Правовое положение и организационное построение органов внутренних дел республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 15:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования являются разрешение общетеоретических, правовых и практических проблем, касающихся предмета исследования.
Указанная цель определяет задачи исследования:
раскрыть правовое положение органов внутренних дел;
проанализировать деятельность органов милиции;
определить особенности административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 4
1.1 Органы внутренних дел как специфический инструмент государственного управления 4
1.2 Правовое положение Министерства внутренних дел 6
ГЛАВА 2 МИЛИЦИЯ – СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. ОРГАНЫ МИЛИЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 10
2.1 Организационное построение и правовые основы деятельности милиции в Республике Беларусь 10
2.2 Основные направления деятельности милиции: правовая характеристика 11
2.3 Понятие и основные черты административной деятельности милиции, формы и метода ее осуществления 12
2.4 Организация и деятельность патрульно-постовой службы милиции и подразделений милиции особого назначения 13
2.5 Организация и деятельность Государственной автомобильной инспекции 14
2.6 Организация и деятельность органов внутренних дел на транспорте 16
ГЛАВА 3 АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 18
3.1 Понятие и сущность административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел 18
3.2 Производство по делам об административных правонарушениях – составная часть административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел .
……………………………………………………………………………………….19
ГЛАВА 4 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 21
4.1 Понятие и задачи разрешительной системы 21
4.2 Организация работы органов внутренних дел по осуществлению разрешительной системы, ее правовые основы 22
4.3 Порядок осуществления разрешительной системы 23
4.4 Осуществление контроля за объектами разрешительной системы 25
4.5 Ответственность за нарушение разрешительной системы 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya (1).docx

— 48.97 Кб (Скачать файл)

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ  ПОСТРОЕНИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 4

1.1 Органы внутренних дел как  специфический инструмент  государственного  управления 4

1.2 Правовое положение Министерства  внутренних дел 6

ГЛАВА 2 МИЛИЦИЯ – СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ  ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. ОРГАНЫ МИЛИЦИИ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 10

2.1 Организационное построение и  правовые основы деятельности  милиции в Республике Беларусь 10

2.2 Основные направления деятельности  милиции: правовая характеристика 11

2.3 Понятие и основные черты административной  деятельности милиции, формы и  метода ее осуществления 12

2.4 Организация и деятельность патрульно-постовой  службы милиции и подразделений  милиции особого назначения 13

2.5 Организация и деятельность Государственной  автомобильной инспекции 14

2.6 Организация и деятельность органов  внутренних дел на транспорте 16

ГЛАВА 3 АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 18

3.1 Понятие и сущность административно-юрисдикционной  деятельности органов внутренних  дел 18

3.2 Производство по делам об административных  правонарушениях – составная  часть административно-юрисдикционной  деятельности органов внутренних  дел .

……………………………………………………………………………………….19

ГЛАВА 4 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ  ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 21

4.1 Понятие и задачи разрешительной  системы 21

4.2 Организация работы органов внутренних  дел по осуществлению разрешительной  системы, ее правовые основы 22

4.3 Порядок осуществления разрешительной  системы 23

4.4 Осуществление контроля за объектами  разрешительной системы 25

4.5 Ответственность за нарушение  разрешительной системы 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Объектом данного  исследования являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении  административной деятельности органами внутренних дел.

Предметом исследования выступают нормативные правовые акты, статьи, монографии, тезисы и публикации специалистов, изучающих особенности  административной деятельности органов  внутренних дел.

Целью исследования являются разрешение общетеоретических, правовых и практических проблем, касающихся предмета исследования.

Указанная цель определяет задачи исследования:

  1. раскрыть правовое положение органов внутренних дел;
  2. проанализировать деятельность органов милиции;
  3. определить особенности административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел;
  4. охарактеризовать осуществление органами внутренних дел разрешительной системы.

В процессе написания  курсовой работы автором были использованы общелогические методы анализа (сравнение, обобщение, индукция), методы эмпирического  и теоретического исследования (описание, формализация) и специально-правовые методы (сравнительно-правовой, структурно-правовой, толкования правовых норм).

Как показывает анализ юридической  литературы, особенности привлечения  административной деятельности органов внутренних дел  выступали предметом внимания известных белорусских и российских ученых, среди которых следует назвать имена:  А.Н. Крамник,  А.А. Постникова, В.А. Сорокин, А.И. Сухаркова, Т.В. Телятицкая, А.П.  Шергин и другие.

 

 

ГЛАВА 1

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ  ПОСТРОЕНИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

1.1 Органы внутренних дел как специфический инструмент  государственного управления

 

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 17.07.2007 г. №263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» (далее  по тексту – Закон «Об ОВД») органы внутренних дел – государственные  правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного  порядка и обеспечивающие общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на законодательными актами Республики Беларусь [10].

Органы внутренних дел  являются составной частью системы  обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.

Основными задачами органов  внутренних дел являются:

  • защита жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, обеспечение их личной и имущественной безопасности, защита прав и законных интересов организаций;
  • защита интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
  • защита собственности от преступных и иных противоправных посягательств;
  • профилактика, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений, производство дознания по уголовным делам, ведение административного процесса в соответствии с их компетенцией;
  • розыск лиц, совершивших преступления, лиц, скрывающихся от органов, ведущих уголовный процесс, лиц, уклоняющихся от отбывания наказания или иных мер уголовной ответственности, без вести пропавших и других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, установление лиц, подлежащих привлечению к административной ответственности, в соответствии с компетенцией органов внутренних дел;
  • организация исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, административных взысканий;
  • участие в реализации государственной политики в области гражданства, миграции и регистра населения;
  • оказание на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, помощи гражданам, государственным органам, общественным объединениям и иным организациям в реализации их прав и возложенных на них обязанностей, что установлено статьей 2 анализируемого Закона [10].

В соответствии со статьей 11 Закона «Об ОВД» систему органов  внутренних дел образуют:

  1. организационно:

Министерство внутренних дел (центральный аппарат);

территориальные органы внутренних дел – главное управление внутренних дел Минского городского исполнительного комитета и подчиненное  ему управление внутренних дел по охране Минского метрополитена, управления внутренних дел областных исполнительных комитетов, управления, отделы внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций), управление внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел и подчиненные  ему отделы, отделения, линейные пункты (далее, если не указано иное, – органы внутренних дел на транспорте);

учреждения образования  и организации здравоохранения, созданные для обеспечения выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел;

  1. функционально:

милиция;

подразделения по гражданству  и миграции;

подразделения охраны;

подразделения финансов и тыла;

органы и учреждения уголовно-исполнительной системы [10].

В систему органов  внутренних дел входят также иные подразделения, которые создаются  по решению Министра внутренних дел, если иное не определено Президентом  Республики Беларусь, и другие организации, создаваемые по решению Президента Республики Беларусь.

Главное управление внутренних дел Минского городского исполнительного  комитета, управления внутренних дел  областных исполнительных комитетов, управления, отделы внутренних дел  городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций), управление внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел, а также организации, входящие в систему органов внутренних дел, являются юридическими лицами, имеют  печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим  наименованием [10].

 

1.2 Правовое  положение Министерства внутренних  дел

 

 В соответствии  Главой 1 Положения о Министерстве  внутренних дел, утвержденного  Указом Президента Республики  Беларусь от 04.12.2007 г. №611 (далее — Положение о МВД) Министерство внутренних дел Республики Беларусь (МВД) – республиканский орган государственного управления, возглавляющий систему органов внутренних дел и внутренние войска МВД, осуществляющий в пределах своих полномочий регулирование и управление в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и координацию деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления [12].

Численность центрального аппарата МВД устанавливается Президентом  Республики Беларусь. В структуру  центрального аппарата МВД входят департаменты с правами юридического лица, главные  управления, штаб (на правах главного управления), управления, отделы, отделения (на правах секторов).

МВД в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, декретами, указами и распоряжениями Президента Республики Беларусь, Положением о МВД, иными актами законодательства [12].

МВД является юридическим  лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и своим наименованием, а также Знамя, положение о  котором утверждается Президентом  Республики Беларусь. Имущество МВД  является собственностью Республики Беларусь и закрепляется за ним на праве  оперативного управления.

Финансирование деятельности МВД осуществляется за счет средств  республиканского бюджета, а также  иных источников, предусмотренных законодательством.

Основными задачами МВД  являются:

  1. разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;
  2. организация и осуществление мероприятий по защите жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечению их личной и имущественной безопасности, защите прав и законных интересов организаций;
  3. руководство органами внутренних дел, организациями, входящими в их систему (далее, если не определено иное, – органы внутренних дел), внутренними войсками и обеспечение законности в их деятельности;
  4. организация и осуществление мероприятий по:
  5. профилактике, выявлению, пресечению преступлений и административных правонарушений, производству дознания по уголовным делам, ведению административного процесса в соответствии с компетенцией органов внутренних дел;
  6. розыску лиц, совершивших преступления, лиц, скрывающихся от органов, ведущих уголовный процесс, лиц, уклоняющихся от отбывания наказания или иных мер уголовной ответственности, без вести пропавших, а также других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами, установлению лиц, подлежащих привлечению к административной ответственности, в соответствии с компетенцией органов внутренних дел;
  7. организация исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, административных взысканий;
  8. проведение в пределах своей компетенции государственной политики в сфере гражданства, миграции и регистра населения, а также в сфере охранной деятельности;
  9. организация работы с кадрами и реализация государственной политики в области идеологии в органах внутренних дел, внутренних войсках;
  10. принятие мер по совершенствованию деятельности органов внутренних дел, внутренних войск, развитие и укрепление их материально-технической базы;
  11. обеспечение правовой и социальной защиты сотрудников и гражданского персонала органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, с военной службы во внутренних войсках, и членов их семей, что закреплено Главой 2 указанного Положения о МВД [12].

В соответствии с пунктом 10 Положения МВД возглавляет Министр  внутренних дел, который назначается  на должность и освобождается  от должности Президентом Республики Беларусь и несет персональную ответственность  за выполнение задач, возложенных на МВД [12].

Министр непосредственно  подчиняется Президенту Республики Беларусь, а по некоторым вопросам и Премьер-министру Республики Беларусь.

Министр имеет заместителей, в том числе одного первого, численность  которых определяется Президентом  Республики Беларусь. Заместители Министра назначаются на должности и освобождаются  от должностей Президентом Республики Беларусь.

В настоящее время  МВД возглавляет Министр внутренних дел - генерал-майор милиции Игорь  Анатольевич Шуневич. Первым заместителем Министра внутренних дел является начальник  криминальной милиции генерал-майор  милиции Валентин Владимирович Михневич. Кроме того, заместителями министра внутренних дел являются также начальник  милиции общественной безопасности полковник милиции Николай Александрович  Мельченко, командующий внутренними  войсками генерал-майор Валерий  Владимирович Гайдукевич и  начальник главного управления кадров (статс-секретарь) полковник милиции Анатолий Адамович Курилец [16].

 

 

ГЛАВА 2

МИЛИЦИЯ – СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОРГАНОВ  ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. ОРГАНЫ МИЛИЦИИ В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

2.1 Организационное построение и правовые основы деятельности милиции в Республике Беларусь

 

В соответствии со статьей 14 Закона «Об ОВД» милиция – система  подразделений органов внутренних дел, призванная защищать жизнь, здоровье, честь, достоинство, права, свободы  и законные интересы граждан, права  и законные интересы организаций, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств [10].

Милиция состоит из криминальной милиции, милиции общественной безопасности и иных подразделений, создаваемых  для выполнения задач милиции  по решению Министра внутренних дел, если иное не определено Президентом  Республики Беларусь.

В состав криминальной милиции  входят подразделения уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями, по наркоконтролю и противодействию  торговле людьми, по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, экспертно-криминалистические, а также другие подразделения, необходимые  для осуществления деятельности криминальной милиции [10].

Криминальная милиция  входит в структуру Министерства внутренних дел, главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного  комитета и управления внутренних дел  по охране Минского метрополитена, управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов, управлений, отделов внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций) и соответствующих органов внутренних дел на транспорте. По решению Министра внутренних дел могут создаваться  также межтерриториальные подразделения  криминальной милиции (кроме специальных  подразделений по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, создаваемых  в порядке, определяемом Президентом  Республики Беларусь), что определено статьей 15 вышеназванного закона [10].

Информация о работе Правовое положение и организационное построение органов внутренних дел республики Беларусь