Развитие полиции России в ХIХ в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 11:04, реферат

Краткое описание

Данная работа посвящена истории полиции России. Несомненно, что органы внутренних дел во все времена оставались и остаются наиболее важными государственными органами. Они обеспечивают стабильное развитие государства, защиту прав и интересов господствующих в обществе классов, либо при общеклассовой сущности государства личности вообще. Без данных органов общество и государство погрузились бы в анархию.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3
1. Полицейские органы России в первой половине ХIХ в………..4
2.Общая полиция. Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах 1862 г…………………………………………………………8
Заключение…………………………………………………………..14
Список литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

История органов внутренних дел.docx

— 38.66 Кб (Скачать файл)

1. Правом административной  высылки всех лиц.

2. Правом ареста любого  лица.

3. Правом приостановления  или прекращения периодических  изданий.

4. Правом "вообще принимать  те меры, которые по местным  обстоятельствам они признают  необходимыми для охранения спокойствия".

8Институт временных генерал - губернаторов не оправдал чаяний верховной власти. Император указом 1880 года создал новый чрезвычайный орган - Верховную распорядительную комиссию во главе с Лорис - Меликовым. Лорис - Меликов 26 июля 1880 года предоставил царю доклад, в котором он предложил конкретные предложения по реорганизации центрального аппарата полиции. Доклад Лорис - Меликова был одобрен Александром II. 15 ноября 1880 года царь издал указ о слиянии департамента государственной полиции (бывшего Третьего отделения) и департамента полиции исполнительной. В результате возник единый департамент государственной полиции (с 1883 года департамент полиции), соединявшей в себя функции как политической так и общей полиции. В 80-90х претерпела изменения структура департамента полиции который был разделен на 2 крупных отдела: административно-полицейский, включавший в себя первое (распорядительное) и второе (законодательное) делопроизводство, и государственной полиции, в который вошли третье (секретное), четвертое (судебное) и пятое (исполнительное) делопроизводство. В 1894 года было создано шестое делопроизводство, в ведение которого перешла переписка по еврейскому вопросу, по фабричным и питейным делам, по выделке, хранению и перевозке взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ15. В первое время после создания департамента государственной полиции этот орган подчинялся Министру внутренних дел. По инструкции 1882 года - товарищу министра был подчинен непосредственно департамент государственной полиции. По отношению к губернаторам и градоначальникам ему было предоставлено "руководство их деятельностью по предупреждению и пресечению преступлений". В конце XIX века были продолжены меры по укреплению общей полиции. Значительно расширились штаты полицейских команд, были созданы новые органы. Укреплялись административно - полицейские силы в деревне, где был создан корпус сельской стражи, основная задача которых состояла в охране помещичьих владений. Она содержалась за счет государственного бюджета (на 50%) и за счет помещиков (50%). Подводя итоги рассмотренном периоду, следует отметить два основных изменения в системе полицейских органов.

1. Объединение в 1880 году  в рамках департамента полиции  МВД как общей, так и политической  полиции.

2. Углубление специализации  ведомств, освобождение от хозяйственной  и судебно-следственной деятельности  и сосредоточения сил на реализации  полицейских функций.

9В начале XX века правительством были предприняты дополнительные меры по усилению аппарата общей полиции. В 1899 году Министерству внутренних дел предоставлялось право создавать "в пределах тех же фабричных и горнопромышленных районов" полицейские силы. В число обязанностей сотрудников фабрично - заводской полиции входило: изучение состава рабочих, размер среднего заработка по профессиям и т.д. В 1903 году для "охранения благочиния, общего спокойствия, безопасности и порядка в местностях, подведомственных уездной полиции", была создана полицейская стража, представлявшая из себя вооруженную опору действиям становых приставов вместо выборной сельской полиции. В состав уездной полицейской стражи входили урядники и стражники, в том числе конные команды. В уездную полицию стражу принимались преимущественно отставные или уволенные в запас чины, являвшиеся русскими подданными, достигшие 25 лет, грамотные и обладавшие "здоровым телосложением". Служащие уездной полицейской стражи подчинялись становым приставам и уездным исправникам. Очередное укрепление полицейских органов было проведено после революции 1905-1907 г.г. Царское правительство пошло на создание особых политических органов, специализирующихся на уголовно-розыскной деятельности. С конца XIX века при канцеляриях полицмейстеров стали формироваться сыскные отделения. В 1908 года "для производства розыска по делам обще уголовного характера" сыскные отделения четырех разрядов стали создаваться в составе полицейских управлений во всех губерниях и других значительных городах. Закон 1908 года и инструкция МВД от 9 августа 1910 года как бы привязали сыскные отделения к своему городу. Этот порядок лишал сыскную полицию определенной оперативности. Реформа уголовного розыска, осуществленные в России в годы первой мировой войны, не привела к кардинальному улучшению работы общей полиции. 30 октября 1916 года царь утвердил Положения об усилении полиции в 50 губерниях империи и об улучшении служебного и материального положения полицейских чинов. Правительство приняло меры и по качественному улучшению вооружения полиции. До последних дней своего существования царизм укреплял полицейский аппарат, видя в полиции свою главную опору.

В 1826 году особая канцелярия Министерства внутренних дел, занимавшаяся вопросами политической и государственной  безопасности, включается в структуру  собственной его Величества канцелярии - именно тогда возникло известное  Третье отделение собственной Его  Величества канцелярии. В задачи отделения  входило руководство полицией, борьба с революционерами, сектантами и  раскольниками, высылка "подозрительных людей", управление тюрьмами и наблюдения за иностранцами16. Структура третьего отделения включала 5 экспедиций:10

- первая (секретная) вела  непосредственную борьбу с революционными  движениями, осуществляла следствие  по политическим делам, наблюдала  за деятельностью революционных  организаций и отдельных лиц;

- вторая экспедиция вела  борьбу с религиозным и должностными  преступлениями. В ее ведении  находились политические тюрьмы;

- третья экспедиция организовала  наблюдение за иностранцами;

- четвертая экспедиция  определяла цензуру; 

- пятая экспедиция осуществляла  цензуру.

В связи с изменением подчиненности  особой канцелярии Министерства внутренних дел и ее вхождением в состав Собственной  Его Императорского Величества канцелярии изменилась и структура Третьего отделения, состоявшего к 1826 году из восьми отделов. Оно подчинялось  непосредственно императору. В 1827 году создан специальный жандармский  корпус, составивший вооруженную  и оперативную опору Третьего отделения. В 1836 году было принято "Положение  о корпусе жандармов". Создавалась  сеть жандармских округов. На местах существовали губернские жандармские  управления и городские команды  жандармов. В задачи жандармских  команд входили "усмирение буйства  и восстановление нарушенного повиновения", "рассеяние законом запрещенных  скопищ". Авторитет жандармского движения в обществе был высок. Комплектование осуществлялось по принципу построения элитного соединения. Отбирались наиболее разумные и образованные солдаты.

Временные правила  об устройстве полиции в городах  и уездах губерний, по общему учреждению управляемых. 25 Декабря 1862 г. 11

1. Впредь до издания  общего учреждения полиции, в  губерниях, управляемых по общему  учреждению . . . земскую и городскую  полицию соединить в один состав, за исключением всех губернских  и некоторых более значительных  городов, посадов и местечек, коим  сохранить свою отдельную от  уездной полицию. 

2. С преобразованием полиции  на основании вновь изданных  правил, теперешних земских исправников  переименовать в уездных исправников,  и как назначение их по сим  правилам будет впредь зависеть  от правительств, то из выбранных  дворянством нынешних исправников  оставить в новой должности  тех только, кои по усмотрению  начальников губерний, могут действительно  с пользой исполнять обязанности,  на них возглавляемые . . .

6. Там, где городская  и земская полиция на основании  новых правил, будут соединены  в один состав, городнические  управления присоединить к земским  судам, звание же городничих  или полицмейстеров упразднить, возложив их обязанности на  уездных исправников, а обязанности  городских полиций на уездные  полиции. Земские суды, при новом  им образовании, именовать повсеместно  уездным полицейским управлением. 

7. В городах, сохраняющих  отдельную от уездной полицию,  оставить ее в подчинении полицмейстерам, а городнические правления именовать  городским полицейским управлением. 

31. Как уездное, так  и городское полицейское управления  непосредственно подчиняются начальнику  губернии и губернскому правлению. 

32. Губернское правление  дает полицейским управлениям,  уездным исправникам и полицмейстерам  указы; начальник губернии делает  зависящие от него распоряжения  полицейским управлениям или  предписания на имя исправника  или полицмейстера, в особых  случаях прямо на имя одного  из становых приставов.

 

Заключение:

В 2002 году исполнилось 200 лет  со дня учреждения в России МВД. Это крупная историческая веха, на пути развития полицейской службы нашего Отечества. Министерство дел внутренних (в отличие от министерства дел иностранных) сосредотачивало в своих руках все нити внутреннего управления страной. МВД через подчиненных ему губернаторов, осуществляло административно-политический контроль за населением и территорией, всей Российской империи, охраняло общественный порядок и безопасность, боролось с преступностью. Но этим задачи министерства не ограничивались, оно должно было заботиться о промышленности (за исключением горной и военной), о торговле, принимать меры по предотвращению недостатка продовольствия и контролировать цены на него, контролировать строительство и архитектуру, исправность дорог, санитарную безопасность, медицину и ветеринарию, благоустройство городов, заботиться о развитии «добрых нравов».

Ясно, что столь многочисленные и многообразные обязанности  по мере развития экономики, увеличения численности населения, роста городов, и усложнения общественной жизни делали МВД чрезмерно громоздким и трудноуправляемым ведомством. Поэтому МВД постепенно освобождалось от многочисленных побочных обязанностей. Так, департамент промышленности и торговли передается в состав министерства финансов, почтовый департамент превращается в самостоятельное министерство почт, местное благоустройство, дела продовольственные, медицина, контроль за состоянием дорог местного значения переходят в ведение органов земского и городского местного самоуправления, следствие после судебной реформы 1864 г. передается в компетенцию судебных следователей, места заключения в 1895 г. — министерству юстиции. Все это позволило МВД сосредоточить свое внимание на охране общественного порядка, безопасности и борьбе с преступностью. Эту главную свою функцию МВД достаточно успешно осуществляло при довольно скромной численности полицейского аппарата и сравнительно ограниченных материальных ресурсах.

МВД представляло собой главное  «силовое» ведомство, осуществлявшее необходимое государственное принуждение, без которого невозможно обеспечение  исполнения законов и законных предписаний  органов власти. Без такого государственного принуждения не может существовать ни одно государство.

Но и освободившись  от ряда побочных функций, МВД сохраняло  свою роль как одного из важнейших  органов в государственном механизме, по существу главного рычага внутреннего  управления в царской России. Достаточно сказать, что МВД принимало деятельное участие в подготовке и проведении крестьянской реформы 1861 г. В аппарате МВД и под руководством министра внутренних дел подготавливались законопроекты о земской и городской реформах 1864—1870 гг. По инициативе министров внутренних дел П.А. Валуева и М.Т. Лорис-Меликова в 60—80-е годы XIX века разрабатывались проекты конституционных реформ, правда, не получивших в силу разных причин своего воплощения в жизнь.

МВД сохранило в своих  руках ряд функций, хотя и не являвшихся часто полицейскими, но тесно с ними переплетавшихся, в частности, цензуру, регистрацию и надзор за деятельностью религиозных концессий, чьи религиозные и политические центры находились за пределами российских границ. Для этих целей в МВД существовали Главное управление по делам печати и Департамент духовных дел иностранных вероисповеданий. Наконец, после принятия в 1906 году Основных законов Российской империи — первой российской конституции, провозглашавшей ряд политических прав и свобод (слова, собраний, союзов), именно на МВД и полицию было возложено их обеспечение. 

Список литературы:

1.Исаев И.А.История государства и права России. Учебник.  М., 2007, с.414-483.

2.Органы и войска МВД России: краткий исторический очерк., М., 1996, с. 27-31, 41-63, 55-62.

3.Полиция и милиция России: страницы истории., М., 1995, с. 35-50.

4.История полиции России: краткий исторический очерк и основные документы., М.,1998, с. 19-29, 74-107, 110-113, 120-124, 144-150.

5.МВД России. Энциклопедия., М., 2002, с. 167-169, 417-423, 514-516, 556-557.

6.История развития МВД России. 1802-2002 гг., М., 2002,  с. 6-30.

7.История ОВД. Хрестоматия . Сост. Кипров И.А. Смоленск, 2008

8.Тульская милиция: два века на службе народу., Тула, 2003, с. 147-151.

9.Прокофьев В. Тульский уголовный розыск в лицах., Тула, 2004, с. 113-114, 117-120.

10.Государственная автомобильная инспекция. Под общ.ред. В.В.Захаренкова и В.Н.Кирьянова. Спб., 2001. с. 18  -  51.

11.Тульский сыск: история и современность. Под общ. ред. В.Д.Рожкова, А.В.Сенопальникова, В.В.Ужекина, Тула, 2001, с. 7 - 11.

12.Два века Тульской юстиции. А.В.Седухин, Тула. 2002, с.8 -13.

1 Исаев И.А.История государства и права России. Учебник.  М., 2007, с.414-483.

2 Органы и войска МВД России: краткий исторический очерк., М., 1996, с. 27-31, 41-63, 55-62.

Информация о работе Развитие полиции России в ХIХ в