Административная реформа в современной России: теоретические и организационно-правовые аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 17:54, реферат

Краткое описание

Последнее десятилетие объектом пристального внимания и ведущей темой дискуссий среди ученых-государствоведов является современная административная реформа в России. Значимость вопроса во многом обусловлена необходимостью повышения эффективности государственного управления, потребностью теоретического осмысления опыта практической реализации административной реформы в России, а также решения накопившихся организационно-правовых проблем.

Вложенные файлы: 1 файл

Административная реформа в современн статья.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Анализируя современные  авторские суждения, можно выделить две достаточно часто встречающиеся точки зрения, которые понятие «административная реформа» трактуют в узком или широком терминологических значениях. Менее дискуссионным и устоявшимся представляется толкование административной реформы в узком значении. В рамках данного подхода понятие «административная реформа» определяется как процесс непосредственных, организационно-функциональных изменений в системе государственного аппарата и органов исполнительной власти различного уровня. В широком смысловом значении административная реформа характеризуется как качественное, масштабное изменение в системе государственного управления (в данном случае государственное управление рассматривается как деятельность по реализации законодательных, исполнительных, судебных и иных властных полномочий государства в целях выполнения его организационно-регулирующих и служебных функций как в обществе в целом, так и в отдельных его частях) [11, с. 64].

Встречаются и несколько иные точки зрения. Например, С.В. Устинкин, С.Е. Каптерев и А.В. Мартынов одним из параметров административной реформы называют перестройку политических институтов и утверждают, что объем самого понятия административных реформ должен быть различен в зависимости от характера отношений общества и государства [12, с. 48].

Имеют место попытки  в качестве целевых установок  административной реформы рассматривать решение социально-экономических задач. Такая позиция является достаточно спорной. Очевидно, что сущность административной реформы заключается в необходимости качественных изменений в системе государственного управления с целью адаптации этой системы к условиям внешней среды. Но, при этом, следует учитывать, что административная реформа направлена, прежде всего, на повышение эффективности управления. Следовательно, в рамках административной реформы основные преобразования осуществляется не в экономике (иначе, в чем же тогда назначение экономической реформы), а в сфере управления. Таким образом, сущность административной реформы заключается не в том, чтобы, например, увеличить ВВП, а в том, чтобы достигнуть такого уровня государственного управления, при котором данная задача может быть решена качественно и в установленные сроки.

Подводя итоги, на основании анализа авторских исследований, а также опыта реализации административной реформы в современной России можно сделать следующие выводы и заключения.

1. Под административной реформой следует понимать концептуально осмысленный процесс реализации чётко регламентированных и контролируемых мероприятий по осуществлению качественных изменений в организационно-функциональной системе государственного аппарата, исполнительных органов власти различного уровня в целях повышения эффективности государственного управления.

2. Административная реформа  затрагивает, прежде всего, сферу  исполнительной власти, но при этом может стимулировать процесс реализации преобразований во всех органах государственной власти и местного самоуправления, их полномочиях, сферах компетенции, методах деятельности и взаимодействия. Иначе говоря, административная реформа может инициировать новые направления и виды реформ в сфере властных отношений: судебные реформы, реформы представительных органов власти, органов местного самоуправления и осуществляться синхронно с данными преобразованиями в едином комплексе мер по рационализации и совершенствованию всей системы государственной власти и местного самоуправления. Но, вместе с тем, следует понимать, что каждый из обозначенных видов реформ имеет свою предметную область. В противном случае неизбежно возникает вопрос о соотношении понятий: «административная реформа», «реформа государственного управления», «реформа государственной службы», «судебная реформа», «реформа федеративных отношений», «реформа местного самоуправления» и т. д.

3. Административную реформу  следует рассматривать в рамках  полноценного управленческого процесса, требующего серьезного содержательного наполнения. В качестве непременных предпосылок успешной реализации современной административной реформы необходимо выделить соблюдение следующих требований:

- четкое концептуальное  оформление сущности, цели и задач  реформы;

- определение основных  мероприятий и своевременный  контроль за их исполнением;

- комплексный и синхронный  охват всех реформируемых объектов, элементов, отношений и т. д.;

- качественное ресурсное  обеспечение (наличие организационно-правовых, кадровых, финансово-экономических  ресурсов) всех этапов реформы;

- определение механизмов  функционирования институтов власти  в период их реформирования (например, в период реализации реформы органов исполнительной власти нельзя допустить потери управляемости по различным направлениям государственной деятельности, когда старые структуры и управленческие связи упразднены, а новые еще не сформированы);

- определение критериев  эффективности функционирования  институтов государственного управления;

- обеспечение реформы механизмом обратной связи и постоянного мониторинга с целью своевременной корректировки программы или методов реформирования в случае несоответствия показателей деятельности институтов власти заданным критериям;

- легитимация реформаторского  курса, а также формирование  положительной мотивации у государственных служащих, представителей общественности слоев, т. е. у всех, чьи интересы данная реформа затрагивает;

- использование политических  и информационных технологий  для нейтрализации антиреформаторских настроений как внутри государства, так и вне его пределов.

5. Незначительные изменения  (например, изменения наименования управленческой структуры, дополнение или ликвидация функций без каких-либо комплексных преобразований) целесообразно характеризовать более нейтральными понятиями, например, такими как «рационализация» или «развитие». Понятие «административная реформа» в данных случаях сложно признать релевантным.

6. С целью совершенствования  методов реформаторского воздействия не только в рамках административных реформ, но и в процессе реализации иных видов реформ в различных сферах отношений, представляется целесообразным принятие федерального закона о принципах и методах реализации реформирования в Российской Федерации. Это предоставит возможность остановить процесс девальвации понятия «реформа», нейтрализовать негативное отношение к реформам, сложившееся в российском обществе с 1990-х годов и обеспечить чёткое следование установленным законодательством принципам, правилам и процедурам реформирования.

Литература  и источники:

 

1. Василенко, И. А. Государственное и муниципальное управление : учебник / И. А. Василенко. – М. : Гардарики, 2005. – 320 с.

2. Административная реформа в России : научно-практическое пособие / под ред. С. Е. Нарышкина, Т. Я. Хабриевой. – М. : Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА-М, 2006. – 456 с.

3. «Консультант плюс:

Федеральный Закон от 04.07.2003 №95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

Федеральный Закон от 05.08.2000 №113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»;

Указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»;

Указ Президента РФ от 01.09.2000 № 1602 «О государственном совете Российской Федерации»;

Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»;

Указ Президента РФ от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»;

Указ Президента РФ от 27.12.2004 № 1603 «О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 23.07.2004 № 824 «О мерах по проведению Административной реформы в 2003 – 2004 годах»;

Постановление Правительства Российской Федерации  от 12.08.2000 № 592 «О взаимодействии Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти»;

Распоряжение  Правительства РФ от 15.11.2004 № 1444-р «О создании при Правительственной комиссии по проведению административной реформы».

4. Бакушев, В. В. Административная реформа в России: предпосылки, системность и механизмы / В. В. Бакушев, В. И. Безносиков, В. С. Кот. – М., 2000 г. – 162 с.

5. Молодцов, И. Н. Теоретические проблемы российской территориальной политики на примере анализа административной реформы 2000 года : дис. ... канд. полит. наук : 23.00.01 / И. Н. Молодцов. – М., 2004. – 178 с.

6. Шаров, А. В. Основные элементы реформы государственного управления. Стратегия реформы государственного управления в России и ее реализация на региональном уровне / А. В. Шаров. – М. : Издательство «Алекс», 2005. – 304 с.

7. Гаталов, Е. Н. Проблемы современной административно-государственной реформы в России / Е. Н. Гаталов // Власть. Общенациональный научно-политический журнал. – 2009. – № 3.

8. Шиян, В. Н. Теоретико-методологические аспекты современной практики государственного реформирования в России / Власть и проблемы российской государственности в Дальневосточном федеральном округе : материалы Межрегиональной научно-практической конференции / В. Н. Шиян. – Хабаровск : Изд-во ДВАГС, 2005. – 559 с.

9. Мельник, В. А. Современный словарь по политологии / В. А. Мельник. – Мн. : Книжный дом, 2004. – 640 с.

10. Лобанов, В. В. Государственное управление и общественная политика : учебное пособие / В. В. Лобанов. – СПб.: Питер, 2004. – 448 с.

11. Государственное  управление: основы теории и организации : учебник / под ред. В. А. Козбаненко. – М. : «Статут», 2000. – 912 с.

12. Уткин, С. В. Административная реформа в условиях модернизации публичного управления / С. В. Уткин, С. Е. Каптерев, А. В. Мартынов // Власть. – 2009. – № 12.

 


Информация о работе Административная реформа в современной России: теоретические и организационно-правовые аспекты