Прокуратура казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:18, доклад

Краткое описание

Система правоохранительных органов достаточно сложная и разветвленная. Однако одно из важнейших мест в ней занимает такой орган как прокуратура. Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей и т.п.
Прокурорский надзор в то же время является самостоятельной отраслью права.

Содержание

Введение
1. История развития прокуратуры Республики Казахстан
1.1 Возникновение и основные исторические этапы развития прокуратуры
2. Организация и деятельность органов прокуратуры
2.1 Принципы организации и деятельности органов прокуратуры
2.2 Система и структура органов прокуратуры
2.3 Акты прокурорского надзора
3. Направления прокурорского надзора
3.1 Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью
3.2 Прокурорский надзор за следствием дознания
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

прокуратура рк.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

Вторым звеном органов  прокуратуры являются прокуратуры  областей, городов Астаны и Алматы. а также специализированные прокуратуры  на правах прокуратур областей. Прокуратуры  областей и приравненные к ним  прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, назначаемыми с согласия Президента Республики Генеральным Прокурором. Прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры имеют первых заместителей и заместителей, старших помощников и помощников. Заместители прокуроров областей могут быть назначены начальниками соответствующих управлений областных прокуратур. В прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах имеются управления и отделы. Начальники управлений и отделов соответственно являются старшими помощниками и помощниками прокуроров областей. В управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров.

Следующим основным звеном органов прокуратуры являются прокуратуры  городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, возглавляемые соответствующими прокурорами, назначаемыми Генеральным Прокурором Республики Казахстан. Городские, районные и приравненные к ним прокуроры имеют заместителей, старших помощников и помощников. Специализированные прокуратуры руководствуются теми же законами, что и территориальные прокуратуры, выполняют общие для всех органов прокуратуры задачи, с разницей, что их деятельность ограничивается специальными объектами или отдельными отраслями прокурорского надзора.

К специализированным прокуратурам относятся военные, транспортные, природоохранные, а также прокуратуры специальных объектов.

Как и любая система  государственных органов, система  органов прокуратуры представляет совокупность взаимосвязанных между  собой органов, составляющих единое целое. Для системы прокуратуры характерны связи между элементами структуры как по вертикали, - для внутреннего управления системой по подчиненности, так и по горизонтали, - для взаимодействия равнозначных органов и подразделений внутри системы и с другими органами и системами.

Вспомогательную систему составляют: делопроизводство, организация и  ведение учета, отчетности, систематизация законодательства, материально-технического и финансового обеспечения.

Отлаженная организация работы и целенаправленное управление обеспечивают слаженность и правильность функционирования всей прокурорской системы как единого органа, направляют деятельность прокуроров и сотрудников органов прокуратуры на выполнение сложных и ответственных практических задач.

Улучшение организации работы органов прокуратуры, совершенствование ее стиля и методов руководства, контроля исполнения является одним из основных направлений в деятельности Генеральной прокуратуры.

2.3 Акты прокурорского  надзора

 

Перечень актов прокурорского  надзора приведен в ст. 18 Закона РК «О Прокуратуре». К ним относятся: протест, постановление, предписание, заявление, санкция, указание, представление, разъяснение закона. Акты прокурорского  реагирования представляют собой предусмотренные Законом «О Прокуратуре» формы реализации полномочий прокурора по устранению нарушений закона, пресечению правонарушений, восстановлению законности, ликвидации вызванных нарушениями закона негативных последствий.

Как известно, применение того или иного акта прокурорского надзора зависит от характера нарушений законов, их причин, от распространенности нарушений, вредных последствий, степени вины правонарушителей.

Реагирование прокурора  па нарушения законности, бесспорно, должно быть своевременным, оперативным, обоснованным, упреждающим, комплексным, адекватным и законченным. Только при этом меры прокурорского воздействия будут наиболее результативными.

Нередко в прокурорской практике мы сталкивались с фактами, когда внесенные по результатам  проверки акты прокурорского реагирования оставались без надлежащего исполнения. Это сказывалось на эффективности работы, серьезно подрывало не только авторитет прокурора, но и в целом отражалось на темпах обеспечения и укрепления законности. В связи с этим был принят еще в 2002 г. Указ Президента «О мерах по совершенствованию правоохранительной деятельности в Республике Казахстан», в котором говорилось о необходимости придания большей силы некоторым актам прокуратуры.

С внесением новых  изменений и дополнений в Закон «О Прокуратуре» полномочия прокуроров значительно усилены, предусмотрены гарантии и меры принудительного исполнения некоторых правовых актов прокурора.

 

Протест прокурора - это  документ прокурорского реагирования на противоречащие Конституции, законам  и актам Президента РК нормативные и иные правовые акты, решения и действия государственных органов и должностных лиц.

Протест приносится в  орган или должностному лицу, издавшим незаконный или необоснованный акт. Прокурор вправе принести протест в  вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Прокурор определяет это в зависимости от конкретных обстоятельств. Закон придает этому документу особое значение и поэтому устанавливает предельный (не более 10 дней) срок его рассмотрения.

В протесте прокурор требует отмены незаконного акта либо приведения его в соответствие с Конституцией и законами РК, а также прекращения незаконного действия должностного лица и восстановления нарушенного права. Он вправе также приостановить исполнение опротестованного акта либо действия до принятия решения по протесту. Опротестование законов не приостанавливает их действия.

Прокурор вправе в  апелляционном или надзорном  порядке опротестовать приговор, решение или иное постановление  суда. Если опротестование выходит  за пределы его компетенции, соответствующий прокурор обращается с представлением о принесении протеста к вышестоящему прокурору. Сроки рассмотрения протеста в суде определяются процессуальным законодательством.

Другим актом прокурорского  надзора является постановление. Оно выносится о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства, производства об административном правонарушении, о производстве проверки применения закона, выемки, досмотра, наложения ареста, об отмене или снятии мер запретительно-ограничительного характера, о приостановлении действия незаконного правового акта о принудительном исполнении требований прокурора, о доставлении (приводе), а также в иных случаях, предусмотренных законом.

В связи с внесенными изменениями в Закон «О Прокуратуре» постановление прокурора в вопросах исполнения приобрело обязательную силу. Оно должно исполняться в установленный законом либо прокурором срок, и его неисполнение влечет предусмотренную законами ответственность.

Здесь надо быть особенно внимательными и очень взвешенно подходить к вопросу о вынесении постановлений о принудительном исполнении требований прокурора, а также об отмене или снятии мер запретительно-ограничительного характера. Постановления об отмене или снятии мер запретительно-ограничительного характера, наложенные государственными органами и их должностными лицами, необходимо выносить при обнаружении явных и грубых нарушений законности. При этом должен быть обеспечен неукоснительный надзор над соблюдением государственными контролирующими органами обязанностей по уведомлению прокурора о наложении таких мер.

Заявление - иск прокурора  в суд может быть направлен  для восстановления нарушенных прав и защиты интересов государства, физических и юридических лиц, а  также в связи с отклонением  или оставлением без рассмотрения актов прокурорского надзора. Прокурор вправе своим постановлением приостановить действие опротестованного акта до рассмотрения заявления судом.

Санкцию прокурор дает на арест лица, подозреваемого или обвиняемого  в совершении преступления; обыск и выемку в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством;

Важным шагом в защите прав человека и гражданина является введение законом новых оснований  санкционирования, в т. ч. негласное  прослушивание и запись разговоров с использованием видео- и аудиотехники или иных специальных технических средств, а также прослушивание и запись переговоров, ведущихся с телефонов и других переговорных устройств; доступ государственных органов и их должностных лиц (за исключением сотрудников Национального банка) к документам, содержащим банковскую тайну; арест на деньги и другое имущество физических и юридических лиц, находящихся в банках, и приостановление расходных операций на банковских (за исключением корреспондентских) счетах физических и юридических лиц; объявление международного розыска в отношении лица, совершившего преступление на территории республики и скрывшегося от следствия. Санкция на совершение указанных действий дается либо в ней отказывается в течение 24-х часов.

Важно, чтобы в этих вопросах по республике соблюдалась единая практика, особенно в вопросах порядка и условий санкционирования распоряжений налоговых органов о приостановлении расходных операций по банковским счетам налогоплательщиков.

 

 

3. Направления  прокурорского надзора

 

3.1 Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью

 

Прокурорский надзор за законностью оперативно-розыскной  деятельности правоохранительных органов  получил законодательное регламентирование  впервые за всю историю советского и постсоветского Казахстана только с принятием Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 15 сентября 1994 года. Ранее правоохранительные органы в основном руководствовались ведомственными приказами и инструкциями. Самостоятельное направление данного вида надзора обусловлено тем, что органы уголовного преследования при осуществлении борьбы с преступностью проводят оперативно-розыскные мероприятия, существенно ограничивающие права и законные интересы граждан, гарантированные Конституцией Республики Казахстан и другими законами. При этом в соответствии со ст. 5 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» не допускается осуществление оперативно-розыскных мероприятий, а также использование полученной в ходе их проведения информации для достижения целей и задач, не предусмотренных законом.

Сущность этой деятельности заключается в том, что она  осуществляется исключительно в  интересах защиты каждого гражданина и государства в целом от преступных посягательств, разведывательной и  иной деятельности иностранных спецслужб  и организаций, направленной на нанесение ущерба безопасности РК; от имени государства специально уполномоченными государственными органами и сотрудниками; в соответствии с правовыми предписаниями государства и требованиями законности.1

В соответствии со ст. 2 Закона РК «Об оперативно-розыскной деятельности» задачами этой деятельности являются:

- защита жизни, здоровья, прав, свобод, законных интересов  граждан и собственности (независимо  от форм) от противоправных посягательств;

- содействие в обеспечении  безопасности общества, государства и укреплении его экономичекого потенциала и обороноспособности;

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;

- осуществление мер  по розыску лиц, скрывшихся  от органов дознания, следствия  и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших граждан и иных лиц в случаях, предусмотренных законом;

- выявление, предупреждение  и пресечение разведывательно-подрывной  деятельности специальных служб  иностранных государств и международных  организаций;

- обеспечение безопасности Президента Республики Казахстан и других охраняемых лиц;

- обеспечение охраны  государственной границы;

- обеспечение сохранности  сведений, составляющих государственную  и иную охраняемую законом  тайну, содействие предприятиям, учреждениям и организациям (независимо от форм собственности) в защите коммерческой тайны;

- поддержание режима, установленного уголовно-исполнительным  законодательством, в местах лишения  свободы;

- обеспечение безопасности  органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность.

Большое значение имеет  решение задачи борьбы с организованной. групповой и рецидивной преступностью, которая угрожает общественной и  государственной безопасности.

 

 

3.2 Прокурорский  надзор за следствием дознания

 

Надзор за законностью  дознания и предварительного следствия представляет собой одно из главных направлений деятельности прокуратуры. Для принятия адекватных мер в борьбе с преступностью - негативным социально-правовым явлением - правоохранительные органы наделены властными полномочиями, ограничивающими в определенной мере права и свободы личности. При этом они должны не только обеспечить защиту гражданского общества и человека от преступных посягательств, выявлять причастных к нему лиц, но и не допускать нарушений установленных правил уголовного судопроизводства.

Дознание и предварительное  следствие - это две процессуальные формы досудебной деятельности уполномоченных органов по выявлению и расследованию  преступлений. Они отличаются друг от друга по органам, их осуществляющим, а также по объему и срокам процессуальной деятельности, выполняемой этими органами.

Расследование преступлений является сложной стадией уголовного процесса. На этой стадии досудебного  производства органы расследования  устанавливают круг доказательств, решают вопросы правовой оценки преступления, привлечения лица, совершившего преступление, к уголовной ответственности. В пределах, установленных предварительным расследованием, проводится впоследствии судебное разбирательство. Поэтому прокурор при осуществлении надзорных полномочий обязан следить за тем, чтобы выявление и расследование преступлений проводились в рамках строжайшего соблюдения законности.

Деятельность органов  расследования детально регламентирована уголовно-процессуальным законодательством, в соответствии с которым прокурорский надзор должен способствовать обеспечению законности возбуждения уголовных дел, своевременному раскрытию преступлений, их качественному расследованию в установленные законом сроки и обоснованному привлечению граждан к уголовной ответственности. Надзор прокурора за расследованием преступлений должен действовать постоянно на всех стадиях досудебного производства. Он должен проводиться правовыми средствами, предусмотренными Законом РК «О Прокуратуре», уголовно-процессуальным законодательством, приказами и инструкциями Генерального Прокурора Республики, начиная с момента информирования органов уголовного преследования о совершенном или готовящемся преступлении и вплоть до завершения расследования и направления уголовного дела в суд.

Информация о работе Прокуратура казахстана