Перепись населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 22:51, методичка

Краткое описание

Перепись населения - это научно организованная операция сбора данных о численности и составе населения, обобщения, оценки, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных обо всем населении, проживавшем на определенный момент времени в стране или ее четко ограниченной части.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат демография.docx

— 589.92 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

        Данные о численности, размещении и составе населения относятся к важнейшим статистическим показателям. Они играют важную роль в системе показателей планового развития экономики, культуры, повышения материального благосостояния людей, используются как для оценки достигнутого уровня экономического роста, так и для текущего и перспективного планирования размеров производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, трудовых ресурсов и т.д.

          Источниками сведений являются переписи и текущий учет населения. Проводятся так же выборочные демографические обследования. Наша страна имеет большой опыт в организации переписи и учета населения. Общепризнанными является полнота и достоверность получаемых данных. По классификации ООН Россию относят к странам, имеющим надежные данные о населении. Постоянно ведется работа по дальнейшему повышению их качества и обеспечению подробных сведений для практических и научных целей.

          Статистика населения является самой древней отраслью статистики. В глубокой древности первые учетные операции проводились в связи с учетом населения в связи в военных и хозяйственных целях (воинские повинности, обложение налогом и т.д.). Определенные закономерности при изучении массовых данных впервые также выявлены в области таких явлений, как рождаемость и смертность населения.

         Перепись населения - это научно организованная операция сбора данных о численности и составе населения, обобщения, оценки, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных обо всем населении, проживавшем на определенный момент времени в стране или ее четко ограниченной части.

          Работа по проведению переписи не ограничивается только сбором информации, в нее входит также оценка качества итогов переписи, их анализ и публикация. Последнее качество переписи имеет особенно важное значение именно для нашей страны, где после 1926 года публикации итогов переписей постоянно сокращались, пока к 1980-м годам не сократились до одного тома.

           Перепись показывает целый ряд структур населения, выходящих за границы предмета демографии - этническая и социально-классовая структуры, распределение населения по территории и миграция, распределение населения по отраслям народного хозяйства и по занятиям, безработица, положение в занятии и др.

             История переписи в России насчитывает несколько периодов, во время которых переписчиков интересовали совершенно разные вопросы. Так, во времена первой известной переписи, которая прошла на Руси еще во время монголо-татарского нашествия (считались дома) данные были нужны, чтобы облагать население Руси данью. В советский период российской истории было проведено семь переписей населения и главной единицей учета была семья.

Целью данной работы является изучение истории развития переписи населения в нашей стране.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· Изучить  историю первой переписи населения  · Историю советской переписи населения;

· Рассмотреть  историю микропереписей;

· А так  же историю последней переписи населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.СУЩНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ  УЧЕТА НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ

1.1Сущность переписи

          Население как предмет изучения в статистике представляет собой совокупность людей, проживающих на определенной территории и непрерывно возобновляющихся за счет рождений и смертей. Население любого государства весьма неоднородно по своему составу и изменчиво во времени, поэтому закономерности развития населения, изменение его состава и многие другие характеристики должны изучаться с учетом конкретных исторических условий.

           В статистике населения единицей населения наблюдения чаще всего является отдельный человек как индивидуум, однако может быть и семья. В 1994 году при проведении в России микро переписи населения впервые учитывалась не только семья, но и домохозяйство (как принято в международной практике). В отличие от семьи под домохозяйством понимают совместно проживающих и ведущих общее хозяйство людей (необязательно родственников). Домохозяйство, в отличие от семьи, может состоять и из одного человека, обеспечивающего себя материально.

          В статистике населения объектом статистического наблюдения могут быть самые разные совокупности: население в целом (постоянное или наличное), отдельные группы населения (трудоспособное население, безработные, пенсионеры, городское население или сельское, мужчины или женщины и т.д.), молодые семьи (или, наоборот, пожилые), родившиеся за год (или иной период) или умершие и т.д. Объект и единица наблюдения выбираются в зависимости от цели исследования. Основными источниками статистики населения являются текущий учет населения и единовременные наблюдения в виде сплошных или выборочных переписей. Как было уже сказано выше. Причем первоисточником сведений о населении являются переписи. Они дают наиболее полные и точные сведения о численности населения. Текущий учет родившихся, умерших, прибывших на ту или иную территорию и выбывших с неё позволяет определять численность населения ежегодно на основе итогов последней переписи.

          Перепись населения в России – процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определённое время ко всем лицам в России и на территории её бывших государственных образований.

27 декабря 2001 года Государственной  Думой был принят федеральный  закон «О Всероссийской переписи  населения». Одобрен был закон  Советом Федерации 16 января 2002 года. «Всероссийская перепись населения  является основным источником  формирования официальной статистической  информации, касающейся численности  и структуры населения, его  распределения по территории  Российской Федерации в сочетании  с социально-экономическими характеристиками, национальным и языковым составом  населения, его образовательным  уровнем». (В редакции Федерального  закона от 28.11.2009 г. №293-ФЗ).

            20 ноября 2009 года Госдума приняла законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О Всероссийской переписи населения», 25 ноября 2009 года он был одобрен Советом Федерации. Новый закон направлен на совершенствование процедуры организации и проведения Всероссийской переписи населения. Он уточняет и изменяет права и обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления и лиц, привлекаемых к сбору сведений о населении, а также гарантирует права лиц, подлежащих переписи, на сохранение конфиденциальности полученной информации. «Сведения о населении, содержащиеся в переписных листах, являются информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению или распространению и используются только в целях формирования официальной статистической информации».

Изменения коснулись и  способов сбора информации во время  переписи. Наряду с традиционным и  основным методом переписи – опрос  населения и заполнения переписных листов переписчиком при обходе жилищ, теперь законодательно закреплена возможность  заполнения переписных листов самим  населением на стационарном переписном участке.

             Законом определен порядок сбора сведений о национальной принадлежности в условиях действия закона «О персональных данных». Законодательно закреплено: «Согласие опрашиваемого лица на обработку сведений о его национальной принадлежности считается полученным в случае, если соответствующий раздел бланка переписного листа заполнен непосредственно опрашиваемым лицом».

 

               По определению Статистической комиссии ООН перепись населения – это единый процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определенное время ко всем лицам в стране или четко ограниченной части страны. Перепись населения это специальное научно-организованное обследование с целью получения информации о численности и составе населения. Это важнейшее государственное дело в плане познания закономерностей демографического развития.

Основными принципами переписи населения являются:

1.  Всеобщность.

Всеобщность переписи означает, что сведения, включенные в программу  переписи, собираются ото всех и  обо всех жителях данной страны или  территории, а не только о какой-либо специфической их части. Именно поэтому  современные переписи населения  и называются всеобщими.

2.  Одномоментность.

Одномоментность проведения переписи означает, что все собранные  в ее ходе данные относятся к одному определенному и заранее установленному моменту, который называется критическим  моментом переписи, или моментом счета. При этом любые изменения, произошедшие в период времени между критическим  моментом и временем, когда непосредственно  проводится опрос, не учитываются.

3.  Единая программа переписи.

Наличие единой программы  переписи означает, что и сбор первичных  данных и их последующая обработка  ведутся по единым для всех участников переписи правилам процедуры, по одному и тому же общему для всех плану. Обо всех людях, проживающих на территории страны и подлежащих переписи, собираются сведения об одних и тех же признаках, или характеристиках, включенных в  переписной лист. На этапе обработки  переписи вся собранная в ее ходе информация разрабатывается и публикуется  по единому плану, определяющему, какие  именно и в каком разрезе строятся статистические таблицы.

4.  Поимённость.

Поимённость, как принцип  проведения переписи, означает сбор персональных и легко идентифицируемых сведений о каждом отдельном человеке. В  этом отношении перепись населения  противоположна социологическим опросам, которые, как правило, анонимны. Сведения о каждом человеке собирает в ходе личных бесед специально обученный персонал (счетчики, или регистраторы), который фиксирует их на именных переписных листах.

5.  Самоопределение.

С поимённостью связан такой  принцип проведения переписи, как  самоопределение, которое означает, что все сведения фиксируются  исключительно со слов опрашиваемого  и что запрещено требовать  документального подтверждения  этих сведений. Применение принципа самоопределения  обусловлено, с одной стороны, стремлением  повысить степень доверия к переписи со стороны населения, а с другой, – невозможностью объективного отнесения  человека к той или иной категории  по большинству фиксируемых признаков.

6.  Конфиденциальность.

Об этом на каждом переписном листе есть надпись: «Конфиденциально (гарантируется получателем информации)». Согласно Федеральному закону «О Всероссийской  переписи населения» (статья 8) «Сведения  о населении, содержащиеся в переписных листах, являются конфиденциальной информацией, не подлежат разглашению (распространению) и используются в целях формирования соответствующих федеральных информационных ресурсов».

7.  Строгая централизация управления переписи.

Государство берёт на себя ответственность за проведение, контроль и финансирование переписи. В нашей  стране в настоящее время проведение переписи возложено на Государственный  комитет РФ по статистике (Госкомстат РФ).

8.  Регулярность проведения переписи.

Важность этого принципа очевидна. Только в случае регулярного, со строгой периодичностью проведения переписей населения возможно получение  сопоставимых статистических данных о  населении за длительный период времени. Согласно рекомендациям Статистической комиссии ООН перепись населения  должна проводиться раз в 10 лет, в  России по закону не реже раза в 10 лет. Это необходимо для обеспечения  сопоставимости данных по разным странам  мира и для расчета численности  населения земного шара. Кроме  того, это необходимо для обеспечения  сопоставимости данных о возрастной структуре населения, которые чаще всего публикуются в виде пятилетних группировок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 История развития переписи населения в России

1.2.1 Развитие переписи населения во второй половине 13 в.

          Киевские и новгородские княжества положили начало учета населения. Велся он с фискальными целями, то есть для податного обложения. Кроме того, на территории Древнерусского государства было установлено требование «знатка» — для каждого, не принадлежавшего к общине человека, требовалось поручительство за него одного из членов общины.

Со второй половины XIII века, в период монголо-татарского ига, проводились  учеты населения в отдельных  русских княжествах для определения  размеров дани. Эти же цели преследовали учеты на территории Закавказья в 70-х  годах XIII века.

         Первая перепись, произведенная татарами относиться к 1245 г. Вслед за ней было произведено еще три переписи, примерно, через 14 лет каждая. Меняющийся характер единиц обложения («со двора», «с мужа», «с дыма», «с плуга» и т.д.) отражался на характере собираемых сведений. Переписи не были всеобщими, т. к. они не включали часть населения, освобожденную от обложения. В России в XIV–XVI веках имели место земельно-хозяйственные описания. Результаты их фиксировались в так называемых писцовых книгах. Значение писцовых книг, как документов, на основе которых производиться обложение, усиливается, но они начинают носить характер поземельных описей.

             Охват явлений хозяйственной жизни был очень широк – от сведений о башнях городских кремлей до известий о породах промышляемой в озерах рыбы. Тем не менее, писцовые описания все же не были учетами населения. В ходе их выявлялись только владельцы дворов. Данные поземельных описей могли служить лишь временными источниками определения обложения. Торговые и промысловые занятия оставались при такой системе без обложения, что было не выгодно государственному фиску и обуславливало необходимость отыскивания новых единиц обложения. Такой единицей стал двор.

           Перепись 1710 г., произведенная при Петре, носила черты подворной переписи, но результаты ее, вскрыв катастрофическое сокращение податных дворов, поставили Петра перед фактом возможного резкого сокращения государственных податей. В переписи 1710 г. была сделана попытка записывать оба пола. Множество ошибок происходило из-за невежества и небрежности переписчиков, а также из-за взяток переписчикам за пропущенные дворы. С другой стороны, за не дачу взятки пустые дворы записывались как жилые, были случаи пропусков целых деревень или одно и то же село переписывалось дважды.

            С тех пор учеты населения в России стали называться «ревизиями». До отмены крепостного права прошло десять ревизий (1718, 1742, 1761, 1781, 1794, 1811, 1815, 1833, 1850, 1856). Они давали очень неточные сведения о населении, поскольку учитывали не фактическое число жителей, а только «приписных» из податных сословий – людей, числившихся в списках для уплаты подати налога. По этой же причине они тянулись очень долго: помещики не торопились делиться с государством трудом податного населения и задерживали подачу ревизских «сказок». В 1718 г. Петр Великий издал указ, в котором предписывалось «взять сказки у всех (дать на год сроку), чтобы правдивые принесли, сколько у кого, в которой деревне душ мужеского пола…». Тяга императора к «сказкам» носила сугубо экономический характер – при пересмотре налоговой системы перешли к более прогрессивному подушному налогообложению, единицей которого была мужская душа. Составленные подобным образом списки («сказки») были собраны лишь через три года, а затем в течение следующих трех лет были подвергнуты проверке – «ревизии».

            Первая и единственная всеобщая перепись населения Российской империи проводилась по состоянию на 9 февраля (28 января) 1897 года. В основе ее организации и программы был проект Семенова-Тян-Шанского. Учитывались три категории населения: наличное, постоянное (оседлое) и приписное. Перепись была проведена по принципу однодневной. По мнению исследователей, она считается наиболее достоверной о численности населения страны. Единицей наблюдения было хозяйство, на которое и составлялся переписной лист, содержащий 14 пунктов. Программа переписи включала в себя социально-демографические характеристики опрашиваемых, брачное состояние, место рождения, вероисповедание, родной язык, грамотность и занятие. Результаты этой переписи были проанализированы к середине 1905 года и опубликованы в двух томах.

Наряду с теми достоинствами, которые давала перепись, были и  недостатки. Среди населения не было проведено почти никакой разъяснительной  работы о значении, задачах и цели переписи. Поэтому неудивительно, что  среди населения возникло множество  всевозможных слухов, связанных с  переписью: о введении новых податей, о принудительном переселении в  Сибирь, о переделе земли, о поголовной рекрутчине.

Негативную роль сыграл религиозный  фанатизм, особенно среди сектантов  и старообрядцев. Наиболее фанатичные предпочитали решить себя и своих  близких жизни, но не переписываться. На этой почве первая русская всеобщая перепись знает случаи коллективного  самосожжения, закапывание целыми семьями  живьем. Например, в селе Терновка возле  города Тирасполя 25 старообрядцев, ожидая в связи с переписью «пришествия  антихриста» живьем закопали себя в  землю. В переписи населения много  интересных фактов.

1.2.2 Перепись населения в России в первой половине 20 в.

С установлением Советской  власти начался новый этап развития статистики в нашей стране. Сразу  после революции 1917 года В.И. Ленин провозгласил свой знаменитый лозунг: «Социализм – это учет». А летом 1918 года началась практическая работа по организации советского статистического учета.

           25 июня 1918 года Совет Народных Комиссаров утвердил «Положение о государственной статистике». На основе «Положения» был создан главный статистический орган Советской республики – Центральное Статистическое управление (ЦСУ). Итак, первые советские переписи населения были проведены летом 1918 года в двух крупнейших городах страны – Петрограде и Москве. Эти переписи основывались на принципе одновременности. Учет населения велся по ведомостям трех видов: семейная, для одиноких, ведомость для учреждений.

Первая всеобщая перепись населения была проведена в 1920 году по состоянию на 28 августа вместе с сельскохозяйственной переписью  и кратким учетом промышленных предприятий. Переписью было охвачено только 72% населения  страны, так как в ряде районов  страны еще велись военные действия. В городской местности перепись проводилась 14 дней, в сельской местности  – 7 дней.

Однако вследствие гражданской  войны и нехватки квалифицированного персонала переписью не были охвачены 70% территории РСФСР это – Якутия, Белоруссия, Дальний Восток, Крым, окраинные  районы Сибири, три губернии УССР и  частично 10 губерний РСФСР. Для участия  в переписи предполагалось привлечь около 114 тыс. статистов (11 тыс. инструкторов и 103 тыс. регистраторов). Их работа была довольно сложной, если принять во внимание, что имели место такие случаи, когда бандиты уничтожали, собранный  в ходе переписи материал, и его  приходилось восстанавливать снова  и снова.

Перепись населения 1920 года проводилась по весьма обширной программе  на основе карточной системы сбора  данных, что давало возможность более  быстрой разработки материалов при  ручном подсчете итогов. В городских  поселениях применялись три формуляра: подворная ведомость для сбора  материалов о владениях (дворовых участках), квартальная карта с данными  о жилых квартирах и личный листок, на который записывались необходимые  сведения о каждом жильце. В сельских местностях кроме личного листка заполнялись поселенные бланки.

Все население страны впервые  охватила Всесоюзная перепись населения 17 декабря 1926 года. Это была первая Всесоюзная перепись населения. Длительность переписного  периода была аналогичной переписи 1920 года. Разработка материалов переписи населения была закончена в чрезвычайно  короткий срок, к 1 сентября 1928 года. Программа  разработки и публикации отличалась детальностью и многочисленными  сочетаниями признаков; впервые  очень подробно была изучена семья. Огромная стоимость (54 млн. руб.) и необходимость  экономии определили выбор только части  программы. Выбор приходилось произвести между переписью населения и  сельскохозяйственной переписью, как  двумя наиболее дорогими частями  программы, одна из которых исключала другую.

После тщательного взвешивания, было решено остановиться на переписи населения, а сельскохозяйственную перепись перенести не 1930 год. Такой  путь обошелся государству всего  в 14 млн. рублей. При ее подготовке выдающиеся статистики В.Г. Михайловский и О.А. Квиткин выработали научные принципы, которые легли в основу как этой, так и следующих переписей населения. Численность населения составила 147,0 миллиона человек. Результаты по этой переписи были опубликованы в 56 томах.

Следующая перепись проводилась  в январе 1937 года. На эту перепись Сталин возлагал большие надежды. Перепись должна была продемонстрировать всему  миру достижения страны социализма. Прирост  населения за 11 лет с 1926 года, мог  составить около 37,6 миллиона. Это  была единственная послереволюционная перепись, проведенная как однодневная: с 1 по 5 января счетчики заполняли переписные листы, а в течение одного дня 6 января приводили записи к состоянию  на критический момент (12 часов ночи с 5 на 6 января), с 7–11 января проводился контрольный обход. Формулировки многих вопросов были упрощены, что позволяло  получать достоверные ответы.

           Перепись дала ошеломляющие результаты: всего 156 миллионов, т.е. общий прирост всего 7,2 миллиона. Сколько смертей пришлось на тюрьмы, лагеря, голод – установить невозможно. Ввиду этого было объявлено, что перепись населения проведена с грубыми ошибками, ее организаторов в центре и на местах репрессировали и на 1939 год назначили новую. Уцелевшие в архивах основные результаты переписи населения 1937 года были опубликованы только в 1990 году.

             Перепись населения 1939 года была проведена по состоянию на 17 января. Перепись 1939 года имела четкую цель: любой ценой показать рост численности населения СССР. Этой цели она достигла, однако, полученные данные не дают общей картины, они разрознены и часто противоречивы. Видимо, понимая всю некорректность проведения переписи, дефектность материалов, значительную их часть перевели в секретные фонды, а в открытую печать попали лишь некоторые цифры. Впервые по всей территории страны учитывалось не только наличное население, но и постоянное, счетчики проводили предварительный обход своих участков. Заполнение переписных листов продолжалось 7 дней в городских поселениях и 10 дней в сельской местности.

         Опасения по поводу возможного недоучета населения, что будто бы было допущено при переписи 1937 года, побудили усилить контроль полноты учета населения: после окончания переписи населения в течение 10 дней проводился сплошной контрольный обход; впервые в истории отечественной переписи был введен контрольный бланк, содержавший вопросы переписного листа и заполнявшийся на всех проживающих постоянно или временно в данном помещении, но на момент переписи находившихся в другом месте, где они должны были быть переписаны в составе наличного населения. Кроме того, всем, переписанным в качестве временно проживающих или собирающихся уехать, выдавалась справка о прохождении переписи. Эти контрольные мероприятия сохранились и в последующих переписях населения.

          Сразу после окончания войны статистики поставили вопрос о необходимости проведения новой переписи населения СССР, чтобы оценить ущерб, причиненный войной. Предполагалось, в частности, сделать это в 1949 году. К тому времени все воевавшие страны провели перепись населения: Дания в 1945 г., Болгария, Германия*, Норвегия, Польша, Франция и Япония – 1946, Чехословакия – 1946–7947, Бельгия и Нидерланды – 1947, Румыния и Югославия – 1948, Великобритания и Венгрия – 1949, ГДР и США – 1950, Австрия, Греция, Италия и Канада – в 1951 г. А вот в СССР перепись прошла только в 1959 году.

 

1.2.3 Задачи переписи во второй половине 20 в.

Первая послевоенная перепись была проведена 15 января 1959 г. Проведение переписи только в 1959 году обусловлено не только экономическими трудностями послевоенного периода, но и нежеланием привлекать внимание к неоправданно огромным людским потерям в период второй мировой войны.

Остается гадать, почему после войны, нарушившей кроме всего  прочего и учет населения, когда  потребность в адекватной демографической  информации была весьма острой, советское  руководство уклонялось от проведения переписи. Скорее всего, Сталин просто боялся проведения этой переписи, поскольку  она вскрыла бы истинные масштабы потерь в войне и не имеющий  аналогов размах репрессий в 30–40-е  годы. Хотя перепись населения 1959 года пришлась на ту эпоху в истории  нашей страны, которая известна под  именем «хрущевской оттепели», она  стала, в сущности, повторением переписи 1939 г. как в плане включенных в программу вопросов, так и в плане организационном.

Страх недоучета, внушенный  репрессиями, обрушившимися на демографов-статистиков  после переписи 1937 г., по-прежнему жил в их душах и душах их наследников. От переписи 1939 г. «послевоенные переписи унаследовали безусловное стремление не пропустить ни одного человека, причем опасности учесть одно и то же лицо дважды уделялось гораздо меньше внимания», писали впоследствии об этом. Но все же по сравнению с переписью 1939 года новым в переписи 1959 г. было установление единого срока ее проведения в городах и сельской местности, более подробное изучение образовательных характеристик, а также то, что впервые был применен выборочный метод (правда, не при опросе, а при разработке материалов о семьях). Численность населения – 208,8 миллиона человек.

В дальнейшем применение выборочного  метода было расширено, и, начиная с  переписи 1970 г., он использовался уже непосредственно при опросе населения. А еще одно значение переписи населения 1959 г. оценили только сейчас, анализируя взаимосвязь этого мероприятия с развитием общественных наук в СССР. «Оттепель» в общественном сознании только намечалась, ни о каком освобождении от узкодогматического подхода в изучении социальных явлений не было и речи. И вот перепись 1959 г. внесла свой вклад в бум общественных наук шестидесятых.

После переписи 1959 г. резко активизировались демографические исследования динамики и структуры населения и демографических процессов, расширились публикации научной демографической литературы. Это не могло не повлечь за собой развитие социологических исследований, сыгравших затем свою роль в формировании демократических настроений в обществе.

Перепись населения 1959 года определила единый срок переписи в  городских поселениях и сельской местности – 8 дней, ставший традиционным для всех последующих переписей  населения. Впервые разработка материалов была полностью механизирована и  проводилась централизованно.

В 1970 году (по состоянию на 15 января) впервые в практике проведения отечественных переписей населения  был применен выборочный метод при  сборе сведений, когда ради экономии времени и средств часть сведений была получена путем опроса не всех, а только 25% жителей. Данные переписи широко использовались для социально-экономического планирования и разработки долгосрочных экономических прогнозов.

Применялось два вида переписных листов списочной формы: первый содержал 11 признаков и заполнялся в трех из каждых четырех жилых помещений; второй содержал, кроме того, еще 7 вопросов и заполнялся в каждом четвертом  жилом помещении. Были сохранены  и контрольные мероприятия, но в  отличие от переписей 1939 и 1959 годов, контрольным обходом были охвачены не все жилые помещения, а 50% от их числа. Программа разработки материалов переписи населения 1970 года была примерно в полтора раза шире предыдущей. Впервые большая часть материалов разрабатывалась по постоянному  населению. При обработке материалов переписи был применен ряд технических  новшеств. Ее данные (241,7 миллиона) широко использовались для социально-экономического планирования и разработки долгосрочных экономических прогнозов. Итог переписи – 262,4 миллиона человек. Итоги были опубликованы в 1972–1973 годов.

Существенно отличались от предыдущих организация и обработка  материалов переписи населения 17 января 1979 года. Впервые в практике советской  статистики записи, сделанные при  опросе, вводились в ЭВМ с помощью  специальных читающих устройств  и записывались на магнитную ленту. Были добавлены новые вопросы, формулировки некоторых других уточнены.

Перепись дала обширные сведения об изменениях в составе населения, которые впоследствии широко использовались. Также при переписи были получены сведения о населении в трудоспособном возрасте, занятом в домашнем и  личном подсобном сельском хозяйстве.При  заполнении карточек, главу семьи  указывают сами члены семьи из числа постоянно проживающих, но если возникали трудности с определением главы семьи, то главою следовало  считать того, кто обеспечивает главные  средства к существованию. По итогам Всесоюзной переписи населения 1979 года, Якутская АССР вышла на первое место, среди 16 автономных республик РФ, по числу, имевших высшее образование. На 1000 человек работающих имели высшее, среднее и неполное среднее образование 848 человек, а по РСФСР – 803 человека. В середине периода между переписями 1979 и 1989 гг. произошло важное нововведение - было впервые проведено Всесоюзное выборочное социально-демографическое обследование населения (так длинно оно первоначально называлось), которое впоследствии стало называться просто микропереписью населения СССР. Микроперепись 1985 г. проводилась по состоянию на 2 января и охватывала 5% населения СССР. Бланк обследования (вопросник) состоял из 5 разделов: состав населения (по полу, возрасту, брачному состоянию, национальности, уровню образования, источнику средств существования и др.); более подробные, сведения о брачности; рождаемость; жилищные условия; мнение населения о необходимости принятия государством первоочередных мер по улучшению условий жизни. Всего в пяти разделах содержалось 27 вопросов (или иначе - пунктов).

Большинство вопросов были те же, что  и при переписи 1979 г. Но отсутствовали  вопросы о родном языке, о месте  работы и занятии. В то же время  значительно расширился круг вопросов о брачности и рождаемости. Впервые  появился в переписи (хотя и в  микропереписи) вопрос, обращенный к  замужним женщинам в возрасте до 45 лет  о числе детей, которое они  предполагают иметь и вопрос о  среднемесячном доходе.

Последняя перепись в СССР проводилась в январе 1989 г. Отличительной ее особенностью явилось то, что впервые наряду со сведениями о населении были собраны сведения о жилищных условиях. Это позволило получить сведения о жилищных условиях различных социально-демографических групп населения во всех районах страны, о развитии жилищной кооперации, о степени обеспеченности людей жильем и его благоустройстве. Программа переписи содержала 25 вопросов, часть которых учитывалась выборочно. По сравнению с предыдущей переписью населения включены новые вопросы о месте рождения, об окончании профессионально-технического учебного заведения, о жилищных условиях, изменена формулировка некоторых других вопросов. Разработка материалов переписи по полной программе была завершена к концу 1990 года.

По данным последней переписи 1989 года, численность населения Советского Союза была 286,7 млн. человек, в том  числе городское население – 188,8 млн. человек, или 66 процентов. Численность  населения РСФСР составляла 147,4 млн. человек. Отличительной ее особенностью явилось то, что впервые наряду со сведениями о населении были собраны  сведения о жилищных условиях. Это  позволило получить сведения о жилищных условиях различных социально-демографических  групп населения во всех районах  страны, о развитии жилищной кооперации, о степени обеспеченности людей  жильем и его благоустройстве.

Однако у многих достоверность  данных последней переписи вызывает сомнение. Чтобы доказать всему миру, что СССР объективно догоняет и обгоняет США, все показатели, касавшиеся здоровья населения, продолжительности жизни, доходов людей, – «подкручивали» в большую сторону. А также  существовали закрытые города, не обозначенные на картах, – их данные надо было как-то «размазывать» по всей стране. Значит, смазывалась и вся картина  в целом. Не обошлось и без казусов: так, выяснилось, что число замужних женщин в нашей стране несколько  превышает число женатых мужчин. По результатам этой переписи оказалось, что в Тольятти в возрастном диапазоне 15–25 лет на 1 тысячу женщин приходилось 1200–1300 мужчин.

Через 5 лет после переписи 1989г., в 1994 г., была вновь проведена микроперепись  населения, теперь уже Всероссийская. По состоянию на 14 февраля. Микроперепись 1994 г. существенно отличается от всех предыдущих переписей прежде всего  значительно более широким кругом вопросов, которых было 41 (из них 36 - сведения личного характера и 5 - о жилищных условиях). Наряду с традиционными  для каждой переписи вопросами о  поле, возрасте, брачном состоянии, национальности и родном языке, уровне образования и т.д. был и ряд  новых вопросов.

Ряд вопросов преследовал цель выяснить различные аспекты занятости  и безработицы. К этой же теме примыкает  и вопрос о наличии садового или  дачного участка либо огорода. На 1999 г. была назначена очередная Всеобщая всероссийская перепись населения (затем она была перенесена на 10 ноября того же года, а затем и вовсе - на сентябрь 2001 г. Ее программа состоит  из 31 вопроса, с подвопросами - 41 (23 вопроса  и 10 подвопросов - перепись населения, 8 вопросов - перепись жилищных условий).

 

 

 

 

 

1.2.4. Перепись населения 2002 года

        Всероссийская перепись 2002 года была первой переписью населения в новой России. Она прошла под девизом «Впиши себя в историю России». Проводилась перепись по состоянию на 9 октября, заполнение переписных листов происходило с 9 по 16 октября. По данным численность населения Российской Федерации составила 145,2 млн. человек. Россия является одним из самых многонациональных государств мира. Самым многочисленным народом в России являются русские. Их численность -- 115,9 млн., или 79,8 % от всего населения, на втором месте -- татары (5,6 млн., или 3,8 %), на третьем -- украинцы (2,9 млн., 2 %), на четвёртом -- башкиры (1,7 млн., 1,2 %), на пятом -- чуваши (1,6 млн., 1,1 %), на шестом -- чеченцы (1,4 млн., 0,9 %), на седьмом -- армяне (1,1 млн., 0,8 %). Численность народов, традиционно исповедующих ислам, составила 14,5 млн. (10 % населения),христианство -- 129 млн. (89 %).

енные изменения в национальной структуре населения России, вызванные  различиями в режимах воспроизводства  населения и миграционными процессами, связанными с распадом СССР. В частности, доля русских снизилась с 81,5 % до 79,8 %. За межпереписной период снизилась численность украинцев на 33 %, белорусов на 32 %, немцев на 29 %, мордвы на 21 %, удмуртов на 11 %, чувашей на 8 %. Одновременно увеличилась численность армян -- в 2,1 раза, ингушей и азербайджанцев -- в 1,9 раза, лезгин -- в 1,6 раза, чеченцев и кумыков -- в 1,5 раза, даргинцев на 44 %, аварцев на 39 %, кабардинцев на 35 %, осетин на 28 %.

Новым в программе переписи 2002 года был вопрос о гражданстве. Численность граждан России составила 142,4 млн человек (98 % жителей страны). Переписаны также были 1 млн граждан других стран и 0,4 млн лиц 5. Анализ переписей населения 1992 - 2006 год

Население России на 1 января 2007 года составляло 142,2 млн. чел. (по данным Росстата). На 1 сентября 2007 года население России, по данным Росстата, составило 142 024 351 чел.

Согласно ежегодному Докладу  Фонда ООН в области народонаселения за 2004 год, в России продолжается демографический кризис.

Рост населения в стране прекратился с 1991 (рождаемость в РСФСР упала ниже уровня простого замещения поколений ещё в 1960-егоды). Смертность в 1,5 раза превышает рождаемость, население сокращается на несколько сотен тысяч человек ежегодно.

Негативной особенностью России является тот факт, что в  результате демографического перехода рождаемость упала до уровня развитых стран, в то время как смертность осталась на уровне развивающихся.

По мнению некоторых демографов, падение смертности в результате развития здравоохранения компенсировалось с 1960-х гг. ростом алкогольной смертности. Алкогольная смертность в России (600--700 тыс. человек в год) связана с самым высоким в мире уровнем потребления легальных и нелегальных крепких напитков. Она покрывает собой большую часть разрыва между рождаемостью и смертностью, обуславливающего депопуляцию России.

Другие демографы считают, что высокая смертность связана  с незавершенностью процессов модернизации России, включая социокультурный  аспект. В частности, забота о собственном  здоровье не является высокой ценностью  в рамках менталитетасущественной части населения, что предопределяет высокую алкоголизацию, смертность от несчастных случаев (включая ДТП), аномальную распространённость ряда болезней и др.

Сокращение численности  населения несколько сдерживается иммиграцией -- в первую очередь этнических русских и русскоязычных из стран СНГ (Казахстан, Средняя Азия и Закавказье) -- однако к настоящему времени эти резервы сокращаются. Россия не смогла в полной мере воспользоваться благоприятной конъюнктурой и стремлением соотечественников вернуться в Россию (во многом из-за негибкой иммиграционной политики).

По имеющимся оценкам, к 2050 году население России составит от 83 до 115 млн. чел. В частности, в среднесрочной программе социально-экономического развития, подготовленной Министерством экономического развития РФ, указывается, что при сохранении нынешних темпов миграции к 2025 численность россиян сократится примерно до 120 млн., а к 2050 -- до 100 млн. человек. Прогноз ООН -- 115 млн. чел., прогноз Института социально-политических исследований РАН -- 83 млн. чел.

По данным Переписи населения 2002 года численность населения России с 1989 по 2002 упала на 1,8 млн. Каждую минуту в России рождается 3 человека, а умирает -- 5. Общемировая тенденция противоположна: отношение количества рождений к смертям равно 2,6. Особенно велика смертность у российских мужчин, средняя продолжительность жизни которых 60,37 лет, что связано, в частности, с высоким уровнем потребления крепких алкогольных напитков, большим количеством несчастных случаев, убийств и самоубийств. Продолжительность жизни женщин значительно выше -- 73,23 года. Уровень рождаемости в России не обеспечивает простого воспроизводства населения.

 

 

 

 

1.2.5 Перепись 2010г.

       По данным Всероссийской переписи населения, проведенной по состоянию на 14 октября 2010 года, численность постоянного населения Российской Федерации составила 142,9 млн. человек. Сегодня Росстат представляет в "Российской газете" предварительные итоги Всероссийской переписи населения, проведенной с 14 по 25 октября 2010 года, об общей численности переписанного населения, о числе мужчин и женщин, с разбивкой на городское и сельское население. Впервые итоги переписи по численности населения и возрастно-половом составе будут получены по всем муниципальным образованиям.

По предварительным  данным, всего учтено 142 905,2 тысячи человек, постоянно проживающих в России. По сравнению с переписью 2002 года население России сократилось с 145 166,7 тысячи человек до 142 905,2 тысячи человек, или на 2,2 миллиона человек (1,6 процента).

Сокращение происходило  из-за естественной убыли населения (превышения числа умерших над  числом родившихся) на фоне миграционного  прироста в течение всего межпереписного периода.

По-прежнему наиболее населенными являются Центральный, Приволжский и Сибирский федеральные  округа, на территории которых проживает  более 61 процента населения страны. По сравнению с переписью 2002 года численность населения сократилась  в 63, а возросла в 20 субъектах Федерации.

Россия остается высоко урбанизированной страной. Доля городского населения в 2010 году составила 73,7 процента против 73,3 процента в 2002 году.

По данным переписи 2010 года, сохранилось характерное  для населения России значительное превышение численности женщин над численностью мужчин, которое составило 10 515 тысяч человек против 9956 тысяч человек в 2002 году. Переписью учтено 66 205 тысяч мужчин и 76 700,2 тысячи женщин, или 46,3 процента и 53,7 процента (в 2002 году - 46,6 процента и 53,4 процента). Соотношение мужчин и женщин несколько ухудшилось в связи с высокой преждевременной смертностью мужчин.

На основе предварительных  итогов будет осуществлен расчет оценки численности населения страны и регионов по состоянию на 1 января 2011 года, который будет использован  при формировании межбюджетных отношений.

В настоящее время  территориальные органы Росстата осуществляют сканирование переписных листов, а  также формальный и логический контроль, автоматизированное кодирование записей. После этого будет сформирована база данных для получения окончательных  итогов всероссийского опроса населения.

Всероссийская перепись населения является основным источником формирования официальной статистической информации, касающейся численности  и структуры населения, его распределения  по территории страны в сочетании  с социально-экономическими характеристиками с целью определения перспектив социально-экономического развития страны.

Данные переписи населения уникальны, их невозможно получить при текущем учете или  использовании данных административных источников.

Всероссийская перепись населения была проведена во исполнение Федерального закона от 25 января 2002 года "О Всероссийской переписи населения". В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года "Об организации Всероссийской переписи населения 2010 года" Федеральная служба государственной статистики подвела предварительные итоги ранее срока, намеченного правительством России.

Начала свою деятельность рабочая группа по официальному опубликованию  итогов Всероссийской переписи населения 2010 года под председательством министра экономического развития Э.С. Набиуллиной. В состав рабочей группы входят основные пользователи информации переписи - представители  администрации президента РФ, Совета Федерации, аппарата правительства, Общественной палаты, министерств, экспертного сообщества, СМИ. Окончательные итоги будут  подведены и опубликованы в течение 2011-2013 годов по мере их подведения в  соответствии с постановлением правительства  Российской Федерации от 12 ноября 2010 года N 896 "О подведении итогов Всероссийской  переписи населения 2010 года":

до 30 июня 2012 года - в отношении численности, размещения, возрастно-половой структуры, состояния  в браке, образования, национального  состава и владения языками, гражданства, источников средств к существованию, экономической активности, числа  и состава домохозяйства, а также  численности лиц, временно находившихся на дату проведения переписи на территории Российской Федерации;

до 31 декабря 2012 года - в отношении миграции населения, жилищных условий населения, рождаемости, а также демографических и  социально-экономических характеристик  отдельных национальностей.

Кроме 11 томов официальных  публикаций итоги будут представлены в популярных брошюрах и атласах, размещены в открытом доступе  на сайте Росстата. Впервые на сайте  будет размещена база обезличенных микроданных с применением средств  защиты конфиденциальной информации.

 

При переписи было учтено 90 тыс. граждан Российской Федерации, находящихся  на дату переписи за рубежом в связи  с длительной служебной командировкой  по линии органов государственной  власти и проживающих с ними членов их домохозяйств (в 2002 г. - 107 тыс.).

Кроме того, при переписи было учтено 489 тыс. человек, временно (менее 1 года) находившихся на территории Российской Федерации и постоянно проживающих  за рубежом (в 2002 г. - 239 тыс. человек).

Российская Федерация  занимает восьмое место в мирепо численности населения после Китая (1335 млн. человек), Индии (1210 млн. человек), США (309 млн. человек), Индонезии (238 млн. человек), Бразилии (191 млн. человек), Пакистана (165 млн. человек) и Бангладеш (147 млн. человек).

По сравнению с переписью  населения 2002 г. численность населения  уменьшилась на 2,3 млн. человек, в  том числе в городских населенных пунктах - на 1,1 млн. человек, в сельской местности - на 1,2 млн. человек.

Соотношение горожан  и сельских жителей составило в 2010 г. 74% и 26% соответственно.

Население Российской Федерации  проживает в 2386 городских населенных пунктах (городах и поселках городского типа) и 134 тыс. сельских населенных пунктах.

Изменения в размещении городского населения характеризуются следующими данными:в городах проживает 93% городского населения (в 20 02 г. - 90%), остальное городское население живет в поселках городского типа.

     За межпереписной период число сельских населенных пунктов уменьшилось на 8,5 тыс. сел и деревень. Это произошло за счет включения сельских населенных пунктов в черту городов и поселков городского типа, а также их ликвидации по решениям местных органов власти в связи с естественной убылью и миграционным оттоком населения в другие населенные пункты. Вместе с тем при переписи было зафиксировано 19,4 тыс. сельских населенных пунктов, в которых население фактически не проживало. По сравнению с прошлой переписью число таких населенных пунктов увеличилось на 48 процентов.

По данным переписи населения 2010 г. численность женщин превышает численность мужчин на 10,8 млн. человек. В 2002 г. это превышение составляло 10,0 млн. человек.

На 1000 мужчин в 2010 г. приходилось 1163 женщины, в 2002 г.- 1147.

По данным переписи 2010 г. преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается с 30-летнего возраста (в 2002 г. - с 33-летнего возраста).

Заметные изменения произошли в возрастном составе населения.

По итогам Всероссийской  переписи населения 2010 года средний возраст жителей страны составил 39 лет (в 2002 г. - 37,7 лет).

Возрастно-половая пирамида наглядно иллюстрирует произошедшие изменения  в межпереписной период.

Число супружеских пар составило 33 миллиона (в 2002 г. - 34 млн.). Из общего числа супружеских пар 4,4 млн. (13%) состояли в незарегистрированном браке (в 2002 г. - 3,3 миллиона, или 9,7%).

Кроме того, 1,8 тыс. человек  в возрасте моложе 16 лет указали, что они состоят в браке, из них 1,1 тыс. человек - в незарегистрированном (в 2002 г., соответственно, 3,7 тыс. человек  и 2,2 тыс. человек).

Среднее число рожденных  женщинами детей уменьшилось  в расчете на 1000 женщин с 1513 в 2002 г. до 1469 в 2010 г. В городских населенных пунктах этот показатель составил 1328 детей (в 2002 г. - 1350), а в селе - 1876 (в 2002 г. - 1993).

Из общей численности  женщин в возрасте 15 лет и более, родивших детей, первого ребенка  родили в возрасте 15-19 лет 19% женщин, в возрасте 20-24 лет - 54%, в возрасте 25-29 лет - 19%, в возрасте 30-34 лет - 5,3%, в  возрасте 35 лет и более - 1,9% женщин.

В 2010 г. было зафиксировано 54,6 млн. частных домохозяйств, в которых проживало 141,0 млн. человек, или 99% всего населения России.

Средний размер домохозяйства (среднее число членов домохозяйства) в России уменьшился и составил 2,6 человека (в 2002 г. - 2,7 человека). Невысокий  средний размер домохозяйства в  целом по России обусловлен наличием большого числа домохозяйств, состоящих  из одного и двух человек, такие домохозяйства  составляют более половины всех частных  домохозяйств.

Среди домохозяйств, состоящих  из двух и более человек, 17,9 млн. домохозяйств (44%) имеют детей моложе 18 лет (в 2002 г. домохозяйства, имеющие детей  моложе 18 лет, составляли 52%). В межпереписной  период увеличилось на 15% число домохозяйств, не имеющих детей до 18 лет.

В составе домохозяйств как  в городе, так и в селе по-прежнему преобладают домохозяйства с 1 ребенком.

В коллективных домохозяйствах (это лица, проживающие в детских  домах, школах-интернатах для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, стационарных учреждениях  социального обслуживания, казармах, местах лишения свободы, монастырях и тому подобных специализированных учреждениях) учтено 1,8 млн. человек, а  в 2002 г. - 2,3 млн. человек. При переписи 2010 г. было зафиксировано 34 тыс. домохозяйств бездомных (в 2002 г. - 68 тыс.), в которые  входят почти 64 тыс. человек (в 2002 г. - 143 тыс. человек).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации национальная принадлежность в ходе опроса населения  указывалась самими опрашиваемыми  на основе самоопределения и записывалась переписными работниками строго со слов опрашиваемых. При рассмотрении национального состава населения  следует иметь в виду, что на численность населения отдельных  национальностей могло повлиять то, что население имело право  не отвечать на вопрос о национальной принадлежности. В связи с этим в 2010 г. у 5,6 млн. человек (почти 4,0%, в 2002 г. - 1,5 млн. человек, или 1%) отсутствуют  сведения о национальной принадлежности, из них о 3,6 млн. человек сведения получены из административных источников, а 2 млн. человек не определили свою национальную принадлежность.

 

Из общего числа частных  домохозяйств, состоящих из 2 и более  человек, 84% домохозяйств являются мононациональными, где все члены домохозяйства  принадлежат к одной национальности.

В 2010 г. владение русским языком указало 138 млн. человек (99,4% из числа ответивших на вопрос о владении русским языком), в 2002 г. - 142,6 млн. человек (99,2%). Среди горожан владели русским языком 101 млн. человек (99,8%), а среди сельского населения - 37 млн. человек (98,7%).

Среди других языков наиболее распространенными являются английский, татарский, немецкий, чеченский, башкирский, украинский, чувашский.

Владение русским жестовым языком глухих указали 121 тыс. человек.

Численность граждан Российской Федерации составила 137,9 млн. человек (99,4% лиц, указавших гражданство), 0,7 млн. человек имеют гражданство других государств и 0,2 млн. человек - лица без гражданства. Из общей численности граждан Российской Федерации 79 тыс. человек имеют два гражданства. У более 4,1 млн. человек в переписном листе гражданство не указано.

Изменение гражданства населения  России за межпереписной период видно  из следующих данных:

7. Уровень образования  населения

При переписи населения 2010 г. учтено 110,6 млн. человек в возрасте 15 лет и более, имеющих образование основное общее и выше, что составляет 91% этой возрастной группы. По сравнению с 2002 г. число лиц с указанным уровнем образования увеличилось на 1,2 млн. человек (1,1%).

Динамика уровня образования  населения в возрасте 15 лет и  более следующая:

Из общей численности  лиц с высшим профессиональным образованием степень бакалавра имеют 1,1 млн. человек (4,3%), специалиста- 25,1 млн. человек (93%) и магистра 0,6 млн. человек (2,3%).

Среди специалистов с высшим профессиональным образованием 707 тыс. человек имеют послевузовское образование (в 2002 г. - 369 тыс. человек).

В России насчитывается 596 тыс. кандидатов наук и 124 тыс. докторов наук. Среди кандидатов наук женщины составляют 265 тыс. человек (44%), среди докторов наук - 41 тыс. человек (33%). По возрасту среди  кандидатов наук преобладают лица в  трудоспособном возрасте (65%), среди  докторов наук - лица старше трудоспособного  возраста (51%).

Увеличилась численность  лиц с неполным высшим образованием (на 44%), при этом 68% из них продолжают обучение.

Незначительно выросла численность  лиц, имеющих среднее (полное) общее  образование (на 189 тыс. человек, или  на 0,9%). В то же время уменьшилась  численность лиц в возрасте 15 лет и более с основным общим  и начальным образованием.

Следует отметить уменьшение доли неграмотного населения в возрасте 10 лет и более. Если в 2002 г. доля неграмотных  в этой возрастной группе составляла 0,5%, то в 2010 г. - 0,3 процента. Среди неграмотного населения 42% - это лица в возрасте 60 лет и более (в 2002 г. - 67%).

8. Источники средств  к существованию

В 2010 г. 103,6 млн. человек имели  один источник средств к существованию, два источника имели 33,0 млн. человек, три источника и более было у 2,2 млн. человек.

Виды источников средств  к существованию и численность  населения, назвавшего их и основной источник, характеризуются следующими данными:

9. Экономическая  активность населения

Изменение экономической  активности населения в возрасте 15-64 лет, проживающего в частных домохозяйствах, в межпереписной период характеризуется следующими данными:

Экономическая активность населения  выросла на 6,1%, при этом рост происходил за счет увеличения занятого населения (на 8,8%) при одновременном сокращении численности безработных (на 16%).

Численность экономически неактивного  населения (например, не работающих пенсионеров, учащихся, домохозяек, лиц, не имеющих  и не ищущих работу) сократилась  на 18%, а их доля среди населения  частных домохозяйств в возрасте 15-64 лет составила 25% против 31% в 2002 году.

В 2010 году из 109 млн. человек  в возрасте 15-72 лет, проживающих в  частных домохозяйствах, 72 млн. человек (66%) были экономически активными, а 32 млн. человек (29%) - экономически неактивными  и 5 млн. человек (5%) не указали экономическую  активность.

Почти 66 млн. человек (или 91%) экономически активного населения  в возрасте 15-72 лет составляют занятые  в экономике, а 6,3 млн. (или 9%) приходится на безработных. Среди безработных 2,8 млн. человек, или 44%, - это молодежь в возрасте 15-29 лет.

В 2010 г. 1,7 млн. занятых (2,5%) указали, что имеют не одну работу.

Из общего числа занятых  в экономике в возрасте 15-72 лет  абсолютное большинство - 61,6 млн. человек (94%) - являются работающими по найму. По сравнению с 2002 г. численность  наемных работников увеличилась  на 5,8%. Численность работодателей, привлекающих для осуществления своей деятельности наемных работников, составила 1,4 млн. человек (в 2002 г. - 923 тыс. человек).

1Источник: United Nations, Population and Vital Statistics Report, 2011, last Updated 8 November 2011.

Данные по Китаю, Индии, США, Индонезии приведены  по переписям раунда 2010 г., по остальным  странам - по среднегодовой оценке на 2009 - 2010 гг.

2Население моложе трудоспособного возраста - дети и подростки в возрасте до 16 лет; в трудоспособном возрасте - мужчины 16-59 лет, женщины - 16-54 года; старше трудоспособного возраста - мужчины 60 лет и более, женщины 55 лет и более.

3Частные домохозяйства - это домохозяйства, проживающие в индивидуальных домах, отдельных и коммунальных квартирах, общежитиях, гостиницах, традиционных жилищах (чумах, ярангах, юртах и т.п.) и других помещениях, приспособленных для жилья.

4Национальности перечислены в порядке убывания численности населения по 2010 г.

5При переписи лица, получившие высшее образование в советский период, учитывались как специалисты.

Сюжеты: Всероссийская перепись населения 2010 года, РГ + Россия 24  
Тематика: Государство / Граждане / Демография  
Организация: Правительство / Федеральная служба государственной статистики (Росстат) 

 

 

Поделиться

 

 

232


Последнее в сюжете «Всероссийская перепись населения 2010 года» 

25.07.2012 В Орле членов правительства наградили за участие в переписи населения

29.06.2012 Росстат: Самые молодые в России - чеченцы, ингуши и аварцы

29.06.2012 Национальный вопрос в зеркале статистики

26.06.2012 В России стало меньше "гоблинов", "эльфов" и "марсиан"

08.06.2012 На Орловщине наградят свыше тысячи участников переписи населения

27.04.2012 Изменения в приказ Росстата об учреждении знака отличия - медали "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года"

Заключение

В заключение своей работы я хотела бы отметить то, что дальнейшая демократизация нашего многонационального общества предполагает разработку и  осуществление в стране новой  современной государтсвен6ной национальной политики. Концепцию такой политики можно должным образом обосновать, располагая надежной информационной статистической базой, которую даст лишь перепись. Её материалы позволяют получить сведения не только о численности  населения той или иной национальности, но и об их возрастно – половом  составе, родном и другом языке, которым  они свободно владеют, состояние  в браке, уровне образования, источниках средств существования, экономической  активности, занятых и т.д.

Успешная реализация реформ, духовное и экономическое состояние  общества во многом зависят от развития интеллектуального потенциала страны, проще говоря – от образовательного уровня населения. Казалось бы, в этой области особых оснований для  беспокойства быть не должно. Сопоставим хотя бы итоги микропереписи 1994 года с материалами 1989 г., получается, что образовательный уровень россиян повысился почти во всех возрастных группах, и особенно в старших возрастах, в которые ныне вступили люди достаточно образованные. Однако среди молодежи в возрасте от 15 – 19 лет картина

сложилась обратная: доля молодых  людей этого возраста с незаконченным  высшим или средним (полным и неполным) образованием за 5 лет уменьшилась  более чем на 4 пункта: с 94,5% до 91%. Чтобы как-то стабилизировать и  улучшить эту ситуацию необходимо было изначально хотя бы узнать это, т.е. была необходима перепись, и она была проведена.

Дальнейшее развитие реформ, необходимость регулирования вызванных  ими сложных процессов социально  – экономической сфере предъявляют  новые требования к информации о  состоянии трудового потенциала страны и занятости населения. В  современных условиях собрать достаточно полную подробную информацию о численности  и структуре трудовых ресурсов России и её территорий можно только в  рамках переписи. Для этого в проекте  её программе предусмотрен блок вопросов. Эти материалы переписи будут  служить основой для текущих  оценок и расчетов по районам и  городам в межпереписной период, а так же базой для формирования выборочной совокупности домашних хозяйств при организации наблюдения за текущими изменениями и тенденциям на рынке  труда.

Еще один блок важной информации – о жилищных условиях населения, эту информацию можно получить, только проведя перепись. Обеспеченность жильём всегда была в России одним из болезненных  вопросов. По данным микропереписи 1994 г., у 14% домохозяйств на одного человека приходилось менее 7 кв. м. жилой площади, и свыше 6% городских домохозяйств располагались в коммунальных квартирах. В ближайшее время положение может ещё более усугубиться в связи с ограниченностью муниципального жилищного строительства, высокой стоимостью предлагаемых для продажи квартир, а в некоторых регионах, кроме того, из-за резкого повышения потребности в жилье для расселения и обустройства семей вынужденных мигрантов.

И хотелось бы отметить, что  одним из главных факторов успешного  проведения переписи будет готовность к ней самого населения, понимание  её целей государственного значения для формирования эффективной социально  – экономической политики. Такого понимания можно добиться только при умелой организации разъяснительной  работы с использованием всех средств  массовой информации.

Перепись является одним  источником обо всех численных, национальных и др. изменениях в обществе, она  представляет важнейшую информацию для правительства в целях  установления годового бюджета, в какую  сферу общественной жизни следует  вложить большие затраты. Я считаю, что переписи следует проводить  не реже, чем в 10 лет, тогда мы будем  иметь полную информацию о жизни  людей в стране.

Перепись 2002 г. будет первой переписью населения в независимой России. Состоялся ряд заседаний правительства на эту тему, приняты важные организационные решения. Во многих регионах страны активно ведется подготовка к данному мероприятию – как организационная, так и просветительская. На проведение всероссийской переписи населения предполагается потратить 3,3 млрд. рублей. В этот раз предполагается расширить круг вопросов, касающихся социально – экономического положения населения, чтобы составить по возможности картину, свободную как от негативных политических спекулятивных, так и от лакировки действительности.

Согласно одному из главных  принципов проведения переписей, персональные данные никогда не попадут куда-либо, кроме Госкомстата, и не будут  преданы гласности. В том числе  они закрыты и для других государственных  учреждений и ведомств. Для обеспечения  защиты данных переписи 2002 года при  участии МВД и ФАПСИ была создана  Государственная техническая комиссия.

Хотелось бы ещё отметить, что результаты переписи положительно повлияют на результаты в области  управления экономикой. Все результаты, полученные в результате переписи 2002 года, будут учтены. Президент считает, что перепись станет проверкой дееспособности всех уровней власти. 

Список используемой литературы  

1. Борисов Е.А, Демография: Учебник для вузов. М., 1999. С. 24.

2. Народонаселение. Энциклопедический  словарь. М., 1994. С. 298.

3 Теория статистики: Учебник / Под ред. проф. Г. Л. Громыко. - М.: ИНФРА-М, 2003. - С.120.

Заключение

В заключение своей работы я хотела бы отметить то, что дальнейшая демократизация нашего многонационального общества предполагает разработку и  осуществление в стране новой  современной государтсвен6ной национальной политики. Концепцию такой политики можно должным образом обосновать, располагая надежной информационной статистической базой, которую даст лишь перепись. Её материалы позволяют получить сведения не только о численности  населения той или иной национальности, но и об их возрастно – половом  составе, родном и другом языке, которым  они свободно владеют, состояние  в браке, уровне образования, источниках средств существования, экономической  активности, занятых и т.д.

Успешная реализация реформ, духовное и экономическое состояние  общества во многом зависят от развития интеллектуального потенциала страны, проще говоря – от образовательного уровня населения. Казалось бы, в этой области особых оснований для  беспокойства быть не должно. Сопоставим хотя бы итоги микропереписи 1994 года с материалами 1989 г., получается, что образовательный уровень россиян повысился почти во всех возрастных группах, и особенно в старших возрастах, в которые ныне вступили люди достаточно образованные. Однако среди молодежи в возрасте от 15 – 19 лет картина

сложилась обратная: доля молодых  людей этого возраста с незаконченным  высшим или средним (полным и неполным) образованием за 5 лет уменьшилась  более чем на 4 пункта: с 94,5% до 91%. Чтобы как-то стабилизировать и  улучшить эту ситуацию необходимо было изначально хотя бы узнать это, т.е. была необходима перепись, и она была проведена.

Дальнейшее развитие реформ, необходимость регулирования вызванных  ими сложных процессов социально  – экономической сфере предъявляют  новые требования к информации о  состоянии трудового потенциала страны и занятости населения. В  современных условиях собрать достаточно полную подробную информацию о численности  и структуре трудовых ресурсов России и её территорий можно только в  рамках переписи. Для этого в проекте  её программе предусмотрен блок вопросов. Эти материалы переписи будут  служить основой для текущих  оценок и расчетов по районам и  городам в межпереписной период, а так же базой для формирования выборочной совокупности домашних хозяйств при организации наблюдения за текущими изменениями и тенденциям на рынке  труда.

Еще один блок важной информации – о жилищных условиях населения, эту информацию можно получить, только проведя перепись. Обеспеченность жильём всегда была в России одним из болезненных  вопросов. По данным микропереписи 1994 г., у 14% домохозяйств на одного человека приходилось менее 7 кв. м. жилой площади, и свыше 6% городских домохозяйств располагались в коммунальных квартирах. В ближайшее время положение может ещё более усугубиться в связи с ограниченностью муниципального жилищного строительства, высокой стоимостью предлагаемых для продажи квартир, а в некоторых регионах, кроме того, из-за резкого повышения потребности в жилье для расселения и обустройства семей вынужденных мигрантов.

И хотелось бы отметить, что  одним из главных факторов успешного  проведения переписи будет готовность к ней самого населения, понимание  её целей государственного значения для формирования эффективной социально  – экономической политики. Такого понимания можно добиться только при умелой организации разъяснительной  работы с использованием всех средств  массовой информации.

Перепись является одним  источником обо всех численных, национальных и др. изменениях в обществе, она  представляет важнейшую информацию для правительства в целях  установления годового бюджета, в какую  сферу общественной жизни следует  вложить большие затраты. Я считаю, что переписи следует проводить  не реже, чем в 10 лет, тогда мы будем  иметь полную информацию о жизни  людей в стране.

Согласно одному из главных  принципов проведения переписей, персональные данные никогда не попадут куда-либо, кроме Госкомстата, и не будут  преданы гласности. В том числе  они закрыты и для других государственных  учреждений и ведомств. Для обеспечения  защиты данных переписи 2002 года при  участии МВД и ФАПСИ была создана  Государственная техническая комиссия.

Хотелось бы ещё отметить, что результаты переписи положительно повлияют на результаты в области  управления экономикой. Все результаты, полученные в результате переписи 2002 года, будут учтены. Президент считает, что перепись станет проверкой дееспособности всех уровней власти. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы 

 

1. Борисов Е.А, Демография: Учебник для вузов. М., 1999. С. 24.

2. Народонаселение. Энциклопедический  словарь. М., 1994. С. 298.


 

 

Федеральная служба государственной  статистики  подвела итоги Всероссийской  переписи населения 2010 года, полученные в результате автоматизированной обработки  переписных листов. 

1. Численность и размещение  населения.

По данным Всероссийской  переписи населения, проведенной по состоя-нию на 14 октября 2010 года, численность  постоянного населения Россий-ской Федерации составила 142,9 млн. человек.

При переписи было учтено 90 тыс. граждан Российской Федерации, на-ходящихся на дату переписи за рубежом  в связи с  длительной служебной  ко-мандировкой по линии органов  государственной власти и проживающих  с ними членов их домохозяйств (в 2002 г. 107 тыс.).

Кроме того, при переписи было учтено 489 тыс. человек, временно (менее 1 года) находившихся на территории Российской Федерации и постоянно проживающих  за рубежом (в 2002 г. – 239 тыс. человек).

Российская Федерация  занимает восьмое место в мире  по численности населения после  Китая (1335 млн. человек), Индии (1210 млн. человек), США (309 млн. человек), Индонезии (238 млн. человек), Бразилии (191 млн. чело-век), Пакистана (165 млн. человек) и Бангладеш (147 млн. человек).

По сравнению с переписью  населения 2002 г. численность населения  уменьшилась на 2,3  млн. человек, в  том числе в городских населенных пунктах – на 1,1 млн. человек, в  сельской местности – на 1,2 млн. человек.

Тысяч человек 2010 г.

в %

к  2002 г.* Среднегодовые темпы сокращения, в %

2002 г.  2010 г.  за 2002-

2010 гг. справочно,

за 1989-2002 гг.

Все население 145167 142857 98,4 -0,20 -0,09

Городское население 106429 105314 99,0 -0,13 -0,10

Сельское население 38738     37543 96,9 -0,39 -0,06

*Здесь и далее относительные  показатели рассчитаны из абсолютных  данных до их округ-ления в  тысячи или миллионы человек. 

Соотношение горожан и  сельских жителей  составило в 2010 г. 74% и 26% соответственно.

Население Российской Федерации  проживает в 2386 городских населенных пунктах (городах и поселках городского типа) и 134 тыс. сельских населенных пунктах.

Изменения в размещении городского населения характеризуются следующими данными:

 

Группировка городских населенных пунктов  Число городских населенных пунктов Число жителей в них, тыс.

человек 2010г. в %

  к 2002 г. 

 по числу

 жителей Число

жителей,  в % к итогу

2002 г. 2010 г. 2002 г. 2010 г.  2002 г. 2010г.

Всего городов

        из  них с числом жителей

        (тыс.  человек): 1098 1100 95916 97527 101,7   100 100

   до 50 768 781  16623  16445 98,9  17,3 16,9

   от 50 до 100 163 155  11083  10854 97,9  11,6 11,1

   от 100 до 250 92 91    13817  14105 102,1  14,4  14,5

   от 250 до 500 42 36    14574  12146 83,3  15,2  12,4

   от 500 до 1000  20  25   12403  15755 127,0  12,9 16,2 

   1000 и более 13 12    27416   28222 102,9  28,6 28,9 

Всего поселков городского типа

       из них  с числом жителей 

       (тыс.  человек): 1842 1286 10513 7787 74,1 100,0 100,0

   до 5  988 626  2543   1680 66,1 24,2 21,6 

   от 5 до 10 582 455  4108   3178 77,3 39,1 40,8 

   от 10 до 20 247 180  3231   2314 71,6 30,7 29,7 

   20 и более 25 25    631    615 97,5 6,0 7,9  

В городах проживает 93% городского населения (в 2002 г. – 90%), ос-тальное городское  население живет в поселках городского типа.

Размещение сельского  населения характеризуется следующими данными:

 Группировка сельских 

населенных пунктов Число сельских насе-ленных пунктов, тысяч Число жителей в них, тыс. человек 2010 г. в %  к

2002 г. по числу 

жителей Число жителей, в % к итогу

2002 г. 2010 г. 2002 г. 2010 г.  2002 г. 2010 г.

Всего сельских населен-ных  пунктов с населением

   из них с числом  жителей

   (человек): 

142,2 

133,7 

38738 

37543 

96,9 

   100  

100

         1 – 10  34,0   36,2      168    167      99,4    0,4    0,4  

       11 –  50  38,1   32,7      950    818      86,1    2,5    2,2  

       51 –  100   14,9  13,8     1082  1006    93,0    2,8    2,7 

     101 – 500  36,3  33,4    8920  8187    91,8  23,0  21,8

     501 – 1000  10,8    9,7    7571  6779   89,5  19,5  18,1 

   1001 – 3000          6,4    6,0    9996   9439  94,4  25,8  25,1 

   3001 и более   1,7    1,9  10051   11147 110,9  26,0  29,7

За межпереписной период число сельских населенных пунктов  уменьшилось на 8,5 тыс. сел и деревень. Это произошло за счет включения  сельских населенных пунктов в черту  городов и поселков городского типа, а также их ликвидации по решениям местных органов власти в связи  с естественной убылью и миграционным оттоком населения в другие населенные пункты. Вместе с тем при переписи было зафиксировано 19,4 тыс. сельских населенных пунктов, в которых население  фактически не проживало. По сравнению с прошлой переписью число таких населенных пунктов увеличилось на 48 процентов.    

 

2. Размещение населения  по территории Российской Федерации.

Численность населения по федеральным округам изменилась следующим образом:

Все население, млн. человек В % к итогу

2002 г. 2010 г. 2002 г. 2010 г.

         Российская Федерация 145,2 142,9       100      100

 Центральный федеральный  округ 38,0 38,4 26,2 26,9

 Северо-Западный федеральный  округ 14,0 13,6         9,6 9,5

 Южный федеральный  округ 14,0 13,9 9,6 9,7

 Северо-Кавказский федеральный  округ 8,9 9,4 6,2    6,6

 Приволжский федеральный  округ 31,1 29,9 21,5 20,9

 Уральский федеральный  округ 12,4 12,1 8,5 8,5

 Сибирский федеральный  округ 20,1 19,3 13,8 13,5

 Дальневосточный федеральный  округ 6,7 6,3 4,6 4,4

 

3. Возрастно-половой состав.

По данным переписи населения 2010 г. численность женщин превышает  численность мужчин на 10,8 млн. человек. В 2002 г. это превышение составляло 10,0 млн. человек.

Млн. человек 2010 г. в %

к 2002 г. Доля мужчин  в общей численности населения,  %

мужчины женщины муж-чины жен-щины 

2002 г. 2010 г. 2002 г. 2010 г.   2002 г. 2010 г.

Все население 67,6 66,1 77,6 76,8 97,7 99,0 46,6 46,2

Городское население 49,1 48,1 57,3 57,2 97,9 99,9 46,2 45,7

Сельское население 18,5 18,0 20,3 19,6 97,1 96,7 47,6 47,8

На 1000 мужчин в 2010 г.  приходилось 1163 женщины, в 2002 г.– 1147.

По данным переписи 2010 г. преобладание численности женщин над  численностью мужчин отмечается с 30-летнего  возраста (в 2002 г. – с 33-летнего возраста).

Заметные изменения произошли  в возрастном составе населения.

По итогам Всероссийской  переписи населения 2010 года средний  воз-раст жителей страны составил 39 лет (в 2002 г. – 37,7 лет).

 

Возрастно-половая пирамида наглядно иллюстрирует произошедшие изменения  в межпереписной период.

 

                                2002 г.                                                                            2010 г.

 

 

Численность населения по основным возрастным группам изменилась следующим образом:

 

Млн. человек Доля в общей

 численности 

населения,  %

2002 г. 2010 г. 

оба

пола в том числе оба

пола в том числе 

мужчины женщины  мужчины женщины 2002 г. 2010 г.

Все население в возрасте :         100  100

  моложе трудоспособного   26,3 13,4 12,9 23,1 11,8 11,3 18,1 16,2

  трудоспособном  89,0 44,8 44,2 88,0 45,3 42,7 61,3 61,6

  старше трудоспособного   29,8   9,3 20,5 31,7   8,9 22,8 20,5 22,2

Городское население в

     возрасте:         100  100

  моложе трудоспособного 18,0   9,2   8,8 16,1   8,2   7,9 16,9 15,3

  трудоспособном 67,3 33,4 33,9 65,8 33,4 32,4 63,2 62,5

  старше трудоспособного 21,0   6,4 14,6 23,4   6,5 16,9 19,8 22,2

Сельское население в

     возрасте:         100  100

  моложе трудоспособного    8,3   4,2   4,1   7,0   3,6   3,4 21,5 18,7

  трудоспособном 21,7 11,4 10,3 22,2 11,9 10,3 56,0 59,2

  старше трудоспособного   8,8   2,9   5,9   8,3   2,4   5,9 22,5 22,1

 

4. Состояние в браке,  рождаемость. 

Число супружеских пар  составило 33 миллиона (в 2002 г. – 34  млн.). Из общего числа супружеских пар 4,4 млн. (13%) состояли в незарегистрированном браке (в 2002 г. – 3,3 миллиона, или 9,7%).

Брачная структура населения  в возрасте 16 лет и более характеризуется  следующими данными:

Оба пола Мужчины Женщины

2002 г. 2010 г. 2002 г. 2010 г. 2002 г. 2010 г.

Население в возрасте 16 лет  и более,

млн. человек, 118,7 119,7 54,1 54,2 64,6 65,5

              из них:      

   никогда не состоявшие  в браке 24,9 24,0 13,6 13,2 11,3 10,8

   состоящие в браке  (зарегистрированном 

   и незарегистрированном) 67,9 66,5 33,9 33,2 34,0 33,3

   вдовые 13,5 13,8 1,9 2,0 11,6 11,8

   разведенные официально  и разошедшиеся 11,2 11,6 4,1 4,0 7,1 7,6

Кроме того, 1,8 тыс. человек  в возрасте моложе 16 лет указали, что они состоят в браке, из них 1,1 тыс. человек –  в незарегистрированном (в 2002 г., соответственно, 3,7 тыс. человек  и 2,2 тыс. человек).

Брачное состояние населения

               (на 1000 человек в возрасте 16 лет  и более)

 

По данным переписи 2010 г. рождаемость у женщин в возрасте 15 лет и более, проживающих в  частных домохозяйствах, характеризуется  следующими данными:

Млн. человек 2010 г. в % к 2002 г. В % к итогу

2002 г. 2010 г.  2002 г. 2010 г.

Все женщины в возрасте 15 лет и более, ответившие на вопрос о рождаемости 

        из  них указали:

     число рожденных  детей:  62,9 62,4 99,3     100    100

           1 19,2 19,4 101,4 30,5 31,2

           2 21,2 21,5 101,5 33,7 34,4

           3 5,6 5,5 97,5 8,9 8,7

           4  1,6 1,4 87,1 2,5 2,2

           5 и более 1,7 1,2 72,3 2,7 2,0

     не родили  ни одного ребенка  13,6 13,4 98,4 21,7 21,5

Среднее число рожденных  женщинами детей уменьшилось  в расчете на 1000 женщин  с 1513 в 2002 г. до 1469 в 2010 г. В городских населенных пунктах этот показатель составил 1328 детей (в 2002 г. – 1350), а в селе – 1876 (в 2002 г. – 1993).

Из общей численности  женщин в возрасте 15 лет и более, родивших де-тей, первого ребенка  родили в возрасте 15-19 лет 19% женщин, в возрасте 20-24 лет – 54%, в возрасте 25-29 лет – 19%, в возрасте 30-34 лет  – 5,3%, в возрасте 35 лет и более  – 1,9% женщин.  

5. Число и состав домохозяйств.

В 2010 г. было зафиксировано 54,6 млн. частных домохозяйств , в которых  проживало  141,0 млн. человек, или  99% всего населения России.  По размеру частные домохозяйства (далее  домохозяйства) распределяются следующим  образом:

Число домохозяйств,

миллионов 2010 г.

в % к 

2002 г. В % к итогу

2002 г. 2010 г.  2002 г. 2010 г.

Всего домохозяйств

   в том числе  домохозяйства, 

   состоящие: 52,7 54,6 103,5     100     100

  из 1 человека 11,8 14,0 119,4 22,3 25,7

  из 2 человек 14,5 15,6 107,1 27,6 28,5

  из 3 человек 12,5 12,3   98,0 23,8 22,5

  из 4 человек  9,0   7,9   88,4 17,0 14,5

  из 5 человек  3,0   2,9   96,1   5,7  5,4

  из 6 и более человек    1,9   1,9   97,4   3,6  3,4

Средний размер домохозяйства, человек   2,7   2,6   х   x x

Средний размер домохозяйства (среднее число членов домохозяйства) в России уменьшился  и составил 2,6 человека (в 2002 г. – 2,7 человек). Невысокий  средний размер домохозяйства в  целом по России обусловлен наличием большого числа домохозяйств, состоящих  из одного и двух человек, такие домохозяйства  составляют более половины всех частных  домохозяйств.

Среди домохозяйств, состоящих  из двух и более человек, 17,9 млн. домохозяйств (44%) имеют детей моложе 18 лет (в 2002 г. домохозяйства, имеющие детей  моложе 18 лет, составляли 52%). В межпереписной  период увеличилось на 15 % число домохозяйств, не имеющих детей до 18 лет.

Информация о работе Перепись населения