Реформа полиции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Новый закон «О полиции», обсуждение которого длилось около года, вступил в силу 1 марта 2011 года. Над текстом документа трудились именитые правоведы и специалисты-практики, в том числе - профессура, научные сотрудники высших учебных заведений МВД. Более того, бурные дискуссии вокруг него велись в Интернете, и многие предложения интернет-пользователей были учтены. Эксперты сходятся на том, что нормы прежнего закона «О милиции» образца 1991 года откровенно устарели. В нем отсутствовало главное: декларация, что милиция - для каждого гражданина. Необходимо было сделать так, чтобы дело не ограничилось лишь очередной сменой вывесок. Закон «О полиции» в первой же статье меняет саму профессиональную идеологию органов внутренних дел. Акцент делается исключительно на правоохранительной деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I: Теоретические аспекты деятельности полиции в Российской Федерации …………………………………………………………...…………..5
Исторические аспекты возрождения полиции в Российской Федерации ……………………………………………………………….……………..5
Правовые основы деятельности полиции РФ ……………………….…11
Глава II. Место полиции в системе органов внутренних дел………………18
Глава III. Совершенствование законодательства по проблеме превышения служебных полномочий сотрудниками полиции РФ …………………………………………………………………………………...21
3.1 Проблемы применения насилия сотрудниками полиции…………….21
3.2 Рекомендации по совершенствованию законодательной базы по вопросу применения физической силы сотрудниками полиции……………27
Заключение……………………………………………………………………..31
Список литературы…………………………………………………………….33

Вложенные файлы: 1 файл

курсач 2 курс.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Производство оперативно-розыскной деятельности полицией, производств уголовно-процессуальной деятельности полицией.

Отдельным направлением деятельности полиции является розыск лиц. Под лицами здесь подразумеваются:

- лица, совершившие преступления или подозреваемые и обвиняемые в их совершении;

- лица, скрывшиеся от органов дознания, предварительного следствия или суда;

- несовершеннолетние, самовольно ушедшие из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

- несовершеннолетние, самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием;

- лица, уклоняющиеся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия;

- лица, уклоняющиеся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства;

- лица, пропавшие без вести.14

Помимо самостоятельного осуществления розыска вышеперечисленных лиц полиция согласно Федерального закона должна также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании:

- лиц, совершивших побег из-под стражи;

- лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;

- лиц, уклоняющихся от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания;

- лиц, не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в предписании о направлении к месту отбывания наказания срок.

В целях обеспечения возможности реализации рассматриваемого основного направления деятельности полиции предоставлены права:

1) объявлять розыск и принимать  меры по розыску лиц, совершивших  преступления или подозреваемых  и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию Федеральным законом «О полиции»;

2) проводить оперативно-розыскные  мероприятия; производить при осуществлении  оперативно-розыскной деятельности  изъятие документов, предметов, материалов  и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия;

3) проверять документы, удостоверяющие  личность граждан, если имеются  данные, дающие основания полагать, что они находятся в розыске, а равно если имеются основания  для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом;

4) доставлять граждан, то есть  осуществлять их принудительное  препровождение, в служебное помещение  территориального органа или  подразделения полиции, в помещение  муниципального органа, в иное  служебное помещение в целях  решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести;

5) использовать на безвозмездной  основе возможности средств массовой  информации и информационно-телекоммуникационной  сети Интернет для размещения  информации в целях розыска  лиц, скрывшихся от органов дознания, предварительного следствия или суда, и лиц, пропавших без вести;

6) задерживать лиц, находящихся  в розыске, до передачи их соответствующим  органам, учреждениям или должностным  лицам этих органов и учреждений;

7) проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;15

8) вносить в банки данных информацию  о лицах, объявленных в розыск;

9) реализовывать иные собственные  полномочия в целях розыска  лиц, розыск которых возложен  на полицию Федеральным законом  «О полиции».

Аналогичным образом обеспечены правовым статусом полиции и остальные перечисленные основные направления ее деятельности - пресечение противоправных деяний, производство дознания полицией

По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

В статье 10 Федерального закона «О полиции» закреплена правовая основа осуществляемого полицией взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и гражданами.

Без эффективного взаимодействия полиции с указанными учреждениями, должностными лицами и гражданами невозможно полное, объективное и всестороннее разрешение поставленных перед ней задач.16

Актуальными остаются задачи координированности действий правоохранительных органов, эффективности их взаимодействия, достаточности профессиональной подготовки, повышения чувства ответственности за порученное дело как со стороны сотрудников полиции, так и со стороны других правоохранительных органов, государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан.

Любая форма взаимодействия может быть эффективной, но лишь при соблюдении определенных условий взаимодействия. Одним из общих условий взаимодействия называется «строгое соблюдение законности». Данное условие проистекает из принципа деятельности полиции, и его наличие обусловлено наличием данного принципа.

К условиям взаимодействия часто относят «разграничение компетенции субъектов взаимодействия». Иначе: «осуществление взаимодействия в пределах предоставленных субъектам полномочий». Соблюдение этого положения имеет большое значение. Оно обеспечивает номинальный психологический климат, оптимальное использование сил и средств.17

Полицией осуществляется взаимодействие с вышеуказанными органами, должностными лицами в уголовно-процессуальной и административной деятельности. Применительно к осуществляемому в рамках уголовного процесса взаимодействию выделяется такое условие, как организующая «роль следователя». В поручении, указании, к примеру, предопределяются содержание и тактика всех последующих действий по его исполнению. Отклонение от требования следователя, несоответствующее ему действие (бездействие) сотрудника полиции - суть нарушения закона.

Следующее условие осуществляемого в связи с уголовным процессом взаимодействия - неразглашение данных предварительного следствия без разрешения следователя. Его соблюдение во многом зависит от того, как будет организовано сотрудничество. В составляемом следователем документе должен быть оговорен вопрос, какие данные не подлежат разглашению.

Этому следует уделять внимание и при обмене взаимной информацией. Важно помнить, что сотрудник полиции без разрешения следователя не вправе разглашать не только сведения, полученные от последнего, но и те, которые он установил сам, выполняя поручения (указания), осуществляя иную деятельность. Независимо от источника получения данных полицией, предварительное следствие ведет следователь, и все тактические вопросы, включая информирование лиц об обстоятельствах и фактах, имеющих отношение к делу, должны замыкаться на нем. Среди условий взаимодействия некоторые авторы называют также быстроту, активность и широкое применение научно-технических средств. Это напрямую связано со спецификой деятельности органов внутренних дел, а значит, в определенной степени и полиции. Органы внутренних дел, имея в своем подчинении базу ЭКО, систему ведомственных научно-исследовательских учреждений, технически оборудованы гораздо лучше, чем следователь.18

Помимо того, они обладают обширными знаниями, обусловленными применением ими оперативно-розыскных мер.

Кроме профессиональных, правовых и неюридических - технических знаний, следователи могут воспользоваться и иными возможностями полиции. Они классифицируются следующим образом:

- административно-правовые полномочия;

- людские силы личного состава. Сотрудники полиции могут быть задействованы при проведении комплексных мероприятий розыскного характера; при одновременном проведении следственных действий в нескольких местах;

- транспортные возможности. Полиция может оказывать следователям содействие в обеспечении транспортом для производства следственных действий;

- иные возможности.

Также вычленяются и другие условия взаимодействия, но они в основном касаются использования специфических, оперативно-розыскных мер.19

Ведомственные нормативны и вопросы взаимодействия различных органов и должностных лиц с полицией урегулированы постановлениями Правительства РФ ии актами. Такими как Приказ Министерства юстиции РФ №362, МВД РФ №810, ФСБ РФ №584 от 25 ноября 2010 года «О взаимодействии Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации в целях повышения эффективности деятельности учреждений (подразделений), осуществляющих проведение исследований и экспертиз по делам, связанным с проявлением экстремизма»;

Приказ МВД РФ №737, Министерства здравоохранения и социального развития РФ №900 от 18 октября 2010 года «О внесении изменений в Регламент взаимодействия органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора при выявлении и пресечении административных правонарушений на потребительском рынке Российской Федерации»,

Соглашение о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службой, утвержденное МВД РФ №1/8656, ФНС РФ №ММВ-27-4/11 13 ноября 2010 года,

Регламент взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти, утвержденный Приказом МВД РФ от 2 сентября 2009 года №684 «Об утверждении Регламента взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти»,

Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденная Приказом МВД РФ №495, ФНС РФ №ММ-7-2-347 от 30 июня 2009 года «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений»,

Инструкция об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, утвержденная Приказом Министра обороны РФ №366, МВД России №789, ФМС России №197 от 10 сентября 2007 г.

Регламент взаимодействия органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора при выявлении и пресечении административных правонарушений на потребительском рынке Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России №879, Минздравсоцразвития России №746 от 3 ноября 2006 г.;

Инструкция о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности, судов и участия в исполнительной деятельности, утвержденная Приказом Министерства юстиции РФ от 3 августа 1999 года №226, и др.

Взаимодействие полиции с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Курсовая работа по теме «Правовое положение и организация полиции» состоит из четырех разделов. В первом разделе была представлена правовая основа деятельности полиции, которые составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права.

Во втором - организация, руководство, состав полиции, где представлены основные президентские указы от 1 марта 2011 г. №248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации». Этим же Указом утверждены Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Структура центрального аппарата МВД России; №250 «Вопросы организации полиции»; №254 «О признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации»; №253 «Об утверждении Перечня должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств и соответствующих этим должностям специальных званий».

Третий радел - полиция в системе органов внутреених дел является составной частью единой централизованной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Включена в органы внутренних дел.

В четвертом разделе представлены основные направления и формы взаимодействия полиции с основными правохранительными органами, которые урегулированы постановлениями Правительства РФ ии актами. Такими как Приказ Министерства юстиции РФ №362, МВД РФ №810, ФСБ РФ №584 от 25 ноября 2010 года «О взаимодействии Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации в целях повышения эффективности деятельности учреждений (подразделений)»

Информация о работе Реформа полиции в России