Административный договор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 16:41, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в рассмотрении содержания и правовой природы административного договора.
Поставленная цель решается путем следующих задач:
- рассмотрение понятия и признаков административного договора;
- изучение видов и классификаций административных договоров;
- анализ правовой природы административного договора.

Содержание

Введение - 3 -
1. Понятие и признаки административного договора - 5 -
2. Виды административных договоров - 9 -
3. Правовая природа административного договора - 12 -
Заключение - 14 -
Список используемых источников и литературы - 15 -

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная Административное право.docx

— 38.45 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

Введение - 3 -

1. Понятие и признаки административного договора - 5 -

2. Виды административных договоров - 9 -

3. Правовая природа административного договора - 12 -

Заключение - 14 -

Список используемых источников и литературы - 15 -

 

 

 

Введение

 

Переход от административно-командной  системы управления к демократической делает актуальным поиск новых форм и средств государственного управления. Среди последних выделяется административный договор, сочетающий в себе одновременно и формально-юридическое равенство контрагентов, и прерогативные полномочия государственно-властного участника, реализующего публичные задачи и функции.

Сегодня государственные органы и  организации заключают множество  договоров и соглашений как внутриаппаратного  типа, так и с негосударственными субъектами. Все более назревает  необходимость теоретического осмысления правового режима таких договоров, выделение в их общей массе  договорных форм публично-правового  характера, исследование отраслевой и  индивидуальной специфики административных договоров.

Актуальность данной работы обусловлена усилением договорных начал в публично-правовых отношениях.

Цель данной работы заключается в рассмотрении содержания и правовой природы административного договора.

Поставленная цель решается путем  следующих задач:

- рассмотрение понятия и признаков  административного договора;

- изучение видов и классификаций административных договоров;

- анализ правовой природы административного  договора.

Данная контрольная работа состоит  из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы. В свою очередь основная часть  содержит в себе три пункта, в  которых рассматривается отдельный  круг вопросов.

В работе были использованы как нормативные  акты, так и учебники таких известных  авторов как: Д.Н. Бахрах, Ю.М. Козлов, Л.Л.Попов и многих других.

Таким образом, особый интерес на сегодняшний  день приобретает проблема административного договора как одной из новых и перспективных административно-правовых форм осуществления управленческих действий со стороны государства.

 

  1. Понятие и признаки административного договора

 

Административный  договор - основанный на административно-правовых нормах и выработанный в публичных интересах в результате добровольного согласования воли двух (либо более) субъектов административного права, одним из которых всегда выступает субъект административной власти, многосторонний акт, устанавливающий (прекращающий, изменяющий) взаимные права и обязанности его участников. 1

Административный договор является разновидностью публично-правового  договора. В системе правовых связей он занимает промежуточное место  между административным актом и  договором частноправового характера. Административный же договор — это  один из договоров, с помощью которого государственная администрация  осуществляет управленческие функции.2

Структура административного договора - совокупность элементов (субъект, объект и содержание), выступающая как правовая связь между субъектами административного права, возникшая по поводу объекта, устанавливающая совокупность условий, закрепляющих права и обязанности сторон, а также административно-правовые нормы. Под субъектом административного договора понимается лицо (орган), определенное административно-правовыми нормами, обладающее административно-правовым статусом (совокупностью нормативно закрепленных юридических прав и обязанностей) и административной правосубъектностью (способностью выступать в качестве субъекта прав и обязанностей). Один из субъектов административного договора всегда наделен государственно-властный полномочиями. Объект административного договора - это действия (поведение) сторон административного договора. 3

Функции административного договора:4

1) регулятивная - в результате заключения административного договора устанавливаются определенные правила поведения для сторон, административный договор служит регулятором общественных отношений, координирует взаимосвязи между субъектами административного договора;

2) правореализующая - состоит в переводе абстрактных административно-правовых норм в конкретные условия административного договора, закрепляющие права и обязанности сторон;

3) правовосполнительная - заключается в устранении правовых пробелов применительно к конкретным административным правоотношениям;

4) коммуникативная - административный договор представляет собой соглашение, компромисс между субъектами административного права, что способствует взаимодействию и взаимосвязи между ними;

5) информационная - в результате заключения административного договора происходит фиксация воли и волеизъявлений сторон, достигнувших соглашения по поводу условий административного договора;

6) охранительная - осуществляется путем угрозы применения санкций, предусмотренных как императивно, так и диспозитивно за нарушение условий договора, а также установление гарантий, направленных на эффективное исполнение условий административного договора;

7) распределительная - происходит распределение прав и обязанностей между субъектами административного права, корреспондирующих друг с другом, на основе которых возникают административно-правовые отношения;

8) воспитательная - процесс заключения административного договора способствует побуждению правовой активности субъектов административного права, их правомерному поведению, воспитывает самостоятельность мышления, заставляет изучать и анализировать административно-правовые нормы, осознавать и отстаивать публичные интересы;

9) познавательная - обеспечивает расширение правовых знаний субъектов, вступающих в административный договор.

В теории административного права  выделяются следующие признаки административного договора:

- заключение договора влечет возникновение правоотношений между его субъектами на основе добровольного согласия;

- заключается на основе норм административного права, которые регламентируют порядок его заключения и прекращения (расторжения). В обоснование этого положения можно привести следующий пример: «Правительство Российской Федерации по соглашению (договору) с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному конституционному закону и федеральным законам»5;

- не допускается в одностороннем порядке отказ от исполнения договорных обязательств одним из его участников;

- содержание договора составляют управленческие отношения. Целью договора является урегулирование отношений, складывающихся в сфере государственного управления, отношений управленческого характера. Например: федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти Московской области могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам6;

- несоблюдение его условий влечет наступление негативных юридических последствий;

- целью является реализация публично-правовых интересов его участников;

- одной из сторон административного договора выступает орган исполнительной власти, являющийся субъектом государственного управления. Без его участия данный договор не может быть заключен.7

Таким образом, административный договор  – это соглашение двух формально юридически равных властных субъектов государственного управления, касающийся вопросов организации управленческого процесса, который имеет свою структуру, выполняет множество функций и имеет ряд присущих только ему признаков.

 

  1. Виды  административных договоров

 

В последние годы административные договоры все чаще предусматриваются  российским законодательством, которое  стремится вооружить государственную  администрацию самыми разнообразными средствами для осуществления стоящих  перед ней задач. В настоящее время к числу административных договоров следует отнести:8

1. Договоры о разграничении компетенции (например, договоры Российской Федерации с ее субъектами о разграничении предметов ведения);

2. Контракты с государственными служащими (военнослужащими, сотрудниками полиции и т.д.);

3. Договоры об охране имущества (например, вневедомственной охраны при ОВД с администрацией особо важных объектов, перечисленных в отдельном постановлении Правительства России);

4. Договоры о сотрудничестве (например, договор с гражданином о конфиденциальном сотрудничестве в целях борьбы с преступностью, заключаемый на основании Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

В литературе рассматриваются различные критерии для классификации административных договоров. В основном используется: предметный критерий, юридические свойства, характер взаимоотношений субъектов, целенаправленность договоров и многие другие. Более подробно классификация административных договоров будет рассмотрена далее.

По  предметному критерию среди административных договоров можно выделить:9

- договор о компетенции (разграничении полномочий и предметов ведения);

- договор обеспечения государственных нужд (государственный заказ);

- договоры по управлению объектами государственной собственности;

- контракты (трудовые соглашения) с государственными служащими;

- финансовые и налоговые соглашения;

 - договоры о совместной деятельности и сотрудничестве;

- договоры об оказании некоторых услуг государственных органов и органов местного самоуправления частным лицам (коммунальных услуг, по благоустройству, по обеспечению занятости населения);

- инвестиционные соглашения;

- договоры о сотрудничестве (об обмене информацией, о совместной деятельности).

Исходя из юридических свойств можно назвать:10

- правоустанавливающие договоры, в которых формируются новые правовые, в том числе административно-правовые нормы);

- правоприменительные договоры, которые  разрешают индивидуально-конкретные дела в сфере государственного управления).

По  характеру взаимоотношений субъектов  бывают:11

- договоры между субъектами, не обладающими контрольными, надзорными или иными полномочиями по отношению друг к другу;

- договоры, в которых один из субъектов обладает какими-либо специальными полномочиями в отношении контрагента.

По  целенаправленности административные договоры делятся на:

- договоры, регулирующие действия  субъектов, подчиненных сторонам  соглашения;

- договоры, регулирующие согласованные управленческие действия самих контрагентов;

- договоры «смешанного» типа.

В зависимости  от круга субъектов договоры могут заключаться:12

- между субъектами управленческой деятельности;

- между субъектами исполнительной власти и иными государственными (муниципальными) органами;

- между государственными и негосударственными организациями;

- между государственными (муниципальными) органами и их служащими;

- между субъектами управления и гражданами.

В зависимости  от числа субъектов существуют:13

- двусторонние административные договоры;

- многосторонние административные договоры.

На основании вышесказанного можно  сделать вывод о том, что в  российском законодательстве существует большое количество разновидностей административных договоров, которые  в свою очередь регулируют различные  виды правоотношений между субъектами данного договора. Приведенная выше классификация не является исчерпывающей, т.к. существует много точек зрения у авторов, занимающихся данным вопросом.

 

  1. Правовая  природа административного договора

 

В Российской Федерации административный договор стал приобретать особую актуальность лишь в последние годы, что объясняется развернувшимся процессом преобразования отношений  собственности, отменой планового  распределения, стремлением привести в порядок систему административных предписаний.14

Во-первых, административный договор  является особым видом публичных  договоров и поэтому имеет  специфические признаки. 15

Во-вторых, в публично-правовом договоре противоположной стороной по отношению  к его постоянному участнику - органам, обладающим властными полномочиями, могут выступать и субъекты, которые  в публично-правовой сфере не являются носителями властно-регулирующих функций (например, негосударственные частные  предприятия и организации, граждане).

В-третьих, административные договоры в качестве обязательных условий  их заключения могут содержать:

- удовлетворение общественного (публичного) либо государственного интереса;

- определение административного (публичного) режима реализации определенных задач и функций;

- осуществление контроля за его реализацией со стороны органов управления;

- возможность прекращения административного договора в одностороннем порядке органами (должностными лицами) исполнительной власти при неисполнении или ненадлежащем исполнении другой стороной принятых обязательств;

- установление возможности разрешения возникающих споров в органах административной юстиции и в судебных органах.

Административно-правовой договор - это  новое и еще недостаточно осмысленное  явление, так как сама природа  государственного управления предполагает императивность односторонних юридически - властных волеизъявлений, а договорные связи исходят из равенства их участников. Немаловажным сдерживающим фактором является и отсутствие в  законодательстве РФ форм правового  регулирования публично-правового  договора.16

Информация о работе Административный договор