Административное право России как отрасль российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является- изучение административного право как отрасль Российского права.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие, метод, предмет административного права;
- рассмотреть основные источники и нормы административного права;
-проанализировать соотношение административного права с другими отраслями Российского законодательства .

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Административное право России как отрасль российского права…..5
1.1. Понятие ,предмет и методы Административного права РФ ……....5
1.2. Система административного права России………………………..10
2. Нормы и источники административного права…………………….13 . 2.1Административно-правовые нормы ……………………...…………..13
2.2. Обзор основных источников административного права…………16
3. Соотношение административного права с другими отраслями права………………………………………………………………………………18
Заключение …………………………………………………………...…..22
Список используемой литературы…………………………………….....23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по административному 2003.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

 

1.2. Система административного права России

 

Наряду с  предметом определяющим признаком  самостоятельной отрасли права является ее целостность, взаимосвязь заключенных в ней юридических норм. Целостность системы административного права обеспечивается за счет единства предмета, цели, принципов и метода правового регулирования.

Под системой правового  воздействия вообще следует понимать определенный юридический режим регулятивного воздействия, который характеризуется специфическими приемами правового регулирования - особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, распространяющихся на данную совокупность норм. 

Система административного  права делится на общую и особенную  части. Общая часть включает в  себя нормы, охватывающие управление в  целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах определенных сфер управления (образование, охрана общественного порядка и т.п.). Каждая из частей включает в себя несколько административных институтов (подотраслей).

В общую часть  входят четыре подотрасли:

1) регулирующие  административно-правовой статус  граждан (индивидуальных субъектов  права);

2) регулирующие  основы организации и деятельности  исполнительной власти;

3) регулирующие  административно-правовые статусы  негосударственных организаций;

4) обеспечивающие законность управления.

В четырех подотраслях  особенной части объединены  нормы, регулирующие:

* обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность;

* организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации;

* социально-культурную деятельность государственной администрации;

* деятельность государственной администрации по организации политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей).

Принципы административного права, т.е. основополагающие идеи, требования, выражающие сущность административного права. К числу основных принципов относятся:

  • демократизм нормотворчества и реализации права
  • равенство граждан перед законом и правоприменителем
  • взаимная ответственность государства и личности
  • федерализм
  • гуманизм
  • законность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Нормы и источники административного права

2.1. Административно-правовые нормы

 

Норма административного  права, как и норма любой другой отрасли права, представляет собой правило общего характера, определенную меру (масштаб) должного или возможного поведения, установленную государством и охраняемую специальными государственными средствами.

Административно-правовая норма - это норма права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных областях государственной деятельности.

Нормы административного  права определяют границы должного, управомоченного или запрещенного поведения субъектов в процессе осуществления исполнительной власти в сфере государственного управления. Эти нормы регулируют отношения управленческого характера путем определения взаимных прав, обязанностей и ответственности сторон этих отношений. Они призваны обеспечить публичные интересы посредством установления конкретной меры должного и возможного поведения субъектов административного права в сфере государственного управления.

Административно-правовые нормы подразделяются на различные  виды по целому ряд оснований.

В зависимости  от содержания выделяются материальные и процессуальные нормы:                                                                                  

    • Материальные нормы определяют объем и содержание прав и

обязанностей, а также ответственность участников административно-правовых отношений, т.е. их административно-правовой статус. Они регламентируют правовой режим деятельности субъектов административного права, устанавливают запреты и ограничения на ту или иную деятельность, административные санкции за их нарушение и компетенцию соответствующих органов по применению этих санкций;

    • процессуальные нормы регламентируют процесс

функционирования  органов государственной администрации  в их отношениях с другими субъектами административного права. Они регулируют процедуру, формы и методы нормотворческой и правоприменительной деятельности государственной администрации. Процессуальные нормы регламентируют порядок осуществления юрисдикционной деятельности, т.е. отношения, складывающиеся с участием юрисдикционного органа в процессе разбирательства правовых конфликтов в виде административных правонарушений и административных споров.

В зависимости  от юридической силы выделяются законодательные  и подзаконные административно-правовые нормы.

* Законодательные нормы содержатся в федеральных законах и нормативных актах законодательной власти субъектов Федерации.

* Подзаконные нормы могут быть общими и отраслевыми (ведомственными). Общие подзаконные нормы содержатся в актах Президента РФ, Постановлениях Правительства РФ, глав администраций и правительств субъектов РФ.

Отраслевые  нормы устанавливаются посредством  ведомственных нормативных актов.

В зависимости  от метода воздействия на поведение  субъектов нормы административного  права делятся на:

    • обязывающие (содержат предписание совершить определенные

действия в  предусмотренных нормой случаях);

    • запрещающие (содержат запрет на совершение тех или иных

действий);

    • уполномочивающие (предоставляют возможность субъектам

права совершать  определенные действия, влекущие юридические  последствия);

 

    • разрешительные или дозволительные (разрешают адресату

действовать по своему усмотрению);

В зависимости  от территории действия различаются:

- общефедеральные, региональные (действующие на территории субъекта РФ);

-межтерриториальные, местные и локальные (внутриорганизационные)

Эти нормы по сроку действия подразделяются на временные (введенные на определенный срок), бессрочные (не имеющие заранее определенного срока действия), чрезвычайные (рассчитанные на время существования определенных чрезвычайных обстоятельств).

Элементами (составными частями) административно-правовых отношений  являются: субъекты, объекты и юридические  факты.

Субъектом административно-правового  отношения называется тот, кто наделен административными правами и обязанностями. Субъектами административно-правовых отношений являются:

  • граждане России
  • иностранные граждане и лица без гражданства
  • государственные органы, их структурные подразделения, предприятия, учреждения и иные государственные организации
  • общественные (негосударственные) объединения
  • служащие государственных органов и организаций, служащие общественных (негосударственных) объединений
  • представители общественных формирований, наделенные административными обязанностями и правами

Объект административно-правового  отношения - это то, по поводу чего возникает правоотношение -действие, поведение субъекта права.

Юридические факты являются основанием возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений, т.е. это такие факты, с наличием которых законодатель связывает возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

По соотношению  прав и обязанностей участников административно-правовые отношения делятся на две группы :

1 ) отношения, в которых один из участников подчинен другому (вертикальные правоотношения);

2) отношения, участники которых не находятся в подчинении друг у друга (горизонтальные правоотношения).

 

2.2. Обзор основных источников административного права

 

Источники административного  права - это конкретные формы его выражения. Нормы административного права содержатся в различных по своему характеру и значению юридических актах.

Источниками административного  права являются акты государственных органов (законы и подзаконные акты), в которых содержатся нормы административного права.

Характерным для  отрасли административного права  является наличие множества источников юридических норм.

Система источников административного права выглядит следующим образом.

  1. На федеральном уровне:

* Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права,  международные договоры РФ, постановления Конституционного Суда РФ, федеральные конституционные законы, кодексы РФ и основы законодательства РФ, нормативные указы и распоряжения Президента РФ,  нормативные акты палат Федерального Собрания РФ, нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти с особым статусом (например, Центральный банк РФ);

2.  На региональном  уровне:

* конституции (уставы) субъектов РФ, постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ,  законы субъектов РФ, нормативные акты высших должностных лиц субъектов РФ, нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ ;

3.  На муниципальном  (местном) уровне:

* уставы муниципальных образований, нормативные акты представительных органов муниципального образования, нормативные акты главы муниципального образования, нормативные акты местной администрации.

Таким образом, источники административного права  — это внешние формы выражения  административно-правовых норм.

В практическом варианте имеются в виду юридические  акты различных государственных  органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты (закон  и нормативно-правовой акт подзаконного характера).

Совокупность  нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство. В законодательном массиве административного права следует выделять:

-общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию России);

- отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП РФ, ФЗ о системе государственной службы и т.п.);

-законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.);

-международные акты, действующие в данной сфере правоотношений.

3. Соотношение административного права с другими отраслями права

 

Административное право, сохраняя свою специфику, выраженную в его предмете и методе, тесно взаимодействует с другими отраслями российского права.

Характеризуя  это взаимодействие, необходимо иметь  в виду, что административное право  охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни. Это, как уже отмечалось выше, предопределяется многообразием практического применения действующего в Российской Федерации механизма исполнительной власти.

Упоминалось также, что административное право играет в правовой системе РФ вспомогательную, служебную роль, в отличие, например,  от таких наиболее самостоятельных отраслей права, как гражданское, уголовное, международное, конституционное. Служебная роль административного права определяется целым рядом как внешних обстоятельств, так и группой факторов, вытекающих непосредственно из самой природы этой отрасли права.

Характеризуя служебную роль административного права, следует принимать во внимание обстоятельства, вытекающие из самой его природы. Так, в связи с актуальностью проблемы правоохраны в условиях построения правового общества, административное право усиливает свои собственные юридические средства защиты от посягательств на правовой режим в сфере действия механизма исполнительной власти. Несоблюдение или недобросовестное выполнение административно-правовых норм влечет за собой приведение в действие предупредительных, пресекательных и карательных средстве административно-принудительного характера.

Информация о работе Административное право России как отрасль российского права