Административное наказание: понятие, виды, порядок применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 05:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение проблемы административных наказаний и их наложения в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.
Реализация поставленной цели предопределила постановку следующих наиболее важных задач:
Дать понятие административного наказания;
Изучить основные виды административных наказаний;
Рассмотреть порядок наложения административных наказаний.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и виды административного наказания………………………5
1.1.Понятие административного наказания……………………………………..5
1.2. Виды административных наказаний и их применение…………………...10
Глава 2. Порядок наложения административных наказаний………………....23
2.1. Принципы назначения административного наказания…………………...23
2.2. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность………………………………………………………………….27
2.3.Давностные сроки назначения административного наказания и сроки их погашения………………………………………………………………………...28
Заключение. ……………………………………………………………………...31
Список использованной литературы………………………………………...…33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая По АП.docx

— 71.43 Кб (Скачать файл)

Положительным моментом внесудебного применения административных наказаний  является также то, что такие функции  являются по своей сути контрольными, надзорными и их реализуют должностные  лица, обладающие специальными познаниями в тех отраслях законодательства, нарушение которых и образует составы административных деликтов. Без специальных познаний, которыми должны обладать лица, уполномоченные применять административные наказания, зачастую невозможно верно и полно описать существо специфичных административных правонарушений.

Седьмой признак заключается  в том, что административное наказание  всегда влечет последствие, при котором  нарушитель и после исполнения административного  наказания считается подвергнутым такому наказанию. Оговоримся, однако, что этот признак законодателем  не обозначен непосредственно в  КоАП РФ при характеристике административного  наказания.5

Таким образом, административная наказанность - это такое специфическое состояние лица, которое возникает у него со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания и длится в течение одного года. Срок погашения административного наказания в отличие от срока судимости по уголовному праву не дифференцируется в зависимости от вида, срока и размера административного наказания. Он всегда равен одному году.

Таким образом, все изложенное позволяет определить административное наказание как установленную  государством меру ответственности  за совершение административного правонарушения, применяемую только к лицу, признанному  виновным в совершении такого правонарушения, и заключающуюся в обусловленном  ею лишении или ограничении прав и свобод правонарушителя.

1.2. Виды административных  наказаний и их применение

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться  и применяться следующие административные наказания:

  1. предупреждение;
  2. административный штраф;
  3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  4. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  6. административный арест;
  7. административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  8. дисквалификация;
  9. административное приостановление деятельности.6

Теперь рассмотрим каждый из них поподробнее.

Предупреждение является одним из наиболее распространенных видов административного наказания. КоАП РФ содержит почти 70 норм, санкция которых предусматривает данный вид наказания.

По содержанию это мера морально-правового воздействия. На лестнице административных наказаний  предупреждение занимает первую ступеньку  как самое легкое по карательному воздействию.

Раскрывая содержание предупреждения, законодатель говорит о том, что  оно является официальным предостережением лица о недопустимости противоправного  поведения. Но это лишь одна сторона  данной меры административного воздействия. Предупреждение – основное самостоятельное  наказание. Как правило, оно применяется  за незначительные правонарушения, например, в области дорожного движения (ст. 12.1, ч. 1 ст. 12.2, 12.3 и др.), к несовершеннолетним в возрасте до восемнадцати лет, а  также к лицам, которые впервые  совершили противоправное деяние. Оно  может налагаться лишь в случаях, когда это предусмотрено в  санкции соответствующей статьи Особенной части Кодекса или  закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

Ст. 3.4 КоАП РФ прямо закреплено правило, что предупреждение выносится  в письменной форме. Устные предупреждения о недопустимости противоправного  поведения, которые должностные  лица делают гражданам, организациям, конечно же, не могут рассматриваться  как наказание. Также не являются административным наказанием и письменные предупреждения (предписания, предостережения), которые направляются гражданам  и организациям, но не в порядке  производства по делу об административном правонарушении и не оформленные  постановлением по делу.

Применение предупреждения, равно как и другого административного  наказания, влечет для нарушителя соответствующие  правовые последствия. Лицо, которому назначено это административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение  одного года (ст. 4.6 КоАП) со дня окончания  исполнения постановления о назначении предупреждения. Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может  быть применено более строгое  административное наказание.

Предупреждение как мера административного наказания может  применяться как к физическим, так и юридическим лицам7.

Административный  штраф - денежное наказание, назначаемое нарушителям административно-правовых норм юрисдикционными органами или их полномочными представителями в пределах, предусмотренных законодательством. Будучи наказанием имущественного характера, он достаточно эффективен, наиболее распространен и может применяться только в качестве основного административного наказания. Штраф предусматривается практически всеми статьями Особенно части КоАП РФ и соответствующими статьями законов субъектов РФ об административных правонарушениях.8

Нормы административного  права предусматривают штраф  в двух формах: с указанием пределов штрафа (относительно-определенная санкция) и с точным указанием размера  штрафа (абсолютно-определенная санкция). В подавляющем большинстве случаев  нормативные акты устанавливают  относительно-определенные штрафные санкции, что позволяет при наложении  штрафа учитывать характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное  положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.9

Кодексом установлено, что  размер административного штрафа, налагаемого  на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать пять тысяч рублей, на должностных лиц – пятьдесят тысяч рублей, на юридических лиц - 1 млн. рублей. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.

Возмездное изъятие  орудия совершения или предмета административного  правонарушения является мерой административной ответственности, носит имущественной характер и применяется лишь в отношении собственника предметов, использовавшихся в качестве орудий совершения или явившихся предметом административного правонарушения. Изъятию не подлежат предметы и орудия, не являющиеся собственностью правонарушителя.

По содержанию возмездное изъятие орудий совершения или предмета административного правонарушения заключается в трех взаимосвязанных  действиях:

  1. принудительное изъятие предмета у нарушителя,
  2. реализация орудий и предметов,
  3. передача вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятых орудий или предметов.

Возмездный характер является отличительной чертой рассматриваемого вида административного наказания.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного  правонарушения может устанавливаться  и применяться как в качестве основного, так и дополнительного  вида административного наказания.

Законодатель устанавливает  ограничения в применении возмездного  изъятия орудий или предметов  административного правонарушения. Оно распространяется на охотничье  оружие, боевые припасы и другие дозволенные орудия охоты и рыболовства. Данная мера административной ответственности  не может применяться к лицам, для которых охота и рыболовство, являются основным законным источником средств к существованию.

Применение возмездного  изъятия указанных орудий и предметов  приведено в соответствие с требованиями ст. 35 Конституции РФ, согласно которой  никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению  суда. Возмездное изъятие может назначаться  только судьей.

Конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения применяется в качестве меры административного наказания и заключается в принудительном безвозмездном обращении орудия совершения или предмета административного правонарушения в федеральную собственность или собственность субъекта РФ.

Кодекс предусматривает  конфискацию только тех предметов  и орудий, с помощью которых  совершаются административные правонарушения, а не вообще имущества нарушителя, независимо от того являются ли предметы и орудия правонарушения собственностью нарушителя.

Конфискация может устанавливаться  как в качестве основного, так  и в качестве дополнительного  наказания. В большинстве статей КоАП РФ она установлена как дополнительная мера к штрафу или другому основному  наказанию.

Конфискация как мера административного  наказания назначается исключительно  судьей.

Кодекс обеспечивает гарантии сохранности и возврата вещей, изъятых  в процессе производства по делу об административном правонарушении, но не конфискованных при окончательном  избрании меры наказания (ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ).

Постановления о конфискации  приводятся в исполнение судебными  приставами-исполнителями и уполномоченными  на то лицами органов внутренних дел  в соответствии со ст. 32.4 КоАП РФ. Конфискация  не может быть заменена для нарушителя возможностью выплатить стоимость  вещи, подлежащей обращению в собственность  государства.

Конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, других дозволенных  орудий охоты или рыболовства  не может применяться к лицам, для которых эти занятия являются основным законным источником существования (ст.3.7 КоАП РФ).

Конфискацией не является изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или  предмета административного правонарушения, подлежащих возвращению законному  собственнику или изъятых из оборота  либо находившихся в противоправном ведении лица.10

Конфискацию как административное наказание следует отличать от изъятия вещей и документов, представляющего собой меру административного пресечения. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 11 марта 1998 г. № 8-П "По делу о проверке конституционности статьи 266 Таможенного кодекса Российской Федерации, части второй статьи 85 и статьи 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан М.М. Гаглоевой и А.Б. Пестрякова" изъятие (арест) имущества, осуществляемое органами административной юрисдикции, их должностными лицами, хотя и ограничивает правомочие собственника, но не порождает перехода права собственности к государству, поэтому изъятие (арест) производится без судебного решения, что не препятствует его обжалованию в суд. Только с вынесением судебного решения конфискация может рассматриваться как мера юридической ответственности, влекущая утрату собственником его имущества.11

Лишение специального права заключается в том, что в течение определенного срока данному лицу запрещается пользоваться ранее предоставленным ему правом.

В настоящее время в  соответствии со статьями Особенной  части КоАП РФ назначаются лишение  права охоты (ч. 1 ст. 8.37); лишение права  управления транспортом, самоходной машиной  или другими видами техники (ст. 9.3); лишение права управления воздушным  судном (ст. 11.5); лишение права управления судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном (ст. 11.7 и др.); управления автомототранспортными средствами (ст. 12.8 и др.).

Лишение специального права  назначается только судьей.

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет, причем максимальный размер такого срока, назначаемого за повторное нарушение, устанавливается  санкцией соответствующей статьи Особенной  части КоАП РФ.

Лишение права управления транспортным средством не может  применяться к лицу, которое пользуется этим транспортным средством в связи  с инвалидностью, за исключением случаев: управления транспортным средством в состоянии опьянения; уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения; оставления указанным лицом в нарушение существующих правил места дорожно – транспортного происшествия, участником которого он является. А лишение права охоты - к лицу, для которого охота является источником средств к существованию.12

Административный  арест является одним из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение административного правонарушения, и заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Назначаться это наказание может на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до тридцати суток. Право назначения административного наказания принадлежит только судье.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении  которого ведется производство по делу, обязательно.

Административный арест  применяется в исключительных случаях. Критерий для применения административного  ареста дается в конкретных статьях  КоАП РФ, содержащих соответствующие  санкции.

Сроки наказания в виде административного ареста измеряются сутками.

Кодекс содержит перечень лиц, к которым не может применяться  административный арест даже в исключительных случаях. При принятии постановления об административном аресте должно быть выяснено и подтверждено соответствующими документами, нет ли препятствий к этому: не является ли женщина беременной, не имеет ли она детей в возрасте до 14 лет, достиг ли подросток, совершивший правонарушение, совершеннолетия, не является ли лицо, привлеченное к административной ответственности, инвалидом I или II группы, военнослужащим, гражданином, призванным на военные сборы, имеющим специальное звание сотрудника органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. 13

Информация о работе Административное наказание: понятие, виды, порядок применения