Административные взыскания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 18:44, доклад

Краткое описание

Административное взыскание применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами, в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений.

Содержание

Понятие, цели и основания административных взысканий. Виды и система административных взысканий.
Виды административных взысканий.
Общие правила наложения административных взысканий.
Наложение административного взыскания при совершении нескольких административных правонарушений.
Сроки наложения и погашения административных взысканий, исчисление сроков.
Основания для освобождения от административной ответственности.

Вложенные файлы: 1 файл

Адм. взыскания.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

Важнейший принцип применения ответственности - индивидуализация взыскания. Законодатель обязывает правоприменителя при выборе меры воздействия учитывать как обстоятельства, при которых был совершен проступок, так и обстоятельства, характеризующие личность виновного, его имущественное положение, степень его вины, а также финансово-экономическое положение юридического лица. В значительной степени эти требования конкретизированы в перечнях смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.

Обстоятельствами, смягчающими  ответственность, являются:

  1. чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение;
  2. предотвращение физическим лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;
  3. добровольное возмещение или устранение причиненного вреда;
  4. наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка;
  5. совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;
  6. совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  7. совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет;

8) совершение административного правонарушения беременной 
женщиной.

Этот перечень является открытым: законодательством и правоприменителями могут быть признаны смягчающими и иные обстоятельства.

Отягчающими обстоятельствами признаны:

  1. продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его;
  2. совершение административного правонарушения повторно;
  3. вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение;
  4. совершение административного правонарушения группой лиц,

т.е. хотя бы двумя физическими лицами, совместно участвовавшими в его совершении в качестве исполнителей;

  1. совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  2. совершение административного правонарушения по мотивам

расовой, национальной либо религиозной  розни;

  1. совершение административного правонарушения в отношении женщины, о беременности которой заведомо известно физическому лицу, совершившему административное правонарушение;
  2. совершение административного правонарушения с использованием лица, страдающего психическим заболеванием или слабоумием, о чем заведомо известно лицу, свершившему административное правонарушение;
  3. совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;

10) совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей.

 

 

 

4. НАЛОЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГОВЗЫСКАНИЯ  ПРИ СОВЕРШЕНИИ НЕСКОЛЬКИХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ОДНИМ ЛИЦОМ

Сегодня проблема множественности  правонарушений весьма актуальна. Во-первых, совершение одним лицом нескольких правонарушений причиняет обществу больше вреда, чем совершение единичных проступков. Во-вторых, многократные нарушения правовых норм свидетельствуют об антиобщественных взглядах гражданина, а нередко и об общей антисоциальной направленности его помыслов, устойчивых противоправных взглядах и привычках. В-третьих, на практике случаи совершения одним лицом нескольких правонарушений - явление довольно распространенное. В-четвертых, многократные правонарушения одним и тем же лицом отрицательно воздействуют на неустойчивых в моральном отношении граждан.

Непременным условием законности привлечения  к админитративной ответственности является правило, согласно которому при совершении физическим лицом двух и более административных правонарушений основные и дополнительные административные взыскания налагаются в отдельности дое совершенное административное правонарушение.

Из этого правила есть исключение: если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же судом или органом, то суд или орган, наложив основное и дополнительное административные взыскания отдельно за каждое административное правонарушение, определяет административное взыскание по совокупности совершенных административных правонарушений путем полного сложения таким образом, чтобы оно не превышало:

  • штрафа, налагаемого в базовых величинах на физическое лицо, -ста базовых величин, а в случаях    нарушения законодательства о труде, порядка осуществления экономической деятельности, порядка управления - тысячи базовых величин;
  • лишения специального права - пяти лет;
  • лишения права заниматься определенной деятельностью -двух лет;
  • административного ареста - двадцати пяти суток.

К окончательному основному административному  взысканию суд может присоединить дополнительные административные взыскания, наложенные за отдельные административные правонарушения. Сложение взысканий, налагаемых за совокупность правонарушений, осуществляется при наличии следующих признаков:

  • наличие нескольких самостоятельных составов правонарушений (множественность);
  • совершение в одно или разное время нескольких самостоятельных правонарушений одним лицом;

• каждое из административных правонарушений сохраняет свою 
юридическую значимость на момент рассмотрения дела о не 
скольких или о последнем правонарушении.

Самый существенный критерий классификации  множественности административных проступков - совершение нового правонарушения до или после привлечения к ответственности за другое правонарушение. Соответственно выделяют совокупностьи рецидив. Под совокупностью понимается совершение одним лицом нескольких правонарушений до привлечения к ответственности за другое деяние, имевшее место ранее. Иными словами, совокупностью административных правонарушений признается совершение двух или более административных правонарушений, предусмотренных различными статьями Особенной части КоАП, ни за одно из которых физическое или юридическое лицо не было привлечено к административной ответственности. Не учитываются административные правонарушения, за которые физическое или юридическое лицо было освобождено от административной ответственности по основаниям, предусмотренным КоАП, либо в связи с истечением срока, по окончании которого лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.

Следующий критерий классификации - характер поведения субъекта. Здесь выделяется идеальная и реальная совокупности административных проступков.

Идеальная совокупность - одновременное выполнение одним действием (действиями) нескольких составов правонарушений. Реальная совокупность представляет собой систему составов, выполненных разными действиями, а значит, разновременно. Разновременность совершения правонарушений освещает еще одну характерную черту данной системы - связь со сроками давности. Рассматриваемый критерий не может быть использован для классификации рецидива, который представляет собой систему разновременно выполненных составов, т.е. рецидив - это совершение нового правонарушения после привлечения виновного к ответственности за предыдущее.

Реальная совокупность может быть совокупностью разнородных, однородных, тождественных антиобщественных действий. Если в действиях правонарушителя имеется реальная совокупность противоправных деяний, то он привлекается к ответственности за каждое из них. А при рецидиве виновный наказывается лишь за новое правонарушение, но, как правило, с учетом того, что он уже привлекался к ответственности за подобные противоправные действия.

 

5. ИСЧИСЛЕНИЕ СРОКА,  СРОКИ НАЛОЖЕНИЯ   И   ПОГАШЕНИЯ

АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ

Срок административного взыскания исчисляется в случаях применения:

  • административного ареста - сутками;
  • лишения специального права и лишения права заниматься определенной деятельностью - месяцами, годами.

В положении О сроке давности наложения административного взыскания речь идет о времени, в течение которого правонарушитель может быть привлечен к административной ответственности. По истечении этого срока производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

Статья 7.6 КоАП устанавливает, что  административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности равен двум календарным месяцам. Датой начала срока считается день, следующий за днем, в который было совершено правонарушение, днем окончания срока считается день, когда было вынесено постановление о наложении взыскания.

Из этого общего правила предусмотрены исключения. При длящемся правонарушении срок исчисляется со дня его обнаружения не позднее двух месяцев.

Кроме того, административное взыскание  может быть наложено:

  • за совершение административного правонарушения против экологической безопасности окружающей среды и порядка природопользования - не позднее шести месяцев со дня его совершения;
  • за совершение административного правонарушения против порядка налогообложения, таможенного регулирования - не позднее одного года со дня его совершения;
  • за совершение некоторых административных правонарушений против порядка налогообложения (ст. 13.2, 13.4—13.7 КоАП) - не позднее трех лет со дня их совершения.
  • Иные сроки наложения административных взысканий предусмотрены законодательством в случае отмены постановления о наложении административного взыскания по жалобе или протесту. При новом рассмотрении правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня совершения и не позднее трех месяцев со дня совершения административного правонарушения (для отдельных видов административных правонарушений предусмотрен иной срок наложения взысканий при отмене постановлений о наложении взысканий по жалобе или протесту).

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или при прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях виновного признаков проступка административное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня принятия постановления об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела. Срок начинает засчитываться с момента принятия постановления и равняется одному месяцу. Здесь нет приостановления срока, поскольку приостанавливается, прерывается уже текущий срок, а в данном случае за отсчет берется иное событие.

Таким образом, в ст. 7.6 КоАП названы три варианта определения начала срока давности: день совершения проступка, день обнаружения и день вынесения постановления о прекращении уголовного дела.

В ст. 2.8 КоАП Республики Беларусь определен  срок, по истечении которого физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию (так называемый срок погашения административного взыскания). Физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение одного года со дня окончания исполнения административного взыскания не совершит нового административного правонарушения.

6. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ  ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

При малозначительности совершенного административного правонарушения суд, ведущий административный процесс, может освободить лицо от административной ответственности.

Физическое лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от ответственности:

  • при предотвращении вредных последствий административного правонарушения;
  • добровольном возмещении или устранении причиненного вреда;
  • совершении административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной или иной зависимости.

Юридическое лицо подлежит освобождению от административной ответственности в случае освобождения от такой ответственности должностного лица или иного работника этого юридического лица, совершившего его административное правонарушение, по основаниям, предусмотренным главой 8 КоАП, кроме освобоясдения от административной ответственности с учетом обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 части первой ст. 7.2 КоАП («...под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной или иной зависимости»).

КоАП Республики Беларусь предусматривает  освобождение физического лица от административной ответственности в связи с примирением с потерпевшим.

Информация о работе Административные взыскания