Реферат по «Административному праву»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 17:07, реферат

Краткое описание

Мажоритарная избирательная система относительного большинства — это самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов, чем любой из его соперников. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами. Такие случаи достаточно редки, и законодательным разрешением ситуации обычно бывает жребий.
Пи этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании: если проголосовал хотя бы один, выборы действительны. Если же выдвинут один кандидат на место, он считается избранным без голосования, ибо достаточно, чтобы хотя бы один избиратель проголосовал за него (даже если таким единственным избирателем окажется он сам).

Содержание

1. Мажоритарная избирательная система (относительного, абсолютного и квалифицированного большинства) ……………………………………………3
2. Система пропорционального представительства……………………………7
3. Заключение…………………………………………………………………….9
4. Список использованных источников………………………………………..11

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 31.39 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Мажоритарная избирательная  система (относительного, абсолютного и квалифицированного большинства) ……………………………………………3

2. Система пропорционального представительства……………………………7

3. Заключение…………………………………………………………………….9

4. Список использованных  источников………………………………………..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (ОТНОСИТЕЛЬНОГО, АБСОЛЮТНОГО И КВАЛИФИЦИРОВАННОГО БОЛЬШИНСТВА)

Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, в основу которой положен принцип большинства (от французского «majorite» – большинство).  Именно по этой системе начали проводиться выборы в парламенты.

 Сущность мажоритарной  избирательной системы заключается  в том, что победившим на выборах  считается кандидат, набравший определенное  большинство голосов избирателей.

Существует три разновидности  мажоритарной избирательной системы:

1. Относительного большинства

2. Абсолютного большинства

3. Квалифицированного большинства.

Мажоритарная избирательная система относительного большинства — это самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов, чем любой из его соперников. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами. Такие случаи достаточно редки, и законодательным разрешением ситуации обычно бывает жребий.

Пи этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании: если проголосовал хотя бы один, выборы действительны. Если же выдвинут один кандидат на место, он считается избранным без голосования, ибо достаточно, чтобы хотя бы один избиратель проголосовал за него (даже если таким единственным избирателем окажется он сам).

Эта избирательная система имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества этой системы заключаются в том, что она всегда результативна, не надо проводить второй тур голосования. Недостатком же ее является то, что она крайне несправедлива по отношению к политическим партиям, особенно средним и малым по своему влиянию. Кроме того, победителем выборов может стать кандидат, получивший абсолютное меньшинство голосов избирателей. Например, в избирательном округе, где было подано 50 тысяч голосов, баллотировались три кандидата от различных партий, из которых кандидат А получил 20 тысяч голосов, кандидат Б – 18 тысяч голосов, кандидат В – 12 тысяч голосов. Избранным будет кандидат А, так как он получил относительное большинство голосов, т.е. 20 тысяч из 50 тысяч. Голоса 30 тысяч избирателей, поданные против победившего кандидата, вообще, таким образом, пропадают.

Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства предусматривает что при этой системе выборы чтобы быть избранным, кандидат должен набрать абсолютное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании, т. е.. 50%+1 голос. Если никто из кандидатов не наберет этого большинства (а чаще всего именно так и происходит), проводится второй тур, где вновь применяется то же требование абсолютного большинства голосов избирателей. При этом подсчет голосов производится от:

    • общего числа зарегистрированных избирателей (самое жесткое и почти не встречается, применялось в СССР после принятия Конституции 1977г.);
    • общего числа поданных голосов;
    • общего числа поданных действительных голосов (применяется в Республике Беларусь при выборах Президента, депутатов Палаты представителей Национального собрания и местных Советов депутатов).

При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании; если он не достигнут, выборы считаются недействительными или несостоявшимися.

По мажоритарной системе абсолютного большинства избирались все президенты Франции в V Республике, и лишь в 1958 г. Шарлю де Голлю удалось в первом же туре собрать 78,5% голосов избирателей, все остальные президентские выборы проводились в два тура. При выборах в Национальное собрание Франции нередкой была ситуация, когда в результате действий нескольких политических партий во второй тур выходили кандидаты, не попавшие в число первых двух по числу полученных голосов избирателей. Такую возможность предоставляет ст. 7 Конституции Франции, в соответствии с которой во втором туре могут участвовать только два кандидата, которые соберут наибольшее число голосов в первом туре или которые следуют после кандидатов, набравших наибольшее число голосов и снявших свои кандидатуры (если это будет иметь место).

Это означает, что, если до полуночи четверга, следующего за днем первого тура, один из двух кандидатов, занявших первые два места в первом туре, подаст письменное заявление в Конституционный Совет о снятии своей кандидатуры, то вместе него во втором туре будет участвовать кандидат, занявший третье место. Это правило используется партиями, схожими по своим политическим позициям, с целью не допустить победы кандидата левой партии.

Мажоритарная система квалифицированного большинства. При этой системе избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший квалифицированное большинство голосов – 2/3, 3/4, и т.д. Квалифицированное большинство устанавливается законом и оно всегда превышает большинство абсолютное. Такая система чрезвычайно редка, поскольку еще менее результативна, чем система абсолютного большинства.

Например, по Конституции Италии 1947 г. (ст.83), избрание Президента производится Парламентом квалифицированным большинством голосов (2/3). И до недавнего времени 65% голосов требовалось для избрания итальянских сенаторов, баллотировавшихся по одномандатным избирательным округам. На практике такого большинства, как правило, никто из кандидатов не получал, избирательные округа объединялись в масштабе области, а распределение мандатов производилось по правилам системы пропорционального представительства, рассматриваемой ниже. После апрельского референдума 1993 года в одномандатных округах по выборам в Сенат установлена мажоритарная система относительного большинства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СИСТЕМА ПРОПОРЦИОНАЛЬНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

 

Поиски более справедливых избирательных систем привели к созданию пропорциональной избирательной системы, которая была введена в ряде стран в конце XIX – начале XX веке.

Суть этой системы заключается в том, что каждая политическая партия или избирательный блок получают в парламенте число мандатов пропорциональное числу поданных за них голосов избирателей. Например, если партия получила 20% голосов по стране, то она будет иметь 20% мест в парламенте. Эта система наиболее точно отражает распределение политических симпатий в стране. Пропорциональная система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий, но может негативно сказаться на процессе формирования правительства в парламентских республиках, в том случае если ни одна партия не наберет абсолютного большинства в парламенте. Чтобы этого избежать вводится так называемый заградительный пункт, т.е. устанавливается минимальный процент голосов, который должна собрать партия для участия в распределении мандатов. В разных странах количество этих голосов различается .

Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах. Избиратель голосует не за конкретное лицо, а за партию, движение, избирательный блок в целом.

Для пропорционального распределения мандатов наиболее часто используется метод избирательной квоты (еще именуют избирательным метром). Это наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного кандидата. Квота может определяться как для округа в отдельности, так и для всей страны в целом. Определение квот в ряде случаев состоит в сложных математических расчетах.

Пропорциональная избирательная система имеет много достоинств. Она отражает реальное распределение политических симпатий в стране, более справедлива, чем мажоритарная система, при этой системе учитываются голоса почти всех избирателей и т.д. Однако она имеет и недостатки. Главный из них – то, что избиратели на протяжении десятков лет голосуют за одни и те же политические партии, а эти партии выдвигают одних и тех же кандидатов (как правило, лидеров). В результате формируется политическая элита, все более, с течением времени, отрывающаяся от народа и превращающаяся в касту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По моему мнению, избирательная система должна быть нейтральной по своему характеру и не давать преимуществ и препятствий никаким партиям и кандидатам. Ведь все этапы избирательного процесса, начиная с выдвижения кандидатов, в немалой степени  зависят от того, каков метод определения итогов голосования. Однако не только выборы, но и другие важные аспекты политической жизни страны находятся под определенным (подчас весьма сильным) воздействием существующей модели избирательной системы: функционирование партий и партийная система в целом; стабильность правительства и всего механизма исполнительной власти и др.

Достоинства и недостатки различных избирательных систем широко обсуждаются специалистами в области избирательного права. Считается, что идеальной демократической процедуры проведения выборов не существует. Поэтому при оценке избирательной системы решающую роль играет соотношение приоритетов: если во главу угла ставится формирование стабильного эффективного правительства, предпочтение отдается мажоритарной системе.

Необходимо учесть, что успех в проведении выборов зависит не только от модели избирательной системы, принятой в той или иной стране.  Значение имеют политическая культура и активность населения, демократичность выборов, честный подсчет голосов, возможность народа контролировать саму процедуру выборов. Только в таком случае выборы выполняют свои функции в обществе, являясь способом политической борьбы за власть. Через процедуру демократических выборов народ доверяет управление страной наиболее умным и авторитетным людям, контролирует их политику. Участие в выборах возвышает людей, поднимает их гражданское достоинство, ибо голоса всех избирателей равны и значимы для государства. Таким образом, выборы объединяют людей в единое целое, нацию, народ. Если же народ не уверен в том, что выборы проходили честно, голоса подсчитаны верно, то уважение к таким выборам и вновь избранной власти пропадает. В этом случае выборы не выполняют своих функций, какие бы хорошие избирательные законы не принимались и какая бы избирательная система не применялась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2006. – 48 с.
  2. Избирательный кодекс Республики Беларусь: Принят Палатой представителей 24 января 2000 г.: одобрен Советом Респ. 31 января 2000 г.: с изменениями и дополнениями по состоянию на 25 ноября 2013 г. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. –2013. – 130 с.
  3. Василевич, Г.А. Избирательная система. Референдум. Органы государственной власти: Научно - практ. комментарий Конституции Республики Беларусь / Г.А. Василевич. – Минск: Право и экономика, 2000. - 170 с.
  4. Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь / К.Н. Кунцевич – Минск: Молодёжное научное общество, 2000. – 166 c.
  5. Пастухов, М.И. Конституционное право Республики Беларусь / М.И. Пастухов. – Минск : Право и экономика, 2005. – 268 с.
  6. Петров, А.П.  Конституционное право: учеб. пособие / А.П. Петров. – 2010. – 576 с.

 

 


Информация о работе Реферат по «Административному праву»