Административное судопроизводство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:47, доклад

Краткое описание

Административное судопроизводство в рамках действующей судебной системы осуществляется помимо судов общей юрисдикции и системой арбитражных судов РФ. По действующему законодательству рассмотрение споров, связанных с административной ответственностью организаций и граждан-предпринимателей, производится в рамках арбитражного судопроизводства. Кроме того, в арбитражный суд могут быть обжалованы значительное число актов органов исполнительной власти и местного самоуправлен

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад адм. судопроизводство.docx

— 26.24 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Иркутский государственный  университет

 

 

 

 

 

 

 

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ СПОРОВ, РАССМАТРИВАЕМЫХ  В АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад по дисциплине:

 «Административное судопроизводство».

 

Студентки 4 курса

Дневного (бюджетного) отделения

Группа 09412 – Д

Овчинниковой Галины Евгеньевны

 

 

 

 

 

Иркутск 2010

Краткая характеристика административных споров, рассматриваемых  в арбитражных судах.

Административное судопроизводство в рамках действующей судебной системы  осуществляется помимо судов общей  юрисдикции и системой арбитражных  судов РФ. По действующему законодательству рассмотрение споров, связанных с  административной ответственностью организаций  и граждан-предпринимателей, производится в рамках арбитражного судопроизводства. Кроме того, в арбитражный суд  могут быть обжалованы значительное число актов органов исполнительной власти и местного самоуправления.

В арбитражных судах рассматриваются следующие категории административных дел (ст.22 АПК):

  • о признании недействительными актов государственных и иных органов,

В одном изпостановлении Президиума ВАС отмечено, что орган, издавший оспариваемый акт, хоть и не является ЮЛ, но был наделен полномочиями, которые влекут за собой юридические последствия (решение о наложении штрафа). Закон относит к подведомственности арбитражному суду споры о признании недействительными ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, которые не соответствуют законам и иным правовым актам и нарушают права и законные интересы организаций и граждан. Речь идет об актах, не носящих нормативного характера.

 

  • об обжаловании решений об отказе в предоставлении либо изъятии земельного участка,

 

 

  • об обжаловании отказа в государственной регистрации. При этом, признавая отказ в государственной регистрации незаконным, арбитражный суд своим решением обязывает соответствующий государственный орган совершить такую регистрацию (ч. 2 ст. 131 АПК).

 

  • об обжаловании решений государственных и иных органов об изъятии денежных средств и иного имущества,

 

 

  • о взыскании с организаций и граждан-предпринимателей штрафов и других денежных средств государственными и иными органами,

 

  • о возврате из бюджета денежных средств, списанных в виде экономических санкций  (списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта).

Например, юридические лица могут  обратиться в арбитражный суд  с исками о возврате из бюджета  незаконно списанных штрафов, других финансовых санкций, недоимок по налогам  и иным обязательным платежам в бюджет. Такие требования могут быть предъявлены, в частности, к государственным  налоговым инспекциям и другим контролирующим органам.

Перечень этот является открытым и  дополняется Федеральными законами (например,о ликвидации ЮЛ,. Основными признаками таких споров является то, что такие споры:

  1. являются экономическими.
  2. возникают из административных правоотношений, то есть отношений, основанных на административном или ином властном подчинении одной стороны другой. То ест участниками административных правоотношений могут быть государственные органы и органы местного самоуправления, выполняющие по отношению к другим лицам управленческие, контрольные или основанные на ином властном подчинении функции.

1. Производство по делам об оспаривании нормативно правовых актов

Оспариваемый акт должен порождать  определенные юридические последствия, а также нарушать права и интересы истца. В противном случае он не может  быть предметом спора в арбитражном  суде.

 

Производство по делам об оспаривании  нормативных правовых актов возбуждается на основании заявления заинтересованного  лица, обратившегося с требованием  о признании такого акта недействующим. Данные дела рассматриваются арбитражным  судом по общим правилам искового производства с определенными особенностями. В отличие от общих требований, предъявляемых к содержанию Заявления (ст.125 АПК), в нем дополнительно должны быть указаны данные:

  • о наименовании органа, должностного лица, принявшего нормативный правовой акт;
  • о наименовании этого акта и дате его принятия;
  • о правах и законных интересах организации, гражданина индивидуального предпринимателя, которые нарушаются оспариваемым актом или его отдельными положениями;
  • о нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, которому противоречит оспариваемый акт или его отдельные положения;
  • об органе массовой информации и дате опубликования акта.

 

Копия оспариваемого акта должна быть приложена к заявлению.

Названные дополнительные требования по оформлению заявления необходимы для правильного и быстрого разрешения спора.

 

К заявлению должны быть приложены:

1. доказательства направления копии  заявления другим лицам, участвующим  в деле;

2. документ, подтверждающий уплату  государственной пошлины; копия  свидетельства о регистрации  в качестве юридического лица  или индивидуального предпринимателя;

3. документы, подтверждающие полномочия  представителя на подписание  заявления;

4. документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает  свои требования. 

 

Подача заявления в арбитражный  суд не приостанавливает действия оспариваемого  нормативного правового акта.

Вопрос о принятии заявления  к производству арбитражного суда решается судьей единолично в пятидневный  срок со дня поступления заявления  в арбитражный суд. Арбитражный  суд обязан принять к производству заявление, поданное с соблюдением  требований, предусмотренных ст.125, 126 АПК. О принятии заявления к  производству арбитражный суд выносит  определение, которое направляется не позднее следующего дня лицам, участвующим в деле.

Несоблюдение требований к заявлению, предусмотренных ст.125, в 126 АПК, может  послужить основанием для оставления заявления без движения (ст.128 АПК) или его возвращения (ст.129 АПК).

Судьей арбитражного суда производятся действия по подготовки дела к судебному  разбирательству (ст.133-136 АПК). После  подготовки дела судья выносит определение  о назначении дела к судебному  разбирательству, которое направляемся лицам, участвующим в деле (ст.137 АПК).

Рассмотрение заявления производится арбитражным судом по общим правилам, предусмотренным гл. 19 АПК.

Дела об оспаривании нормативных  правовых актов и рассматриваются  коллегиальным составом судей. При  рассмотрении этих дел допускается  участие арбитражных заседателей. Срок рассмотрения этих дел не более 2 месяцев со дня поступления заявления  в суд. В указанный срок должно быть принято решение по делу. На любой стадии арбитражного процесса вправе вступить в дело соответствующий  прокурор (ст.52 АПК).

В отличие от общих правил, касающихся участия лиц в судебном заседании, если в заседание не явились надлежаще  извещенные заявитель, представитель  органа, принявшего спорный акт, иные заинтересованные лица и суд не признал  их явку обязательной, то данное обстоятельство не препятствует рассмотрению дела. Арбитражный суд может признать обязательной явку представителей государственных органов, органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений, об этом указывается в определении о принятом заявлении к производству (ст.127. АПК). Неявка указанных лиц является основанием для наложения штрафа в порядке, предусмотренном гл.11 АПК. Размер судебного, штрафа, налагаемого на должностных лиц, не может превышать 50 минимальных размеров оплаты груда, на организации - 1000 минимальных размеров оплаты труда, на граждан 25 минимальных размеров оплаты труда.

При рассмотрении дел об оспаривании  нормативного правового акта арбитражный  суд осуществляет проверку этого  акта или его отдельных положений  на предмет его соответствия федеральному конституционному закону и иному  нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Кроме  того, арбитражный суд проверяет  полномочия органа или липа по принятию оспариваемого нормативного акта. Изложенные обстоятельства должны быть раскрыты доказательствами, предъявляемыми органом  или лицом, принявшим нормативный  акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и  проверяет оспариваемое положение  нормативного акта в полном объеме.

Проверка законности оспариваемого  нормативного акта не может осуществлена несколькими судами, поэтому АПК предусматривает правило о прекращении производства по делу в случае, если вступившее в законную силу решение суда по ранее рассмотренному делу, проверившего по тем же основаниям оспариваемый акт (ст.150 АПК). К таким решениям относятся и решения Верховного РФ по конкретным делам.

Однако арбитражный суд не может  отменить этот акт. Последствием признания  акта недействительным может быть восстановление либо защита нарушенного права в  соответствии со ст. 13 ГК.

 

2. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в арбитражных судах: порядок и условия

Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей заявления, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. При определенных обстоятельствах этот срок может  быть продлен, но не более, чем на один месяц. О продлении срока выносится определение.

По результатам рассмотрения дела судья арбитражного суда выносит  постановление о назначении административного  наказания или о прекращении  производства по делу об административном правонарушении.

При назначении административного  наказания необходимо учитывать  следующие правила:

  • о презумпции невиновности;
  • о действии законодательства об административных правонарушениях во времени и в пространстве;
  • о возможности освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения;
  • об ответственности юридического лица при его реорганизации;
  • об общих правилах назначения административного наказания.
  • об обстоятельствах, смягчающих и отягчающих административную ответственность;
  • о назначении административного наказания за совершение нескольких административных правонарушений.

Прекращение производства по делу об административном правонарушении производится при наличии обстоятельств, предусмотренных КоАП.

Постановление по делу об административном правонарушении должно соответствовать  предусмотренным требованиям, оно подписывается судьей и объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копии постановления вручаются лицу (представителю), в отношении которого оно вынесено, потерпевшему по его просьбе либо высылаются указанным лицам в течение трех дней со дня его выяснения почтой с уведомлением о вручении.

В ходе рассмотрения дела судьей может  быть вынесено определение о приводе  лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, а также другие определения, которые  должны соответствовать установленной форме.

По результатам рассмотрения дела судья арбитражного суда при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его  совершению, вносит в соответствующие  организации и соответствующим  должностным лицам представление  о принятии мер по устранению указанных  причин и условий. Организации и  должностные лица обязаны рассмотреть  представление в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье арбитражного суда, вынесшего представление.

 

3. Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций

Такие споры подведомственны арбитражному суду в тех случаях, когда орган, обращающийся с требованием о  взыскании штрафа, является юридическим  лицом или федеральным законом  ему предоставлено право на обращение  в арбитражный суд с соответствующим  иском, что вытекает из п. 1 ч. 1 и ч. 4 ст. 22, а также ч. 2 ст. 4 и ст. 42 АПК.

 

Дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую  деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК, с особенностями, установленными в настоящей главе.

Производство по делам о взыскании  обязательных платежей и санкций  возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных  органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные  функции, с требованием о взыскании  с лиц, имеющих задолженность  по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций.

Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Информация о работе Административное судопроизводство