Президент Российской Федерации и исполнительная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 16:57, реферат

Краткое описание

Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит напрямую, непосредственно ни в одну из её ветвей. Однако данное положение не даёт никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от неё. Статья 80 Конституции РФ
определяет, что Президент РФ является главой государства.
Конституционный статус президента реализуется в нормах конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки друг другу, но не тождественны.

Вложенные файлы: 1 файл

Президент Российской Федерации и исполнительная власть.docx

— 45.49 Кб (Скачать файл)

Все изложенное свидетельствует о том, что происходит процесс сближения функций и полномочий главы государства с функциями и полномочиями главы исполнительной власти.

Таким образом, исполнительная власть в субъектах Федерации становится реальным объектом контроля со стороны Президента РФ. Об этом же свидетельствуют и некоторые иные президентские инициативы, в частности, нашедшие выражение в формировании федеральных округов и в усилении роли полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

Президент РФ формирует систему федеральных органов исполнительной власти. Сейчас она представлена Правительством РФ, федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами.

 

 

2. Исполнительная власть  в системе разделения государственной  власти.

2.1 Понятие, содержание и основные  принципы исполнительной власти

 

Исполнительная власть — одна из трех ветвей единой государственной власти в Российской Федерации. Обладая определенной самостоятельностью в функциональном и компетенционном аспектах, эта ветвь государственной власти тесно взаимодействует с законодательной, то есть представительной, а также с судебной ветвями, создавая, таким образом, систему издержек и противовесов.

Исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности. Такого рода государственная деятельность является практической формой её реализации, а власть представляет собой сущностное выражение функциональной направленности и компетенционной определённости исполнительной деятельности.

Исполнительная власть реализуется в процессе государственно-управленческой деятельности, т.е. во внесудебном порядке.

Исполнительная власть характерна также и тем, что в непосредственном ведении и распоряжении реализующих её субъектов находятся наиболее существенные атрибуты государственной власти, как-то: финансы, важнейшие средства коммуникации, армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительные учреждения и т.п.

Согласно статье 110 Конституции РФ, исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство России. Поскольку исполнительная власть, как мы уже отмечали, является одной из властей правового «трилистника, необходимо при ее характеристике выяснить место исполнительной власти в системе властей, то есть определить ее взаимоотношение с другими.

Законодательная власть разрабатывает и принимает законы, осуществляет контроль в отношении органов исполнительной власти (в пределах, установленных статьями 101, 103, 114 Конституции).

На исполнительную власть возложена задача организовать практическую реализацию этих законов (ст. 114 Конституции). Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти возложены на аппарат государственного управления во главе с Правительством, который, в свою очередь, включает в себя многочисленные органы в центре и на местах, такие как федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации. Достигается эта цель использованием необходимых юридически властных полномочий (распорядительств). Именно это является основанием именовать исполнительную власть исполнительно-распорядительной.

Органы судебной власти, согласно ст. 118 Конституции Российской Федерации, призваны осуществлять правосудие. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводств. Есть у судебной власти и вторая функция -это контроль за законностью в деятельности органов исполнительной власти и ее должностных лиц.

Так же, как и у любой другой власти, у исполнительной есть свои признаки:

1) исполнительная  власть носит универсальный характер, она существует непрерывно и везде, где функционируют человеческие коллективы;

2) исполнительная  власть обладает принудительным  характером, она делает упор на силу - возможность самостоятельно осуществлять меры воздействия;

3) предметность - наличие правовых, информационных, технических и организационных ресурсов;

4) исполнительная  власть носит организующий характер.

Характерной чертой исполнительной власти является наличие четкой, иерархически выстроенной системы органов управления и корпуса профессиональных служащих, которыми они укомплектованы. В их распоряжении имеются материальные и денежные средства, людские и информационные ресурсы. Поэтому вопрос об устройстве исполнительной власти является одним из важнейших в формировании эффективной российской государственности. Первоочередное внимание при этом уделяется поиску оптимизированных структур исполнительной власти и их взаимоотношения, правильному определению компетенции каждого её органа и должностного лица, укреплению исполнительской дисциплины, повышению деловой квалификации и ответственности всех государственных служащих.

Основное назначение органов исполнительной власти - деятельность по организации исполнения Конституции, других законов и иных правовых нормативных актов, исполнение государственного бюджета, программ экономического и социального развития, а также решение различных оперативных вопросов, входящих в компетенцию органов исполнительной власти. Эти органы обладают также полномочиями распорядительного характера, т.е. могут распоряжаться материальными, финансовыми и иными ресурсами, управлять государственным имуществом и т.д.

Основная задача органов исполнительной власти - осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного права. Специфику административно-правового статуса любого органа исполнительной власти определяют его функции и задачи, которые он реализует в процессе управления от имени государства в объеме и пределах своей компетенции.

В отличие от органов законодательной власти органы исполнительной власти РФ и ее субъектов образую единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Это означает не только координацию деятельности этих органов, но и обязательность указаний и решений федеральных исполнительных органов для исполнительных органов субъектов Федерации.

В пределах своей компетенции органы исполнительной власти наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. Задачи, место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах.

Функции органов исполнительной власти – исполнять законы и следить за их исполнением, что и отражено в названии этих органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Система федеральных органов  исполнительной власти, принципы  её построения

президент исполнительная власть

Органы исполнительной власти подразделяются на:

- органы общей  компетенции (Правительство РФ, Правительства  республик в ее составе, Правительства  в ряде субъектов (Москва, Санкт-Петербург  и другие), администрации краев, областей, автономных округов.

- органы специальной  компетенции, действующие по отраслевому  принципу (министерства, государственные  комитеты и иные органы исполнительной  власти, включая их подразделения  в субъектах Федерации, а также  комитеты, отделы, управления и другие  подразделения исполнительной власти  в субъектах Федерации.).

Основные направления деятельности органов исполнительной власти:

1. Прогнозирование - предвидение изменений в развитии  каких-либо событий или процессов  на основе наличной информации, в том числе научной.

2. Планирование - определение  направлений, целей, задач и ожидаемых  результатов той или иной управляемой  деятельности.

3. Организация управляющей  и управляемой подсистем (создание  органов управления, определения  их функций, право и обязанностей, подбор и расстановка кадров  и т.д.).

4. Правовое регулирование - установление правового режима  какой-либо деятельности и функционирования  соответствующих структур.

5. Предварительная  и текущая координация действий  различных органов управления, должностных  лиц, организаций.

6. Общее руководство  и оперативно-распорядительная работа.

7. Контроль - проверка  фактического положения дел для  выявления и устранения нарушений  в исполнении законов, планов, программ  и принятие мер установленного  порядка.

8. Учет людских, материальных, денежных и иных  средств (ресурсов) для осуществления  исполнительно-распорядительной деятельности.

9. Информационное  обеспечение и информационно-аналитическая  работа.

10. Методическая  работа.

11.Кадровое, материально-техническое  обеспечение, финансирование и т.п.

В органах исполнительной власти практически нет выборности, эти органы обычно учреждаются, а их руководители назначаются руководителем государства, правительства, главами администраций. Они могут действовать как на началах коллегиальности (Правительство РФ), так и единоначалия (министерства), и иметь различную подчиненность (непосредственно Президенту, Председателю Правительства).

Согласно общепринятому определению под системой органов исполнительной власти понимается их совокупность и система взаимоотношений на основе разграничения компетенции между ними.

Особую разновидность органов исполнительной власти представляют собой органы, учреждаемые в установленном законодательством РФ в порядке для непосредственного обеспечения функционирования государственных органов, создаваемых Конституцией РФ и федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ.

К этой группе (подсистеме) органов государственного управления относятся: администрация Президента РФ, включая Совет Безопасности, Совет обороны и другие органы; аппараты Правительства РФ, аппараты органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Система органов исполнительной власти в РФ строится и функционирует на основе следующих принципов, определяющих Конституцией РФ.

1. Принцип народовластия. (ст. 3 Конституции). Этот принцип означает, что народ является единственным источником власти, он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти, одной из ветвей которой является исполнительная власть.

2. Принцип гуманизма. Принцип гуманизма в формировании  и деятельности органов исполнительной  власти зиждется на том понимании, что Российская Федерация —  социальное государство, политика  которого направлена на удовлетворение  духовных и материальных потребностей  личности, обеспечение благосостояния  человека и общества.

3. Принцип федерализма. Принцип федерализма в системе  органов исполнительной власти  обусловлен государственным устройством  России. В структурном плане он  проявляется в том, что в общую  систему этих органов входят: а) федеральные органы исполнительной  власти; б) органы исполнительной  власти субъектов РФ - республик, краев, областей, городов федерального  значения, автономной области, автономных  округов.

4. Принцип сочетания  централизации и децентрализации. Данный принцип тесно связан  с принципом федерализма, но не  тождественен ему. Он оказывает  большое влияние на функционирование  всей системы исполнительной  власти.

5. Принцип законности. Этот принцип в силу своего  понятия тесно связан с неуклонным  соблюдением требований закона  и установленного им порядка  осуществления властных полномочий.

6. Принцип конституционного  разграничения полномочий.

Система органов исполнительной власти создается в соответствии с конституционным разграничением полномочий в этой области между РФ и ее субъектами.

7. Принцип гласности. Предполагает открытость законодательства, доступность и подотчетность  государственных учреждений и  должностных лиц. Все, что делается  в центре и на местах, должно  находиться под контролем общества. на виду у него.

Таким образом, исполнительная власть – это государственное управление, осуществляемое органами исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Конституция РФ ставит институт президентства на первое место среди федеральных государственных органов. Российский Президент наделен большими реальными полномочиями, которые применяет самостоятельно, юридически независимо от других государственных органов, но взаимодействуя с ними. Он не подчинен и не подотчетен никакому органу власти, получая свои полномочия от народа на основе Конституции РФ.

Президент РФ должен реализовывать государственную власть в соответствии с Конституцией РФ, не выходя за рамки своих полномочий, исполняя федеральные законы, в том числе и при определении им основных направлений внутренней и внешней политики государства.

В настоящее время в Российской Федерации в соответствии с Конституцией действует принцип разделения властей, который предполагает, что властное полномочие любого должностного лица относится к одной из трёх властей — законодательной, исполнительнoй или cyдeбнoй. Функции главы государства coпpикacaютcя co всеми тремя властями, но все же его основные функции и пoлнoмoчия нельзя oтнecти к зaкoнoдaтeльнoй или cyдeбнoй.

Дpyгoe дело — взаимоотношения главы государства с исполнительной властью. Юридическая нayкa и практика признают ero главой исполнительной власти — ибо никакому должностномv лицу нельзя иметь основные функции и властные полномочия вне какой-либо власти. В то же время при таком положении, не отрицающем принцип разделения трёх властей, oбpaзyeтcя особый статус главы государства, вытекающий из eгo coбcтвeнныx пoлнoмoчий, oбязaннocти выcтyпaть гapaнтoм Кoнcтитyции и осуществлять выcшee пpeдcтaвитeльcтвo.

Исполнительная власть — непременный атрибут государственно-властного механизма, построенного на началах разделения властей. Она всегда существует наряду с законодательной и судебной властями. Она выражается в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией, и представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти.

Информация о работе Президент Российской Федерации и исполнительная власть