Право социального обеспечения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 15:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть общую характеристику отрасли права социального обеспечения.
В ходе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучить систему права социального обеспечения
- рассмотреть принципы права социального обеспечения
- рассмотреть источники права социального обеспечения

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 53.68 Кб (Скачать файл)

2.1 Понятие и  классификация принципов права  социального обеспечения

Показателем самостоятельности  той или иной отрасли права  является наличие не только отдельного предмета и метода правового регулирования  общественных отношений, но и специфических  отраслевых принципов правового  регулирования.  
В теории права под правовыми принципами (принципами права) понимаются исходные нормативно-руководящие начала (положения), которые выражают главное в сущности права, на базе которого оно возникает, развивается и функционирует.  
В течение долгого времени эта формулировка оставалась традиционной, однако в последние годы взгляды специалистов стали меняться. Споры обычно сводятся к тому, являются ли принципы права только «руководящими идеями» или они должны быть закреплены в нормах. Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права - это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства. В условиях же переходного периода, нестабильности экономики, падения политических и моральных устоев общества законодательно реализовать в нашей стране данную задачу весьма сложно, хотя существуют отдельные положительные примеры. Так, в ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 № 165-ФЗ определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования:  
· устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;  
· всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;  
· государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;  
· государственное регулирование системы обязательного социального страхования;  
· паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;  
· обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;  
· ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;  
· обеспечение надзора и общественного контроля;  
· автономность финансовой системы обязательного социального страхования.  
До настоящего времени кодифицированного нормативного акта (основ законодательства или кодекса), где были бы зафиксированы принципы социального обеспечения, не существует. Они содержатся в различных федеральных законах, других нормативным актах, которые составляют содержание отдельных институтов права социального обеспечения. Данные принципы, например, отражены в постановлении Правительства РФ от 07.08.1995 № 790, одобрившем Программу пенсионной реформы в Российской Федерации, Федеральном законе от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и ряде других.  
В настоящее время в связи с происходящими изменениями в экономической политике государства, проводящейся реформой пенсионного обеспечения трансформируются и принципы права социального обеспечения, изменяются их формулировки. Однако некоторые идеи, сформулированные в начале XX в., не потеряли своей актуальности и сегодня.  
В историческом аспекте значительное влияние на формирование принципов права социального обеспечения оказала рабочая страховая программа, принятая VI (Пражской) Всероссийской конференцией РСДРП в 1912 г. В резолюции конференции «Об отношении к думскому законопроекту о государственном страховании рабочих» указывалось:  
1) что государственное страхование рабочих должно обеспечивать рабочих во всех случаях утраты ими трудоспособности (увечье, болезнь, старость, инвалидность, а у работниц, кроме того, беременность и роды; вознаграждение вдов и сирот после смерти добытчика) или в случае потери заработка в связи с безработицей;  
2) страхование должно охватывать всех лиц наемного труда и их семейств;  
3) все застрахованные должны вознаграждаться по принципу возмещения полного заработка, причем все расходы по страхованию должны падать на предпринимателей и государство;  
4) всеми видами страхования должны ведать единые страховые организации, построенные по территориальному типу и на началах полного самоуправления застрахованных.  
Принципы права социального обеспечения отражают объективно сложившиеся закономерности развития общества, состояние экономики, вытекают из содержания социальной политики государства в сфере материального обеспечения нетрудоспособных граждан, дают обобщенную характеристику отрасли. Они не статичны, с изменением характера социально-обеспечительных отношений меняются и правовые принципы: одни прекращают свое существование, другие появляются, третьи, действующие, наполняются новым содержанием.  
  Таким образом, под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой - указывают основные тенденции ее развития.  
Классификация принципов по сфере действия такова:  
· общеправовые принципы, свойственные всем отраслям права (гуманизм, демократизм, принцип социальной справедливости, признания и гарантированности прав и свобод человека и гражданина, равенство всех перед законом, презумпции невинности и т.д.);  
· межотраслевые принципы, которые отражают единые черты нескольких отраслей права (государственная защита материнства и детства);  
· отраслевые принципы, характеризующие отдельную отрасль права (всеобщность права социального обеспечения, социальное обеспечение за счет обязательных платежей во внебюджетные фонды, государственного бюджета, негосударственных пенсионных фондов и др.);  
· внутриотраслевые принципы, касающиеся отдельных институтов отраслей права (принципы пенсионного обеспечения, социального обслуживания, обязательного медицинского страхования и др.).  
Система принципов права социального обеспечения должна соотноситься с общей системой принципов права, в основе которой лежит родовая классификация. 

 

  2.2 Понятие и классификация основных источников права социального обеспечения

 Правовые источники, регулирующие отношения по социальному обслуживанию, являются составной частью источников права социального обеспечения. Источники права составляют предмет фундаментальных исследований как общей теории права, так и любой отраслевой правовой науки. Поэтому естественно, что среди актуальных проблем науки права социального обеспечения выявление понятия и особенностей источников занимает важное место.  
От их уяснения зависит определение действительного места и роли этой отрасли права в обшей системе отраслей российского права.  
Источники права в юридическом смысле — это внешние способы выражения правовых норм и придание им общеобязательного значения, т.е. по своей сути это синоним понятия «форма права».  

 Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие комплекс общественных отношений, составляющий предмет отрасли права социального обеспечения.  
Ввиду того что источники права социального обеспечения весьма многочисленны и многообразны, они классифицируются по различным основаниям.  
· по юридической силе (законы и подзаконные акты);  
·  сфере действия (федеральные, региональные, принимаемые органами местного самоуправления);  
· времени действия (постоянные, временные);  
· порядку принятия (акты международного права и акты национального права социального обеспечения);  
· субъектам правового регулирования (нормативные акты по материальному обеспечению и социальному обслуживанию инвалидов, граждан пожилого возраста, семей, имеющих детей, и т.д.).  
·  предмету правового регулирования (комплексные акты и акты, регулирующие отдельные виды социального обеспечения);  
· издающим их органам (акты органов представительной и акты органов исполнительной власти): указы Президента РФ; постановления (распоряжения) Правительства РФ; акты министерств и ведомств РФ:  
— межведомственные акты (например, Министерства  
здравоохранения и социального развития РФ);  
 — ведомственные акты; и т.д.  
 
          Глава 3. Соотношение с другими отраслями права

 Право социального обеспечения как уникальное явление представляет собой самостоятельную общность правовых норм, регламентирующих специфические группы общественных отношений, не входящих в предмет правового регулирования других отраслей права. Основными отраслями, представляющими интерес в связи с данным вопросом, являются трудовое и гражданское право.

                      3.1.Соотношение с трудовым правом

 Проблема взаимосвязи и взаимодействия трудового права и права социального обеспечения имеет давнюю историю. В советский период в литературе существовали различные точки зрения на соотношение этих отраслей. Как правило, дискуссии сводились к вопросу о самостоятельности права социального обеспечения и его обособленности по отношению к трудовому праву. Разграничивая трудовое право и право социального обеспечения, нужно иметь в виду следующие моменты:

  • социально-обеспечительные правоотношения охватывают более широкий круг субъектов, как со стороны нуждающихся, так и со стороны органов социального обеспечения;
  • субъектом трудового правоотношения не может выступать семья;
  • правосубъектность как основание участия в социально-обеспечительном правоотношении не связана с достижением определённого возраста, а иногда связывается с фактом рождения, в то время как возраст работника как субъекта трудового правоотношения установлен в качестве общего правила в 16 лет;
  • социально-обеспечительное правоотношение возникает на основе юридического состава, а трудовые правоотношения, как правило, на основе трудового договора;
  • трудовое правоотношение в большинстве случаев служит предпосылкой возникновения только правоотношений по обязательному социальному страхованию, но не социальному обеспечению в целом;
  • субъекты социально-обеспечительного правоотношения не определяют его содержания, так как права и обязанности закреплены непосредственно в законодательстве, в то время как субъекты трудового правоотношения вправе самостоятельно определить условия трудового договора;
  • для социально-обеспечительного правоотношения, в отличие от трудового, не свойственно наличие отношения дисциплинарной власти и подчинения в отношении наёмного работника.

 

                  3.2.Соотношение с гражданским правом

 Право социального обеспечения следует отграничивать также от гражданского права с учетом следующих положений:

  • содержание социально-обеспечительного правоотношения определяется непосредственно законодательством (за некоторыми исключениями), а не формируется сторонами, что указывает на отсутствие равенства сторон в указанных правоотношениях и на невозможность диспозитивного регулирования.
  • для возникновения социально-обеспечительного правоотношения не требуется согласованного волеизъявления обеих сторон — достаточно волеизъявления гражданина, реализующего свои правомочия, определённые законодательством.
  • субъекты социально-обеспечительных правоотношений в установленных законодательством случаях имеют возможность реализовать правоспособность в полном объёме до достижения возраста гражданской дееспособности (восемнадцатилетнего возраста).
  • социально-обеспечительные правоотношения возникают на основе сложного юридического состава, а гражданские правоотношения, как правило, на основе отдельных юридических фактов (сделки, причинение вреда имуществу, жизни и здоровью, смерть человека и другие).Характерные признаки права социального обеспечения

 Таким образом, право социального обеспечения существенным образом отличается от иных отраслей права своими характерными признаками, которые выражаются:

  1. в отсутствии, как правило, между сторонами правоотношения отношений равенства или власти и подчинения;
  2. в преобладании императивных правил поведения и связанной с этим невозможностью в большинстве случаев диспозитивного регулирования;
  3. в основаниях возникновения (на основе сложного юридического состава при обязательном соблюдении установленных процедур);
  4. в специфике
  5. субъектного состава.

 

 

 

 

 

 

 

                                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальное обеспечение  как особый социальный институт государства  является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию  при наступлении социальных рисков.

Таким образом, право на социальное обеспечение каждого человека, закрепленное в ст. 7 Конституции, представляет собой  совокупность общественных отношений  по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению  части государственного бюджета  в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты заработка (иного трудового дохода), несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержки  других членов семьи, нуждающихся в  уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным  социально значимым причинам, а также  по оказанию медицинской помощи и  социальному обслуживанию.

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные  институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления  внутриотраслевых принципов непосредственно  в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона  «Об основах социального  обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся  в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Идеи, сформулированные в  начале XX века, не потеряли своей актуальности и сейчас. Принципы права социального  обеспечения отражают объективно сложившиеся  закономерности развития общества, состояние  экономики, вытекают из содержания социальной политики государства в сфере  материального обеспечения нетрудоспособных граждан, дают обобщенную характеристику отрасли. Они не статичны, с изменением характера социально-обеспечительных отношений меняются и правовые принципы — одни отмирают, другие появляются, третьи, действующие, наполняются новым содержанием.

Право социального обеспечения  в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено  характером правового регулирования  этой отрасли права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно: отношения по поводу денежных выплат; отношения по поводу натуральных  видов социального обеспечения; отношения процедурного и процессуального  характера

На современном этапе  развития нашего государства, когда  формируется рыночная экономика, важное значение приобретают муниципальные  и локальные нормативные акты как источники права социального  обеспечения.

Следовательно, цель муниципальных  и локальных нормативных актов - устанавливать более высокий  уровень социальной защиты граждан  на территориальном, муниципальном  уровне, на уровне конкретной организации.

Такова классификация  источников права социального обеспечения  по их юридической силе (по степени  их важности и субординации).

Система права социального  обеспечения — это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

                          1. Нормативно правовые акты

1. 1 Конституция Российской  Федерации.

1.2 Федеральный закон от 31 декабря 2002 года № 190-ФЗ «Об  обеспечении пособиями по обязательному  государственному страхованию граждан,  работающих в организациях и  у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые  режимы, и некоторых иных категорий  граждан» (с последующими изменения  и дополнениями).

1.3 Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании  средств для финансирования накопительной  части трудовой пенсии в РФ»  (с последующими изменения и

дополнениями).

1.4 Федеральный закон от 4 марта 2002 года № 21-ФЗ «О  дополнительном материальном обеспечении  граждан РФ за выдающиеся достижения  и особые заслуги перед РФ»  ( с последующими изменения и  дополнениями).

1.5  Федеральный закон  от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ  «О трудовых пенсиях в РФ»  (с последующими изменения и  дополнениями).

1.6Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О  государственном пенсионном обеспечении  в РФ» (с последующими изменения  и дополнениями).

Информация о работе Право социального обеспечения в России