Преобразование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 19:14, реферат

Краткое описание

Переходный от морского к континентальному климат достаточно мягок. Среднеянварские температуры колеблются от –20 до –40, среднеиюльские составляют +17. Количество осадков – около 700 мм в год. Длительный и влажный, хотя и прохладный, вегетационный период обуславливает самую высокую в стране продуктивность естественных кормовых угодий, благоприятствует выращиванию кормовых и зерновых культур, овощей. Однако избыточное увлажнение при плоском низменном рельефе требует мелиорации земель, а промывной режим относительно бедных гумусом дерново-подзолистых почв – большого количества удобрений.

Содержание

Введение 3
1. Общее представление Калининградской области. 5
1.1. Калининградская область – Особая экономическая зона 5
1.2. Трудовые ресурсы Калининградской области 7
1.3. Промышленность Калининградской области 9
1.4. Туризм в Калининградской области 11
2.Преобразование экономики Калининградской области. 15
2.1.Инвестиции в экономику Калининградской области 15
2.2. Перспективы развития экономики Калининградской области 17
2.3. Привлечение инвестиций в Калининградскую область 20
Заключение 24
Список использованных источников 25

Вложенные файлы: 1 файл

ekonomika_kal.oblasti.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

Большие проблемы возникли у такой уникальной отрасли, как  янтарная промышленность. Янтарный комбинат с двумя тысячами работников обеспечивал всю добычу, первичную обработку янтаря и выпускал ювелирные изделия, в том числе на экспорт. Он оказался банкротом в результате непродуманной приватизации, неправильной стратегии развития, распространения незаконной добычи янтаря «старателями» и прямого воровства из карьера комбината. Принятые меры, включая поддержку со стороны региональных властей, несколько улучшили положение. Сократившаяся добыча и переработка янтаря вновь стали расти. Сейчас рассматриваются проекты дальнейшего развития отрасли, включая формирование по образцу стран Запада промышленного округа с большим числом фирм по переработке янтаря. Они могли бы составить конкуренцию подобным предприятиям в соседних Польше и Литве, где используются для производства украшений преимущественно калининградский янтарь-сырец и полуфабрикаты, значительная часть которых поступает через границу контрабандным путем. Усиливается и меры охраны на комбинате и пограничного контроля за движением янтаря.

В условиях свободной (особой) экономической зоны в Калининградской области с отменой таможенных барьеров относительно благополучное положение имеют лишь экспортно ориентированные отрасли (хотя и здесь производство сократилось). Сектор, работающий на внутренний рынок, находятся в крайне сложном положении из-за мощной (иногда недобросовестной) конкуренции импортных товаров.

1.4. Туризм в Калининградской области

 

Все более важной статьей доходов  многих стран мира становится международный  туризм. Зарубежные поездки чаще совершают жители развитых стран, и для многих менее развитых стран, в том числе постсоциалистических государств, иностранный туризм стал важной отраслью специализации. В один из районов международного туризма превратилась и Калининградская область, в которую прежде доступ иностранцам был закрыт вообще.

Калининградская область в туристическом отношении  освоена слабо и неравномерно. Наиболее посещаемы Калининград, курортная  зона (Светлогорск – Зеленоградск), Куршская коса, отчасти Советск и  Черняховск. При этом следует вспомнить, что в довоенное время на территории Восточной Пруссии туристические маршруты, связанные с многочисленными памятниками природы, истории и культуры, охватывали практически все города и районы нынешней области. Центрами туризма, помимо Кенигсберга с его королевским замком, университетом «Альбертина», музеями, картинной галереей, зоопарком, Кафедральным собором, где короновались прусские короли, могилой И. Канта, оперным и драматическим театрами, старинными городскими воротами и крепостными сооружениями, памятниками многим выдающимся деятелям, были также Раушен (Светлогорск), Кранц (Зеленоградск), Пиллау (Балтийск), Фишгаузен (Приморск), Лабиау (Полесск), Инстенбург (Черняховск), Тильзит (Советск), Рагнит (Неман), Гумбинен (Гусев) и другие города и населенные пункты. Туризм был широко развит не только в приморской зоне, но и во внутренних частях области, особенно в его юго-западной  части – нынешнем Багратионовском районе. Здесь находилось особенно много старинных замков, монастырей, церквей (кирх) времен немецкой колонизации Пруссии. Во многих из замков существовали музеи, окруженные обширными парками с коллекциями редких растений. В Гумбинене располагается всемирно известный конный завод, а в Тильзите – места, связанные с встречей здесь Наполеона и Александра I, а в Рагните был город-сад со старинным замком на высоком берегу Немана.

Калининградская область обладает весьма значительным, во многом уникальным потенциалом для  развития курортно-туристической деятельности, однако имеющиеся возможности пока используются далеко недостаточно, и этому есть объективные и субъективные причины. Из природных факторов, способствующих развитию рекреационного комплекса, следует отметить:

  • благоприятный мягкий морской климат с достаточно большим числом солнечных дней в году и умеренно теплым летом;
  • живописные природные ландшафты с холмистыми возвышенностями, прибрежными низменностями, лесными массивами, пойменными лугами, болотами, озерами, многочисленными реками;
  • уникальные песчаные косы с дюнами и лесами;
  • морское побережье с прекрасными, преимущественно песчаными пляжами и освежающими, умеренно теплыми морскими водами;
  • Балтийское море и его заливы, дающие возможности для развития рыболовства, морского туризма и водных видов спорта;
  • целебные минеральные источники и лечебные торфяные грязи;
  • выгодное географическое положение области на пересечении сухопутных и морских путей из Западной  и Северной Европы в Россию;
  • существующая сеть санаторно-курортных и туристических учреждений;
  • развитый янтарный промысел и производство уникальных ювелирных изделий и сувениров;
  • наличие благоприятных предпосылок развития мясомолочного производства, овощеводства и других видов сельского хозяйства для обеспечения местного населения и приезжающих лечиться и отдыхать людей экологически чистой продукцией;
  • существующая, хотя и в не очень хорошем техническом состоянии, но достаточно развитая транспортная сеть и инженерная инфраструктура.

 

С другой стороны, как отмечалось выше, существуют негативные факторы, серьезно сдерживающие и осложняющие использование  природных факторов и нормальное с точки зрения международных  стандартов развитие рекреационного комплекса  Калининградской области. К ним относятся:

  • кризисное состояние экономики России и области, что обуславливает, в первую очередь, явно недостаточное финансирование или его отсутствие при осуществлении проектов развития рекреационного комплекса;
  • ухудшение и осложнение транспортных связей области с Россией после распада СССР;
  • длительная закрытость области в советский период для иностранного туризма и формирование у местного населения своеобразной потребительской психологии: многие люди до сих пор ждут, что центр что-то даст или должен дать, тогда как надо надеяться на собственные силы;
  • отсутствие или слабое развитие современной строительной базы;
  • отсутствие достаточно разнообразного набора продуктов питания местного производства, тогда как появившиеся в последнее время обилие импортных продуктов не всегда обеспечено хорошим качеством;
  • напряженная, а местами кризисная, экологическая ситуация в области, включая загрязнение атмосферного воздуха, водных систем рек, озер, заливов и прибрежной части моря, почвенного покрова и пляжей, захламленность и замусоренность лесных массивов, парков, охраняемых территорий, чему повинны, конечно, производственные и сельскохозяйственные предприятия и сами жители области;
  • плохое состояние большинства памятников природы, истории и культуры;
  • отсутствие надлежащей правовой базы для организации эффективного и прибыльного рекреационного хозяйства, а также явный недостаток опыта организации международного туризма.

 

Первые шаги к обоснованию ускоренного  развития в области рекреации  и туризма уже сделаны. Сотрудниками Главного управления архитектуры и градостроительства администрации Калининградской области, учеными Калининградского госуниверситета и НИИ градостроительства (Санкт-Петербург) разработана концепция развития рекреационного комплекса. Имеется и ряд предложений по конкретным планировочными решениям. Так, в 1995 году Архитектурно-планировочной мастерской «Арка» (Санкт-Петербург) разработан Генеральный план Приморского рекреационного района. Для упрощения управленческих решений обосновано создание в приморской зоне курортного административного района, в котором вся хозяйственная деятельность была бы подчинена интересам рекреации. В администрации области и мэрии Калининграда работают специалисты по развитию туризма. Делаются попытки включить соответствующую тематику в международную программу Европейского союза TACIS. Учет зарубежного опыта поможет и в решении конкретных проблем региона.

 

 

2.Преобразование экономики  Калининградской области.

2.1.Инвестиции в экономику Калининградской области

 

Иностранные инвестиции в экономику Калининградской области осуществляются в различных формах. Ведущими являются предприятия с иностранными инвестициями. Регистрацией их в нашем регионе постоянно занимается Комитет по развитию СЭЗ «Янтарь» администрации области.

До кризиса 1998 года в области постоянно регистрировались предприятия с иностранными инвестициями, филиалы и представительства иностранных фирм. Большинство из них – с долевым участием иностранных инвесторов, остальные – со стопроцентным иностранным участием. В создании таких предприятий с иностранными инвестициями в Калининградской области приняли участие более 45 государств.

Среди стран-инвесторов по числу зарегистрированных предприятий ведущее место занимают Польша, Германия, Литва, Латвия, Белоруссия, США, Украина, Италия и Швейцария, Казахстан, Эстония и Узбекистан.

На данный период вложение инвестиций заметно снизилось. Бесспорно, на снижение количества ежегодно регистрируемых предприятий  повлияли нестабильность экономической  и политической ситуации в целом  по стране, несовершенство и противоречивость действующего законодательства, непомерно высокие налоги и сборы, неприятие до настоящего времени основополагающих законов, таких как о разделе продукции, земельный и налоговый кодексы, и ряд других причин.

Поэтому многие иностранные фирмы предпочитают действовать на российском рынке самостоятельно, через постоянно действующие представительства, что менее хлопотно, более надежно, да и в случае критической ситуации процедура прекращения деятельности более проста.

Такая форма деятельности не противоречит российскому законодательству и хотя далеко не всегда дает прямые инвестиции, все же в значительной степени способствует упорядочению и усилению контроля за поступлением налогов и сборов от деятельности иностранных фирм в бюджеты всех уровней. Важное значение имеет и тот факт, что представительствам открываются рублевые счета в российских банках. Таким образом, иностранные фирмы получают возможность аккумулировать рублевые доходы и в дальнейшем инвестировать их в экономику области. Однако основная роль в иностранных инвестициях принадлежит все же предприятиям с правом юридического лица.

Можно отметить определенные тенденции  в процессе создания таких предприятий.

Во-первых иностранные инвесторы  не торопятся вкладывать большие  средства в экономику Калининградской области. В основном создаются предприятия с минимальным по действующему законодательством уставным капиталом. Далеко не все предприятия после регистрации сразу же приступают к активной хозяйственной деятельности. Многие занимают позицию «выжидания», чтобы в будущем, при более благоприятной экономической ситуации, оказаться на российском рынке готовыми к немедленной практической деятельности, с уже полностью оформленными документами для ведения хозяйственной деятельности, открытыми рублевыми и валютными счетами, подобранным персоналом, налаженными деловыми контактами, потенциальными партнерами и так далее.

Во-вторых, количество предприятий  со 100%-ными иностранными инвестициями увеличивается более высокими темпами, чем предприятий с долевым участием иностранного капитала. Это говорит о том, что иностранные предприниматели стали лучше ориентироваться на российском рынке.

В-третьих, большинство предприятий  с иностранными инвестициями создается  в сфере мелкого и среднего бизнеса и в тех отраслях экономики, где капиталовложения быстро окупаются и более или менее гарантирована валютная выручка.

Основными видами деятельности этих предприятий в Калининградской  области стали посреднические и  консультационные услуги, торговля, производство некоторых видов промышленной продукции и товаров народного потребления, строительство, производство стройматериалов, оказания транспортных, туристических и других видов услуг.

Тем не менее, несмотря на то, что в  силу многих причин процесс привлечения  иностранных инвестиций через создание предприятий идет не так активно, как ожидалось, эти предприятия уже вносят далеко не малый вклад в экономику региона.

Успешно развивают деятельность российско-ирландско-швейцарско-германско-итальянское  СП «Цепрусс» (целлюлозно-бумажная промышленность), российско-французкое предприятие «ВестБалтТелеком» (услуги связи), российско-германское предприятие «Балтик ГмбХ» (работы по возведению наземных и подземных сооружений всех видов, строительство «под ключ» зданий и других сооружений) и другие.

В соответствии с  действующим законодательством  иностранные инвесторы могут  принимать участие не только в  создании новых предприятий, но и  вкладывает свои средства в покупку  акций, долей, паев участия в уже  действующих  калининградских предприятиях.

Однако создание предприятий и  покупка акций действующих предприятий  – это далеко не единственная возможность  привлечения иностранных инвестиций. Через эти источники в область  приходит частный иностранный капитал.

Администрация области продолжает разработку комплекса мер, направленных на увеличение объема инвестиций и повышение их эффективности.

Таким образом, налицо движение Калининградской  области от закрытого региона  к российской территории, активно  участвующей в международном  разделении труда, хотя темпы этого движения пока не так велики, как этого бы хотелось, и идет оно не без проблем и трудностей. Можно ожидать, что по мере выхода России и нашего региона их экономического кризиса и реализации закона об ОЭЗ масштабы иностранных инвестиций возрастут, а их структура станет более прогрессивной. Есть надежда и на то, что калининградские предприятия смогут найти новые экспортные рынки для своей продукции, а также наладить производственную кооперацию с зарубежными фирмами.

 

 

2.2. Перспективы развития экономики Калининградской области

 

Анализ сложившейся политической, экономической и социальной ситуации в России указывает на преодоление  пиковой фазы трансформационного кризиса, постепенный переход к макроэкономической стабилизации, а также на возникновение очагов инвестиционной активности и становление механизмов роста. Однако данная ситуация находится в шатком равновесии, и резкие изменения курса проводимых реформ могут привести к новому всплеску инфляции и перемещению фазы восстановления и реструктуризации производства на более отдаленную перспективу. В настоящее время трудно оценить наиболее вероятный прогноз развития региона, потому что, как показал анализ регионального развития, односторонние действия федерального центра тут же сказываются на условиях развития территорий. В связи с этим можно дать три варианта прогноза развития: пессимистический – при резком изменении проводимой экономической политики, оптимистический – сдвиг реформ в сторону либерализации экономической политики и наиболее вероятный – при сложившейся экономической политике. При этом необходимо учитывать, что Калининградскую область нельзя рассматривать вне общих процессов в России и прогноз социально-экономического развития области должен соответствовать общим тенденциям в России с поправками на геополитическое положение и структуру хозяйства. Однако следует отметить, что прогнозирование развития Калининградской области еще более сложно по сравнению с прогнозом для страны в целом, поскольку наряду с общими социально-экономическими условиями приходится учитывать региональную специфику. Ключевым вопросом является возможность функционирования особой экономической зоны на территории области и степень федеральной поддержки регионального развития. Реализация программ по стимулированию развития региона позволяет ожидать более быстрой реструктуризации экономики региона, ее адаптации к рыночным условиям и создание необходимой инфраструктуры. А продолжение непоследовательной политики предоставления и отмены получаемых регионом преимуществ и компенсаций (как это было в первой половине 1990-х годов и в январе 2001 года) может сохранить те проблемы, связанные с геополитическим положением области, которые обусловили более сильное падение производства по сравнению со среднероссийским уровнем.

Информация о работе Преобразование экономики