Сравнительный анализ административно-правового статуса государственного гражданского служащего с правовым статусом иных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 10:15, курсовая работа

Краткое описание

Реформа государственной службы в Российской Федерации началась вместе с принятием в 1990—1995 гг. новых законов и других нормативных актов, регламентирующих государственно-служебные отношения. Ученые постоянно обращали внимание на необходимость проведения реформы государственной службы, однако эти мероприятия осуществлялись без специально разработанного плана, без четких представлений об этапах и сути нововведений в сфере государственной службы. И только в конце 1993 г. одновременно с утверждением Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. Положения федеральной государственной службе были опубликованы тезисы концепции реформирования государственной службы в России. Впоследствии в научной литературе появились критические заметки по поводу этой публикации.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 4 курс.docx

— 36.42 Кб (Скачать файл)

Оценка степени достижения поставленных целей и задач будет производиться на основе целевых индикаторов и показателей Программы согласно приложению. Целевые индикаторы и показатели рассчитываются по методикам, разрабатываемым в рамках реализации Программы. Мониторинг целевых показателей и индикаторов осуществляется, начиная с года, следующего за утверждением методики расчета соответствующего показателя. Базовые значения показателей определяются в начале расчетного периода.

Основные мероприятия по реформированию и развитию государственной службы Российской Федерации определяются целями и стратегическими задачами Программы и разработаны с учетом положений федеральных законов «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации», других нормативных правовых актов о государственной службе.

Комплекс мероприятий по реформированию и развитию системы государственной службы, обеспечивающих достижение поставленных Программой целей и задач, осуществляется по следующим основным направлениям:

а) формирование государственной службы как целостного государственно-правового института, создание системы управления государственной службой исходя из следующих приоритетов:

завершение разработки нормативных правовых актов, связанных с реформированием государственной службы, совершенствование законодательства Российской Федерации в этой сфере;

обеспечение взаимосвязи видов государственной службы, а также государственной и муниципальной службы;

создание системы управления государственной службой;

разработка и реализация мероприятий по противодействию коррупции;

развитие механизма выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе;

внедрение механизмов, обеспечивающих осуществление государственными служащими профессиональной служебной деятельности в соответствии с общими принципами служебного поведения;

повышение престижности государственной службы;

разработка эффективных инструментов взаимодействия государственной службы с институтами гражданского общества в целях повышения открытости государственной службы;

б) внедрение на государственной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы, исходя из следующих приоритетов:

проведение кадровой политики, предполагающей учет профессиональных заслуг и моральных качеств государственных служащих;

применение современных организационно-управленческих технологий и методов работы с кадрами на государственной службе, способствующих повышению профессиональной компетентности и мотивации государственных служащих к результативной деятельности;

развитие системы подготовки кадров для государственной службы и дополнительного профессионального образования государственных служащих;

в) повышение эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих исходя из следующих приоритетов:

усиление мотивации государственных служащих к повышению качества государственных услуг, оказываемых государственными органами гражданам и организациям;

упорядочение и конкретизация полномочий государственных служащих, которые должны быть закреплены в должностных регламентах;

внедрение современных технологий кадровой работы, обеспечивающих результативность профессиональной служебной деятельности государственных служащих в соответствии с целями и задачами государственных органов;

разработка и применение в государственных органах современных механизмов стимулирования государственных служащих к исполнению обязанностей государственной службы на высоком профессиональном уровне;

разработка и внедрение эффективных управленческих технологий на государственной службе;

развитие системы государственных гарантий, материального и нематериального стимулирования государственных служащих, внедрение принципов оплаты труда по результатам работы.

В результате реализации мероприятий, предусмотренных Федеральной программой «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003–2005 годы)», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. №1336, была определена система государственной службы Российской Федерации, установлен статус государственных гражданских служащих, принят ряд нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, аттестации государственных служащих, обеспечения соблюдения требований к служебному поведению государственных служащих и урегулирования конфликта интересов, порядок сдачи квалификационного экзамена и другие вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности реформирования государственной службы в период 2000 - 2013гг.

Государственная служба России - важнейший инструмент преобразований во власти, экономике, социальной сфере, в области национальной безопасности. Но государственный аппарат не приспособлен для решения многих стратегических задач. Внутренние противоречия накопились в самой госслужбе как роде профессиональной деятельности. Поэтому реформа госслужбы стала необходима. Результатом этой процедуры должно стать государство, адекватное времени и целям, которые стоят перед страной.

Основные цели и задачи реформирования системы государственной службы Российской Федерации были сформулированы в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации в 2001 году. Нормативное регулирование проводимой реформы на федеральном уровне обеспечивается следующим нормативными актами:

1. Указ  Президента РФ от 07.05.2012 N 601 «Об  основных направлениях совершенствования  системы государственного управления»;

2. Указ  Президента РФ от 10.03.2009 N 261  «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)».

Целью реформирования государственной службы является кардинальное повышение ее эффективности в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, содействие экономическому и социальному прогрессу, повышение доверия граждан через улучшение качества оказываемых им государственных услуг, рациональное использование государственных ресурсов и улучшение положения государственных служащих. Реформирование должно обеспечить создание целостной системы государственной службы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей Российской Федерации, а также тенденций мирового развития.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими проведение реформы государственной службы современной России, являются:

    1. Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 г.;
    2. указ Президента РФ «О федеральной программе «Реформирование государственной службы РФ (2003—2005 годы)»» от 19 ноября 2002 г. № 1336;
    3. указ Президента РФ «О продлении срока реализации федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003—2005 годы)» на 2006— 2007 годы» от 12 декабря 2005 г. № 1437;
    4. указ Президента РФ «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)» от 10 марта 2009 г. № 261.

Также следует учитывать указ Президента РФ «О мерах по проведению административной реформы в 2003—2004 годах» от 23 июля 2003 г. № 824; указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию государственного управления» от 16 июля 2004 г. № 910 и ряд других документов.

На основании президентского указа № 910 была создана Межведомственная рабочая группа по обеспечению мероприятий, связанных с реформированием государственной службы, при Комиссии при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления.

Общее и особенное в этих документах.

Структура федеральной программы реформирования государственной службы на 2003—2005 гг. включала в себя:

  • паспорт Программы, где указаны государственные заказчики и исполнители; цель, задачи, сроки реализации Программы, основные мероприятия, объемы и источники финансирования Программы, ожидаемые результаты, система контроля за выполнением Программы;
  • шесть разделов — содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами; цель, задачи, сроки и основные этапы реализации Программы; система мероприятий, предусмотренных Программой; ресурсное обеспечение Программы; реализация Программы и контроль за ходом выполнения предусмотренных ею мероприятий; ожидаемые результаты реализации Программы;
  • перечень мероприятий, предусмотренных Программой.

Цель Программы состоит из трех составляющих при доминировании первой:

а) повышение эффективности государственной службы РФ в целом, ее видов и уровней;

б) оптимизация затрат на государственных служащих;

в) развитие ресурсного обеспечения государственной службы.

В Программе сформулировано восемь задач реформирования государственной службы Российской Федерации:

  • создание условий для оптимального организационно-правового обеспечения государственной службы;
  • определение обязанностей, полномочий и мер ответственности государственных служащих на основе должностных (служебных) регламентов;
  • внедрение новых методов планирования, финансирования, стимулирования и оценки деятельности государственных служащих, рациональное использование ресурсов в системе государственной службы;
  • обеспечение открытости государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства;
  • применение эффективных методов подбора квалифицированных кадров для государственной службы, оценки результатов служебной деятельности государственных служащих, а также создание условий для их должностного роста;
  • внедрение механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе, а также законодательного регулирования профессиональной этики государственных служащих;
  • создание оптимальных материально-технических условий для эффективного функционирования государственной службы и исполнения государственными служащими своих должностных обязанностей;
  • обеспечение развития системы управления государственной службой.

Сроки реализации были определены на 2003—2005 гг. Ввиду того что Федеральная программа реформирования государственной службы РФ не была выполнена в полном объеме, в конце 2005 г. указом Президента РФ она была продлена до 2007 г. включительно.

В марте 2009 г. указом Президента РФ была принята новая федеральная программа, рассчитанная на 2009— 2013 гг.

Структура федеральной программы реформирования и развития системы государственной службы на 2009—2013 гг. включает в себя:

  • паспорт Программы, где указаны государственные заказчики и исполнители, цель, задачи, сроки и этапы реализации, основные направления реализации, объемы и источники финансирования, ожидаемые результаты, контроль выполнения программы;
  • шесть разделов — содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами; основные цели и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели; основные мероприятия, предусмотренные Программой; ресурсное обеспечение Программы; реализация Программы и контроль за ходом выполнения предусмотренных ею мероприятий; ожидаемые результаты реализации Программы;
  • целевые индикаторы и показатели Программы.

Цель этой федеральной программы сформулирована так: «создание целостной системы государственной службы Российской Федерации». Далее законодатель указывает на средства достижения этой цели:

а) завершение реформирования ее видов;

б) создание системы управления государственной службой;

в) формирование высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики.

Последний пункт, касающийся характеристики кадрового состава государственной службы, можно рассматривать как продолжение целевой установки на реформирование административной власти. В конечном счете цель модернизации государственной службы — это повышение эффективности государственного управления.

Задачи Программы очень детализированы:

  1. обеспечение взаимосвязи видов государственной службы, а также государственной и муниципальной службы;
  2. формирование современной правовой основы военной и правоохранительной службы, совершенствование правовой основы государственной гражданской службы Российской Федерации;
  3. создание системы управления государственной службой;
  4. формирование системы мониторинга общественного мнения об эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих;
  5. разработка и введение антикоррупционных стандартов в виде установления для государственной и муниципальной службы единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции;
  6. развитие механизма предупреждения коррупции, выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе;
  7. создание системы контроля деятельности государственных служащих со стороны институтов гражданского общества;
  8. упорядочение и конкретизация полномочий государственных служащих, которые должны быть закрашены в должностных регламентах;
  9. выработка оптимальной системы взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами, исключающей возможность неправомерного вмешательства в деятельность государственных служащих;
  10. совершенствование механизма, обеспечивающего соблюдение государственными служащими общих принципов служебного поведения, утвержденных указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»;
  11. регламентация функции по оказанию консультативной помощи федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, иным государственным органам, образованным в соответствии с Конституцией РФ по вопросам, связанным с применением на практике общих принципов служебного поведения государственных служащих;
  12. методологическое обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;
  13. разработка механизма принятия мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе после ухода государственного служащего с государственной службы;
  14. разработка процедуры, обеспечивающей проведение служебных расследований случаев коррупционных проявлений со стороны государственных служащих;
  15. регламентация вопросов, касающихся повышения денежного содержания и оптимизации пенсионного обеспечения государственных служащих;
  16. совершенствование работы, направленной на приоритетное применение мер по предупреждению коррупции и борьбе с ней на государственной службе;
  17. внедрение в практику кадровой работы государственных органов правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при поощрении;
  18. совершенствование организационных и правовых механизмов профессиональной служебной деятельности государственных служащих в целях повышения качества государственных услуг, оказываемых государственными органами гражданам и организациям;
  19. внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности, мотивации государственных служащих и обеспечение условий для увеличения результативности их профессиональной служебной деятельности;
  20. разработка системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной службы на высоком профессиональном уровне;
  21. сокращение излишней численности государственных служащих с одновременным привлечением на государственную службу наиболее квалифицированных специалистов и создание адекватных материальных стимулов в зависимости от объема и результатов работы государственных служащих;
  22. формирование и реализация программ подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих;
  23. развитие системы дополнительного профессионального образования государственных служащих;
  24. совершенствование системы государственных гарантий на государственной службе;
  25. внедрение современных механизмов стимулирования государственных служащих.

Информация о работе Сравнительный анализ административно-правового статуса государственного гражданского служащего с правовым статусом иных служащих