Правовой статус депутата государственной Думы Федерального собрания РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации наделены специальным статусом в связи с особенностями своего положения и рода деятельности. Специальные статусы граждан предоставляют им дополнительные права, обязанности, привилегии, предусмотренные законодательством, которые отличают их от других граждан.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….………… 3
1. Основы правового статуса депутата Государственной Думы …………… 4
1.1. Понятие правового статуса депутата Государственной Думы ……. 4
1.2. Мандат депутата Государственной Думы ………………….…….… 8
2. Содержание правового статуса депутата Государственной Думы……… 10
2.1. Приобретение статуса депутата Государственной Думы ……....... 10
2.2. Права и обязанности депутата Государственной Думы .................. 13
2.3. Формы деятельности депутата Государственной Думы ................. 20
2.3.1. Участие депутата Государственной Думы в работе соответствующей фракции ............................................................ 21
2.3.2. Работа депутата Государственной Думы с избирателями ......... 24
2.4. Гарантии депутатской деятельности Государственной Думы ........ 26
2.4.1. Иммунитет Депутата Государственной Думы ............................ 27
2.4.2. Депутатский индемнитет ............................................................... 29
Заключение ............................................................................................................... 31
Список использованных источников...................................................................... 32

Вложенные файлы: 1 файл

гот курсовая работа по констит праву.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.1. Участие депутата Государственной Думы в работе соответствующей фракции

 

«ФРАКЦИЯ — депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу. Фракция создаются также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данного депутатского объединения». [46, с. 215] Фракция образуется с целью совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой. Каждая фракция подлежит государственной регистрации во Временном секретариате Государственной Думы.

Фракция – является единственным депутатским объединением: в соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений" в  Федеральный Закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» депутатские группы как самостоятельные участники внутрипарламентной деятельности упраздняются. Они становятся лишним элементом из-за перехода на пропорциональную избирательную систему на выборах в Государственную Думу, при которой все депутаты выдвигаются в составе списков исключительно политическими партиями. При избрании кандидата в депутаты Государственной Думы происходит «автоматическое» включение депутата в состав соответствующей фракции: в ч. 6 ст. 7.1 Федерального Закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» закрепляется обязанность депутатов, входящих во фракцию, быть членами только той политической партии, в составе федерального списка кандидатов которой, они были избраны депутатами Государственной Думы.

Нарушение данного  требования депутатом приводит к  утрате мандата. Полномочия депутата прекращаются и в случае выхода из состава фракции, в которой он состоит по личному  заявлению.

Таким образом, законодатель закрепляет полную зависимость и ответственность депутата перед партией, надеясь, что «жестокое закрепление фракционной дисциплины в законодательстве РФ станет залогом стабильности фракций и предотвратит их возможные расколы и расщепления» [41, с. 24-29], облегчит работу Государственной Думы.

Невозможно «законодательно установить обязанность депутата голосовать в соответствии с волей фракции, в которую он входит, или политической партии, в которой он состоит, так как это будет противоречить как букве и духу Конституции Российской Федерации, так и принципам демократического государства». [41, с. 24-29] Недопустим также диктат воли политической партии, фракции над волей депутата.

В соответствии с пунктом 3 ст. 10 Федерального Закона «О политических партиях»,  депутаты связаны решениями соответствующей политической партии при исполнении своих депутатских полномочий, это значит что действия конкретного депутата Государственной Думы, фракции, в которую он входит, и соответствующей политической партии должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Все предложения, решения и действия депутата должны соответствовать установленной  программе партии, в которую он входит, даже при не согласии с ее положениями, так как депутата больше зависит от фракции, чем она от него. Но все, же окончательное решение остается за депутатом, так как он несет за него всю соответствующую ответственность.

Решения фракции  принимаются при открытом голосовании  большинством голосов от общего числа  депутатов, входящих во фракцию, но и возможно проведение тайного голосования.

Деятельность  фракции политической партии и членство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения в единый государственный  реестр юридических лиц в связи  с ее ликвидацией или реорганизацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.2. Работа депутата государственной Думы с избирателями

 

Депутат Государственной  Думы должен по свои обязательствам исполнять  волю народа, принимать меры, направленные на обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан, соответственно поддерживая с ними постоянную связь посредством рассмотрения обращений, жалоб и заявлений избирателей, проведение личного приема, встреч с гражданами, так как представительство интересов избирателей является одной из важнейших задач депутата.

Депутаты, избранные по одномандатному избирательному округу, поддерживает связь с избирателями своих округов, а депутаты, избранные по общефедеральному округу, поддерживает связь с избирателями в регионе.

Для работы с  избирателями депутату ежемесячно предоставляются соответствующие дни – одна неделя каждого месяца во время сессии и две недели каждого месяца в период проведения выборов депутатов Государственной Думы.

Также депутат  ведет личный прием граждан не реже чем один раз в полгода. Информация о месте приема и об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

На устные и  письменные обращения граждан, которые  предварительно регистрируются в карточке личного приема гражданина, дается письменный ответ по существу постановленных вопросов в течение 30 дней со дня регистрации обращения.

Согласно Федеральному закону «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах  массовой информации» все официальные  мероприятия с участием заседаний  Государственной Думы проходят под аудио и видеозапись, и распространяются в полном объеме не менее чем по одному общероссийскому телеканалу и радиоканалу в удобное для телезрителей и радиослушателей время. Не позднее чем через 24 часа, с момента совершения соответствующих событий.

Депутат Государственной  Думы рассматривает обращения, жалобы и заявления избирателей, в соответствии с Федерального законом «О порядке  рассмотрения обращений граждан  Российской Федерации» [41, с. 24-29] в обязательном порядке и принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина: создаются парламентские и депутатские запросы, вносятся предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения.

Закрепление подобных обязательств депутата Государственной  Думы перед избирателями: установление конкретных сроков, в которые депутат  должен проводить встречи с избирателями, отвечать на запросы граждан - обеспечивает более императивное поддержание связи депутата с избирателями и «может компенсировать тот «отрыв» депутата от избирателей, который произошел в связи с отказом от института депутатов - одномандатников».

[19, N 8]

Вместе с  тем в Федеральном Законе «О статусе  члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» ничего не говорится о санкциях за нарушение указанных обязанностей депутатом в отношении к избирателям, к тому же депутат не принимает наказы от избирателей, не обязан проводить отчетов перед ними, не допускается процедура отзыва депутата избирателями – все это создает «благодатную почву для злоупотребления предоставленной депутатам независимости». [20, с. 19-21]

 

 

 

 

 

 

    1. Гарантии депутатской деятельности

 

«Гарантии –  это средства и механизмы, обеспечивающие эффективное и беспрепятственное осуществление депутатских полномочий, а равно обязанность государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, их должностных лиц создавать условия, благоприятствующие деятельности депутата Государственной Думы. Такие гарантии предусмотрены Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» и выражаются в понятиях депутатского иммунитете и индемнитета». [45, с. 58]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Иммунитет депутата Государственной Думы

 

Иммунитет депутата означает совокупность прав и привилегий, предоставляемых депутату и гарантирующих  его неприкосновенность.

Иммунитет оказывает  важнейшую правовую гарантию депутатской  деятельности и является одним из важнейших элементов статуса депутата. «Призван служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности парламентария в силу осуществляемых им государственных функций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности парламентария и тем самым - парламента, их самостоятельности и независимости». [30, с.76]

Согласно ст. 98 Конституции РФ депутаты Государственной  Думы обладают неприкосновенностью  в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Закон о статусе определяет личную неприкосновенность как невозможность применения к парламентарию без согласия палаты Федерального Собрания, следующие меры:

  • Привлечения к уголовной ответственности или административной, налагаемой в судебном порядке;
  • Задержания, ареста, обыска (кроме случаев задержания на месте преступления, допроса;
  • Личного досмотра (а исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей).

Неприкосновенность  депутата Государственной Думы «рассматривается в качестве института уголовно - процессуального права (который сводится к особому порядку возбуждения уголовного дела, осуществления процессуального задержания и применения некоторых мер принуждения, а также производству ряда следственных действий в отношении тех или иных категорий лиц)». [26, с. 34-35]

При возбуждении  в отношении парламентария уголовного дела или начала производства дела об административном правонарушении следователь  обязан известить об этом Генерального прокурора в трехдневный срок. А Генеральный прокурор обязан в течение недели после получения от следователя сообщения внести в палату Федерального Собрания представление о лишении парламентария неприкосновенности. Без согласия палаты дело не может быть передано в суд.

Также законом определено, что неприкосновенность депутата охватывает его жилище, служебное помещение, багаж, личное и служебное транспортное средство, переписку, используемые им средства связи и принадлежащие ему документы.

Все привилегии в отношении депутата действительны только в случае если правонарушение было связано с его депутатской деятельностью.

Если правонарушение совершено не в связи с осуществлением его депутатской деятельности, то он не  освобождается от ответственности  за совершенное, согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 1996 года.

Неприкосновенность  депутата Государственной Думы «рассматривается в качестве института уголовно-процессуального  права (который сводится к особому  порядку возбуждения уголовного дела, осуществления процессуального задержания и применения некоторых мер принуждения, а также производству ряда следственных действий в отношении тех или иных категорий лиц)». [26, с. 34-35]

 

 

 

 

      1. Депутатский индемнитет

 

Депутатский индемнитет является «совокупностью социальных гарантий, обеспечивающих независимость депутата, являющихся вознаграждением за его труд и способствующих утверждению депутата как личности». [42, N 3]

По объему социальных гарантий депутат приравнивается к  федеральному министру.

Согласно части 2 и 3 ст. 2 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ»:

  1. Ежемесячное денежное вознаграждение, то есть заработная плата, которую получают все депутаты независимо от занимаемой должности со дня их избрания, которое состоит из оклада и надбавок, денежные поощрения и иные выплаты, предусмотренные законом:
  • Материальное обеспечение депутатской деятельности, то есть выплата расходов, непосредственно связанных с исполнением депутатской деятельности;
  • Возмещение депутату и членам его семьи расходов, связанных с переездом на место осуществления своих депутатских полномочий, на место его постоянного проживания ввиду прекращения его депутатских полномочий;
  • Возмещение расходов связанных с проживанием вне места постоянного жительства в связи с осуществлением депутатом своей работы;
  • Денежное пособие в случае роспуска Государственной Думы равного трехкратному размеру его ежемесячного денежного вознаграждения.

Информация о работе Правовой статус депутата государственной Думы Федерального собрания РФ