Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 17:27, реферат

Краткое описание

Истекшее десятилетие рыночных преобразований в России заставило экономически активное население по - новому взглянуть на многие проблемы управления и контроля. Руководители различного уровня, учётный персонал предприятий и практикующие аудиторы чётко осознали, что необходимы не только изучение различных элементов «передовых технологий» западной экономики (в том числе международного опыта аудита), но и их адаптация к реальным условиям нашего отечественного рынка

Содержание

1. Введение.
2. Понятие, виды и задачи аудита.
3. Требования, предъявляемые к аудиторам.
4. Случаи обязательного проведения аудиторских проверок (в законодательных актах).
5. Правовое значение аудиторского заключения.
6. Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

б)-страховые  организации и общества взаимного  страхования;

в)-товарные и  фондовые биржи;

г)-инвестиционные и чековые инвестиц. фонды;

д)-внебюджетные фонды;

е)-благотворительные  фонды;

другие экономические  субъекты, обязательная ежегодная аудиторская  проверка которых по виду их деятельности предусмотрена ФЗ, Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства  РФ.

3 критерий  – по источникам формирования уставного капитала --- экономические субъекты, имеющие в их уставном капитале (уставном фонде) долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

4 критерий--- по финансовым показателям деятельности экономических субъектов (кроме находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности): имеющие хотя бы один из следующих финансовых показателей их деятельности ---- ---- объём выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышающий в 500 000 раз МРОТ;

либо

---- сумма активов  баланса, превышающая на конец отчётного года в 200 000 раз МРОТ;

Особой разновидностью обязательной аудиторской проверки является так называемая «принудительная» проверка, т.е. проверка, осуществляемая по поручению правоохранительных органов: органов дознания и следователя (при наличии санкции прокурора), суда, прокурора, арбитражного суда (ст.19 Временных правил). Это возможно, например, в ситуации для разоблачения лжебанкротств и т.п.

Инициативная  аудиторская проверка - проводится по решению самого экономического субъекта, когда клиенты аудиторских фирм, почувствовавшие насущную потребность в аудиторской проверке, решали провести проверку по собственной инициативе. Причинами подобных ситуаций чаще всего являлись и по настоящее время являются:

а)- смена учредителей, руководства или главного бухгалтера;

б)- необходимость  квалифицированных экономико - правовых консультаций;

в)- потеря управления над финансами в отдельных  компаниях по мере их развития и  расширения деятельности, а также  по мере обрастания филиалами;

г)- тупиковые ситуации, когда компания платит в бюджет из-за запутанного налогового законодательства слишком много;

д)- необходимость  обеспечения эффективной системы  управления финансами, финансовой безопасности клиента;

е)- боязнь налоговой  полиции или инспекции либо потребности в защите своих интересов и др.

Правовое  значение аудиторского заключения.

Результатом аудиторской  проверки является заключение аудитора (аудиторской фирмы). Временные правила определили заключение аудитора как особый документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов; в случае поручения государственных органов Временные правила уравняли его с заключением экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством РФ.

С 1997 г., как мы уже отмечали, в соответствии с  ФЗ № 129- ФЗ от 21.11.96г. «О бухгалтерском  учёте» -- аудиторское заключение включается в состав годовой бухгалтерской  отчётности определённых экономических субъектов как обязательный элемент этой отчётности. В условиях России это повысило значение аудиторского заключения, выполняющего роль важнейшего средства передачи информации. От аудитора однозначно требуется: а)- либо выразить мнение относительно бухгалтерской отчётности в целом;

б)- либо заявить, что составить такое мнение об отчётности не представляется возможным, и привести причину данного обстоятельства.

Заключение  состоит из 3-х частей:

Вводная часть (реквизиты аудитора);

Аналитическая часть

а)- наименование экономического субъекта, период деятельности, за который проводилась проверка);

б)- результаты экспертизы организации бухгалтерского учёта, составления соответствующей  отчётности и состояния внутреннего  контроля;

в)- факты выявленных существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учёта, а также нарушений законодательства;

Итоговая часть ( Запись о подтверждении достоверности  бухгалтерской отчётности экономического субъекта. Именно эту часть заключения экономический субъект обязан предоставлять заинтересованным лицам, поскольку в ней в концентрированном виде даётся оценка его хозяйственной деятельности и ведения финансового учёта).

Выводы, изложенные в итоговой части аудиторского заключения, представляют публичный интерес для государства и частный для самого предприятия, нуждающегося в знании истинного положения финансовых дел.

Основные виды аудитов, аудиторских  услуг и виды аудиторов, а также  условия и виды аудиторской деятельности достаточно разнообразны, а также  то , что, обслуживая очередного клиента аудитор должен чётко определить характер проводимой им работы, и степень ограничения собственной ответственности ---- во многом это определяется теми формами аудиторского заключения, которые он сочтёт уместными и единственно верными, соответствующими результатам работы.

Например, фирма может  просто оказывать своим клиентам помощь в восстановлении бухгалтерского учёта, но в таком случае она не имеет права подвергать её аудиту (будет нарушен принцип независимости  аудитора, ибо он будет вынужден давать оценку результатам своей собственной работы). В этом случае будут уместны весьма многие заключительные процедуры: составление акта сдачи - приёма выполненных работ и т.д. Но представление аудиторского заключения, конечно же будет совсем неуместным. И по Временным правилам аудиторы могут даже понести строгую ответственность за представление аудиторского заключения такому клиенту.

Аудиторское заключение составляется по одной из следующих форм:

1)- безусловно положительное (мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчётности экономического субъекта означает, что эта отчётность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчётную дату и финансовых результатов его деятельности за отчётный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учёт и отчётность в РФ.

2)- условно положительное ( мнение означает, что отчётность во всех существенных аспектах обеспечивает отражение, за исключением определённых в аудиторском заключении обстоятельств (например, если некорректности в бухгалтерской отчетности, выявленные аудиторами в ходе проверки, являются существенными и определяющими, но не нарушающими концепции действующего предприятия (не грозящие ему банкротством))).

3)- отрицательное заключение ( мнение означает, что отчётность во всех существенных аспектах не обеспечивает отражение (например, выявленные аудиторами некорректности в бухгалтерской отчётности являются в высшей степени существенными и определяющими либо администрация предприятия отказывается представлять существенную часть первичных документов, данных бухгалтерского учёта и других документов, необходимых для подтверждения бухгалтерской отчётности)).

4)- аудиторское заключение с отказом выражения мнения ( аудиторы не могут выразить и не выражают мнение о достоверности проверенной отчётности во всех существенных аспектах ). Отказ от выражения мнения возникает в особых, строго регламентируемых случаях. Как правило, это неординарные, из ряда вон выходящие случаи, с весьма трудным прогнозированием последствий. Например, потеря аудитором независимости, существенные события после даты баланса или неопределённость ситуации, ограничение сферы аудита экономическим субъектом или обстоятельствами.

Заключение.

После рассмотренных нами вопросов в этой работе, аудит можно  охарактеризовать как процесс интеллектуального (исследовательского) труда высококвалифицированных  специалистов. В результате аудита снижается уровень информационного шума в бухгалтерской отчётности проверяемых экономических субъектов и обретается некое новое знание.

Мы рассматривали аудиторскую  деятельность по действующим нормативным  актам (Указ Президента и Временные правила). Можно сделать вывод, что появилась потребность в подготовке и принятии Федерального закона «Об аудиторской деятельности», который будет согласоваться с новым Гражданским Кодексом РФ и который избежит те недостатки, что имеются во Временных правилах осуществления аудиторской деятельности.

Литература.

Хозяйственное право. Учебник  для вузов. Издательство БЕК, 1994г.

Гражданский Кодекс РФ.

Указ Президента РФ от 22.12.93 № 2263. «Об аудиторской деятельности в РФ» ( Вместе с «Временными правилами  аудиторской деятельности в РФ»).

Распоряжение Президента РФ от 04.02.94.г № 54-рп «Об организации работы комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ».

Постановление Правительства  РФ от 06.05.94г. № 482 «Об утверждении  нормативных документов по регулированию  аудиторской деятельности в РФ» ( вместе с «Порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности», «Порядком выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности».

Постановление Правительства  РФ от 07.12.94 г. № 1355 «Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которых их бухгалтерская отчётность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке» в редакции Постановления Правительства РФ от 25.04.95г. № 408.

И.В.Дойников « Предпринимательское  право», Изд -во «Брандес», 1997г.

Монтгомери «Аудит», под  ред. проф. Я.В.Соколова, изд-во «ЮНИТИ», 1997г.

А. А. Терехов, «Аудит»- М: Финансы  и статистика, 1998г.


Информация о работе Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ