Проблемы сознания в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 22:50, реферат

Краткое описание

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных) , а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 57.87 Кб (Скачать файл)

Фрейдом была разработана  методика устранения подобных конфликтов – освежить забытые воспоминания, сделать понятным конфликт и тем  самым устарнить его. Задачей психоанализа является перевод нежелательных, тревожащих, конфликтных фрагментов бессознательного в сознательное и тем самым их разрешение. Большой клинический опыт позволил Фрейду найти способы проникновения в сферу бессознательного. Это, прежде всего сновидения, анализ детских впечатлений, в которых, по  мнению Фрейда, особую роль играют отношения ребенка с родителем противоположного пола, анализ оговорок, описок и т.д. Особое внимание Фрейд уделял сексуальным влечениям, как играющим, по его мнению, первостепенную роль в жизни человека. Им был сформулирован постулат об «эдиповом комплексе». В трагедии древнегреческого автора Софокла «Царь Эдип» герой по незнанию убивает своего отца, женится на матери и, узнав от оракулов о содеянном, ослепляет себя. «Эдипов комплекс» был возведен Фрейдом в ранг психоаналитического учения, с помощью которого он старался объяснить и проблемные моменты в поведении человека, и происхождение религии, нравственности, искусства.

Психика человека, по Фрейду. Состоит как бы из 3 – х  уровней:

Ø   «Я» - сознание;

Ø   «Оно» - бессознательное;

Ø «Сверх – Я» совесть, бессознательное  чувство вины, идеальное Я.

В человеке спрятана великая  сила – «бессознательное», или, как  называл его Фрейд, «Оно». Этой силой управляет и ее распределяет либидо (лат. libido – влечение, желание, страсть) – гипотетическая психическая энергия сексуальных влечений. «Я» - это всего лишь слуга «Оно», старающийся заслужить расположение господина. «Сверх –Я» властвует над человеком, задавая ему социально одобряемые образцы поведения. То, что не пропускается через фильтры «Сверх – Я», загоняется в бессознательное, «вытесняется» из сознания, становясь в последствии причиной серьезных психических расстройств. Таким образом, человек оказывается несчастным, раздираемым противоречиями существом, которое служит трем господам и потому подвержено постоянно троякой угрозе: со стороны внешнего мира, со стороны вожделений «Оно» и со стороны строгости «Сверх – Я».

Фрейд считал, что человеческая самовлюбленность до него перенесла  два чувствительных удара – открытие Коперником того факта, что Земля  не есть центр Вселенной, открытие Ч. Дарвином животного происхождения  человека, но третий, самый чувствительный удар человеческому бреду величия, нанес Фрейд, доказавший, что человек  не является господином в собственной  душе, в собственном сознании.

После работ Фрейда стало  ясно, что разум не последняя инстанция  в сознании, что содержание разумного  мышления определяется какими – то глубинными процессами, происходящими  в психике, где человеческое «Я»  не присутствует. Фрейду принадлежат  слова о том, что «Я» не является «хозяином в собственном доме», и что сознание человека вынуждено  «довольствоваться жалкими сведениями о том, что происходит в душевной жизни бессознательно».  

 Фрейд считал, что бессознательное  – причина и основа человеческого  духовного рабства. По его мнению, врач – психотерапевт обязан  помочь больному осознать бессознательное  и тем расширить сферу свободы  человека, избавить его от власти  «Оно». 

Фрейд не связывал жестко свободу человека с общественными изменениями. Он исходил из того, что в любом  обществе человека можно превратить в самосознающего и свободного, самостоятельно определяющего свою судьбу, если помочь ему осознать его индивидуальное бессознательное.

Открыв в структуре  духовного опыта человека три  уровня «Сверх – Я» (отеческие догмы, традиции, идеалы, совесть и другие ценностные представления, доминирующие в культуре), «Оно» (бессознательное, инстинкты), «Я» (сознание), - Фрейд пришел к выводу, что чрезмерное давление «Сверх – Я» создает неполноценную  личность, уводит людей в мир иллюзий  по поводу возможности чисто социальными  «уловками» творить природу человека, подправлять и изменять ее. «Оно» по мере развития цивилизации вытесняется, но не исчезает. Вытесненные бессознательные инстинкты сравнимы с пороховой бочкой. Чрезмерное давление «Сверх – Я» как бы провоцирует усиление мощи «Оно». В результате человек оказывается заложником сил, не подчиняющихся его «Я». Отсюда и пафос учения Фрейда: найти осмысленный баланс «Сверх – Я» и «Оно» и тем самым дать возможность «Я» свободно и разумно конституировать самое себя. Пока человек живет в обществе, ему не избавиться от влияния «Сверх – Я»; аналогично, пока он жив и живо его тело, ему не удастся полностью освободиться от силы инстинктов. Выход – в установлении между ними компромисса. Только в этом случае расширяется пространство человеческой свободы, а следовательно, пространство сознания.

Заявляя, «что человек не хозяин в собственном доме», что  «интеллект человека бессилен в сравнении  с человеческими влечениями», Фрейд  не обрекал человека на безнадежность: он требовал от человека и человечества постоянной работы по превращению «Оно» в «Я». Там где было «Оно» должно стать «Я» - таков лейтмотив его учения. Он утверждал, что в конечном итоге разум и сознательный опыт окажутся сильнее «Оно».

Однако свои учением Фрейд  спровоцировал некоторые эффекты  в культуре, которых не желал и  не ожидал. Когда его учение стало  известно деятелям искусства: писателям, художникам, эстетам, философам, - они  восторженно приняли магию бессознательного, восхитились его тайной силой, демонизировали «Оно». Так идея бессознательного стала  центральной в творчестве экспрессионистов, сюрреалистов, «театра абсурда» и  т.д. Фрейдовскую идею о необходимости скорректировать воздействие «Сверх – Я» на структуры бессознательного вульгаризовали, довели до опошления: «Сверх – Я» сбросили со счетов, с ним перестали считаться вообще, от учета его влияния отказались. Если в Новое время люди «освободились» от Бога, то в новейшее время последователи Фрейда в искусстве предложили людям освободиться от социальных норм и ценностей, и прежде всего от стыда. Мир искусства занялся бесстыдным показом всех скрытых пороков человека, его тайных инстинктов и желаний, забыв о главной теме в учении Фрейда: победить «Оно».

Крестовый поход бессознательного, «Оно» на сознание, «Я», был обусловлен не только вульгаризацией деятелями  искусства учения Фрейда. В ХХ в. репрессивный и воспитательный аспекты  влияния общества на индивида реально  ослабли. Оно» одержало верх над «Сверх – Я». Началась опасная для общества и человечества в целом анархия разнузданного «Оно», инстинктов. «Я» погрузилось в темный хаос «Оно». Идеальные требования «Сверх – Я» оказались бессильны.

Если следовать логике учения Фрейда, то укротить буйство  бессознательного, «Оно», можно только одним способом: усилить «Сверх – Я», т.е. репрессивную функцию культуры и тем поставить на пути разрастания непредсказуемого «Оно» сдерживающие преграды. Иными словами, чтобы «Я», сознание укрепили свое положение, нужно создать осмысленный баланс между двумя стихиями, воздействующими на человека и его «Я»: стихией надындивидуальных норм и установок культуры и стихией бессознательного. В противном случае человечеству грозит опасность опрокинуться в варварство.

Однако, дальнейшее развитие науки и философии, отдавая должное большому теоретическому значению работ З.Фрейда¸ вскрыли целый ряд слабых мест его концепции. Первая мировая война продемонстрировала появление множества неврозов не связанных с сексуальными переживаниями. Оказалось, что объяснить все особенности психики человека, не выходя за рамки его личности, не обращаясь к истории культуры, невозможно. Неубедительным представилось и толкование Фрейдом религии и искусства как формы неврозов. Ряд последователей Фрейда сделали достаточно обоснованные шаги в сторону марксистского учения о влиянии социальных факторов на формирование и развитие личности. Возникло целое философское направление, называемое неофрейдизм.

Конец ХХ века знаменуется  тем, что человечество вновь, как  и во времена Парменида, сознало «безопорность» своего существования. Все «базовые опоры» - Бог, разум, социальность и т.д. – разрушены, что породило попытку искать основания бытия и сознания в общении людей, в их коммуникации. Но к концу ХХ века стало ясно, что коммуникативные цепочки разорваны, связь поколений, межпоколенное общение уничтожены; осталось какое – то неопределенное пространство, заполненное информацией, сообщениями, которые бродят по каналам коммуникации, не зная ни точного адресата, ни источника. Сознание «встраивается» в этот информационный поток, ловит информацию, пересказывает ее на языке современников, не понимая и не зная, кто, кому и с какой целью ее передал. Так толкуют сознание философы постмодерна, а литераторы этого направления демонстрируют такое сознание в своих произведениях: в них имена и даты стерты, стили и времена смешаны, текст представляет коллаж из анонимных цитат. Современные постмодернистские философы, писатели, эстеты толкуют сознание как поток речепроизводства и текстопроизводства, назначение которого состоит в том, чтобы случайные сигналы и послания ниоткуда выразить в языке и передать неизвестно куда и кому. Сознание отпускается  в свободный полет по информационному пространству, а его содержание начинает напоминать шизофренический бред. В ситуации ожидания случайной информации сознание отвыкает трудиться над созданием личности, перестает быть направленным на восприятие внутренних переживаний человека. Оно больше не «всматривается» в бездну духовного опыта личности, не включается в личную работу разрешения открытых им в этой бездне противоречий. Его главным состоянием становится «праздность души».

Конечно, нужно учитывать, что такое понимание сознания, созданное в ХХ веке философствующей  и эстетствующей элитой, отражает только тенденции в духовной культуре общества. Каждый конкретный индивид  приобщается к этой тенденции  по – своему, в разной степени. Люди потенциально (т.е. в возможности) являются свободными участниками своего духовного  становления и созревания, что  предполагает самостоятельную работу ума и души каждого. Но работа эта  очень трудная, а потому не все  ее выдерживают и на нее соглашаются. Тогда сознание начинает «работать» по облегченному варианту: оно или  подчиняется власти бессознательных  сил, не пытаясь их прояснить, или  направляется свое внимание вовне, не задерживаясь внутри личного духовного  опыта с его сомнениями и противоречиями.

По аналогии с первой группой  интересов можно определить специфику  других форм общественного сознания, их содержание. Так, вторая группа интересов  находит свое выражение в такой  форме общественного сознания, как  политическое и правовое сознание. Третья группа интересов реализуется  в нравственном сознании. Четвертая  послужила основой формирования эстетического сознания. Пятая нашла  свое воплощение в религиозном сознании. И, наконец, шестая группа интересов  обусловила возникновение философии  как формы общественного сознания.

Можно сказать, что многообразие форм общественного сознания связана, во – первых, с тем, какую роль играет та или иная сторона действительности в жизнедеятельности человека, а, во – вторых, с характером и направленностью интересов, выражающих зависимость удовлетворения потребностей от этих сфер объективной действительности. Все формы общественного сознания взаимосвязаны друг с другом. Все они представляют собой только различные аспекты сознания единой объективной действительности. Но отражая различные ее стороны, они сохраняют свою относительную самостоятельность.

 
 
 
 
Список используемой литературы.

http://sireo.narod.ru/Philo/Ques39.htm

www.rtext.org/2011/06/8.html

wikipedia.org/wiki/Философия_сознания

 

 


Информация о работе Проблемы сознания в философии