Административное правонарушение и его отличие от других видов государственного принуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 10:54, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «деяние» часто применяется в законодательстве, причем этим понятием охватывается два вида поведения правонарушителя: действие либо бездействие, т.е. такое действие, которое противоречит праву, закону, расходится с ним. Многие административные правонарушения могут совершаться посредством деяния, например, мелкие хищения государственного или общественного имущества, мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков в общественных местах и т.д., но не мало административных проступков совершатся в форме бездействия, например, невыполнение правил пожарной безопасности, проявление неуважения к суду, неисполнение должностным лицом требования работника милиции и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Административное право.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

1. Административное правонарушение и его отличие от других видов государственного принуждения.

 

 

Все виды юридической ответственности (уголовная, гражданско-правовая, дисциплинарная, административная) имеют общие объективные и субъективные основания, какими являются противоправные деяния.

Основанием для административной ответственности служит совершение конкретным лицом административного проступка.

Административное правонарушение (проступок) – это посягающее на государственный общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность наступает, если правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Юридическими признаками административного правонарушения являются:

  1. общественная опасность деяния;
  2. противоправность деяния;
  3. виновность;
  4. наказуемость деяния;

Понятие «деяние» часто применяется в законодательстве, причем этим понятием охватывается два вида поведения правонарушителя: действие либо бездействие, т.е. такое действие, которое противоречит праву, закону, расходится с ним. Многие административные правонарушения могут совершаться посредством деяния, например, мелкие хищения государственного или общественного имущества, мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков в общественных местах и т.д., но не мало административных проступков совершатся в форме бездействия, например, невыполнение правил пожарной безопасности, проявление неуважения к суду, неисполнение должностным лицом требования работника милиции и т.д.

Сущность административного правонарушения определяется его общественной опасностью. Государство, закрепляя в нормах права обязательные правила поведения, предусматривает возможность применения за их нарушение государственного принуждения. Именно общественная опасность правонарушения обуславливает ответственность за его нарушение. Отсутствие данного признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения.

Особенно велика вредность и опасность административных правонарушений в сфере общественного порядка и безопасности, например, таких, как мелкое жульничество, управление транспортными средствами в состоянии опьянения и др.

Степень общественной опасности не является абстрактной категорией. Она определяется на основе учета многочисленных конкретных обстоятельств, которыми являются:

а) особенность объекта правонарушения;

б) повторность;

в) систематичность и злостность противоправного посягательства;

г) наличие тяжких последствий;

д) характер вины;

е) личность правонарушителя.

Анализ и учет всех обстоятельств, повышающих общественную опасность деяния или, напротив, понижающих ее, позволяют разграничивать административные правонарушения и преступления, правильно квалифицировать противоправные посягательства, определять необходимую меру принуждения.

Противоправность означает, что конкретное деяние запрещено административно- правовыми нормами под страхом ответственности, т.е. определенное лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом.

Виновность характеризуется тем, что деяние представляет собой проявление сознания и воли лица, его совершающего. Имеется ввиду, что общественно опасное и противоправное действие (бездействие) совершается умышленно либо по неосторожности.

Наказуемость характеризуется применением мер административной ответственности (административных взысканий) за совершение общественно опасного, противоправного, виновного деяния.

Названные признаки административного правонарушения, закрепленные в праве, в совокупности образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности правонарушителя. Признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава.

При наличии всех признаков может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключат законность привлечения к административной ответственности.

В административном праве отсутствует понятие «наказание» и как следствие этого наказуемость до недавнего времени не рассматривалась в качестве обязательного признака административного проступка.

Этим, как справедливо отмечается в литературе, объясняется отсутствие до настоящего времени в действующем законодательстве термина «наказание». Заменой ему выступает «взыскание», что подчеркивает качественное отличие санкций за преступления и административные правонарушения.

Под составом административного правонарушения (проступка) понимается совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность.

Признаками (элементами) состава административного правонарушения являются объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Состав проступка – логическая конструкция, которая закрепляется в праве и становится обязательной. Перечень закрепленных в данном составе признаков – необходимое основание для квалификации деяния как административного проступка.

В юридической литературе основания для административной ответственности часто подразделяются на два вида: нормативные и фактические. Под нормативными основаниями понимаются правовые нормы, в соответствии с которыми устанавливается и применяется административная ответственность. Под фактическим основанием подразумевается совершенное правонарушение, за которое может быть применено административное взыскание.

Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые нормами административного права, а в ряде случаев – трудового, земельного, финансового и других отраслей права. В качестве родового объекта административного проступка выступают: права и свободы граждан, государственный и общественный порядок, собственность, установленный порядок управления и др. Каждый конкретный проступок имеет видовой, непосредственный объект посягательства (общественная нравственность, честь, достоинство, здоровье гражданина – при умышленном причинении легкого телесного повреждения или побоев).

Объективная сторона проступка – это система предусмотренных нормой административного права признаков, характеризующих его проявление – действие либо бездействие. Очень часто в составе проступка присутствуют признаки места (общественное место, пограничная зона, железнодорожный путь и др.), времени (ночное, запрещенное и т.п.), характера деяния (его систематичность и т.д.).

Субъектом административного проступка является тот, кто его совершил, лицо, в деянии которого имеется описанный в законе проступок. Все признаки субъекта можно поделить на две группы:

  1. общие (их два – достижение 16-летнего возраста и вменяемость);
  2. специальные (особенности труда, служебное положение, прошлое противоправное поведение, состояние здоровья и иные признаки – военнообязанный, иностранец и др.).

Субъективная сторона административного правонарушения – это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Она включает в себя вину нарушителя, мотивы, которыми руководствовался субъект, и цели, которые он преследовал.

Ввиду огромного разнообразия и значительной распространенности административных проступков единого критерия их классификации не существует. В качестве его выступает комплексный критерий, объединяющий совокупность признаков, характеризуемых единством правового регулирования, относительной устойчивостью и повторяемостью возникающих при этом административных правонарушений.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Система мер административного  принуждения,

основания применения.

 

Административное принуждение представляет собой систему мер морального, материального, физического и психического воздействия уполномоченных на то органов на сознание и волю людей в целях достижения в соответствии с требованиями «публичной власти» определенного поведения, строгого соблюдения дисциплины и законности в сфере управления.

Меры административного принуждения весьма разнообразны и многочисленны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает объективные предпосылки для их классификации.

В зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправным посягательством на эти отношения, все меры административного принуждения могут быть подразделены на три группы:

  • административно-предупредительные меры;
  • меры административного пресечения (административно-пресекательные меры);
  • меры административной ответственности.

Можно выделить меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и административно-восстановительные меры, применяемые с целью восстановления нарушенного права.

Административно-предупредительные меры принудительного характера – способы и средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Основание применения административно - предупредительных мер – наступление особых условий, как связанных, так и не связанных с действием человека (несчастные случаи, стихийные бедствия, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием и другие чрезвычайные ситуации, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения).

Цели применения административно-предупредительных мер: предупреждение правонарушений в сфере государственного управления, предотвращение обстоятельств, угрожающих общественной безопасности.

Несмотря на ярко выраженный профилактический характер, меры подобного рода осуществляются в принудительном порядке, т.е. в процессе односторонней реализации юридически властных полномочий компетентных исполнительных органов (должностных лиц). Выражаются они, как правило, в виде определенных ограничений и запретов, что достаточно показательно характеризует их принудительную природу.

Административно-предупредительные меры не связаны с совершением правонарушений. Они их предотвращают и в этом смысле предшествуют применению иных мер принуждения, направленных против виновных в совершении административных правонарушений.

Административно-предупредительные меры имеют широкий и разветвленный функциональный характер, при этом главная их цель – предупредить вредные, опасные для жизнедеятельности общества явления, последствия и правонарушения. Эти меры отличаются многообразием, применяются в различных сферах и областях общественной жизни различными субъектами с компетенцией контрольно-надзорного характера (специальные государственные инспекции и т.п.). В основном они могут иметь отраслевой (ведомственный) профиль, но могут осуществляться и органами с общей управленческой компетенцией.

Виды административно-предупредительных мер:

  • введение карантина, т.е. специального режима въезда и выезда в местности, пораженные эпидемией или эпизоотией (болезни животных);
  • таможенный досмотр, т.е. проверка вещей при переезде через государственную границу с целью предупреждения контрабанды;
  • закрытие участков государственной границы, участков дороги или улицы для движения в случае аварии, происшествия, проведения массовых мероприятий;
  • надзор за техническим состоянием транспортных средств;
  • принудительное медицинское освидетельствование физического состояния лиц, санитарного состояния предприятий торговли и общественного питания;
  • принудительное выселение из домов, грозящих обвалами; реквизиция имущества, т.е. временное возмездное изъятие имущества в силу государственной необходимости при наступлении стихийных бедствий (например, личного транспорта в особых условиях);
  • досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских судов в целях обеспечения безопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипажа этих судов;
  • надзор за соблюдением правил пожарной безопасности;
  • регистрация оружия, транспортных средств;
  • проверка документов, удостоверяющих личность;
  • контрольные и надзорные проверки;
  • досмотр вещей и личный досмотр граждан, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения;
  • постановка на специальный учет;
  • надзор за соблюдением правил дорожного движения.

Меры административного пресечения – способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния, предотвращения его общественно опасных последствий, а также создания возможности для последующего привлечения нарушителя к юридической ответственности.

Информация о работе Административное правонарушение и его отличие от других видов государственного принуждения