Административно-правовое регулирование отношений в условиях чрезвычайного положения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 20:20, контрольная работа

Краткое описание

Основанием для введения чрезвычайного положения являются чрезвычайные ситуации: социально-политического характера, выражающиеся в попытках насильственного изменения конституционного строя, межнациональных и региональных конфликтах, блокаде отдельных местностей, сопровождающиеся насилием, применением оружия; криминогенного характера, выражающиеся в массовых беспорядках, террористических актах; природного, техногенного, экологического характера, выражающиеся в стихийных бедствиях, катастрофах, эпидемиях, повлекших или могущих повлечь человеческие жертвы, значительный материальный ущерб, нарушение жизнедеятельности людей и требующие масштабных аварийно-спасательных работ.

Вложенные файлы: 1 файл

администр -правовое регулир. отношений в услов. чрезвычайногоположения.docx

— 20.40 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПИСЬМЕННАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Административное право»

 

 

Тема: «Административно-правовое регулирование отношений в условиях чрезвычайного положения»

 

 

Выполнила: Сазонова Л.М

Группа 4-030912

 

                           Проверила: Мартынова Л.И.

 

 

 

 

2013

Административно-правовое регулирование отношений в условиях  чрезвычайного положения

   Чрезвычайное положение — это особый правовой режим, предусматривающий ограничение установленных Конституцией Российской Федерации и законами прав граждан и организаций, возложение на них дополнительных обязанностей, а также особый порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Этот режим объявляется в исключительных случаях, в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Создаваемый в результате введения чрезвычайного положения (ЧП) правовой порядок способствует устранению обстоятельств, являющихся факторами угрозы, восстановлению законности, правопорядка, нормализации чрезвычайной ситуации. Правовую основу чрезвычайного положения, кроме конституционных норм (ст. 56, 88, 102), составляют Закон РФ «О чрезвычайном положении», а также законодательные акты, в основном регламентирующие деятельность отдельных органов государственного управления в условиях ЧП, — Законы «О милиции», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «О безопасности», «О связи» и др. Режим чрезвычайного положения при наличии чрезвычайной ситуации вводится в установленном законом порядке компетентными государственными органами. Иными словами, существуют фактическое (чрезвычайная ситуация) и юридическое (правовой акт) основания возникновения правового режима.                                                

 Основанием для введения чрезвычайного положения являются чрезвычайные ситуации: социально-политического характера, выражающиеся в попытках насильственного изменения конституционного строя, межнациональных и региональных конфликтах, блокаде отдельных местностей, сопровождающиеся насилием, применением оружия; криминогенного характера, выражающиеся в массовых беспорядках, террористических актах; природного, техногенного, экологического характера, выражающиеся в стихийных бедствиях, катастрофах, эпидемиях, повлекших или могущих повлечь человеческие жертвы, значительный материальный ущерб, нарушение жизнедеятельности людей и требующие масштабных аварийно-спасательных работ.

   Помимо фактических оснований введения чрезвычайного положения закон определяет условия, при наличии которых этот режим объявляется. В результате проявления социальных и природно-техногенных факторов должна возникнуть такая чрезвычайная ситуация, которая реально угрожает безопасности многих граждан или конституционному строю и устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер. В большинстве случаев возникновения чрезвычайной ситуации достаточно неотложных административных мер или менее жестких и ограничивающих правовых режимов. Если они не способны нормализовать обстановку — ставится вопрос о введении режима чрезвычайного положения. Главное в его содержании: ограничение прав и свобод граждан, коллективных субъектов права; изменение системы государственной власти путем образования новых исполнительных органов, перераспределения компетенции, предоставления дополнительных полномочий. Цели введения режима чрезвычайного положения — нормализация в кратчайшие сроки обстановки, устранение угроз безопасности, восстановление законности, нормальной деятельности, оказание помощи пострадавшим гражданам, организациям, ликвидация последствий беспорядков, эпидемии, катастрофы, стихийного бедствия.

   Законодательство РФ, определяя основания объявления чрезвычайного положения, дает характеристику возможных обстоятельств, используя следующие критерии: конкретные явления, возникновение которых создает опасность для жизни и здоровья граждан, нормальной деятельности государственных институтов, имущества: эпидемии, эпизоотии, крупные аварии; обстоятельства, служащие основанием для объявления чрезвычайного положения, должны представлять собой реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу. То есть законодатель не связывает основания объявления чрезвычайного положения с наступлением конкретных явлений или событий; применение чрезвычайных мер может быть вызвано и угрозой наступления реальной опасности; задачей чрезвычайного положения будет как раз устранение такой угрозы; сферы, в которых могут возникнуть чрезвычайные ситуации, — общественный порядок, межнациональные отношения, взаимоотношения природы и общества; степень кризисной чрезвычайной ситуации должна быть таковой, чтобы органы государственной власти признали, что существующие у них в силу обычного законодательства возможности недостаточны и что для ее урегулирования необходимо применение чрезвычайных мер. Согласно ст. 88 Конституции РФ, Президенту Российской Федерации предоставлено право издавать указ о введении чрезвычайного положения с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.  «Чрезвычайный» указ сохраняет свою силу в течение 24 часов при работающем парламенте и в течение 72 часов — в период между сессиями. После утверждения данного указа Советом федерации он действует в течение названного в нем срока, но может быть отменен досрочно. В указе об установлении режима чрезвычайного положения должны быть названы: обстоятельства, послужившие основанием для его введения; обоснование необходимости введения чрезвычайного положения; государственные органы, ответственные за осуществление режима чрезвычайного положения, и точные границы чрезвычайных полномочий тих органов; границы территории, на которой вводится чрезвычайного положения; время вступления в силу акта о чрезвычайного положения, а также точный срок, на который вводится чрезвычайного положения. Акт о введении чрезвычайного положения доводится до сведения населения через средства массовой информации не менее чем за 6 часов до вступления его в законную силу, за исключением обстоятельств, требующих неотложных мер по спасению населения, когда чрезвычайного положения вводится немедленно и без предупреждения. Срок действия режима ЧП, вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 дней, а вводимого на части ее территории — 60 дней. По истечение этого срока чрезвычайное положение прекращается или продлевается на такой же срок в таком же порядке, как чрезвычайное положение устанавливается. Чрезвычайная ситуация видоизменяет общественные отношения, являющиеся объектом управленческого воздействия и тем самым влияет на систему исполнительной власти. Чрезвычайное законодательство России предусматривает: во-первых, введение прямого президентского правления, при котором органы исполнительной власти территории, на которой введено чрезвычайное положение, ставятся в прямое подчинение Президенту либо назначаемому им органу; во-вторых, создание специальных временных органов — временных администраций, комитетов, штабов, комендатур, являющихся федеральными органами исполнительной власти, которым могут быть переданы полностью или частично распорядительные и исполнительные полномочия органов государственной власти территории, где введено чрезвычайное положение. Увеличение полномочий органов исполнительной власти в условиях чрезвычайного положения происходит одновременно с ограничением прав и свобод граждан. В условиях социальных бедствий управленческое воздействие направлено на ликвидацию их причин, обеспечение хозяйственно-восстановительных работ, эвакуацию людей и оказание им помощи, поддержание особого режима проживания на указанной территории, содействие деятельности органов власти и иных организаций. В соответствии с этими задачами государственные органы применяют следующие меры: временно выселяют граждан из районов, опасных для проживания с обязательным предоставлением жилища; проводят санитарно-противоэпидемические мероприятия; устанавливают особый режим работы предприятий, учреждений, организаций; в исключительных случаях проводят мобилизацию трудоспособного населения и транспортных средств граждан. Чрезвычайное положение, объявляемое в связи с возникновением массовых беспорядков, представляет собой жесткий административно-правовой режим ограничений и запретов, основу которого составляют меры предупредительно-пресекательного характера. Предусматривается возможность: ограничения свободы печати; приостановления деятельности политических партий и других общественных организаций, препятствующих нормализации обстановки; ограничения продажи оружия, спиртных напитков, а в исключительных случаях — изъятие у граждан и организаций предметов и веществ, использование которых в условиях чрезвычайного положения угрожает общественной безопасности; выдворения нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, за пределы территории, на которой объявлено чрезвычайное положение; установления комендантского часа. Государственным органам даются полномочия изымать у граждан и организаций оружие, звукоусиливающие технические средства и другие предметы, использование которых влияет на состояние общественной безопасности, вводить запрет на проведение собраний, митингов, забастовок. При этом ряд прав и свобод не подлежит ограничению согласно ст. 56 Конституции Российской Федерации и требованиям международно-правовых актов.

   Функции органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах, связаны с задержанием вооруженных преступников, поиском и ликвидацией террористических групп, освобождением заложников, предупреждением, пресечением и ликвидацией групповых нарушений общественного порядка и безопасности и массовых беспорядков в населенных пунктах, ликвидацией последствий стихийных бедствий и крупных производственных аварий и катастроф. Органы внутренних дел участвуют в обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, в осуществлении мероприятий единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий. Органы внутренних дел при режиме чрезвычайного положения осуществляют: оказание социальной помощи населению; принятие мер к оказанию неотложной помощи лицам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, находящимся в беспомощном состоянии; принятие неотложных мер по ликвидации последствий аварий, пожаров, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных событий; спасению людей и оказанию им первой  медицинской помощи;  охране  личного, общественного  и  государственного имущества, оставшегося без присмотра; предотвращение  мародёрства, обеспечение сохранности найденных и сданных в милицию документов, вещей, ценностей и другого имущества, принятие мер к возврату их законным владельцам.

 

 


Информация о работе Административно-правовое регулирование отношений в условиях чрезвычайного положения