Административно-правовой статус органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 02:00, реферат

Краткое описание

Правовое положение органов местного самоуправления определяется муниципальным правом. Особенность административно-правового статуса названных органов, в основном, определяется тем, что они, осуществляя местное самоуправление, одновременно осуществляют государственное управление в пределах полномочий, делегированных органами исполнительной власти. Иными словами, будучи органами местного самоуправления, они одновременно являются органами государственного управления. Именно с этой позиции и будет рассматриваться их административно-правовой статус

Вложенные файлы: 1 файл

Административно.docx

— 27.50 Кб (Скачать файл)

— организация  и ведение земельно-кадастровой  документации;

— согласование вопросов о предоставлении разрешения на специальное использование природных  ресурсов общегосударственного значения;

— разрешение земельных  споров в порядке, установленном  законом;

— осуществление  необходимых мероприятий по ликвидации последствий экологических катастроф, стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотии, других чрезвычайных ситуаций, информирование о них населения, привлечение  в установленном законом порядке  к этим работам предприятий, учреждений и организаций, а также населения;

— определение  территории для складирования, хранения или размещения производственных, бытовых  и других отходов в соответствии с законодательством;

— подготовка выводов  о предоставлении или изъятии  в установленном законом порядке  земельных участков, которое проводится органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;

— согласование проектов землеустройства;

— осуществление  контроля за выполнением проектов и схем землеустройства, проектов внутрихозяйственного землеустройства;

в сфере социальной защиты населения:

— подготовка и  представление на утверждение совету территориальных программ занятости  и мероприятий по социальной защищенности разных групп населения от безработицы, организация их выполнения; участие  в разработке территориальных программ занятости населения, которые утверждаются, соответственно, районными, областными советами;

— обеспечение  осуществления предусмотренных  законодательством мероприятий  по улучшению жилых и материально-бытовых  условий инвалидов, ветеранов войны  и труда, граждан, реабилитированных  как жертвы политических репрессий, военнослужащих, а также военнослужащих, уволенных в запас или в  отставку, семей, утративших кормильца, многодетных семей, граждан преклонного  возраста, нуждающихся в обслуживании на дому, до размещения в доме инвалидов  и граждан преклонного возраста, нуждающихся в этом, детей, оставшихся без опеки родителей, на воспитание в семьи граждан;

— решение, в  соответствии с законодательством, вопросов о предоставлении льгот  и помощи, связанных с охраной  материнства и детства;

— решение, в  установленном законодательством  порядке, вопросов опеки и попечительства;

— представление, в соответствии с законодательством, единовременного пособия гражданам, пострадавшим от стихийного бедствия;

— решение, в  соответствии с законодательством, вопросов о предоставлении компенсаций  и льгот гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, а также в других случаях, предусмотренных  законодательством;

— организация  проведения оплачиваемых общественных работ для лиц, зарегистрированных как безработные, а также ученической  и студенческой молодежи в свободное  от занятий время на предприятиях, в учреждениях и организациях, относящихся к коммунальной собственности, а также по договорам — на предприятиях, в учреждениях и организациях, относящихся к другим формам собственности;

— осуществление  контроля за обеспечением социальной защиты работников, занятых на работах с вредными условиями труда на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также за качеством проведения аттестации рабочих мест, условиями труда и предоставлением трудящимся, в соответствии с законодательством, льгот и компенсаций за работу с вредными условиями;

— участие в  ведении коллективных переговоров  и заключении территориальных тарифных соглашений, решении коллективных трудовых споров (конфликтов) относительно предприятий, учреждений и организаций, расположенных  на соответствующей территории; регистрация  коллективных договоров и соглашений, осуществление контроля за их выполнением;

— установление, в соответствии с законодательством, размеров и порядка выплаты ежемесячной  помощи лицам, осуществляющим уход за одинокими гражданами, которые по выводам медицинских учреждений требуют постоянного постороннего ухода;

— осуществление  контроля за предоставлением, в соответствии с законом, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности сведений о наличии свободных рабочих мест (должностей); организация информирования населения о потребностях предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности в работниках;

— бронирование в порядке, установленном законом, на предприятиях, в учреждениях и  организациях, независимо от форм собственности, рабочих мест, предназначенных для  трудоустройства лиц, нуждающихся  в социальной защите и не способных  конкурировать на рынке труда, определение  нормативов таких рабочих мест; принятие решений о создании на предприятиях, в учреждениях и организациях специальных рабочих мест для  лиц с ограниченной трудоспособностью, организация профессиональной подготовки этих лиц; согласование ликвидации таких  рабочих мест;

— государственная  регистрация местных благотворительных  организаций и фондов, других неприбыльных организаций;

в сфере внешнеэкономической  деятельности:

— организация  и контроль пограничной и прибрежной торговли;

— создание условий  для надлежащего функционирования таможенных органов, содействие их деятельности;

— обеспечение  на соответствующей территории, в  пределах предоставленных полномочий, реализации международных обязательств Украины;

в сфере оборонной  работы:

— содействие организации  призыва граждан на срочную военную  и альтернативную (невоенную) службу, а также их мобилизации, подготовке молодежи к службе в Вооруженных  силах Украины, организации учебных (проверочных) и специальных войсковых  сборов;

— обеспечение  доведения до предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, а также населения приказа  военного комиссара об объявлении мобилизации;

— бронирование рабочих мест для военнообязанных  на предприятиях, в учреждениях и  организациях в соответствии с законодательством;

— организация  и участие в осуществлении  мероприятий, связанных с мобилизационной  подготовкой и гражданской обороной, на соответствующей территории;

— решение, в  соответствии с законодательством, вопросов, связанных с предоставлением  военным частям, учреждениям, учебным  заведениям Вооруженных сил Украины  служебных помещений и жилой  площади, других объектов, коммунально-бытовых  услуг; осуществление контроля за их использованием, предоставлением услуг;

— содействие организации  производства и поставкам в войска предприятиями и организациями, являющимися коммунальной собственностью, заказанной продукции, услуг, энергоресурсов;

— осуществление  мероприятий по созданию надлежащих условий для функционирования пунктов  пропуска через государственную  границу Украины;

— содействие Погранвойскам  в поддержании соответствующего режима на государственной границе;

— осуществление  мероприятий по военно-патриотическому  воспитанию населения;

по обеспечению  законности, правопорядка, охраны прав, свобод и законных интересов граждан:

— обеспечение  требований законодательства о рассмотрении обращений граждан, осуществление  контроля за состоянием этой работы на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности;

— применение в  случае стихийного бедствия, экологических  катастроф, эпидемий, эпизоотии, пожаров, иных чрезвычайных ситуаций необходимых  мер по обеспечению общественного  и государственного порядка, жизнедеятельности  предприятий, учреждений и организаций, спасению жизни людей, защите их здоровья, сохранению материальных ценностей;

— решение, в  соответствии с законом, вопросов о  проведении собраний, митингов, манифестаций и демонстраций, спортивных, зрелищных  и других массовых мероприятий; осуществление  контроля за обеспечением общественного порядка при их проведении;

— рассмотрение дел об административных правонарушениях, отнесенных законом к их ведению; создание административных комиссий и  комиссий по вопросам борьбы с преступностью, направление их деятельности;

— совершение нотариальных действий по вопросам, отнесенным законом  к их ведению, регистрация актов  гражданского состояния;

— осуществление  в установленном порядке государственной  регистрации предприятий и других субъектов предпринимательской  деятельности, расположенных на соответствующей  территории, а также положений  об организациях арендаторов;

— регистрация, в установленном порядке, местных  объединений граждан, органов территориальной  самоорганизации населения, которые  создаются и действуют в соответствии с законодательством.

Делегирование государственных полномочий органам  местного самоуправления осуществляется на основе таких принципов, как:

— законность и  целесообразность; социально-экономическая  обоснованность;

— реальность и  гласность осуществления делегированных полномочий;

— материально-финансовое обеспечение делегированных полномочий;

— подконтрольность осуществления делегированных полномочий.

Довольно важным является то, что делегированные государственные  полномочия не должны препятствовать осуществлению органами местного самоуправления собственных полномочий местного значения и ухудшать социально-экономическое  состояние территориальной громады. Действующее законодательство предусматривает, что одновременно с делегированием государственных полномочий органам  местного самоуправления передаются финансовые и материальные средства для их осуществления. Это обязывает органы местного самоуправления обеспечить их выполнение. При этом следует отметить, что органы местного самоуправления ответственны за выполнение делегированных полномочий в той мере, в которой они обеспечены материальными и финансовыми ресурсами.

В теории административного  права общеопределено, что основной формой делегирования государственных  полномочий является делегирование  по закону. При этом не допускается  делегирование тех полномочий, которые  являются исключительной компетенцией органов исполнительной власти. Наряду с этим, делегирование полномочий органам местного самоуправления может осуществляться и по договору, в котором обязательно должны быть указаны: цели, объем и характер делегированных полномочий; порядок их осуществления и срок действия договора; взаимные права и обязанности по реализации делегированных полномочий; объем и порядок материально-финансового обеспечения их выполнения; формы и меры ответственности сторон за нарушение условий договора; условия расторжения договора и возможность возвращения делегированных полномочий.

Важной составной  административно-правового статуса  органов местного самоуправления является наделение их государственными контрольными полномочиями. Они осуществляют контроль за: соблюдением цен и тарифов, соблюдением законодательства о защите прав потребителей; состоянием квартирного учета и соблюдением жилищного законодательства; за обеспечением надежности и безопасности домов и сооружений, независимо от форм собственности; за соблюдением земельного и природоохранного законодательства и т. д. В соответствии со статьей 72 Закона «О местном самоуправлении в Украине» районные и областные советы осуществляют контроль за местными государственными администрациями в части выполнения ими делегированных полномочий органов местного самоуправления. Областной и районный советы могут путем тайного голосования высказать недоверие председателю соответствующей местной государственной администрации, на основании которого, с учетом предложений органа исполнительной власти высшего уровня, Президент Украины принимает и подает соответствующему совету мотивированное решение. В том случае, если председателю районной, областной администрации высказали недоверие не менее двух третей депутатов от общего состава соответствующего совета, Президент Украины принимает решение об отставке председателя местной государственной администрации.

К системе органов  местного самоуправления относятся  также сельские, поселковые, городские  головы. Его полномочия начинаются с момента объявления соответствующей  сельской, поселковой, городской избирательной  комиссией решения о его избрании и заканчиваются в момент вступления в эту должность другого избранного, в соответствии с законом, лица. Он несет персональную ответственность  за осуществление предоставленных  ему законом полномочий. Сельский, поселковый, городской голова ответственен, подотчетен и подконтролен за осуществление  предоставленных ему полномочий перед территориальной громадой, ответственен — перед соответствующим  советом, а по вопросам осуществления  исполнительными органами совета делегированных полномочий — подконтролен соответствующим  органам исполнительной власти.

Информация о работе Административно-правовой статус органов местного самоуправления