Административное правонарушение и административная ответственность. Административное наказание и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 14:34, реферат

Краткое описание

Одной из важнейших задач любой правовой науки является правильное определение и обоснование ее предмета. Особенно важно это в современных условиях, когда при переходе к рыночным отношениям значительно корректируются все отрасли отечественного права, включая и административное.

Содержание

Введение.
Административное правонарушение и административная ответственность.
Административное наказание и его виды.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Основы административного права.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)

Чтобы нести административную ответственность (обладать административной деликтоспособностью), нужно достичь предусмотренного законом возраста. Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16 лет. Напомним для сравнения, что законодательство допускает иногда применение уголовной ответственности к лицам, совершившим преступления и в более раннем возрасте.

Лицо, действовавшее в состоянии  крайней необходимости и необходимой  обороны, административной ответственности не подлежит. В данном случае применяется тот же принцип, что и в уголовном праве. Если, например, водитель автомашины с превышением установленной скорости везет в больницу человека, нуждающегося и неотложной медицинской помощи, то он не будет наказан за превышение скорости, поскольку действует в ситуации крайней необходимости. Стрелять из охотничьих ружей в населенных пунктах нельзя; за это предусмотрены штраф, возмездное изъятие ружья или его конфискация. Но если человек стрелял из ружья, чтобы припугнуть вооруженных бандитов, нападающих на него, пытающихся ворваться в его дом, то он не будет нести ответственность за стрельбу (необходимая оборона).

Законом установлен давностный срок наложения административного взыскания  — оно может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а если правонарушение было длящимся (проживание без регистрации, уклонение от регистрации охотничьего ружья и т.д.), то не позднее двух месяцев со дня обнаружения нарушения.

Законодательство закрепляет систему “гибкого реагирования” на административные правонарушения и не требует, чтобы всякое такое правонарушение обязательно влекло административную ответственность даже в пределах давностного срока. При малозначительности совершенного административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может вообще освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 22 Кодекса об административных правонарушениях). Кроме того, лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности в связи с передачей материалов рассмотрение общественности, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности нарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия, а не административное взыскание (ст. 21 Кодекса об административных правонарушениях).

В ряде случаев административное правонарушение влечет, в порядке исключения, не административную, а дисциплинарную ответственность. В результате появляется несоответствие вида праве нарушения и вида ответственности за его совершение. Военнослужащие, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения, как правило, по дисциплинарным уставам, т.е. дисциплинарную ответственность. Однако за нарушение режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Госграницу РФ, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду они несут административную ответственность.

Как известно, есть и гражданские  лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или  специальных положений о дисциплине. Это, например, работники гражданской  авиации, железнодорожного, морского и речного транспорта. Они в случаях, прямо предусмотренных этими положениями и уставами, несут за совершение административных правонарушений при исполнении служебных обязанностей дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях — административную ответственность на общих основаниях.

Каковы же понятия, цели и особенности  административной ответственности.

Административная ответственность  — это один из видов правовой ответственности, наряду с уголовной, гражданско-правовой и дисциплинарной. Она устанавливается государством путем издания его органами правовых норм, определяющих: а) основания ответственности, б) меры, которые могут быть применены к нарушителю, в) порядок рассмотрения дел о правонарушениях, г) исполнения указанных мер.

В теории ведется дискуссия о  понятии правовой ответственности, что объясняется в значительной степени разнообразием ее оснований, применяемых мер, назначении ответственности  в различных отраслях права.

Тем не менее общепринятым является понимание юридической ответственности как реализации правовых санкций, применение наказания, ибо оно есть и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в лишении свободы, и в гражданско-правовой неустойке.

Следовательно, административная ответственность рассматривается как применение установленных законом административных изысканий за совершение административных правонарушений. Из всех многочисленных мер административного принуждения (досмотр, реквизиция, задержание, изъятие и т.д.) только административные взыскания выполняют функцию наказания и только их применение влечет наступление административной ответственности (ст. 23 КоАП РФ).

Итак, административная ответственность  — это административное правовое принуждение. Это наступление отрицательных последствий для правонарушителя морального (предупреждение), материального (штрафа) и физического (административный арест) характера.

Цель административной ответственности  состоит в воспитании нарушителя в духе уважения к закону, предупреждении совершения в дальнейшем административных правонарушений как лицами, привлеченными к административной ответственности, так и другими гражданами (частное и общее предупреждение). Оказываемое в результате привлечения к административной ответственности воздействие на правонарушителя связано с государственным осуждением в лице полномочного органа, налагающего взыскание, его противоправного деяния, с отрицательной оценкой нарушителя.

Для административной ответственности  присущ всеобщий характер (правила  пожарной безопасности, строительные правила и т.д.), который проявляется в следующем: во-первых, во всеобщей обязательности правил для всех граждан, несоблюдение которых влечет административную ответственность; во-вторых, ответственность за административные правонарушения возникает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и наложению взысканий. Своей всеобщностью административная ответственность сходна с уголовной и отличается от дисциплинарной, также гражданско-правовой, в которой ответственность наступает, главным образом, перед субъектом договорных и внедоговорных гражданско-правовых или трудовых отношений.

Также административную ответственность  можно рассматривать как систему  материальных и процессуальных правоотношений, поскольку ее возникновение и реализация осуществляются в определенных правовых рамках, которые устанавливаются юридическими нормами, реализуемыми в соответствующих правоотношениях. Нередко мы видим, что материальные и процессуальные правоотношения административно-правового характера сливаются, образуя единое целое, например, штраф на месте совершения административного правонарушения. Здесь нет самостоятельного и отдельного административного процесса, тут отмечается так называемый усеченный процесс ввиду очевидности и простоты самого характера административного правонарушения.

Административную ответственность  характеризует множественность  органов, полномочных ее устанавливать, — это и законодательные органы Российской Федерации и субъектов Федерации, это и федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления по вопросам стихийных бедствий и эпидемий. В проекте нового Кодекса об административных правонарушениям предусмотрено установление административной ответственности только на основе закона.

Наконец, это многообразие и множественность  органов, полномочных применять  административную ответственность: административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, главы администрации поселковых, сельских, районных, городских органов местного самоуправления, администрация краевого и областного уровня, районные, городские народные суды, судьи общих и военных судов, органы внутренних дел (милиции), органы государственного пожарного надзора, органы железнодорожного, морского, речного, воздушного транспорта и еще десятки других opганов административной юрисдикции, входящие в систему органов исполнительной власти.

Кроме того, привлечение к административной ответственности не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.

Необходимо отметить и еще одно новшество: к административной ответственности  привлекаются не только физические лица, но все в большей мере и юридические  лица, что было в свое время отменено Указом Президиума Верховного Совета СССР “О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке” от 21 июня 1961 г. Появление частных и акционерных организаций повлекло за собой и возможность крупных штрафных санкций, поступающих в федеральный бюджет или бюджет субъектов РФ за нарушение обязательных правил, установленных законодательным органом.

Какие меры административной ответственности  предусмотрены законодательством?

Первой следует назвать такую  меру, как предупреждение. Административным взысканием является лишь такое предупреждение, которое сделано путем вынесения письменного постановления или в иной установленной законодательством форме. Устное предупреждение не считается мерой административной ответственности (это мера чисто морального характера).

Административный штраф — это  денежное взыскание, назначаемое в  определенной сумме, которая может  быть установлена или и рублях, или в кратном по отношению  к минимальному размеру оплаты труда  размере (второе установлено с учетом инфляции). Штраф, как и предупреждение, является наиболее часто применяемой мерой ответственности за административные правонарушения, причем почти за все.

Лишение специальных прав — вид  административных взысканий. В данном случае речь идет, конечно, о лишении не конституционных или каких-либо иных прав, которыми граждане обладают непосредственно в силу закона, а только таких, которые решением компетентного органа предоставлены персонально данному конкретному лицу. Пример тому — лишение водительских прав за грубые нарушения правил дорожного движения, за управление автомашиной в состоянии опьянения.

 

Конфискация как мера административной ответственности — это принудительное безвозмездное отчуждение непосредственно  в пользу государства вещи, явившейся орудием или предметом совершения административного проступка. Конфискуется, например, таможенным органом предмет, который нельзя перевозить через границу. Уголовное право допускает конфискацию имущества в целом, административное право — только отдельных предметов.

Наряду с конфискацией законодательством  допускается в некоторых, правда весьма редких, случаях и возмездное изъятие предмета. Так, нарушение  правил приобретения, хранения и пользования  охотничьими ружьями влечет штраф  “с изъятием оружия с возмещением его стоимости или без такового”. Во втором случай имеет место конфискация, а в первом — возмездное изъятий (охотничье ружье передается торгующей организации для продажи на комиссионных началах, а вырученные от реализации деньги, за вычетом комиссионных, отдаются бывшему владельцу ружья).

Законодательством предусмотрен и  такой вид административного  взыскания, как исправительные работы. Суть их состоит в том, что из заработной платы (заработка) нарушителя в течение  определенного срока производится удержание в доход государства денег в размере, установленном в виде процента. Поскольку вычет из заработной платы (заработка) производится неоднократно, а реальный размер вычета зависит от величины доходов человека, то при высоких доходах нарушителя суммарный вычет может быть весьма значительным. Многие юристы предлагают исключить исправительные работы из перечня административных взысканий, так как такие работы практически означают “штраф в рассрочку”.

Мерой административного взыскания  является административный арест — кратковременное (сроком до 15 суток) лишение свободы за совершение некоторых административных проступков, граничащих с преступлениями, если к тому же нарушителя нужно немедленно изолировать от общества. Поскольку административный арест есть хотя и кратковременное, но все же лишение свободы, применять такую меру разрешено только народным судьям (органы исполнительной власти и их должностные лица назначить административный арест не могут). Такая мера может быть применена за мелкое хулиганство, злостное неповиновение законному распоряжению работника милиции, народного дружинника или военнослужащего, участвующих в охране общественного порядка, и за некоторые другие правонарушения.

Установлено и новое административное взыскание — административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Административное выдворение за пределы  Российской Федерации иностранных  граждан и лиц без гражданства  заключается в принудительном и  контролируемом перемещении их через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из Российской Федерации (введена Федеральным законом от 2 февраля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 6. Ст. 453).

Конституция Российской Федерации (ст. 62) установила, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами  и несут обязанности наравне  с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Административное выдворение за пределы  Российской Федерации иностранных  граждан и лиц без гражданства  как административное взыскание  является мерой государственного принуждения, применяемой по постановлению органа исполнительной власти. Эта принудительная мера применяется в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства, воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения российских законов, уважения к нравственным правилам поведения, принятым в нашем обществе, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самими правонарушителями, так и другими лицами.

Информация о работе Административное правонарушение и административная ответственность. Административное наказание и его виды