Референдум в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2015 в 05:29, курсовая работа

Краткое описание

Данную тему курсовой работы я выбрал не случайно, так как на данный момент она является, на мой взгляд, наиболее актуальной.
Актуальность рассматриваемой темы очевидна. Конституция РФ 1993 года объявила референдум и выборы высшим выражением власти народа, непосредственным ее проявлением.
Латинское слово referendum означает "то, что должно быть сообщено". Родиной референдумов принято считать Швейцарию.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ готовая.docx

— 59.17 Кб (Скачать файл)

Введение

Данную тему курсовой работы я выбрал не случайно, так как на данный момент она является, на мой взгляд, наиболее актуальной.

Актуальность рассматриваемой темы очевидна. Конституция РФ 1993 года объявила референдум и выборы высшим выражением власти народа, непосредственным ее проявлением.

Латинское слово referendum означает "то, что должно быть сообщено". Родиной референдумов принято считать Швейцарию.

Интересно отметить, что особое распространение референдумы получили в ХХ столетии. Это было обусловлено ростом правовой и политической культуры, гражданской зрелости населения, демократизацией политических режимов, наличием технических возможностей (связь, средства массовой информации) для проведения подобных мероприятий.

Институт референдума в России был известен Конституции СССР 1936 года. Правда, определялся референдум там как всенародный опрос, однако таким определением вряд ли стоит пользоваться, ибо, как вытекает из понятия «опрос», результат голосования в данном случае, скорее всего не имеет обязательного значения ни для публичной власти, ни для граждан. Так же упоминается референдум и в Конституции РСФСР 1978 года, однако стал применяться сравнительно недавно. Первый общероссийский референдум был проведен 17 марта 1991 года. Его формула содержала два вопроса: о сохранении Союза ССР и о введении поста Президента России. На оба этих вопроса большинство россиян ответили положительно.

Вторым стал общероссийский референдум 25 апреля 1993 года о доверии Президенту и парламенту.

И, наконец, 12 декабря 1993 года состоялся референдум по принятию новой Конституции Российской Федерации.

Опыт показал, что оценка референдума как института прямой демократии не может быть однозначной. Этот способ принятия решения имеет немало как сильных, так и слабых сторон. В связи с вышеизложенным следует считать, что проблемы института референдума Российской Федерации, его роли в становлении демократических основ российской государственности чрезвычайно актуальны.

В политической практике современных демократических государств референдум не подменяет, а дополняет механизмы представительной демократии. Современный либерализм не склонен переоценивать референдум как инструмент народовластия, в отличие от радикальных демократов XVIII века - последовательных сторонников идей прямой демократии. Так, Жан Жак Руссо полагал, что ни одно политическое решение, ни один закон, не одобренные самим народом, не имеют обязательной силы.

Целью курсовой работы является стремление наиболее детально рассмотреть проблемы института референдума в Российской Федерации, затронуть наиболее важные стороны этого мероприятия и исходя из этого сделать соответствующие выводы.

Задачами курсовой работы являются:

  1. Раскрыть понятие референдума в Российской федерации
  2. Рассмотреть виды референдумов в Российской федерации
  3. Рассмотреть порядок организации  и проведения общероссийского референдума

           В современных условиях стержнем  для формирования и эффективного  действия института референдума, должно стать обеспечение политической  свободы каждого гражданина, его  права выбирать. Нельзя допускать, чтобы референдум заменял институты  политического представительства  и противопоставлялся им как  прямое выражение воли народа, ее искаженной передаче парламентариями.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения

 

 

 

Глава I. Референдум в Российской Федерации

1.1  Понятие  референдума

В мировой практике референдум − это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или не утверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или не согласие)с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства.

Референдум (от латинского — «должное быть сообщенным») — это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента (считается, что решение, принятое путем референдума, не следует отменять обыкновенным законом), или силу важного постановления местного самоуправления [6]

Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (принятие конституции или внесение в нее поправок), что специально предусмотрено в соответствующих конституциях.

Другой распространенный повод проведения референдума − желание государственной власти получить одобрение какого-то своего акта, когда она не решается брать на себя ответственность.

Исход референдума может иметь императивное значение, и тогда следует утверждение законодательного акта или отклонение его,  отставка  правительства и т. д.

Такие референдумы, если они предусмотрены конституциями, иногда называют «контрольными» (в 1970-1980-е гг. референдумы в Великобритании, Дании и других странах по поводу вступления в Европейское экономическое сообщество).

 


6 Кряжков ВА , Краснов МА  Толковый словарь конституционных  терминов и понятий- М / юридический  центр пресс 2004

 

Но встречаются и консультативные референдумы, исход которых не носит обязательного характера (в Швеции в1 1956 г. только 15% принявших участие в референдуме одобрили перевод транспорта на правостороннее движение, но парламент все же принял такой закон).

Разновидностью референдума является плебисцит, который применяется для легитимизации того или иного государственного  лидера  или действий органов власти (опрос населения по статусу какой-либо территории). По процедуре плебисцит практически не отличается от референдума. К плебисцитам часто прибегали авторитарные правительства, добивавшиеся поддержки народа.[6]

Инициатива референдума может исходить и от избирателей (Италия, США) или субъектов федерации (Швейцария). В этих случаях он часто приобретает антиправительственную направленность.

Иногда референдум носит чисто факультативный характер.

В РФ референдум был впервые закреплен Законом РСФСР «О» референдуме РСФСР» от 16 октября 1990 г.

Это был во многом противоречивый закон. Он, например, предоставлял право требовать проведения референдума со стороны 1 млн. граждан РФ, но в то же время Закон позволял Съезду народных депутатов отклонять эти требования.

Только Съезд был вправе принимать решение о всенародном референдуме, но, поскольку обязательные референдумы не предусматривались, он, обладая всей полнотой власти по важнейшим вопросам, не был заинтересован в их проведении. Все это предопределило сравнительно редкое использование  референдума, несмотря на то, что в 1990-е гг. в стране проходили  глубокие реформы и власти серьезно нуждались в выявлении воли народа.[15]

В апреле 1993 г. референдум был использован как своеобразный  арбитр в конфликте между законодательной и исполнительной ветвями власти.

В декабре 1993 г. он был проведен для принятия Конституции РФ.

Конституция РФ предусмотрела необходимость принятия  конституционного закона о референдуме. Первый такой закон был принят в 1995 г. Ныне действует ФКЗ «О референдуме РФ» от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (в ред. от 24 апреля 2008 г.). Референдум РФ − всенародное голосование граждан РФ по вопросам государственного значения. 1

Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Референдум регулируется также ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

ФКЗ регламентирует характер вопросов, выносимых на референдум. Так, на общероссийский референдум в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ. [2]

Но  определенные вопросы не могут выноситься на общероссийский референдум. Среди них:

• изменения статуса субъектов РФ;

 

 


2 Федеральный Конституционный закон Российской Федерации «О референдуме» от 28 июня 2004года N 5-ФКЗ.

 15Торопнин Н. Факультативный референдум, как институт прямой демократии в странах Совета Европы // Российская юстиция. 1998. №2 С.2-4.

 

• досрочного прекращения или продления срока полномочий  Президента РФ, Государственной Думы, а равно о проведении досрочных выборов Президента или депутатов ГД либо перенесении сроков проведения таких выборов;

• принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

 • введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;

• принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

• амнистии и помилования и др.

Вопросы, выносимые на референдум, не должны противоречить  Конституции РФ, ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Референдум не проводится в условиях военного  или чрезвычайного  положения, введенного на территории РФ, а также в течение трех месяцев после их отмены.

Повторный референдум не проводится в течение двух лет после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.

Проведение референдума РФ не допускается в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории РФ, а также в случае, если проведение референдума РФ приходится на последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ (кроме случаев референдума по проекту новой Конституции или вопросу, предусмотренному международным договором. [11]

В 2003 г. аналогичные положения, содержавшиеся и в ранее действовавшем ФЗ, были обжалованы в Конституционный


11 Маклаков В. В. Избирательное право и избирательные системы буржуазных и развивающихся стран. Учебное пособие. М., 1987

 

Суд РФ  группой депутатов  Государственной Думы, утверждавших, что таким образом  ограничивается конституционное право граждан на участие в референдуме.

Конституционный Суд указал (постановление от 11 июня 2003 г.), что одновременное проведение выборов и референдума в силу объективных обстоятельств может воспрепятствовать адекватному волеизъявлению граждан и привести к снижению эффективности и той и другой формы непосредственного народовластия, федеральный законодатель вправе ввести регулирование, при котором осуществление кампании по проведению референдума не совпадает с избирательной кампанией. При этом он должен соблюдать требования Конституции РФ, в том числе закрепленный ею принцип периодичности выборов.[7]

Период, в течение которого граждане РФ вправе выступать с инициативой о проведении референдума РФ и непосредственно участвовать  в нем, должен составлять не менее половины избирательного цикла (который в соответствии со ст. 81 (ч. 1) и 96 (ч. 1) Конституции РФ составляет четыре года[63]).

Конституционный Суд РФ постановил признать оспариваемые положения не противоречащим Конституции РФ, поскольку период, в течение которого граждане могут выступать с инициативой о проведении референдума РФ и непосредственно участвовать в нем, должен, во всяком случае, составлять не менее двух лет, с тем чтобы в пределах четырехлетнего избирательного цикла обеспечивалась возможность проведения не менее двух референдумов.[7]

Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования,

 


7 Постановление  Конституционного Суда от 11 июня 2003 г.

 

на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

На референдум могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении РФ или в совместном ведении РФ и ее субъектов.

При проведении референдума  действуют  общие  принципы  избирательного права:  всеобщего равного прямого  и свободного  волеизъявления при тайном голосовании.

Практически общими являются основные гарантии избирательных прав и прав на участие в референдуме, они закреплены в одном ФЗ.

Каждый участник референдума обладает одним голосом и голосует  непосредственно.

Участие в референдуме является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. Исключается возможность наблюдения за заполнением бюллетеня для голосования.

Информация о работе Референдум в Российской Федерации