Правонарушение как основание административной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 06:55, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – изучить институт административной ответственности.
В соответствии с целью задачами работы являются:
- изучить понятие административной ответственности;
- исследовать особенности административной ответственности;
- выявить критерии ограничения административной ответственности от иных видов ответственности;
- изучить правонарушение как основание административной ответственности.

Содержание

Введение
3
1. Понятие и особенности административной ответственности
4
2. Критерии ограничения административной ответственности от иных видов ответственности

11
3. Правонарушение как основание административной ответственности

14
Заключение
17
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Админ. ответственность, 2015.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Административная ответственность устанавливается за посягательства на определенные виды отношений, к каковым можно отнести и таможенные отношения и налоговые отношения и различного рода другие отношения.

Итак, в современном российском государстве более часто применяется административная ответственность, чем уголовная, гражданская или какая-нибудь иная юридическая ответственность, по причине более широкого спектра правовых отношений, регулируемых административным правом.

В частности, согласно КоАП РФ, к сфере ее регулирования - родовому объекту правонарушения - относятся такие виды жизнедеятельности граждан и деятельности юридических лиц в области:

- защиты прав и законных интересов граждан и общества (гл. 5, 6);

- охраны всех видов собственности, например частной, государственной и муниципальной (гл. 7);

- охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8);

- промышленности, строительства и энергетики (гл. 9);

- сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10);

- транспорта (гл. 11);

- дорожного движения (гл. 12);

- связи и информации (гл. 13);

- предпринимательской деятельности (гл. 14);

- финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15);

- таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16);

- посягательства на институты государственной власти, порядка управления общественного порядка и общественной безопасности (гл. 17, 19, 20);

- защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан (лиц без гражданства) на территории РФ (гл. 18);

- воинского учета (гл. 21).

 

2. Критерии ограничения административной ответственности от иных видов ответственности

 

Административное правонарушение является основанием наступления административной ответственности, преступление - уголовной, дисциплинарный проступок - дисциплинарной ответственности, а основанием материальной ответственности является гражданско - правовой деликт.

Административные взыскания налагаются уполномоченными органами лицами на неподчиненных им правонарушителей.

Неблагоприятные последствия для правонарушителя наступают в виде лишений или ограничений морального характера (предупреждение), материального (штраф, возмездное изъятие предмета явившегося орудием совершения или непосредственным объектом совершенного правонарушения, безвозмездное изъятие предмета явившегося орудием совершения или непосредственным объектом совершенного правонарушения) или физического характера (административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, административный арест).

Административное правонарушение необходимо отграничивать от преступлений. Критерием разграничения выступает степень общественной опасности этих правонарушений, которая у административных правонарушений значительно ниже, чем у преступлений.

Также в качестве критерия может выступать такой показатель, как наличие или отсутствие тяжких последствий. Нередко также критерием является и размер имущественного ущерба.

Субъектами административной ответственности являются физические лица и коллективные образования. Уголовной - пока только физические лица, индивиды, а вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным.

Административные наказания предусмотрены за административные правонарушения, уголовные наказания за преступления, дисциплинарные наказания за дисциплинарные проступки. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях.

Отношения по материальной ответственности участников трудового отношения за ущерб, причиненный по вине одной стороны другой являются отношениями охранительного характера. Стороны их - трудового отношения - работник и работодатель. Возникают эти отношения лишь при наличии противоправных действий, нанесших определенный вред. У большинства работников не возникают такие отношения. Отношения по материальной ответственности за ущерб, в зависимости какая сторона нанесла ущерб, могут быть двух видов:

- по материальной ответственности  работодателя, нанесшего вред работнику трудовым увечьем

- по материальной ответственности  работника, причинившего ущерб имуществу работодателя.

Материальная ответственность работников является одним из средств защиты форм собственности, так как она представляет собой юридическую обязанность работника, виновно причинившего ущерб, возместить его в установленном законом размере.

В гражданском праве также взыскиваются неполученные доходы, которые физическое или юридическое лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода или неполученные доходы).

Санкции финансово - правовых норм определяют меры ответственности, применяемые к их нарушителям. Финансово - правовые санкции отличаются от других  санкций рядом особенностей.

Они имеют денежный характер и содержат меры принудительного воздействия на нарушителя нормы через его денежные фонды и средства. При изъятии денежных средств путем финансово - правовых санкций характерным является зачисление их в государственную бюджетную систему или иной централизованный государственный денежный фонд.

В связи с направленностью финансово - правовых санкций на обеспечение общегосударственных интересов в области финансов, необходимостью быстрого реагирования на финансовые правонарушения наиболее распространенным является административный порядок применения этих санкций.

Таким образом, сходные правоотношения и их нарушение относятся также и к ведению смежных отраслей права: уголовного и гражданского. А вот по степени тяжести деяний правонарушителей уголовное право регламентирует и запрещает более социально опасные правонарушения: уголовные преступления, а не административные проступки. Гражданское право, гражданский и арбитражный процессы устанавливают иные формы защиты нарушенных прав и свобод граждан и юридических лиц в осуществлении ими предпринимательской деятельности.

 

 

 

3. Правонарушение как основание административной ответственности

 

Основой государственного управления при любом государственном устройстве является принуждение одной группой лиц - властной элитой - остальной части гражданского общества, сложившегося в определенном государстве. Основное выражение метод принуждения находит в юридической регламентации нормами административного права, наряду с другими его отраслями (уголовным, гражданским, налоговым), определенного перечня прав, свобод и обязанностей индивида по отношению к личности, обществу и государству в целом.

В частности, это применение государственными органами различных видов административной ответственности к субъектам административного права, которые нарушили те или иные нормативные предписания КоАП РФ и регионального законодательства в области административного права, что, согласно административной науке и сложившейся правоприменительной практике, является административным правонарушением /5/.

Так, в 1 полугодии 2014 году в районные суды и мировым судьям РФ поступило 3217781 дело об административном правонарушении, в 2013 году – 5820161 дело, в 2012 году – 5742442 дела (Приложение) /9/.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение. В соответствии со ст. 2.1 «Административное правонарушение» КоАП РФ «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Правонарушение в сфере административного права может совершаться в форме как действия, так и бездействия отдельно взятого лица по отношению к иным субъектам административного права. Данные формы правонарушения обязаны носить следующий характер:

- быть обязательно противоправными, нарушать отдельные или, наоборот, ряд предписаний, установленных источниками административного права. Например, нарушение положений КоАП РФ, законов субъектов РФ в области административного права, должностных инструкций, властных директив - указаний федеральных органов государственной власти и их должностных лиц; органов государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления;

- деяние (действие или бездействие) виновного субъекта административного права обязательно должно носить виновный характер, нарушать общепринятые правовые нормы, а в отдельных случаях и нормы морали.

Законодатель, раскрывая понятие «административное  правонарушение», указывает, что его субъектами могут быть как физические, так и юридические лица /7/.

Гражданский кодекс  РФ подробно определяет понятие  и признаки юридического  лица, виды  юридических лиц,  их  правоспособность, устанавливает  обязанность  юридического лица проходить в установленном порядке государственную регистрацию.

К физическим лицам, противоправные действия  (бездействие) которых могут быть квалифицированы как административные правонарушения, относятся дееспособные граждане начиная с 16-летнего возраста (ст. 2.3 КоАП РФ).

Субъекты административной юрисдикции на всех стадиях административного процесса, в каждом конкретном случае должны удостовериться в личности лица, привлекаемого к административной ответственности, и в первую очередь уточнить его возраст. Недостижение физическим лицом на момент совершения им противоправных действий требуемого по закону возраста исключает производство по делу либо ведет к его прекращению.

Административно – процессуальные нормы, входящие в институт производства по делам об административных правонарушениях регулируют порядок реализации соответствующих материальных норм, процедуры их применения, процесс осуществления принудительного воздействия на виновных с помощью административных взысканий. То есть они регламентируют производство об административных правонарушениях /4/.

Законодателем выделяются четыре основных задачи производства по делам об административных правонарушениях:

  • всестороннее,  полное,  объективное  и  своевременное  выяснение обстоятельств каждого дела;
  • разрешение дела в  соответствии  с  законом;
  • обеспечение  исполнения  вынесенного  постановления;
  • выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Как отмечает ряд авторов – налицо сочетание превентивных и карательных (наказательных) целей, что полностью соответствует духу законодательства о борьбе с правонарушениями такого рода /3/.

Итак, признаки административного правонарушения, закрепляемые правом, в совокупности образуют сложный юридический состав, который является единственным основанием наступления административной ответственности.

С помощью признаков административного правонарушения можно получить общую социально - психологическую и юридическую характеристику того или иного деяния /10/.

 

 

Заключение

 

Итак, административной ответственностью называется вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

Административная ответственность обладает рядом характерных качеств. Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и юридические лица, она отличается от других видов ответственности своим субъектным составом.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение. В соответствии со ст. 2.1 «Административное правонарушение» КоАП РФ «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Признаки административного правонарушения, закрепляемые правом, в совокупности образуют сложный юридический состав, который является единственным основанием наступления административной ответственности.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 30.03.2015) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1; 2015. - № 14. – Ст. 2917.
  2. Административное право: учебник / под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. - М., 2009. – 413 с.
  3. Алехин А. П. Административное право Российской Федерации: учебник / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов. - М., 2006. – 480 с.
  4. Бахрах Д. Н. Административное право / Д. Н. Бахрах. - М., 2009 – 312 с.
  5. Звоненко Д. П. Административное право: учебник / Д. П. Звоненко, А. Ю. Малумов, Г. Ю. Малумов. – М., 2007. – 480 с.
  6. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / под ред. Н. Г. Салищевой. – М., 2011. – 625 с.
  7. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / И. И. Веремеенко / под ред. Е. Н. Сидоренко. – М., 2008. – 590 с.
  8. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / под ред. Э. Г. Липатова, С. Е. Чаннова. – М., 2010.
  9. Краткий обзор статистических показателей о работе районных судов и мировых судей РФ по рассмотрению дел в 2012, 2013, 1 полугодии 2014 года. [Электронный ресурс] : Официальный сайт Судебного департамента при Верховном суде РФ. - Режим доступа : http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=2600. (дата обращения : 16.04.2015).
  10. Общая теория государств и права / под ред. М. Н. Марченко. – М., 2009. – 383 с.

 

Приложение

 

Количество дел об административных правонарушениях,

Информация о работе Правонарушение как основание административной ответственности