Административно-правовая норма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 15:34, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы заключается в том чтобы на основании развития современной «человеко-центристской» концепции административного права сформулировать понятие и раскрыть методологическую характеристику норм административного права. Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:
- дать понятие административно-правовых норм и рассмотреть их особенности;
- определить цели и функции административно-правовых норм;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и особенности административно-правовой нормы………………..4
2. Цели и функции административно-правовых норм………………………….8
3. Структура административно-правовой нормы……………………………...10
4. Виды административно-правовых норм…………………………………….12
5. Реализация административно-правовых норм……………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………...23

Вложенные файлы: 1 файл

7. Административно-правовая норма.docx

— 43.28 Кб (Скачать файл)

3) диспозитивные (регулирующие  права и обязанности в рамках, предоставленных нормой права).

5. По пределу действия  в пространстве административно-правовые  нормы действуют в пределах  Российской Федерации и за  ее границами. Соответственно территориальным  масштабам действия административно-правовые  нормы бывают:

- федеральные или общероссийские;

- региональные, действующие  в пределах субъектов РФ;

- местные;

- локальные, действующие  в пределах государственного  органа, предприятия, учреждения, организации  и т.п.

6. По пределу действия  во времени административно-правовые  нормы делятся на срочные, т.е. с заранее определенным сроком  действия, и бессрочные, не имеющие  заранее установленного срока  действия. Как срочные, так и бессрочные  нормы могут быть длительными  и кратковременными.

Разновидностью срочных норм являются чрезвычайные нормы, т.е. нормы, ограниченные во времени исключительными обстоятельствами: стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, межнациональными конфликтами и другими факторами, предусмотренными законодательством о чрезвычайном положении.

7. По пределу действия  по субъектам (адресатам) регулирования - в сфере деятельности органов  исполнительной власти, государственного  управления, касающиеся физических  или юридических лиц, государственных  служащих, негосударственных учреждений.

8. В зависимости от  уровня обобщенности:

1) общие - имеют общее значение, например: документами, которые подтверждают  гражданство РФ, является паспорт  гражданина Российской Федерации, а для лиц до 14 лет - свидетельство  о рождении;

2) межотраслевые - регулируют  какую-либо одну функцию во  всех отраслях (нормы межотраслевого  управления), например, контроль за соблюдением антимонопольного законодательства осуществляется Федеральной антимонопольной службой;

3) отраслевые - регулируют  отношения в пределах одной  отрасли. По большей части это  нормы отраслевых министерств  и ведомств. Такой именно характер  имеют нормы, которые содержатся  в законах, соответствующих документах  Президента РФ, Правительства РФ, если их влияние не выходит  за пределы конкретной отрасли.

4) местные - нормы местных  органов государственной исполнительной  власти, а также местного самоуправления.

7. По полноте изложенных  велений: определенные; бланкетные (отсыльные), например, должностные лица полиции имеют право в случаях, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях РФ, налагать административные взыскания или передавать материалы об административных правонарушениях на рассмотрение других государственных органов.

8. По юридической силой:

- изложенные в законах;

- изложенные в указах;

- изложенные в постановлениях;

- изложенные в решениях;

- изложенные в приказах и т.п.

 

5. Реализация административно-правовых  норм

Установленные административно-правовые нормы выполняют свои функции только в том случае, если они реализуются. Реализация норм означает практическое использование содержащихся в них правил поведения в интересах регулирования управленческих общественных отношений, то есть воплощение в жизнь волеизъявления, которое они содержат.

Реализация административно-правовых норм - это такие правомерные действия субъектов, которые согласуются с требованиями, установленными нормами административного права, и выражаются в приобретении, использовании прав, соблюдении или выполнении правовых обязанностей.

Известно несколько подходов к вопросу о реально существующем количестве способов реализации административно-правовых норм. Чаще всего выделяют четыре способа: 1) соблюдение; 2) исполнение; 3) использование; 4) применение.

Соблюдение - это пассивное поведение субъекта административных правоотношений, который не допускает нарушений административно-правовых запретов. Реализация административно-правовых норм в форме соблюдения характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям административно-правовых норм. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Таким образом, соблюдением может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.

Реализация административно-правовых норм в форме исполнения заключается в активных правомерных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах. В отличие от соблюдения исполнение характеризуется активным поведением субъекта. К данному варианту реализации административно-правовых норм относятся такие действия, как уплата налогов, представления отчетов, проведение регистрации, получения паспорта и т.п. В определенных случаях пассивное поведение может рассматриваться как упущение, недобросовестность, халатность, неправомерное поведение.

Использование как форма реализации административно-правовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления. Действиями относительно использования административно-правовых норм являются: предоставление жалобы, заявление об отпуске, использование предоставленных государством льгот и т.п.

Подобно исполнению использование осуществляется активным способом, но в отличие от исполнения при использовании реализуются субъективные права. Осуществление, например, органом управления прав, предусмотренных положением о нем, немыслимо иначе как посредством совершения юридически значимых действий. Невозможно также реализовать право гражданина на перемену фамилии, не обращаясь с заявлением об этом в соответствующий орган.

Кроме того, в отличие от первых двух форм реализации норм при использовании субъект сам решает, воспользоваться или воздержаться от использования предоставленного административно-правовой нормой субъективного права. Посредством формы использования реализуются управомочивающие административно-правовые кормы, нормы-дозволения.

В отличие от других форм реализации права применение всегда носит активный, творческий, государственно-властный, организующий характер, осуществляется компетентными органами в установленном законодательством процессуальном порядке.

Сущность применения административно-правовых норм состоит в действиях компетентных органов государства, общественных организаций (объединений), должностных лиц по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта под соответствующую административно-правовую норму и принятии государственно-властного решения, т.е. в разрешении на основе административно-правовых норм индивидуально-конкретных управленческих дел и вопросов.

По своему социальному содержанию применение административно-правовых норм представляет собой одну из правовых форм исполнительной, управленческой деятельности. Поскольку применение норм административного права носит государственный характер, то субъектами применения могут быть только правомочные органы и должностные лица, наделенные правоприменительной компетенцией. Основными требованиями правильного применения норм административного права являются: законность, обоснованность, целесообразность, научная организация правоприменительной деятельности.

Законность применения норм заключается в том, что компетентные органы и должностные лица в процессе решения управленческого дела обязаны применять норму только в пределах своих полномочий и в соответствии с ее содержанием. Нарушение этих правил может привести к вредным последствиям. Законность - это не только право, но и обязанность органов управления и их должностных лиц применять административно-правовые нормы. Неприменение нормы, в случаях, когда это предписывается законом, означает нарушение законности.

Обоснованность - это требование, обращенное к фактическим основаниям применения административно-правовой нормы. Предметом заинтересованности субъекта применения нормы должны быть не только факты (события, действия, обстоятельства), для регулирования которых применяется норма, но и вся информация о них, о самом явлении, внешние условия, в которых оно находится. Требование обоснованности обязывает субъекта правоприменения решать дело после всесторонней проверки фактов. Сомнительные и непроверенные обстоятельства не могут быть положены в основу решения в деле, не должны браться во внимание.

Целесообразность. Субъект применения административно-правовой нормы, выяснив ее содержание и разобравшись в фактических обстоятельствах дела, обязан принять наиболее целесообразное решение. Целесообразность применения нормы - это оптимальный путь достижения цели, предусмотренной нормой. Таким образом, речь идет о целесообразности в рамках законности.

Целесообразность органически связана с законностью и обоснованностью, однако, совпадает с ними не всегда. То есть целесообразность может выступать как самостоятельная категория, иметь самостоятельное значение, играть в правоприменении самостоятельную роль.

Анализ законности, обоснованности и целесообразности как важнейших требований, которые должны придерживаться в процессе применения административно-правовых норм, свидетельствует, что они, с одной стороны, находятся в неразрывном единстве, а с другой - каждая из них имеет самостоятельное значение.

Процесс реализации административно-правовых норм в настоящее время далек от идеального. Такое его состояние является характерным следствием кризисной ситуации в государстве. В механизме административно-правового регулирования эта ситуация проявляется в недееспособности многих административно-правовых норм, большому количеству правонарушений административного и дисциплинарного характера, в управленческой "суверенизации", что приводит к практическому игнорированию многих норм в регионах и на местах.

административный право норма реализация

 

 

 

 

Заключение

Административно-правовая норма - это установленное или санкционированное государством, формально определенное, юридически обязательное, охраняемое средствами государственного принуждения правило поведения участников административно-правовых отношений с целью обеспечения публичных прав и свобод человека и гражданина, нормального функционирования гражданского общества и государства.

Административно-правовым нормам свойственные черты, присущие нормам других отраслей права. Так, их устанавливает или санкционирует государство; они определяют и закрепляют права и обязанности субъектов права; являются общеобязательными и формально определенными правилами поведения; могут быть обеспечены принудительной силой государства; закрепляются в актах, которые издают компетентные государственные органы.

Вместе с тем, административно-правовые нормы характеризуются определенными особенностями, которые позволяют выделить их среди норм других отраслей права в зависимости от предмета их регулирования, метода административного права (в большинстве случаев такие нормы имеют императивный характер), административно-правовые нормы нередко устанавливают в процессе реализации исполнительной власти и непосредственно ее субъектами.

Характер отношений, урегулированных административно-правовыми нормами, определяет их структуру. Классическая модель правовой нормы предусматривает обязательное наличие трех взаимоувязанных частей: гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза указывает на фактические условия, в которых действует норма права. В диспозиции формулируется именно правило поведения. Санкция содержит указание на принудительные меры, которые подлежат применению в случае нарушения установленного правила.

Информация о работе Административно-правовая норма