Административно-правовой статус органов исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:36, контрольная работа

Краткое описание

Административное право представляет собой отрасль права РФ, совокупность административно-правовых норм, действующих на территории РФ.
Административно-правовая юридическая наука изучает отрасль, т.е. административные нормы и те институты и правовые отношения, которые формируются на отношениях этих норм.
Нормы административного права определяют границы должного, допустимого или рекомендуемого поведения участников управленческих отношений, устанавливают правовое положение и компетенцию органов исполнительной власти, а также регулируют ее деятельность, регламентируют формы и методы осуществления исполнительной власти и определяют порядок взаимоотношений между субъектами управления.

Содержание

Введение 3
1. Понятие органов исполнительной власти. Характеристика системы, виды и принципы 5
2. Место и роль субъектов исполнительной власти на основе анализа их статуса и полномочий: Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления 16
Заключение 30
Список литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная №1.docx

— 47.66 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание 

     Введение 3

     1. Понятие органов исполнительной  власти. Характеристика системы,  виды и принципы 5

     2. Место и роль субъектов исполнительной  власти на основе анализа их  статуса и полномочий: Президента  РФ, Правительства РФ, федеральных  органов исполнительной власти, органов исполнительной власти  субъектов РФ и органов местного  самоуправления 16

     Заключение 30

     Список  литературы 34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Административное  право представляет собой отрасль  права РФ, совокупность административно-правовых норм, действующих на территории РФ.

     Административно-правовая юридическая наука изучает отрасль, т.е. административные нормы и те институты и правовые отношения, которые формируются на отношениях этих норм.

     Нормы административного права определяют границы должного, допустимого или  рекомендуемого поведения участников управленческих отношений, устанавливают  правовое положение и компетенцию  органов исполнительной власти, а  также регулируют ее деятельность, регламентируют формы и методы осуществления  исполнительной власти и определяют порядок взаимоотношений между  субъектами управления.

     Понятия «органы исполнительной власти»  и «субъекты исполнительной власти»  занимает важное место в курсе  административного права. В литературе эта тема достаточно изучена.

     Административное  право, регулирующее отношения в  сфере государственной, управленческой, исполнительной деятельности государства  в социальной, политической, экономической, культурной области необходимо как  для государства, так и для  простых граждан. Законодательство, в том числе и административное, регулирует всю нашу жизнь.

     Административное  право регулирует нашу жизнь в  таких областях, как: 1) экономической: промышленность, сельское хозяйство, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспортный комплекс, связь, торговля, финансы, кредит, налоги, а также использование  охранных природных ресурсов; 2) социально-культурной: образование, наука, культура, здравоохранение, область труда и социального  развития; 3) административно-политической: оборона страны, безопасность, внутренние дела страны, юстиция, иностранные дела.

     Таким образом, если посмотреть внимательнее, то административное право затрагивает  все сферы нашей жизни в  любой области. И если люди хотят  жить лучше, знать свои права, знать, на что же именно они права, то в  таком случае им, конечно, необходимо изучать нормы и систему административного  права.

     Если, мы не будем знать, что из себя представляют, например органы местного самоуправления, в чем заключается их роль и  место, то соответственно мы не будем  знать наши права и обязанности  в их отношении, а также права  и обязанности данных органов  исполнительной власти.

     Цель  написания данной контрольной работы - это дать представление об административно-правовом статусе органов исполнительной власти.

     Задачи:

     1. Дать понятие органам исполнительной  власти.

     2. Охарактеризовать систему, виды  и принципы.

     3. Дать представление о видах  органов исполнительной власти.

     4. Проанализировать статус и полномочия  субъектов исполнительной власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие органов  исполнительной власти. Характеристика системы,  виды и принципы 

     В действующем законодательстве термины  «органы исполнительной власти»  и «органы государственного управления»  используются как равнозначные при  определении административно-правового  положения соответствующих органов. Деятельность этих государственных  органов обеспечивает возможность  реализации статуса иных участников административно-правовых отношений.

     Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, территориальный  масштаб деятельности, компетенцию, образуется в порядке, установленном  законом или другим нормативным  правовым актом, использует определенные методы в работе, наделена правом выступать  по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство экономической, социально-культурной и админист-ративно-политической сферами  жизни общества. Эти признаки, позволяют  выразить сущность органов исполнительной власти и отличить их от друг: государственные (законодательные, судебные) от негосударственных  органов.

     Каждый  государственный орган представляет собой организацию, т.е. коллектив  людей, организационно оформленный. Для  них характерно то, что они состоят  в основном из государственных служащих, которые должны отвечать установленным  требованиям в отношении профиля  и уровня профессиональной подготовки, стажа и опыта работы, организаторских  и других качеств. Каждый орган исполнительной власти имеет внутреннюю структуру, включающую в себя руководителя, его  заместителей, коллегиальный орган  управления и работников аппарата (структурные  и другие подразделения); территориальный  масштаб деятельности и компетенцию. Руководитель устанавливает полномочия своих заместителей и распределяет обязанности между ними, утверждает структуру, положения о структурных подразделениях и штатное расписание. Так, Президент утверждает укрупненную структуру подразделений своего аппарата, устанавливает численность работников и месячный оклад. Правительство утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, численность и месячный фонд заработной платы управленческого персонала. И так - «сверху» «вниз» на федеральном и региональном уровнях управления. Коллегиальный орган (коллегия, совет) оказывает существенное влияние на деятельность органа исполнительной власти. Коллегии создаются во всех министерствах, ведомствах, они рассматривают основные вопросы деятельности органа исполнительной власти, их решения проводятся в жизнь приказами руководителя. Решения эти носят рекомендательный характер, но: будучи объявленными актами руководителя органа (например, указом Президента - решение Совета Безопасности), императивны. Территориальный масштаб деятельности органа исполнительной власти связан с федеративным устройством РФ и означает пределы территории, на которую распространяется действие его акта управления.

     Административная  правоспособность и дееспособность органов исполнительной власти возникает одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением. Компетенция находит свое выражение и закрепление в соответствующих законах, положениях и пр. Например, постановлением Правительства от 24 ноября 1999г. утверждено Положение о Государственном комитете РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу1, в котором определены его назначение, основные задачи, функции, права, обязанности и структура. Органы исполнительной власти выполняют значительный объем работы по практической реализации управленческих задач и функций государства. От других государственных органов они отличаются назначением, содержанием своей деятельности и методами работы. Они специально созданы для того, чтобы осуществлять подзаконную организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятельность. Это вытекает из принципа разделения властей. Объекты их управления: экономическая, социально-культурная и административно-политическая сферы, их отрасли, комплексы, организации и т.п. Органы исполнительной власти выступают от имени государства, для чего наделены государственно-властными полномочиями. Они не только проводят в жизнь требования законов, актов Президента и других нормативных актов, но вправе и сами издавать в пределах своей компетенции правовые акты управления, обязательные для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию требований актов.

     Органы  исполнительной власти находятся на бюджетном финансировании и являются юридическими лицами, т.е. обладают гражданской  правоспособностью, действуя в пределах своей компетенции, они пользуются относительной юридической самостоятельностью. Под системой органов исполнительной власти понимается вертикальная связь  между соподчиненными органами на основе разделения компетенции между ними. В систему входят: Правительство; федеральные органы исполнительной власти; территориальные органы федеральных  органов исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов РФ. Правовое положение органов исполнительной власти как субъектов административно-правовых отношений определено соответствующими нормативными актами. Этих органов  много и они имеют разнообразное  правовое положение, поэтому классифицировать их нужно по существенным признакам  сходства и различия, чтобы точнее охарактеризовать правовое положение  каждого из них в отдельности. Четкая классификация позволяет  избежать в законодательстве и практике его применения путаницы, предотвратить  дублирование, кроме этого, она призвана обеспечивать более эффективную  деятельность этих органов. С учетом территориального масштаба деятельности могут быть двух уровней: федерального и субъектов Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов. Этот признак обусловлен федеративным государственным устройством и административно-территориальным делением РФ. Создание федеральных органов исполнительной власти, их peoрганизация и ликвидация осуществляются Президентом по предложению Председателя Правительства

     Федеральные органы исполнительной власти могут  создавать свои территориальные  органы, действующие на территории субъектов Федерации, но не входящие в систему их исполнительных органов, кроме этого, в некоторых имеются  межтерриториальные органы, деятельностью  которых могут охватываться несколько  субъектов Федерации (например, железные дороги, военные округа и т. п.). Формирование органов исполнительной власти субъектов  Федерации осуществляется ими самостоятельно в порядке, предусмотренном ст.73, 77, 78 Конституции, а также актами субъектов Федерации. К примеру, московская городская администрация  имеет особый (двойной) статус: она  является исполнительным органом государственной  власти и одновременно исполнительным органом городского самоуправления. По организационно-правовым формам на федеральном уровне различаются: Правительство  РФ; федеральные министерства; государственные  комитеты РФ; федеральные комиссии, службы и надзоры России; российские агентства; иные федеральные органы исполнительной власти: Главное управление специальных программ Президента, Государственная  техническая комиссия при Президенте, Управление делами Президента1. Организационно-правовыми  формами органов исполнительной власти субъектов РФ могут быть: правительства (советы министров, мэрии, администрации); министерства; комитеты; департаменты; главные управления, управления, отделы и иные органы.

     В зависимости от объема и характера  компетенции органы исполнительной власти подразделяются на: а) органы общей  компетенции, осуществляющие руководство  большинством отраслей управления и  сфер деятельности (президентуры, правительства, главы администраций, губернаторы субъектов Федерации); б) органы отраслевой компетенции, на руководящие отдельными отраслями управления или сферами деятельности (министерство, структурное подразделение администрации); в) органы межотраслевого значения межотраслевой компетенции, ведающие специальными вопросами управления (госкомитет, федеральная комиссия). Из их числа иногда выделяют органы специальной и смешанной компетенции, т.е. сочетающие признаки органов отраслевой и межотраслевой компетенции (федеральные надзоры, агентства и др.).

     По  порядку разрешения подведомственных вопросов различаются: а) коллегиальные  органы управления, решающие основные вопросы большинством голосов лиц, входящих в их состав (Правительство, госкомитет, федеральная комиссия и  др.); б) единоначальные органы, в которых  вопросы решаются их руководителями (министерства, большинство администраций  субъектов Федерации). Коллегиальность  позволяет наиболее квалифицированно решать сложные вопросы с учетом мнения многих специалистов. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства, но и ответственность руководителей. Иногда коллегии действуют в единоначальных органах. Классификация органов  исполнительной власти может проводиться  также по другим признакам: по порядку  образования (избираемые, назначаемые); по источникам финансирования (видам  бюджета).

     Организация и деятельность органов исполнительной власти характеризуются рядом принципов, представляющих собой общие положения, основополагающие требования, важнейшие из которых закрепляются в законодательстве.

     Принцип верховенства закона (ст.4, 15 Конституции) предполагает формирование субординированной  правовой системы государства в  соответ-ствии с юридической силой  нормативных правовых актов. Высшей юридической силой обладает главный  закон государства - Конституция  РФ, которой должны соответствовать  все другие нормативные правовые акты. Пока нет комплексного правового акта - закона, устанавливающего соподчиненность нормативных актов, определяющего правила их применения, вступления в юридическую силу и действия. Имеются лишь разрозненные акты. Недопустимо, чтобы субъекты Федерации отдавали приоритет своим нормативным правовым актам, а не актам общефедерального характера. При характеристике этого принципа возникает проблема соотношения норм международного права и национального (внутреннего) законодательства. Конституция (ст.15) впервые установила общую норму, предусматривающую приоритет международных договоров там, где участницей является РФ, над положениями ее внутреннего законодательства. Это означает: 1) если в международном договоре содержатся иные положения, чем в национальном законе, то действуют положения договора; 2) общепризнанные принципы международного права и международные договоры РФ имеют прямое, непосредственное действие на российской территории. С принятием действующей Конституции органы государственной власти обязаны руководствоваться положениями международных договоров, участницей которых является Россия.

Информация о работе Административно-правовой статус органов исполнительной власти