Виды ответственности за нарушение законодательства об охране труда. Административная ответственность за нарушение нормативных правовых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 11:38, реферат

Краткое описание

Нарушение законодательства о труде влечет применение к виновным лицам мер ответственности. Согласно ст. 465 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.

Вложенные файлы: 1 файл

Оригинал 2.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

Нарушение законодательства о труде влечет применение к виновным лицам мер ответственности. Согласно ст. 465 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) юридические  и физические лица, виновные в нарушении  законодательства о труде, несут  дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.

Как видно из приведенной  нормы ТК, законодательство выделяет 2 вида субъектов, несущих ответственность  за нарушение трудового законодательства: юридические и физические лица. К юридическим лицам относятся предприятия — наниматели, а к физическим — работники. Работников предприятия в зависимости от вида и основания привлечения к ответственности можно разделить на 3 категории: работники, должностные лица и руководитель предприятия.

Всего же выделяют дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

Дисциплинарная ответственность 

Дисциплинарная ответственность  устанавливается за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей (дисциплинарный проступок).

Последствия дисциплинарной ответственности работников установлены  ст. 198 ТК. За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания:

■ замечание;

■ выговор;

■ увольнение (п. 4, 5, 7, 8 и 9 ст. 42, п. 1 ст. 47 ТК).

В любом случае за каждый дисциплинарный проступок может  быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Работники отдельных  отраслей экономики за нарушения требований охраны труда несут ответственность в соответствии с уставами (положениями) о дисциплине. Кроме того, к государственным служащим, помимо основных мер, могут быть в соответствии с Законом Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 14.06.2009) применены такие меры, как предупреждение о неполном служебном соответствии, а также понижение в классе на срок до 6 месяцев.

Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит нанимателю. Именно он решает, какую меру дисциплинарного взыскания необходимо применить к конкретному работнику. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, и другие факторы.

Документом, которым оформляется  дисциплинарное взыскание, является приказ (распоряжение), постановление нанимателя.

Как правило, дисциплинарный проступок по своей природе не связан с нанесением материального  ущерба нанимателю. Однако если ненадлежащее выполнение своих обязанностей повлекло за собой причинение материального ущерба нанимателю, то работник может быть привлечен и к дисциплинарной, и к материальной (гражданско-правовой) ответственности.

Таким образом, к дисциплинарной ответственности может быть привлечен любой работник предприятия независимо от занимаемой должности, а меру ответственности работника наниматель определяет индивидуально.

Материальная ответственность

Материальная ответственность  работника ― это его обязанность возместить ущерб, причиненный нанимателю в пределах и порядке, установленных законодательством.

Вопросы материальной ответственности  регулируются  различными  нормативными правовыми актами:

1. Трудовым кодексом  Республики Беларусь;

2. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2000 № 764, которым утверждены Примерный перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми нанимателем могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, и Примерный договор о полной индивидуальной материальной ответственности;

3. Постановлением Министерства  труда Республики Беларусь от 14.04.2000 № 54, которым утверждены Положение о коллективной (бригадной) материальной ответственности, Примерный перечень работ, при выполнении которых может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность, и Примерный договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности.

В отличие от дисциплинарной ответственности, суть материальной ответственности сводится к необходимости возмещения ущерба, причиненного работником нанимателю. Поэтому возмещение ущерба в этом случае производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действие (бездействие), которым причинен ущерб нанимателю (ст. 408 ТК).

Различают полную и ограниченную материальную ответственность, а также  индивидуальную и коллективную (бригадную) ответственность.

Случаи привлечения  работников к ограниченной и полной материальной ответственности перечислены в ст. 403–404 ТК.

В соответствии со ст. 400 ТК работник может быть привлечен  к материальной ответственности  при одновременном наличии следующих  условий:

1) ущерба, причиненного  нанимателю при исполнении трудовых обязанностей;

2)   противоправности поведения (действия или бездействия) работника;

3) прямой причинной  связи между противоправным поведением  работника и возникшим у нанимателя  ущербом;

4) вины работника в причинении ущерба.

При выявлении факта  причинения ущерба у работника затребуются письменные объяснения. Работник, причинивший ущерб, может добровольно возместить его полностью или частично.

В том случае, если размер ущерба не превышает размер среднего месячного заработка работника, нанимателем издается распоряжение об удержании из заработной платы работника суммы ущерба. Распоряжение нанимателя должно быть сделано не позднее двух недель со дня обнаружения причиненного работником ущерба и обращено к исполнению не ранее 10 дней со дня сообщения об этом работнику.

Если работник не согласен с вычетом или его размером, трудовой спор по его заявлению рассматривается  в порядке, предусмотренном законодательством.

А если размер ущерба превышает  размер среднего месячного заработка  работника, то возмещение ущерба производится в судебном порядке.

К материальной ответственности  могут быть привлечены и должностные  лица организации в предусмотренном  законодательством порядке. Например, на должностное лицо, виновное в  незаконном увольнении, переводе, перемещении, изменении существенных условий труда, отстранении от работы, может быть наложена материальная ответственность (ст. 245 ТК).

Заметим, что материальная ответственность на юридическое  лицо возлагается редко, но даже в  этом случае компания имеет возможность  подать регрессный иск к виновному должностному лицу для возмещения ущерба, причиненного организации.

Гражданско-правовая ответственность

К гражданско-правовой ответственности  работники и наниматели привлекаются довольно редко и, как правило, по ст. 937 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Так, юридическое лицо либо гражданин обязаны возместить вред, причиненный его работником при исполнении своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Под работниками в  этом случае понимаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ. Как правило, такой вред возмещается в судебном порядке.

Кроме того, к гражданско-правовой ответственности может быть привлечен  руководитель организации в том  случае, если будет доказано, что  его действия (бездействие) повлекли за собой банкротство этой организации.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность  за нарушение законодательства о  труде предусмотрена ст. 199 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее  — УК).

Должностные лица нанимателя также могут быть привлечены к уголовной ответственности по иным основаниям, например, в соответствии со ст. 190, 204, 304, 306 УК.

К уголовной ответственности  работник может быть привлечен только на основании вступившего в законную силу решения суда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Административная ответственность  за нарушения законодательства о  труде и об охране труда

Наиболее распространенным видом ответственности нанимателя за нарушение трудового законодательства является административная ответственность, которая заключается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее — КоАП). 

От имени  Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь дела об административных правонарушениях в соответствии с частью второй статьи 3.23 ПИКоАП  вправе рассматривать директор   Департамента и его заместители, начальники управлений и их заместители, начальники межрайонных инспекций труда и их заместители, начальники отделов и государственные инспекторы труда.

КоАП предусмотрена  ответственность за следующие правонарушения в сфере труда:

1) нарушение законодательства о  занятости населения (ст. 9.15 КоАП);

2) отказ в приеме на работу (ст. 9.16 КоАП);

3) нарушение правил по охране  труда (ст. 9.17 КоАП);

4) нарушение законодательства в  сфере коллективных трудовых отношений (ст. 9.18 КоАП);

5) нарушение законодательства о  труде (ст. 9.19 КоАП);

6) сокрытие страхового случая (ст. 9.20 КоАП);

7) нарушение требований заключения гражданско-правовых договоров (ст. 9.25 КоАП).

Главный бухгалтер и руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности и в других случаях, в том числе в случае нарушения требований иных нормативных правовых актов.

Максимальный размер штрафа, налагаемого  на физическое лицо, не может превышать 50 базовых величин, на юридическое лицо — тысячи базовых величин при исчислении штрафа в базовых величинах.

Особенность административной ответственности  заключается в том, что она  может применяться только теми органами или должностными лицами, с которыми нарушитель не связан отношениями подчиненности по работе или службе (например, судьями, государственными инспекторами по охране труда, инспекторами государственной противопожарной службы, главными санитарными врачами и т.д.). Основанием для наложения взысканий являются протоколы об административных правонарушениях, которые составляются уполномоченными должностными лицами, указанными в законодательных актах.

Статья 6.2 КоАП устанавливает различные  виды административных взысканий, но на практике за нарушение законодательства о труде в большинстве случаев применяется штраф.

 

Согласно статье 465 Трудового  кодекса Республики Беларусь   юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством. 

Основанием возникновения юридической ответственности за нарушения  законодательства о труде является совершение юридическим или физическим лицом противоправного, виновного деяния.  

В соответствии со ст. 465 Трудового кодекса Республики Беларусь ответственность за нарушения законодательства о труде несут только лица, виновные в этом.

Административная ответственность  юридических и физических лиц  за нарушение (несоблюдение) законодательства о труде установлена Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).

В соответствии со статьей 2.1. КоАП административным правонарушением  признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными  признаками, предусмотренными  КоАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

Согласно статье 3.1 КоАП вина - психическое отношение физического  лица к совершенному им противоправному  деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности. 

 Виновным в совершении  административного правонарушения  может быть признано лишь вменяемое физическое лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного  правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению (статья 3.5 КоАП).

Согласно статье 4.8 КоАП физическое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части  КоАП. В этом случае привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части  КоАП для физического лица. 

 Юридическое лицо  может нести ответственность  только за административные правонарушения, прямо предусмотренные статьями Особенной части КоАП. 

Ответственность  за нарушения законодательства о труде, протоколы о совершении которых, согласно пункту 24 части первой статьи 3.30 Процессуально-исполнительного  кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП), предоставлено право составлять уполномоченным должностным лицам Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, предусмотрена статьей 9.17, частями 1 и 4 статьи 9.19, статьями 9.20, 9.25 КоАП. 

Статья 9.17 КоАП  «Нарушение правил по охране труда» устанавливает административную ответственность за нарушение требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, работодателем, лицом, ответственным за их соблюдение  в виде штрафа в размере от десяти  до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до трехсот базовых величин. 

Информация о работе Виды ответственности за нарушение законодательства об охране труда. Административная ответственность за нарушение нормативных правовых