Административное правонарушение, его состав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 19:09, контрольная работа

Краткое описание

Введение 4
1. Административное правонарушение 5
2. Состав административного правонарушения 6
2.1 Субъективные признаки 7
2.2 Объективные признаки 9
Заключение………………………………………………………………………10
Список используемой литературы
проступков.

Содержание

Введение 4
1. Административное правонарушение 5
2. Состав административного правонарушения 6
2.1 Субъективные признаки 7
2.2 Объективные признаки 9
Заключение………………………………………………………………………10
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. Административное правонарушение.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Правовые основы Российского государства»

на тему:

«Административное правонарушение, его состав»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка III курса заочного отделения

                                                 группы специальности ГМУ

                                                            Сидорова Н.А.

     Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов 2013

Содержание

Введение 4

  1. Административное правонарушение 5
  2. Состав административного правонарушения 6

2.1 Субъективные признаки 7

2.2 Объективные признаки 9

Заключение………………………………………………………………………10

Список используемой литературы 11

Введение

 

    В борьбе с правонарушениями основные усилия направлены на профилактику этих проступков и на устранение причин, их порождающих. Однако это не исключает  возможности  использования  правовых санкций в отношении лиц, виновных в совершении административных правона-рушений . Именно посредством административных взысканий, наряду с другими мерами, обеспечивается превенция административных проступков.

Разумеется, эти санкции реализуются не сами по себе, а в процессе особого рода правовой деятельности, получившей наименование административной юрисдикции. В процессе ее осуществления компетентные органы  рассматривают дела об административных правонарушениях и принимают решения. Основанием применения взыскания, возбуждения дела об административном правонарушении является наличие в содеянном административного проступка. Поэтому осуществление юрисдикции невозможно без глубокого знания понятия состава административного  проступка, а также без глубокого знания понятия самого правонарушения. Необходимые знания помогут правильно квалифицировать  административные проступки, принимать законные решения по делам, обеспечивать соблюдение законности, охрану прав и интересов граждан.

1. Административное правонарушение

 

Административное правонарушение – противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) или законами субъектов РФ  установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Форма вины указана в статье 2.2 КоАП РФ.

  1. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
  2. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможность наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Административный проступок – деяние в виде действия либо бездействия, являющееся общественно опасным, противоправным, виновным, наказуемым.

Деяние – акт волевого поведения, а не мысли или желания человека.

Действие – активное невыполнение возложенной обязанности, законного требования или нарушение установленного запрета.

Бездействие – пассивное невыполнение возложенной на гражданина обязанности.

Таким образом, административный проступок является деянием обществено опасным, так как причиняет вред интересам общества, гражданам, государству.

Юридическим выражением признака общественной опасности административного проступка является противоправность, административным проступком может быть признано только такое поведение, которое закреплено нормами административного права.

Для признания деяния правонарушения надо установить, что оно являлось явление воли и разума, то есть продуктом психической деятельности человека.

Не может оцениваться как административное правонарушение деяние, совершенное помимо воли человека, то есть лицом не способным руководить своими действиями или отдавать им отчет, в соответствии со ст. 2.8 КоАП РФ лицо, совершившее правонарушение в таком состояние признается невменяемым и не подлежит административной ответственности.

Обязательным признаком является административная наказуемость, общественно опасное деяние, запрещенное нормами административного права, признается административным проступком лишь в случаях когда за его совершение предусмотрена административная ответственность.

За совершение административного правонарушения граждан, не привлекаются к административной ответственности в случаях:

  1. Не достижение 16 лет (ст. 2.3 КоАП РФ);
  2. Совершение правонарушение в состоянии невменяемости (ст. 2.8 КоАП РФ);
  3. Совершение в крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ);
  4. В связи с малозначительностью дело может быть прекращено в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.

Таким образом, любое административное правонарушение характеризуется совокупностью всех названных признаков, отсутствие любого из них означает, что рассматриваемое деяние не является административным проступком, в таком случае оно может быть признано либо правомерным поведением, либо другим правонарушением.

Спец. субъекты административного права:

  1. Должностные лица (ст. 2.4 КоАП РФ);
  2. Военнослужащие и иные лица, на которые распространяется действие дисциплинарных уставов (ст. 2.5 КоАП РФ);
  3. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица (ст. 2.6 КоАП РФ).

 

2. Состав административного правонарушения

 

Состав – совокупность признаков, установленных нормой административного права, наличие которых может повлечь административную ответственность, так как все признаки состава, закрепленные в норме административного права, становятся обязательными и отсутствие в фактически совершенном деянии одного из указанных в правовой форме признаков состава означает, что лицо не совершило проступка, предусмотренного данной нормой.

Все признаки состава делятся на:

  • объективные – объект, объективная сторона;
  • субъективные – субъект, субъективная сторона.

По особенностям конструкции выделяются следующие виды составов:

  1. Материальные и формальные.

Материальные – составы, в которых содержится признак наступления вредных материальных последствий совершенного деяния или описывается деяние, обязательно влекущее наступление вредных последствий, хотя последствия законом не называются. Материальный состав определяется для правильной квалификации правонарушения и для того, чтобы решить вопрос о возмещении причиненного ущерба.

Формальные – составы, в которых не признака наступления вредных материальных последствий.

  1. Простые и квалифицированные.

Простые составы устанавливают административную ответственность за конкретное деяние без ее усиления; если в простой состав вводится квалифицирующий (усиливающий ответственность) признак, то деяние квалифицируется по другой статье или по другому пункту статьи, предусматривающему более строгое наказание (повторность, систематичность, совершение правонарушения должностным лицом, причинение материального ущерба, совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения).

  1. Однозначные и альтернативные.

В однозначных составах описывается одно противоправное деяние, за которое устанавливается административная ответственность.

В альтернативных составах описывается два и более противоправных деяния, при этом административным правонарушением признается как совершение одного из описанных деяний, двух или всех сразу.

 

 

2.1 Субъективные признаки

 

Субъект административного правонарушения – в ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16 – летнего возраста, в ст. 2.8 КоАП РФ лицо, находящееся в состоянии невменяемости не подлежит административной ответственности, таким образом, возраст 16 лет и вменяемость являются общими признаками субъекта административной ответственности. Гражданин, обладающий данными признаками, является общим субъектом административной ответственности.

Наряду с общим выделяется и специальный субъект, такая необходимость возникает, когда в состав проступка законодатель включает наряду с общими признаками какие либо специальные. К признакам спец. субъекта относится: служебная обязанность, вид деятельности, прошлое противоправное поведение и др.

По видам спец. признаков выделяют следующие спец. субъекты:

  • должностные лица;
  • водители;
  • работники торговли, общественного питания;
  • допризывники, призывники, военнообязанные;
  • иностранные граждане и лица без гражданства;
  • родители или лица их заменяющие;
  • лица, совершившие в состоянии алкогольного опьянения;
  • лица, совершившие административное правонарушение повторно;
  • лица, находящиеся под надзором;
  • и др.

Спец. субъекты выделяются в целях индивидуализации административной ответственности граждан.

Административная ответственность спец. субъектов является повышенной; это заключается в том, что к ним применяются все без исключения административные взыскания.

Спец. субъекты одновременно могут привлекаться к административной, дисциплинарной и материальной ответственности.

Санкции в статьях, устанавливающих ответственность спец. субъектов имеют более строгий характер.

Признаки общего и спец. субъекта включаются в составы как обязательные, вместе с тем в нормативных актах указывается значительное число признаков субъектов административной ответственности, которые в состав не включаются, но имеют юридическое значение.

Признаки таких субъектов объединяются в отдельную группу и на этой основе выделяют особый субъект административной ответственности. К особым субъектам в административном праве относятся:

  • совершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет;
  • инвалиды I и II группы;
  • беременные женщины;
  • женщины, имеющие детей до 1 года и до 12 лет;
  • военнослужащие, сотрудники ОВД, а также другие лица, указанные в ст. 2.5 КоАП РФ.

Признак особого субъекта может выполнять роль смягчающего обстоятельства, исключить наложение некоторых административных взысканий, влияет на порядок привлечения к административной ответственности.

Субъективная сторона. Основным признаком субъективной стороны является вина (психическое отношение лица к совершенному деянию и его следствия). Помимо вины в некоторые составы в субъективную сторону могут включаться такие понятия как цель.

Цель – факультативный признак.

Эмоции лица при совершении правонарушения в субъективную сторону не включаются, они могут учитываться в качестве смягчающих обстоятельств. В ст. 4.2 ч.1 п.3 названо совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнении (аффекта) либо при стечении личных и семейных обстоятельств.

Вина при совершении административного правонарушения может быть в виде умысла или неосторожности. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо его совершившее сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступления этих последствий. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо его совершившее предвидело возможность наступление своего деяния, но легкомысленно рассчитывало на его предотвращение, либо на предвидело возможности наступления вредных последствий, хотя должно и могло их предвидеть. В большинстве административных проступков форма вины в состав не вводится.

Цель – мысленный образ результата, к которому стремится правонарушитель; если цель вводится в состав правонарушения, то тогда деяние всегда совершается умышленно.

 

2.2 Объективные признаки

 

Объект. Объектом административного правонарушения являются охраняемые правом общественные отношения, на которые посягает правонарушитель.

В теории административного права выделяется 3 вида объектов:

  1. Общий объект – вся совокупность общественных отношений, охраняемые нормами административного права.
  2. Родовой объект – признается группа однородных близких по содержанию общественных отношений составляющих часть общего объекта. Родовые объекты указываются в названиях глав особенной части II раздела КоАП РФ (пр.: глава 11 “Административные правонарушения на транспорте”). Родовой объект необходимо определять для установления повторности совершенного правонарушения.
  3. Непосредственный объект – каждый отдельный административный проступок причиняет вред не всей группе общественных отношений, составляющих родовой объект, а отдельному конкретному общественному отношению. Данное конкретное общественное отношение, на которое посягает административный проступок, будет являться непосредственно объектом правонарушения (пр.: ст. 11.7 “Нарушение правил плавания”).

Информация о работе Административное правонарушение, его состав