса