Предмет и система административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 06:12, контрольная работа

Краткое описание

Административное право - одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это определяется разнообразием задач, стоящих перед ней. Для каждой из сфер общества необходимы свои административно - правовые нормы, охватывающие их деятельность

Содержание

Введение………………………………………………………………
Предмет административного права…………………………………
Система административного права…………………………………
Место административного права в правовой системе Российской Федерации…………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Административное право.docx

— 30.07 Кб (Скачать файл)

Каждая из частей состоит  из нескольких административно-правовых институтов. В общую часть входят две группы институтов:

Институты, регулирующие административно-правовые статусы граждан, административно-правовые статусы органов и служащих публичной  администрации, административно-правовые статусы государственных и муниципальных  организаций, административно-правовые статусы частных организаций, формы  и методы воздействия государственных  и муниципальных исполнительных органов.

Институты, регулирующие: обеспечение  законности деятельности органов исполнительной власти, муниципальных исполнительных органов, их должностных лиц, принуждение  по административному праву, административное судопроизводство.

В особенной части административного  права выделяются 4 подотрасли, объединяющие институты, регулирующие: административно-политическую по обеспечению безопасности граждан, организационно-хозяйственную деятельность государственной и муниципальной исполнительной власти, социально-культурную деятельность, осуществление социальных программ государственной и муниципальной исполнительной властью, деятельность государственных и муниципальных органов исполнительной власти по организации и осуществлению политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей).

 

 

 

 

 

 

 

4. Место административного права в правовой системе Российской Федерации

В любом процессе познания поиск контуров и граней явления  облегчается, когда исследователь  устанавливает его связи с  другими явлениями. Так и административное право в нем трудно обнаружить, распознать и охарактеризовать вне  общеправовых характеристик.

Административное право, сохраняя свою специфику, выраженную в  его предмете и методе, тесно взаимодействует  с другими отраслями российского  права. Характеризуя это взаимодействие, необходимо иметь в виду, что административное право охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной  и общественной жизни. Это предопределяется многообразием практического применения действующего в Российской Федерации  механизма исполнительной власти.

Административное право  играет в правовой системе РФ вспомогательную, служебную роль, в отличие, например, от таких наиболее самостоятельных  отраслей права, как гражданское, уголовное, международное, конституционное. Служебная  роль административного права определяется целым рядом как внешних обстоятельств, так и группой факторов, вытекающих непосредственно из самой природы  этой отрасли права.

Во-первых, в числе процессов, влияющих на содержание административного  права, можно сказать следующее: а) сокращение масштабов централизованного  административно-правового регулирования (как известно, в соответствии с  Конституцией РФ 1993г., административное и административно-процессуальное законодательство отнесено к предметам  совместного ведения Российской Федерации); б) существенное возрастание  роли региональных регуляторов; в) усиление значимости рекомендательных норм; г) обеспечение реальной самостоятельности  управленческих подразделений различных  уровней; д) усиление контрольно-надзорной и правоохранительной, а не распорядительной, функции административного регулирования.

Во-вторых, характеризуя служебную  роль административного права, следует  принимать во внимание обстоятельства, вытекающие из самой его природы. Так, в связи с актуальностью проблемы правоохраны в условиях построения правового общества, административное право усиливает свои собственные юридические средства защиты от посягательства на правовой режим в сфере действия механизма исполнительной власти. Несоблюдение или недобросовестное выполнение административно-правовых норм влечет за собой приведение в действие предупредительных и карательных средств административно-принудительного характера. Особая роль среди них отводится институту административной ответственности, а также административного процесса. Важное значение в данном случае имеет то обстоятельство, что при помощи административной ответственности все в большей мере осуществляется защита не только управленческих отношений, но и многих других - например, финансовых, трудовых, правоохранительных и т.п.

Наконец во многих случаях, административное право не только защищает иные общественные отношения, но может  выступать и в качестве их регулятора. Так, действующее российское законодательство использует норма права для обеспечения  должной урегулированности налоговых, земельных, трудовых и иных отношений. Ими определяются: порядок взимания налогов и сборов, государственный контроль за соблюдением налогового законодательства; основные организационные начала предпринимательской деятельности; порядок возникновения и прекращения государственно-судебных отношений; многие стороны компетенции надзорных органов, действующих в рамках предмета иных отраслей права (например, природоохранительные инспекции и пр).

Итак, административное право  строгих границ правового регулирования  не имеет. В свою очередь сфера  государственного управления не изолирована  от действия норм других отраслей права. Следовательно, возникает взаимодействие различных правовых отраслей.

Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституционным  правом, которое закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов  в государственном механизме, правовые основы их формирования и т.п. В Частности, конституционно провозглашенные права  и свободы человека и гражданина [1] практически в значительной мере также реализуется через сферу государственного управления.

Таким образом, административное право основывается на нормах конституционного права, детализирует и конкретизирует их, определяя при этом механизм реализации прав и свобод граждан, компетенции различных звеньев системы исполнительной власти, формы и методы государственно-управленческой деятельности, основы ее отраслевой, межотраслевой региональной и местной организации и т.п.

Совместно с гражданским  правом административное нередко регулирует внешнюю сторону сходных отношений имущественного характера - в зависимости от преобладающего значения тех или иных элементов метода правового регулирования. (В данном случае подразумеваются договорные начала или административные предписания).

Аналогично решается вопрос и об отношении норм административного  и трудового права. В то же время  наиболее сложно провести грань между, например, административным правом и  такими отраслями права, как финансовое, земельное, природоохранительное (экологическое), предпринимательское. Механизм их соотношения  таков, что фактически значительная часть отношений, отнесенных к предмету ведения названных отраслей, регулируется нормами административного права  и свойственна ему правовыми  средствами.

Границы действия норм уголовного и административного права определяются характером и направленностью соответствующих  запретов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Заключение

Система российского административного  права еще далека от совершенства: многие аспекты деятельности исполнительной власти еще не имеют четкой научной  основы и правовой регламентации, изданные нормативные акты и созданные  государственные институты еще  не обладают необходимой стабильностью  и долговечностью в условиях быстро меняющихся реалий нашей жизни.

В то же время, несмотря на значительную активизацию в последнее время  правотворчества в сфере административного  законодательства, его развитие, по мнению российских правоведов, идет противоречиво  и медленно. Оно сдерживается "внешними" факторами как явная недооценка управления на всех уровнях, чрезмерные надежды на рыночную саморегуляцию.

Однако есть основания  надеяться, что комплексное развитие всех сфер административно-правового  регулирования и ускоренное развитие науки административного правоведения способы приблизить эту отрасль  российского права к общепринятым международным нормам, способным  эффективно работать в российских условиях.

Административное право - очень важная отрасль права, так  как роль публичной администрации  в России велика. От его состояния  в немалой степени зависят  построение аппарата исполнительной власти, эффективность и законность его  функционирования, возможность реализации гражданами многих прав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.  Список используемой  литературы

 

1. Д.Н. Бахрах, Б.В. Российский, Ю.Н. Старилов. Админстративное право М.: НОРМА, 2004

2. Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник для вузов. М.: Эксмо, 2006

3. Административная ответственность  (общая часть). Учебное пособие.  Екатеринбург: УИЭУиП, 2004

4. Административное право  и процесс: Полный курс - Тихомиров  Ю.А., Москва, 2001

5. Иваньков А.Е. Административное  право: Учебный минимум Москва  Юриспруденция, 2005

6. Административное право Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. д. ю. н., проф. Н.Ю. Хаманевой. — М.: Юристъ, 2009. — 553 с.

7. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. — М.: Юристъ, 2008. — 697 с.

8. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник. — М.: Зерцало, 2007. — 712 с.

9. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. — М.: Юнити-Дана, 2008.

10. Тихомиров Ю.А. Административное  право и процесс: Полный курс. — М.: Изд-во Тихомирова, 2006. —  652 с.

11. Административное право России. Общая часть: Учебник для высших учебных заведений // Под ред. П.И. Кононова. – М. 2005.

12. Бачило И.Л. Ноздрачев А.Ф., О некоторых актуальных проблемах административного права. – М. 2004.

13. Бунякин Н. Е. Концепция становления и развития административного права в России.// Монография. - Тамбов, 2002.

14. Коренев А.П. Административное право России. Учебник. Часть I. – М. 2002.

 

15. Ноздрачев А.Ф., Петухов В.Н., Пронина В.С., Терещенко Л.К., Тихомиров Ю.А., Хангельдыев Б.Б. Концепция развития административного законодательства. – М. 2005.

16. Ноздрачев А.Ф. Административное право. Фундаментальный курс. - М. 2002.

10. Туманов Г.А. О некоторых  актуальных проблемах административного  права. - М. 2006.

 

 

 

[1] Гл. 2 Конституции РФ

 


Информация о работе Предмет и система административного права