Стадии административного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Административное право - отрасль Российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти. Нормы права многообразны и специфичны, что соответственно не может не отражаться на правилах, устанавливающих их применение.
Административный процесс представляет собой совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий, которые могут быть разделены на стадии.

Содержание

Введение
3
1. Общая характеристика административного процесса
4
1.1. Понятие и основные черты административного процесса.
4
1.2. Структура административного процесса
10
1.3. Основные принципы административного процесса
15
II. Стадии административного процесса
17
2.1. Стадия возбуждения дела об административном правонарушении
20
2.2. Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесения по делу постановления
21
2.3. Стадия обжалования (или опротестования) постановления по делу об административном правонарушении
24
2.4. Стадия исполнение постановления о наложении административного взыскания
26
Заключение
28
Список источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по Административному праву тема Административный процесс. Понятие и его основные стадии.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

1. Общая характеристика административного  процесса

4

1.1.    Понятие  и основные черты административного  процесса.

4

1.2. Структура административного процесса

10

1.3. Основные принципы административного процесса

15

II. Стадии административного процесса

17

2.1. Стадия возбуждения дела об административном правонарушении

20

2.2. Стадия рассмотрения дела об  административном правонарушении  и вынесения по делу постановления

21

2.3. Стадия обжалования (или опротестования) постановления по делу об административном правонарушении

24

2.4. Стадия исполнение постановления  о наложении административного  взыскания

26

Заключение

28

Список источников и литературы

29


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Административное право - отрасль Российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти. Нормы  права  многообразны  и специфичны,  что  соответственно  не  может  не  отражаться  на  правилах,  устанавливающих  их применение.

Административный процесс представляет собой совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий, которые могут быть разделены на стадии.

Под стадией обычно понимается такая самостоятельная часть последовательно совершаемых процессуальных действий или операций, которая в сравнении с общими задачами имеет свои особенности, касающиеся сторон этого процесса, их прав и обязанностей, процессуальных сроков, действий и характера оформляемых процессуальных документов.

К этим стадиям относятся: возбуждение дела об административном правонарушении; подготовка дела об административном нарушении к рассмотрению; рассмотрение дела; обжалование и опротестование; исполнение постановления о наложении административного взыскания.

Целью данной работы является рассмотрение административного процесса. Задачами данной работы являются изучение понятия «административный процесс», принципов, структуры и стадий административного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Общая характеристика  административного  процесса.

 

1.1.    Понятие  и основные черты административного  процесса.

Вопрос о понятии и сущности административного процесса в административно-правовой литературе является одним из самых дискуссионных. В административно-правовой науке сложились две линии в оценке понятия "административный процесс". 

Первый подход возник в 60-е годы прошлого столетия. Сторонниками широкого понимания административного процесса можно назвать В.Н. Протасова и его единомышленников. Суть этого подхода заключается в том, что под административным процессом предлагается понимать только деятельность по применению мер административного принуждения. Исходя из этой позиции, даётся следующее определение административного процесса: административный процесс (в узком смысле) - урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность по разрешению индивидуальных, конкретных дел в сфере государственного управления уполномоченными на то субъектами административно-процессуальных отношений в целях обеспечения законности и укрепления правопорядка. [6]

Второй подход к определению административного процесса состоит в том, что в административный процесс, помимо отношений по осуществлению принуждения, включаются  отношения положительного управленческого характера, возникающие при применении регулятивных норм материального права. Следовательно, при втором подходе административный процесс включает в себя всевозможные управленческие действия, реализуемые для осуществления функций и целей управления, решения его задач. [6]

Исходя из этой позиции, административный процесс (в широком смысле) - это процесс самой исполнительной деятельности органов государственного управления, т.е. процессуальные формы её осуществления. Сторонниками второго подхода к определению понятии административного процесса является В. М. Горшенёв и его единомышленники.

Таким образом, в общем понятии процесс - это отображение государственно-властной деятельности, хотя в  ней принимает участие и другие субъекты - граждане, и  их объединения.

В узком понятии административный процесс рассматривается как урегулированный нормами  административно-процессуального  права   порядок применения мероприятий  административного  принуждения  и,  прежде всего административных взысканий за совершения административных правонарушений. [7]

В широком понимании административный процесс рассматривается  как урегулированный правом  порядок  рассмотрения индивидуально-конкретных дел в сфере исполнительной деятельности органами государственного  управления,  а в  предусмотренных  законодательством  случаях  -  и другими, уполномоченными на это органами. Это такой порядок деятельности, по которому складываются  гражданские отношения, которые регулируются нормами административно-процессуального права. В этом понятии отображается  связь административного  процесса  с  государственным  управлением как  формой государственной деятельностью,  подчеркнутая связь административного процесса  с  нормами  материального административного права.  Эта  связь просматривается в том, что в результате осуществления административного процесса разрешаются индивидуально-конкретные дела в сфере государственного управления. [7]

Правовая природа процесса выражается  в его  социальной направленности, поскольку  он  обеспечивает  возможность реализации норм материального права разных отраслей.  Соответственно  каждый  вид процесса -  это  порядок последовательного совершения действий, которые имеют цель практического проведения в жизнь норм материального права.

Процесс как  юридическое  явление характеризуется также тем, что в ходе его осуществления возникают административно-процессуальные  отношения - самостоятельный вид правовых отношений. 

Для возникновения каких-нибудь процессуальных отношений необходимы четыре  обстоятельства:

а)  норма материального  права;

б) норма процессуального права;

в) правосубъектность;

г) юридический факт,  роль которого в данном случае сыграют материально-правовые отношения.

Применение норм административного права обеспечивается процессуальными нормами только тогда, когда решается конфликтная ситуация и применяются меры государственного принуждения. С юридической точки зрения, административный процесс обеспечивает правовую реализацию материальных норм административного права и возможность обжалования неправомерного решения, принятого субъектом управления.

В этом понимании административный процесс предназначен для обеспечения применения материальных норм в сфере деятельности исполнительной власти, государственного управления в целях повышения эффективности этих видов деятельности и достижения результатов, сформулированных целях органов исполнительной власти, государственного управления.

Сущность административно-процессуальных норм имеет двойное предназначение. С одной стороны, эти нормы реализуют правоприменительные функции, так как обеспечивают реализацию материальных норм, а с другой - играют роль правоохранительную, так как регламентируют порядок реализации этих норм, закрепленных процессуально, и обеспечивают право на жалобу физического или юридического лица.

Кроме этого, административно-правовые отношения часто воспринимаются как процессуальные, отодвигая материальные нормы на второй план.

Порядок рассмотрения административных дел включает определенные гарантии законности (правовые, экономические, политические и др.), обеспечивая при этом практически реализацию права граждан на защиту.

Общим объектом административного процесса являются общественные отношения, регулируемые различными отраслями права: административным, гражданским, трудовым, финансовым, муниципальным и другими, кроме уголовного. Это дает возможность представить административный процесс как совокупность различных видов административных производств по реализации правомерных отношений, возникающих при осуществлении индивидуальных дел независимо от того, к какой отрасли права относятся регулируемые правом общественные отношения. В этом отношении административно-процессуальные нормы, по справедливому утверждению многих ученых, могут быть выделены в отдельную отрасль права.[4]

Административно-процессуальные нормы  реализуются в форме и методами административного процесса, который  есть  обозначенный  законодательством порядок осуществления последовательных действий,  направленных на достижение определенного юридического эффекта.  Эти действия официально устанавливаются  нормами административно-процессуального права и группируются в производство. Следует также подчеркнуть, что административный процесс - не только ответственная процедура применения норм материального права в сфере  государственного  управления, а  и  деятельность, в ходе которой возникают гражданские отношения,  которые регулируются нормами административно-процессуального права.  Отсюда можно сделать вывод, что  административно-процессуальное  право  - это самостоятельная отрасль действующего права, которую можно обозначить как  совокупность процессуальных  правил, что устанавливают процедуры разрешения конкретных административных дел в  сфере  государственного  управления органами исполнительной  власти, административной юрисдикции, самоуправления и другими компетентными субъектами.

Субъекты административного процесса [5]

Субъекты административного процесса - лица, участвующие в управленческом процессе, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью.

Административно-процессуальная правосубъектность - основанная на административно-процессуальных нормах способность лица быть субъектом административного процесса.

Административно-процессуальная правосубъектность включает в себя административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.

Административно-процессуальная правоспособность - способность лица иметь в силу административно-процессуальных норм субъективные права и юридические обязанности.

Административно- процессуальная дееспособность - способность лица, установленная административно-процессуальными нормами, своими действиями реализовать субъективные права и юридические обязанности в административном процессе.

Виды субъектов административного процесса: [5]

  1. физические лица (граждане, почетные граждане, лица с двойным гражданством, граждане СНГ (кроме РФ), иностранные граждане, лица без гражданства);
  2. государственные органы, предприятия и учреждения;
  3. государственные служащие;
  4. общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения;
  5. служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований.

Субъекты административного процесса могут выступать в процессе в следующих качествах: [5]

  • субъекта, возбудившего управленческое дело;
  • субъекта, полномочного рассматривать (разрешать) управленческое дело и принимать другие юридически властные решения, определяющие движение административного дела;
  • стороны административного процесса;
  • третьего лица, т. е. лица, заявившего самостоятельное требование на предмет спора;
  • уполномоченного представителя;
  • лица, привлекаемого к административной, дисциплинарной ответственности;
  • лица, защищающего права и интересы других лиц;
  • лица, содействующего отправлению административного процесса.

Характерными чертами административного процесса являются:

а) административный процесс, связанный с государственным  управлением,           его юридическими видами, которые реализуются в правовых формах;

Информация о работе Стадии административного процесса