Административное правонарушение. Понятия. Признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 18:44, лекция

Краткое описание

Административное правонарушение(проступок) – противоправное виновное(умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан на установленный порядок управления, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Вложенные файлы: 1 файл

Админ право Лекция 2(русский вариант).doc

— 49.00 Кб (Скачать файл)

Административное право

Лекция №2

Административное правонарушение. Понятия. Признаки

 

1.   Основание  для наступления административной  ответственности является правонарушение, которое влечет за собой административное  взыскание.

   В  законодательстве понятие «административное правонарушение» сформулировано в КоАП, статье 9.

 

   Административное правонарушение(проступок) – противоправное виновное(умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан на установленный порядок управления, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

 

 Административное правонарушение имеет следующие признаки:

  • противоправность
  • виновность
  • ответственность

   Главный  смысл проступка – деяние, запрещенное законодательством.

 Во-первых  – это волевой акт поведения  определенного лица; во-вторых –  оно имеет два аспекта поведения.

   Действие – акт невыполнения законных требований, а также нарушение установленных норм и запретов.

   Бездействие – пассивное невыполнение предусмотренных законодательством и нормативными актами обязанности.

 

   Важным  признаком административного правонарушения  является общественная опасность, то есть по своей природе  такое действие является антиобщественным  и причиняет вред интересам граждан, обществу, государству.

   Административное  законодательство в своих нормах  не предусматривает конкретно  этого признака.

   Одновременно  административное правонарушение  посягает на конкретные отношения и причиняет вред правопорядку,  а к лицам их совершившим применяются меры государственного воздействия.

   Особенным  можно считать и критерий, по  которому административный проступок по степени общественной опасности на степень ниже, чем преступление.

  

   Административное  правонарушение всегда противоправное, то есть это действие или бездействие, четко запрещенное в соответствии с нормой административного законодательства.

   Можно  отметить, что правовые нормы, за  нарушение которых наступает  административная ответственность, урегулированы не только нормами административного права, а и другими отраслями права: гражданское, трудовое, земельное, финансовое и так далее.

 

   Действие, которое не является противоправным, не может создавать административное  правонарушение, и, следовательно, не может повлечь за собой административную ответственность. Следовательно, его признаком является вина.

   Вина – это психическое(психологическое) отношение лица к своему поведению и его последствиям.

   Вина  выступает в двух формах –  в виде умышленной и неосторожной формы.

   Степень  вины принимается во внимание  во время наложения взыскания  или освобождения от административной  ответственности.

    Отсутствие вины исключает признание  деяния административным правонарушением.

   Важным  юридическим признаком административного правонарушения считается то, что за его совершение наступает только административная ответственность.

   То есть если за нарушение норм общеобязательного характера, которые действуют в управлении и других сферах административная ответственности не предусмотрено, то оно не признается административным правонарушением.

 

2. Понятие состава административного  правонарушения.

 

   Административное  Право уделяет большое значение  составу административного правонарушения. Его нужно отличать от признаков административного правонарушения.

   При  наличии всех признаков административного  правонарушения может отсутствовать  состав административного правонарушения, который влечет за собой противозаконность, привлечение к административной  ответственности.

   Таким  образом, состав административного правонарушения – это предусмотренный нормами права совокупность объективных и субъективных признаков при наличии которых деяние можно квалифицировать как административное правонарушение.

   Состав  включает в себя:

  • объект
  • объективную сторону
  • субъект
  • субъективную сторону.

 

   Объект административного правонарушения – это совокупность общественных отношений, охраняемых Административным Правом и регулируемый нормами Земельного, Гражданского, Трудового, Семейного, Финансового права, за нарушение которых налагается административное взыскание.

   Объектом  может быть здоровье, честь, достоинство  человека, то есть объектом выступают  конкретные нормы, предписания, законные  требования, запреты.

   Это  означает, что формы, в которых  проявляется конкретный объект  могут быть разными.

 

   Объективная сторона административного правонарушения находит выражение в действии или бездействии, которое запрещено Административным Правом.

   В  большинстве случаев объективная сторона зависит от следующих элементов:

  • место
  • время
  • обстоятельства
  • способ совершения административного правонарушения
  • причинная связь между действием и последствиями этого действия.

 

Субъектом административного правонарушения выступают граждане или должностные лица. Административной ответственности подлежат лица, которым на момент совершения административного правонарушения исполнилось 16 лет. От 16 до 18 лет привлекаются к ответственности на общих основаниях.

   Должностные  лица подлежат административной ответственности за правонарушения, связанный с несоблюдением установленных правил в сфере порядка управления, общественного порядка, природы, здоровья населения и так далее, выполнение которых входит в их служебные обязанности. Это означает, что должностные лица несут ответственность не только за нарушение определенных правил своими действиями, а и за ненадлежащее исполнение их другими лицами. К ним применяется дисциплинарное взыскание, если административное правонарушение было совершено во время исполнения служебных обязанностей.

   Иностранные  граждане и лица без гражданства  подлежат административной ответственности  на основании КоАП.

 

   Субъективная сторона административного правонарушения охватывает:

  • вину
  • мотив
  • цель поведения правонарушителя

  

   Административное  правонарушение может быть совершено  как умышленно, так и по неосторожности.

   Административное  правонарушение считается совершенным  умышленно, если лицо его совершившее  осознавало характер(противоправность) своих действий или бездействий, предполагало их вредность и противоправные последствия и желало их осознанно или осознанно допускала наступление этих последствий.

   Административное  правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо его совершившее предусмотрело возможности наступления вредных последствий своих действий или бездействий, но легкомысленно рассчитывало на их последствия или не рассчитывало на возможность наступления таких последствий, хотя могло и должно было их предвидеть.

   Таким  образом, только при наличии состава административного правонарушения лицо его совершившее может быть привлечено к административной ответственности.

 

3. Административная ответственность выступает одним из видов юридической ответственности.

   Под ней необходимо понимать применение уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившего правонарушение, которое по своему характеру не влечет за собой ответственность в соответствии с действующим Уголовным законодательством.

   Административной ответственности присущи признаки, характерны юридической ответственности.

   К  особенностям, характерным административной  ответственности и отличающую ее от других видов юридической ответственности относится то, что:

  • административная ответственность устанавливается законными, подзаконными актами, нормами правонарушения выделяют состав и санкции, порядок их применения)
  • в основе административной ответственности лежит административное правонарушение. Субъектами могут выступать и физические лица, и какие-либо объединения
  • особенность административной ответственности в том, что административные взыскания налагаются специально уполномоченными органами исполнительной власти и должностными лицами или судьями
  • между субъектами административного правонарушения и субъектами, налагающими административное взыскание, отсутствуют служебное подчинение (отношение). По этому признаку административная ответственность отличаются от дисциплинарной ответственности.
  • Срок действия – 1 год с момента наложения

   Меры  административной ответственности применяются соответствующим законодательством.

   Административная  ответственность имеет особенности, отличающие ее от всех других  видов юридической ответственности.

   Основная  особенность – необходимое основание  для применения административной ответственности является наличие административного правонарушения, а мерой должно быть административное взыскание.

 


 



Информация о работе Административное правонарушение. Понятия. Признаки