Система и структура федеральных органов исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 03:37, курсовая работа

Краткое описание

Власть в Российской Федерации едина, так как ее единственным источником согласно ст.3 Конституции Российской Федерации является многонациональный народ России. Никакой государственный орган в отдельности не может претендовать на суверенное осуществление государственной власти. Осуществление государственной власти связано с разделением определенных функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1.Органы исполнительной власти: понятие, система и правовое
положение……………………………………………………………….5
1.1 Понятие, принципы органов исполнительной власти…………….5
1.2 Характерные черты исполнительной власти………………...……6
2. Классификация органов исполнительной власти………………………….8
3. Правительство в системе федеральных органов исполнительной
власти…………………………………………………………………………..10
4. Система федеральных органов исполнительной власти…………………14
4.1 Федеральное министерство………………………………………...15
4.2 Федеральная служба………………………………………………...15
4.3 Федеральное агентство……………………………………………...16
5. Структура федеральных органов исполнительной власти………………..17

Вложенные файлы: 1 файл

Система и структура федеральных органов исполнительной власти.docx

— 42.01 Кб (Скачать файл)

     Деятельность Правительства Российской Федерации подзаконна, связана жесткими рамками правовых ограничений. Но это не означает, что оно полностью выведено из законотворческого процесса и должно только испол-нять ей предписанное. Именно оно обязано давать свои заключения на законно-проекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпус-ке государственных займов, об изменении финансовых обязательств государ-ства, а также на другие законопроекты, предусматривающие расходы, покры-ваемые за счет федерального бюджета.

     Организационная самостоятельность Правительства Российской Федерации проявляется в том, что федеральные законодательные и судебные органы практически не оказывают влияние на его формирование, за исключением назначения Председателя Правительства РФ с согласия Госдумы. И даже в этом случае решающее слово принадлежит не парламенту, а Президенту Российской Федерации. Однако это не означает, что органы исполнительной власти бесконтрольны. Правом принимать организационные решения по каждому члену Правительства РФ, министру, вплоть до роспуска всего Правительства РФ, наделен Президент Российской Федерации. Кроме того в соответствии с изменениями, внесенными в ст.114 Конституции Российской Федерации           в 2008г., Правительство РФ представляет Госдуме ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Госдумой. Таким образом, Правительство РФ призвано действовать незави-симо, самостоятельно, но в пределах своей компетенции и в строгом соответ-ствии с Конституцией Российской Федерации и законами.

Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, его замест-ителей и федеральных министров.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия нижней палаты парламента – Госдумы в следующие сроки:

- не позднее двух недель после  вступления в должность вновь  избранного Президента Российской Федерации;

- не позднее двухнедельного срока  после отставки Правительства  Российской Федерации;

- в течение недели со дня  отклонения внесенной Президентом  Российской Федерации кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации на рассмотрение Госдумы.

Госдума имеет право дважды, без последствий для себя, отклонить кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации, предложен-ную Президентом Российской Федерации. Если же Госдума в третий раз отклонит представленную кандидатуру, то Президент РФ самостоятельно назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Госдуму и назначает новые выборы.

Вновь назначенный Председатель Правительства Российской Федерации представляет президенту Российской Федерации свои предложения по структуре федеральных органов исполнительной власти и кандидатурам на должности своих заместителей и федеральных министров. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012г., Председатель Правительства Российской Федерации имеет семь заместителей, в том числе одного Первого заместителя председателя Правительства РФ и Заместителя Председателя Правительства РФ – Руководителя Аппарата Правительства РФ. Для решения оперативных вопросов Правительство Российской Федерации может образовывать Президиум. Заседания Президиума Правительства Российской Федерации проводятся по мере необходимости.

Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

Наиболее важными полномочиями Правительства Российской Федерации являются:

- реализация внутренней и внешней  политики Российской Федерации;

-регулирование  в социально-экономической сфере;

-обеспечение  единства системы исполнительной  власти в Российской Федерации, направление и контроль за деятельностью ее органов;

-формирование  федеральных целевых программ  и обеспечение их реализации;

- осуществление права законодательной  инициативы.

Основные направления деятельности этого института власти определяются его Председателем. Глава Правительства Российской Федерации организует работу Правительства Российской Федерации , ведет его заседания, система-тически проводит совещания с министрами, руководителями федеральных служб и федеральных агентств, органов и организаций при Правительстве Российской Федерации. Он регулярно информирует Президента Российской Федерации о работе Правительства Российской Федерации.

Контроль за деятельностью Правительства Российской Федерации существенно ограничен. Правительство Российской Федерации обязано отчитываться перед законодателями только за исполнение бюджета. Кроме того, в исключительных случаях Госдума может рассмотреть вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Депутаты имеют право обратиться с запросом к любому члену Правительства и самому Правительству, на который им обязаны дать ответ.

Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Прави-тельства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоря-жений Правительства РФ. Все акты Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации подписываются Предсе-дателем Правительства Российской Федерации и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

4. Система федеральных органов исполнительной власти

Правительство Российской Федерации возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти. В настоящее время система и структура федеральных органов исполнительной власти определяются Указом Прези-дента Российской Федерации от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Данный Указ ознаменовал серьезную реформу структуры федеральных органов исполнительной власти. Основными принципами данной реформы выступали следующие: разделение политических и управленческих функций; устранение внутреннего конфликта между функциями; соподчинение органов, реализующих политику,  органам, вырабатывающим политику, при достаточной автономии органов, оказы-вающих государственные услуги.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в настоящее время входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

4.1. Федеральное министерство.

Федеральное министерство  вырабатывает общую политику отрасли, принимает нормативные акты и несет политическую ответственность в подотчетной ему сфере. На федеральное министерство возложены функции по осуществлению собственного нормативного регулирования, координации и контроля за деятельностью, находящихся в его введении федеральных служб и федеральных агентств.

Министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр). Указом Президента Российской Федерации созданы следующие федеральные министерства: внутренних дел; юстиции; по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; иностранных дел; обороны; финансов; образования и науки; экономического развития и др.

4.2. Федеральная служба.

Федеральная служба следит за исполнением гражданами и организациями требований, установленных законом. Она является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральная служба в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Прави-тельства Российской Федерации и федерального министерства, осуществля-ющего контроль за ее деятельностью. Служба не в праве осуществлять норма-тивное регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации, а федеральная служба по надзору – также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. На федеральном уровне созданы следующие службы : Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральная служба исполнения наказаний и др.

4.3. Федеральное агентство

Федеральное агентство оказывает государственные услуги и управляет федеральным имуществом, но не может устанавливать право и осуществлять надзор за деятельностью граждан и организаций. Оно является органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции.

Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. В Российской Федерации функционируют, например, Федеральное агентство специального строительства, Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по государственным резервам, Федеральное агентство связи, Федеральное агентство по энергетике, Федеральное агентство по сельскому хозяйству и т.д.

5. Структура федеральных органов исполнительной власти

Согласно Структуре федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента РФ от 21 мая 2012 года, система федераль-ных органов исполнительной власти включает в себя три группы органов:

  1. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:

-Министерство внутренних дел Российской Федерации (Федеральная миграционная служба);

-Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

-Министерство иностранных дел Российской Федерации (Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству);

-Министерство обороны Российской Федерации (Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств, Федеральное агентство специального строительства);

       -Министерство юстиции Российской Федерации (Федеральная служба         исполнения наказаний , Федеральная служба судебных приставов);

-Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба);

-Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба);

-Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба);

-Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба);

-Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба);

-Федеральная служба по финансовому  мониторингу (федеральная служба);

-Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство);

-Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство).

  1. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации ,федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:

-Министерство здравоохранения Российской Федерации ( Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения ,Федеральное медико-биологическое агентство);

-Министерство культуры Российской Федерации (Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по туризму);

-Министерство образования и науки Российской Федерации (Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по делам молодежи);

-Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство лесного хозяйства);

-Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии);

-Министерство Российской Федерации  по развитию Дальнего Востока;

-Министерство регионального развития Российской Федерации (Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству);

-Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное агентство связи);

-Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральное агентство по рыболовству);

-Министерство спорта  Российской Федерации;

-Министерство транспорта Российской Федерации (Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта);

Информация о работе Система и структура федеральных органов исполнительной власти