Административная правоспособность и административная дееспособность индивидуальных субъектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 17:13, реферат

Краткое описание

Административно-правовой статус человека и гражданина - это комплекс прав и обязанностей личности в административно-правовых отношениях. Такие отношения возникают у человека и гражданина при взаимодействии с другими субъектами административного права: органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и негосударственными организациями, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами всех этих органов и организаций, судами.

Вложенные файлы: 1 файл

Административная правоспособность и административная дееспособность индивидуальных субъектов.docx

— 15.15 Кб (Скачать файл)

Административная правоспособность и административная дееспособность индивидуальных субъектов.

Административно-правовой статус человека и гражданина - это  комплекс прав и обязанностей личности в административно-правовых отношениях. Такие отношения возникают у  человека и гражданина при взаимодействии с другими субъектами административного  права: органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и негосударственными организациями, предприятиями, учреждениями, общественными  объединениями, должностными лицами всех этих органов и организаций, судами.

Административно-правовой статус человека и гражданина является составной частью общего правового  статуса личности и урегулирован нормами конституционного и административного  права. Многие права и обязанности  человека и гражданина в административно-правовых отношениях происходят  от их конституционных  прав и обязанностей и находят  свое конкретное выражение в законах  и подзаконных административно-правовых актах, в актах органов местного самоуправления.

Административно-правовые отношения личности с другими  субъектами административного права  могут возникать как на основе реализации прав человека и гражданина,  так и при защите прав и свобод личности или нарушении личностью  своих обязанностей. В этой связи  в содержание административно-правового  статуса кроме прав и обязанностей личности включаются гарантии соблюдения этих прав и реализации обязанностей, механизм их охраны и защиты со стороны  органов государственной власти и местного самоуправления.

В систему  административного права входит большое число различных норм, содержащихся в законах и других правовых актах, которые устанавливают  обязанности граждан в конкретных сферах деятельности. Такие нормы регулируют многие правила поведения граждан и направлены на защиту установленного порядка управления; охрану общественного порядка; защиту прав других граждан; охрану окружающей природной среды, памятников истории и культуры; предотвращение правонарушений на транспорте, в области дорожного, коммунального хозяйства и др. Соблюдение и исполнение всех этих норм является важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права.

Административно-правовой статус личности определяется, прежде всего, объемом и характером ее административной правосубъектности,  которую образуют административная правоспособность и административная дееспособность.

Административная  правоспособность - это признаваемая за личностью возможность быть субъектом  административного права, способность  иметь права и обязанности  административно-правового характера. Основные права и свободы человека принадлежат ему от рождения, но ряд прав, особенно в сфере управления, лицо может приобрести и позже. В  то же время некоторые права прекращаются еще до его смерти.

Административная  правоспособность в ряде случаев  зависит от возраста, состояния здоровья, образования, других факторов и обстоятельств, так как в административно-правовой сфере приобретение прав и осуществление  соответствующих обязанностей нередко  немыслимо без определенного  уровня умственного, физического и  психического развития личности, наличия  у нее необходимых знаний, жизненного и профессионального опыта, способности  лица отдавать отчет в последствиях своих действий и др. Поэтому нет  ничего особенного в том, что права человека могут быть ограничены до достижения им определенного возраста

Конституция РФ допускает ограничение прав граждан  в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и  безопасности государства (ст. 55).

Например, правом на медицинскую помощь, жилище, образование и т. д. обладают все  лица, закон не оговаривает возрастных или иных критериев возникновения  этих прав. А право быть избранным  депутатом Государственной Думы Федерального Собрания возникает только у граждан РФ по достижении ими 21 года. Достаточно жесткие требования, причем и возрастного плана, предъявляются  к лицам, претендующим на должности  судей. Так, если судьей может быть назначен гражданин РФ, достигший 25 лет, с высшим юридическим образованием и стажем работы по юридической профессии не менее пяти лет, то судьей вышестоящего суда имеет право стать, лишь гражданин, достигший 30 лет, Верховного Суда РФ - 35 лет с юридическим стажем не менее 10 лет, а Конституционного Суда РФ - 40 лет с соответствующим стажем работы не менее 15 лет. И наоборот, право занимать государственные должности государственной службы прекращается для большинства государственных служащих в 60 лет, а в 65 лет с учетом предусмотренного законом возможного продления службы - окончательно.

Право на службу в органах внутренних дел  кроме общих требований, предъявляемых  к государственным служащим, определяется физическими данными, отвечающими  особым требованиям, и другими обстоятельствами, которые закреплены в нормах Положения  о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Существует  еще немало людей, административная правоспособность которых отличается от основной массы граждан РФ, например субъекты административной опеки или  лица, проживающие в пограничных  зонах, закрытых городах, заповедных зонах  и т. д. Субъекты административной опеки  нуждаются в силу своей слабой социальной защищенности в специальной  помощи государства, содействии при  организации их труда и условий  жизни, предоставлении им определенных льгот и привилегий. Эти граждане обладают большими правами, чем иные лица, их административно-правовой статус определяется не только общим статусом гражданина РФ, но и нормами, содержащимися в ряде законов и подзаконных актов, актов органов местного самоуправления. В пограничных зонах, закрытых городах, заповедных зонах, наоборот, устанавливаются особые правила въезда и пребывания людей, ограничиваются иные права и свободы проживающих там граждан.

Административная  правоспособность личности не может  быть отчуждаема или передаваема, ее объем и содержание определяется и изменяется с помощью норм административного  права.

Административная  правоспособность служит основой административной дееспособности личности, которая является условием реализации правоспособности, субъективных прав и обязанностей человека и гражданина в конкретных административно-правовых отношениях.

Административная  дееспособность - это способность  лица своими личными действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные  административно-правовыми нормами, и нести ответственность в  соответствии с этими нормами.

В соответствии с Конституцией РФ гражданин может  самостоятельно реализовывать в  полном объеме свои права и обязанности  с 18 лет (ст. 60), а отдельные права  в административно-правовой сфере - и в более раннем возрасте. Например, значительно раньше, чем в 18 лет, лицо может реализовывать свое право  на образование, с 16 лет наступает  ответственность за совершение административных правонарушений. Естественно, что те права, которые появляются у граждан  позже, чем в 18 лет, осуществляются ими  с момента их получения.

Основаниями ограничения административной дееспособности личности служат критерии, установленные  как общими нормами, касающимися  прав и свобод граждан (что, безусловно, применимо и в административно-правовой сфере), так и специальными нормами, регулирующими конкретные административно-правовые отношения.

На основе административной правоспособности лица, обладающие соответствующей административной дееспособностью, осуществляют субъективные права и обязанности, вступая  при этом в конкретные административные правоотношения.

В случаях, установленных законом, субъективные права и обязанности реализуются  лицами через своих законных представителей, которыми могут быть родители, усыновители, опекуны, попечители. Однако законодательством  также предусмотрен ряд прав и  обязанностей, которые могут приобретаться  и осуществляться только лично гражданами без участия третьих лиц.


Информация о работе Административная правоспособность и административная дееспособность индивидуальных субъектов