].
 
В отечественной и зарубежной 
литературе экономическим факторам 
традиционно уделялось повышенное 
внимание. Их роль и влияние на развитие 
государства и права не только 
всесторонне изучались и оценивались, 
но при этом часто переоценивались 
и даже абсолютизировались. Последнее 
особенно касается марксистской литературы. 
В подтверждение сказанного достаточно 
привести цитату И.В. Сталина: «...источник 
формирования духовной жизни общества, 
источник происхождения общественных 
идей, общественных теорий, по-литических 
взглядов, политических убеждений нужно 
искать не в самих идеях, теориях, взглядах, 
политических убеждениях, а в условиях 
материальной жизни общества, в общественном 
бытии, отражением которого являются эти 
идеи, теории, взгляды и т.п.»[ Комаров С.А., 
Малько А. В. Теория государства и права: 
Учебно-методическое пособие. Краткий 
учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 
2001. - 248с.
 
]. Этой цитате предшествовали 
многочисленные аналогичные положения 
и высказывания других авторов 
- «основоположников марксизма-ленинизма» 
и простых сторонников развиваемой 
ими доктрины.
 
Тезис о существовании 
экономических источников права 
как составной части широко известной 
и в советский период общепринятой 
концепции о соотношении базиса 
и надстройки (точнее, об определяющей 
роли базиса, неотъемлемой частью которого 
является бытие, или материальные условия 
жизни общества, по отношению к 
надстройке, составной частью которой 
является право со всеми его атрибутами 
и институтами, включая источники 
права), несомненно, имеет под собой 
весьма солидную основу и заслуживает, 
как впрочем, и раньше, весьма серьезного 
внимания. Правильность его многократно 
была подтверждена не только с научной 
точки зрения, теоретически, но и 
самой повседневной жизнью, практически.
 
Однако справедливости ради 
следуй заметить, что, разрабатывая положение 
о роли и значении экономического 
фактора, об обусловленности надстроечных 
явлений, включая право, базисными 
явлениями, классики марксизма-ленинизма 
и их идейные последователи имели 
в виду следующие два обстоятельства 
и постоянно обращали на них внимание.
 
Первое из них связано 
с тем, что материальный базис, экономика 
не прямо и однозначно, а лишь 
косвенно, только, в конечном счете, 
определяют надстроечные явления, в 
том числе право и политику. 
Объективная обусловленность государственной 
и правовой надстройки экономическим 
базисом не является прямой и однозначной. 
Она опосредована рядом субъективных 
факторов, оказывающих влияние на 
те конкретные формы, в которых выражается 
эта объективная обусловленность. Второе 
обстоятельство характеризуется тем, 
что при выработке положения о приоритетной 
роли экономического базиса по отношению 
к правовой и иной надстройке учитывались 
не только прямые связи и воздействия 
базиса на надстройку, но и обратные связи 
и воздействия надстройки на базис. Примечательно 
в этом плане высказывание К. Маркса о 
том, что экономическое движение, в общем 
и целом проложит себе путь, но оно будет 
испытывать на себе также и обратное действие 
политического движения, которое оно само 
создало и которое обладает относительной 
самостоятельностью. В-шестых, с материальной 
стороны, что же является источником права, 
откуда исходит право в материальном плане? 
На этот, казалось бы, простой вопрос до 
сих пор не может однозначно ответить 
ни один юрист. А дело ту в пресловутой 
связи с всё тем же правопониманием. То 
есть, с одной стороны всем известно, что 
право есть плод деятельности государства, 
творение его рук, и с этим трудно поспорить. 
При таком виденье проблемы материальными 
источниками права можно считать само 
государство в целом и государственные 
органы в частности. Это точка зрения ярых 
позитивистов. Но, с другой стороны, с точки 
зрения социологической школы права, где 
влияние государства на право вторично, 
или, даже, школы естественного права, 
где роль государства мыслится ничтожной, 
источникам права может считаться общество, 
или же (естественно-правовая школа) у 
права вообще нет источников в материальном 
смысле оно изначально, абсолютно и первично 
по отношению к государству. Но эти споры 
бы были вечны и подобны истории про курицу 
и яйцо, если бы не появилась ещё одна точка 
зрения, согласно которой общество можно 
считать материальным источником права, 
но не первичным, а вторичным, то есть, 
через государство влияющим на право.
 
Но материальный источник 
затрагивает не только проблемы правотворчества. 
Материальными источниками могут 
считаться конкретные представители 
правовой системы, например КоАП, УПК, 
ГПК в Республике Беларусь, Русская 
правда в Древней Руси, Салическая 
- у франков. Пока они действуют - 
они источники права. Но с другой 
стороны, Русская правда послужила 
источником Псковской Судной Грамоты 
и, соответственно, права Псковской 
республики. В этом и схожих случаях 
Русскую правду и аналогичные 
ей исторические памятники можно 
принять за материальный источник права. 
Видом рецепции, и, следовательно, источником 
права, можно считать отношения 
между внутренним и международным 
правом. В-седьмых, наряду с указанными 
весьма многозначными представлениями 
об источнике права последний рассматривается 
также в философском (философский источник) 
плане.
 
При трактовке источника 
права с философской точки 
зрения в философском плане, основное 
внимание обращается, прежде всего, на 
то, какие по своему характеру (либеральные, 
консервативные и пр.) философские 
идеи легли в основу той или 
иной правовой системы, того или иного 
источника права; на базе каких философских 
конструкций создается та или 
иная правовая система и соответственно 
система права. И, наконец, в-восьмых, 
когда речь идет об источнике права, 
рассматриваемом в юридическом 
или формальном плане, то основное внимание 
исследователей концентрируется на 
совокупности способов возведения в 
закон воли политических сил, стоящих 
у власти. Именно здесь выделяют 
такие разновидности источников 
права как правовой прецедент, правовой 
обычай, нормативный договор и 
нормативно-правовой акт. Этот источник 
права можно назвать формой права, 
но не внутренней, то есть не совокупностью 
элементов, составляющих содержание данного 
элемента, другими словам- системой, 
а внешней, то есть объективным комплексом 
юридических источников, формально 
закрепляющим правовые явления и 
позволяющим адресатам правовых 
установлений ознакомится с их реальным 
содержанием и пользоваться ими. 
 
Потребность в анализе 
юридических источников права как 
самостоятельных категорий теории 
государства и права обусловлена 
необходимостью поиска идеала внешнего 
выражения права как социального 
явления. При этом юридические источники 
права характеризуют связь права 
с государством как способ выражения 
государственной воли и как способ, 
которым правилу поведения придаётся 
государственной властью общеобязательная 
сила. 
 
Следует заметить, что формально-юридическое 
представление об источниках права 
в отечественной и зарубежной 
юридической литературе является в 
настоящее время, пожалуй, наиболее 
распространенным и часто употребляемым. 
Очевидно, это можно объяснить 
своеобразной, издавна сложившейся 
в юридической науке и практике 
традицией сведения реального (материального, 
духовного и иного) источника 
права к формальному. А кроме 
того (и это, вероятно, главное), сказываются 
широкая доступность формального понимания 
источника права, его гораздо большая, 
по сравнению с другими видами и представлениями 
об источниках права, определенность и 
в силу этого огромная возможность его 
практического применения и его практическая 
значимость.
 
Однако "выдвижение" на 
первый план формально-юридичес-кого понимания 
источников права вовсе не означает 
принижения роли, а тем более забвения 
других представлений об источниках 
права и их значения.
 
В научной литературе, например, 
начиная еще с конца XIX - начала 
XX в. периодически рассматривался вопрос 
об источниках не только объективного, 
но и субъективного права. Последнее 
«с подачи» Б. Чичерина определялось 
как нравственная возможность, или 
иначе, как законная свобода что-то 
делать или требовать, а под объективным 
правом подразумевался самый закон, 
определяющий эту свободу. Такая 
традиция сохранилась в значительной 
степени до сих пор. В отечественной 
и зарубежной юридической литературе 
по-прежнему существует и другая своеобразная 
традиция: рассматривать материальные, 
социальные, естественные и иные им 
подобные (реальные) источники права 
преимущественно в теоретическом 
плане, а формально-юридические источники 
- обычно в практическом плане[ Марченко 
М.Н. Источники права: понятие, содержание, 
система и соотношение с формой 
права. Вестник Московского университета. 
Серия 11, Право. 2002. №5 - стр. 20.].
 
Итак, можно отметить довольно-таки 
большую амплитуду колебания 
гносеологии определения понятия 
источник права. Что свидетельствует 
о широком объеме понимания данной 
категории науки. Данный массив понятий, 
объединенный одним - источник права, можно 
охарактеризовать по разделительным или 
объединительным признакам, то есть, 
с одной стороны, принять данное 
понятие как целое тело, как 
категорию- общее фундаментальное 
понятие, и в дальнейшем дифференцировать 
его по какому-то критерию или критериям, 
ввести какое-то мерило оценки, что, собственно 
говоря, и было проделано, мы взглянули 
на категорию с разных гносеологических 
точек понимания, но, с другой стороны, 
если представить различный массив 
отнюдь не близких к друг другу 
так называемых источников права 
как абстрагируемые друг от друга 
формы, то рано или поздно проскакивает 
мысль, что некоторые, относительно самостоятельные, 
объекты науки с достаточно большим успехом 
можно классифицировать, то есть установить 
определённую связь между ними. Данная 
классификация выражает систему законов, 
присущих отображенной в ней области действительности. 
Эти законы нельзя умалить или не заметить. 
Объективно, с точки зрения научной обоснованности 
и правильности, с уверенностью можно 
заявить, что данная связь между объектами 
раздела науки действительно существует 
и оправдывает своё существования. Тем 
самым мы доказываем само существование 
источника права как категории теории 
государства и права.
 
1.2 Соотношение понятий 
источника и формы права
 
 
«...Если бы зоологи стали 
называть собак, кошек и т.д. «источниками 
животных» и спорить по этому 
поводу, что такое источники животных, 
представляют ли они формы создания 
животных, или основания их существования, 
или признаки их животной породы и 
т.д., то это представляло бы явления 
мысли, совершенно однородные с теми, 
которые имеются в теперешнем 
правоведении в области учения о 
так называемых источниках права»[ 
Петражицкий Л.И. Теория права и 
государства в свя-зи с теорией 
нравственности. Т.П. СПб. 1910 - стр. 34.
 
].
 
Приведенные слова Л.И. Петражицкго 
написаны почти сто лет назад 
с целью закрыть спор об источниках 
права как ненужный и даже абсурдный. 
Однако ни резкость выражений, ни даже 
их оскорбительный смысл никак не 
отразились на настойчивых попытках 
исследователей определить источники 
права, найти их соотношение с 
формами права. До сих пор философская 
мысль исследует данную тему Бошно 
С.В. Соотношение понятий источник 
права и форма права. Юрист. 2001. 
№10 - стр. 56.. Изучая вопрос о понятии, 
содержании и системе источников 
права просто нельзя не затронуть 
теоретически и практически важную 
проблему соотношения понятия источника 
права с понятием формы права. Данная проблема 
отечественными и зарубежными авторами 
всегда решался и до сих пор решается далеко 
не одинаково. Всё же их различные позиции 
в целом подлежат некоторой систематизации. 
Традиционно существует два диаметрально 
противоположных варианта решения данного 
вопроса. Суть первого в теории уравнивания 
форм и источников права, представленная 
двумя течениями. Представители одного 
видят равенство рассматриваемых понятий, 
то есть полное тождество источника права 
с формой права, сведение источника права 
к форме права и, наоборот, формы права 
- к источнику права. Во избежание неясностей 
в подобных случаях при упоминании формы 
права после воспроизведения данного 
термина обычно через запятые или в скобках 
указывается термин «источник права». 
В качестве одного из многочисленных примеров 
можно привести точку зрения М.И. Байтина, 
который полностью отождествляет понятие 
«форма права» с источником права, а обозначающие 
их термины считает равнознач-ными. «Под 
формой (источником) права, - пишет автор, 
- понимаются определенные способы (приемы, 
средства) выражения государственной 
воли общества»[ Байтин М.И. Сущность права 
(современное нормативное правопонимание 
на грани двух веков). Саратов. 2001 - стр. 
97.], то есть источники права - это формы, 
в которых возникают и получают обязательную 
силу юридические нормы.
 
Второе же течение также 
уравнивает изучаемые понятия, но с 
целью обосновать непригодность 
термина «источник права» и заменить 
его понятием «форма права». Свою позицию 
они мотивируют малой приспособленностью 
термина «источник права» к продуктивному 
использованию ввиду его многозначности. 
Но, однако, дают ему право на жизнь 
вследствие исторической обоснованности 
и в качестве дани уважения. Вторая 
тенденция не является обособленной 
от первой, так как ядро у них 
общее- единство терминов. Но для первой 
эта мысль есть вершина теории, 
а для второй - исходный тезис 
для обоснования непригодности 
одного из терминов. Во второй тенденции 
речь идёт не столько о содержательном 
тождестве понятий, сколько о 
замене термина «источник права» 
на термин «форма права»[ Бошно С.В. 
Соотношение понятий источник права 
и форма права. Юрист. 2001. №10 - стр. 
47.]. Приверженцы первого варианта 
решения вопроса часто приводят 
этот спор к простому поиску названия 
для способов внешнего выражения 
и закрепления нормы права, и 
критикуют не подходящий в полной 
мере к этому действу термин «источник 
права». Но можно констатировать факт 
о складывании в правоведение 
тенденции уравнивания терминов «форма» 
и «источник» права с приоритетом формы 
с целью выхода из словесного тупика, сложившегося 
за сотни лет использования термина в 
разных смыслах. Сторонники второго подхода 
к решению проблем соотношения источников 
и форм права полагают, что их понятия 
совершенно не совпадают друг с другом, 
а отражающие их термины далеко не равнозначны, 
их самостоятельность признаётся. Исследователи 
обосновывают наличие собственного значения 
у каждого из этих терминов, не признают 
возможности замены одного термина другим. 
Несмотря на то, что оговаривается тесная 
связь указанных понятий, их тождество 
отрицается: если «форма права» показывает, 
как организовано и выражено вовне содержание 
права, то понятие «источник права» охватывает 
истоки формирования права, систему факторов, 
предопределяющих его содержание и формы 
выражения. Анализируя данные варианты 
и подходы к решению вопроса о соотношении 
формы права и источника права и сопоставляя 
их с реальной действительностью, нетрудно 
заметить, что они грешат, как представляется, 
односторонностью в оценке рассматриваемых 
явлений и чрезмерной прямолинейностью. 
Формула «или-или», сводящаяся лишь к одному 
из двух умозаключений в отношении формы 
и источника права: или к тому, что они 
полностью совпадают, тождественны, или 
же, наоборот, к тому, что они совсем не 
тождественны и не совпадают, не соответствуют 
реальному положению вещей.
 
Под понятием «форма права» 
следует понимать способы внешнего 
выражения права - то есть его внешнюю 
форму. И тогда обширное понятие 
«источник права» включает в себя 
понятие «форма права». Но, с другой 
стороны, наряду с предыдущим определением 
под формой права можно понимать 
и внутреннее строение права, деление 
его на отрасли, подоотросли и 
правовые институты в соответствие 
с предметом и методом правового 
регулирования - то есть систему права, 
внутреннею форму. И в этом случае 
понятие форма права включает 
в себя понятие «источник права» 
что само по себе также является 
неверным ввиду понимания под 
источниками права не только внешней 
формы права, способов выражения 
и закрепления нормы права, так 
называемых «вторичных» источников 
права, но и «первичных», которые 
формой права не являются по простой 
причине отсутствия в них норм 
права, то есть общеобязательных правил 
поведения. Таким образом, отрицая 
ввиду перечисленных аргументов 
возможность обособленного существования 
данных понятий и учитывая их индивидуальность, 
можно с уверенностью заявить, что 
не каждый источник права является 
формой и не каждая форма источником 
права. Пересечение данных понятий происходит, 
когда под источником права мы подразумеваем 
формально-юридический смысл, а форма 
права является внешней. В этом случае 
можно отметить полное тождество понятий. 
 
Также необходимо отметить 
ёще один аспект вопроса, как бы вскользь 
затронутый выше. Это первичность 
материальных, социальных, идеальных 
и других источников права по отношению 
к формально-юридическому, вторичному 
источнику права. Само существование 
вторых обусловлено первыми, являются 
источниками форм права и одновременно 
источниками права. То есть на лицо 
дуалистический смысл - вышеперечисленные 
источники являются истоками права 
как макропонятия, материалами, положенными 
в основу этого явления, и в 
то же время источниками многочисленных 
форм права, как частных представителей 
правовой системы и, несомненно, права 
в целом, и опять-таки, опосредованно, 
через форму права, источником права, 
то есть своего рода источник права 
в квадрате. Юридический же источник 
права, внешняя форма права - тоже 
источник права. Разностороннее изучение 
понятия и содержания форм и источников 
права, а также характера их взаимоотношений 
недвусмысленно свидетельствуют о 
том, что в одних отношениях форма 
и источник права могут совпадать 
друг с другом и рассматриваться 
как тождественные, в то же время 
в других отношениях они значительно 
отличаются друг от друга и их не 
следует считать тождественными. 
Совпадение формы и источника 
права имеет место тогда, когда 
речь идет о вторичных, формально-юридических 
источниках права. Которые нередко 
именуются в литературе просто формальными 
источниками права. Тем самым 
подчеркивается помимо всего прочего 
идентичность формы и источника 
права, где форма указывает на 
то, как, каким образом организовано 
и выражено во вне юридическое (нормативное) 
содержание, а источник - на то, каковы 
те юридические и иные истоки, факторы, 
предопределяющие данную форму права 
и ее содержание. Что же касается 
первичных источников права, рассматриваемых 
самих по себе, в виде материальных, 
социальных и иных факторов, оказывающих 
постоянное влияние и предопределяющих 
процессы правообразования, правотворчества 
и законотворчества, то здесь совпадения 
источников права с формами права 
нет и не может быть. Одна из причин 
этого заключается в том, что 
названные феномены находятся на 
разных уровнях и «обслуживают» 
разные сферы. Материальные, социальные 
и иные источники - факторы воздействия 
на процессы правообразования, правотворчества 
и законотворчества - относятся к соответствующим 
материальным и иным реальным сферам жизни. 
Формы же права, равно как и само право 
в целом, неизменно ассоциируются с юридическими 
сферами жизни общества, а точнее, с юридическими 
аспектами материальной, социальной и 
других реальных сфер жизни общества[ 
Марченко М.Н. Источники права: понятие, 
содержание, система и соотношение с формой 
права. Вестник Московского университета. 
Серия 11, Право. 2002. №5 - стр. 17.]. На основании 
изложенного можно сделать вывод о том, 
что при совпадении понятий формы и источника 
права, обозначающие их термины, следует 
признавать идентичными по своему смысловому 
значению и содержанию, взаимозаменяемыми. 
Во всех других случаях подобная взаимозаменяемость 
данных терминов в силу неадекватности 
рассматриваемых явлений и отражающих 
их понятий исключается. Однако в учебной, 
а нередко и в научной юридической литературе 
различные смысловые оттенки терминов 
«источник права» и «форма права» не принимаются 
во внимание и эти понятия почти во всех 
случаях используются как идентичные. 
Одна из причин кроется в том, что при таком 
подходе отдается определенная дань сложившейся 
в сфере познания форм и источников права 
своеобразной традиции ретроградности, 
нежелание меняться в лучшею сторону, 
приобретать большею юридическую грамотность. 
Но существования других точек зрения 
и подходов не исключается.