Государственно-служебные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 19:37, контрольная работа

Краткое описание

Государственная служба воплощается в отношениях между го¬сударством в лице его полномочных органов и гражданином РФ, желающим реализовать свое конституционное право на работу в государственных органах. Это правовое отношение принято назы¬вать государственно-служебным. По своему характеру оно во многом может характеризоваться в качестве административно-правового, ибо основные стороны их возникновения, развития и прекращения регламентируются в одностороннем юридически властном варианте.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 36.44 Кб (Скачать файл)

 

 

Государственно-служебные  отношения

 

Государственная служба воплощается  в отношениях между государством в лице его полномочных органов и гражданином РФ, желающим реализовать свое конституционное право на работу в государственных органах. Это правовое отношение принято называть государственно-служебным. По своему характеру оно во многом может характеризоваться в качестве административно-правового, ибо основные стороны их возникновения, развития и прекращения регламентируются в одностороннем юридически властном варианте.

Государственно-служебные отношения  могут быть раскрыты путем освещения  установленного действующим законодательством и конкретизируемого подзаконными административно-правовыми нормами, а также нормами трудового права порядка поступления на службу и прекращения служебных отношений и некоторых иных вопросов, обобщенно характеризующих условия прохождения государственной службы./4/

Государственно-служебные отношения  в реальной жизни выступают исключительно  как административные правоотношения, а поэтому не могут регулироваться нормами трудового права. Чем  может быть обоснована данная позиция?

Трудовое право не относится  в чистом виде к частному праву. Природа  трудовых отношений предполагает их регулирование как в соответствии с частноправовыми началами (которые  проявляются в формальном равенстве  сторон трудового договора и свободе  труда), так и на основании публично-правовых начал (проявляющихся, в частности, в подчинении работника трудовому  распорядку, распоряжениям и указаниям  работодателя и др.). Публично-правовые начала проявляются и в защите работника правовыми нормами, гарантирующими ему определенный уровень условий  труда. Это обстоятельство является общепризнанным в науке не только трудового, но и других отраслей. /6/

 

Поступление на государственную  службу

 

Правом поступления на государственную  службу обладают граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным  языком, имеющие профессиональное образование. Не допускаются какие-либо ограничения или преимущества по признакам пола, расы, национальности и т.д.

В то же время определены случаи невозможности  принятия гражданина на государственную  службу. К ним относятся: признание  гражданина недееспособным или ограниченно  дееспособным по решению суда, вступившего  в законную силу; лишение гражданина права занимать должности государственной  службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу; наличие подтвержденного медицинским заключением заболевания, препятствующего исполнению должностных обязанностей; наличие гражданства иностранного государства; наличие близкого родства или свойства с государственным служащим, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или под»; контрольностью одного из них другому и т.д.     

Для поступления на службу гражданин  должен представить ряд  обязательных документов: личное заявление; документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку; документы, подтверждающие профессиональное образование; медицинское заключение о состоянии здоровья; справку из органов госналогслужбы о представлении сведений об имущественном положении. Поступление на государственную службу обусловливается трудовым договором, заключаемым на неопределенный срок либо на срок не более пяти лет. Оформляется поступление на службу приказом по государственному органу о назначении гражданина на должность. Назначение на должность впервые или в отношении вновь поступающего осуществляется: на государственные должности категории «Б» – по представлению лиц, замещающих должности категории «А», либо уполномоченных ими органов или должностных лиц; на должности категории «В» – соответствующим должностным лицом.

Конкурсная система действует  при замещении вакантных должностей государственной службы. Конкурс  рассматривается в качестве средства обеспечения права граждан на равный доступ к государственной  службе. Он проводится среди граждан, подавших заявления на участие в  нем. Формы конкурсов: конкурс документов или конкурс-испытание.

Конкурс-испытание заключается  в возможности прохождения заявителем испытания на определенной должности  с последующей сдачей государственного квалификационного экзамена. Вся эта работа проводится конкурсными комиссиями, образуемыми руководителями государственных органов совместно с Советом по вопросам государственной службы при Президенте РФ. Решение конкурсной комиссии может быть положительным и отрицательным. Работа конкурсных комиссий регламентирована Положением о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г.

При замещении должности допускается  испытание на срок от трех до шести  месяцев (для впервые принятых на должность, при переводе служащего  на иную должность). По окончании срока испытания государственному служащему присваивается квалификационный разряд.

Естественно, что результаты конкурса, если они положительны, оформляются приказом о назначении лица – участника конкурса на искомую должность.

При назначении государственного служащего  на должность на него заводится личное дело, в котором отражается прохождение  им государственной службы. Ведется  оно кадровыми службами органов.

"Трудовое законодательство  как отрасль частного права  не соответствует базовым условиям  субсидиарного применения по  отношению к государственным  служащим. Толкование поступления  на государственную службу по  типу отношений служащих по  найму недопустимо, потому что  соответствующий государственный  орган и назначенное лицо не  создают и не намеревались  создавать частноправовые отношения. В этих отношениях неприменимо фактическое трудовое правоотношение, потому что отношения в публично-правовой сфере возникают на основе акта субъекта публичного права (в данном случае - приказ о назначении на должность), а не частноправового договора (в данном случае - договор найма на работу). Назначение на должность определяется законом. Договор при поступлении на государственную службу, конечно, существует. Но его суть исчерпывается согласием гражданина поступить на службу и субъекта публичного права - принять его. С назначением государственного служащего на должность договор вообще не имеет никакого значения, поскольку он обязан всецело подчиняться организационным требованиям соответствующего субъекта публичного права. /7/

 

Аттестация государственных  служащих

 

Она проводится не чаще одного раза в два года в целях определения уровня профессиональной подготовки и соответствия служащего занимаемой должности, а также для решения вопроса о присвоении ему квалификационного разряда. Аттестационные комиссии создаются руководителями государственных органов. Порядок их работы определен специальным положением, утвержденным Президентом РФ./4/

Аттестация гражданских служащих проводится на основании ст. 48 Федерального закона "О государственной гражданской  службе Российской Федерации" и Положения  о проведении аттестации государственных  гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ.

Цель аттестации - определить соответствие гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной  гражданской службы РФ, повышению  профессионального уровня гражданских  служащих, решению вопросов, связанных  с определением преимущественного  права на замещение должности  гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в  государственном органе, а также  вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских  служащих. Аттестации подлежат все  гражданские служащие независимо от занимаемой должности.

В очередную аттестацию не включаются гражданские служащие:

А) проработавшие в занимаемой должности  гражданской службы менее 1 года;

Б) достигшие возраста 60 лет;

В) беременные женщины;

Г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу  за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;

Д) замещающие должности гражданской  службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", с которыми заключен срочный служебный контракт;

Е) в течение года со дня сдачи  квалификационного экзамена. Аттестация гражданского служащего проводится 1 раз в 3 года. До истечения 3 лет после  проведения предыдущей аттестации может  проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего. Так, внеочередная аттестация проводится при сокращении должностей гражданской службы в  государственном органе с целью  определения гражданских служащих, обладающих преимущественным правом оставления на работе в силу высокой результативности труда и квалификации. Одно из условий  проведения внеочередной аттестации - принятие решения представителем нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителем этого  руководителя об изменении условий  оплаты труда гражданских служащих.

Для проведения аттестации гражданских  служащих актом государственного органа формируется аттестационная комиссия. В ее состав включаются представитель и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее 1/4 от общего числа аттестационной комиссии.

Аттестация проводится в присутствии  аттестуемого гражданского служащего. Заочная аттестация не допускается.

Неявка на назначенное заседание  аттестационной комиссии или отказ  от прохождения аттестации при отсутствии уважительных причин считаются дисциплинарным проступком и влекут за собой применение дисциплинарных взысканий. Заседание  аттестационной комиссии в таком  случае переносится. По результатам  аттестации гражданского служащего  аттестационная комиссия принимает  одно из следующих решений:

А) соответствует занимаемой должности  гражданской службы;

Б) соответствует занимаемой должности  гражданской службы и рекомендуется  к включению в установленном  порядке в кадровый резерв для  замещения вакантной должности  гражданской службы в порядке  должностного роста;

В) соответствует замещаемой должности  гражданской службы при условии  успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

Г) не соответствует занимаемой должности  гражданской службы.

Выводы аттестационной комиссии доводятся  до сведения руководителя государственного органа, который принимает окончательное  решение по результатам аттестации. Решение должно быть принято в  течение 1 месяца со дня проведения аттестации. По истечении месяца перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы либо увольнение его с гражданской службы по результатам аттестации не допускается./5/

 

Прекращение государственно-служебных  отношений

 

Прекращение государственной службы это совокупность юридических фактов, вызывающих прекращение служебных отношений между государственным служащим и государственным органом. 
Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы:

- соглашение сторон служебного контракта;

- истечение срока действия срочного служебного контракта;

-расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего;

расторжение служебного контракта  по инициативе представителя нанимателя;

- перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;

-отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или от повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы;

- отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта;

- отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе;

- обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта;

- нарушение установленных ФЗ «О государственной гражданской службе

Российской Федерации» или другими  федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность  замещения должности гражданской  службы;

- выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации;

- несоблюдение ограничений и нарушение обязательств, установленных ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами;

-нарушение запретов, связанных с гражданской службой;

-отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания.

Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы в случае:

1)несоответствия гражданского служащего замещаемой должности:

а) по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;

б) вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

2) неоднократного неисполнения  гражданским служащим без уважительных  причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

Информация о работе Государственно-служебные отношения