Административная ответственность физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания работы является изучение современного административного законодательства, и рассмотрение проблем административной ответственности физических лиц.
Цель работы определяет следующие задачи:
1) дать понятие административной ответственности, рассмотреть ее структуру и основные признаки;
2) проанализировать связь административной ответственности с другими видами юридической ответственности;
3) рассмотреть основные виды административных наказаний, назначаемых физическим лицам за совершение ими административных правонарушений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3
Общее положение административной ответственности физических лиц …………………………………………………………………………. 5
Понятие административной ответственности …………….. 5
Признаки и состав административного правонарушения……………………………………………………... 7
Особенности административной ответственности физических лиц………………………………………………………………………… 13
Физические лица, подлежащие административной ответственности …………………………………………………... 13
Административная ответственность должностных лиц, военнослужащих и иных лиц, имеющих специальные звания…. 15
Виды административных наказаний ……………………………… 21
Заключение ……………………………………………………………….. 32
Список используемой литературы ……………………………………… 3

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая административная отв физ.лиц.docx

— 47.86 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРТСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ

 

АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)

 

Специальность юриспруденция

Специализация – уголовное право

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Административная ответственность физических лиц

 

 

 

Научный руководитель

 

 

 

 

 

 

 

Томск 2015 
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3

  1. Общее положение административной ответственности физических лиц …………………………………………………………………………. 5
    1. Понятие административной ответственности …………….. 5
    2. Признаки и состав административного правонарушения……………………………………………………... 7
  2. Особенности административной ответственности физических лиц………………………………………………………………………… 13
    1. Физические лица, подлежащие административной ответственности …………………………………………………... 13
    2. Административная ответственность должностных лиц, военнослужащих и иных лиц, имеющих специальные звания…. 15
  3. Виды административных наказаний ……………………………… 21

Заключение ……………………………………………………………….. 32

Список используемой литературы ……………………………………… 33 
ВВЕДЕНИЕ

Административное законодательство, отвечающее требованиям современного уровня жизни, начало свое становление довольно давно и прошло длительный этап формирования. В условиях новой России потребовалось создание такого федерального законодательного акта об административной ответственности, который бы отвечал требованиям Конституции РФ об обеспечении приоритета прав и свобод человека и гражданина, о защите в равной степени безопасности личности, общества, государства, всех видов собственности. 1 июля 2002 года вступил в силу Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Целью написания работы является изучение современного административного законодательства, и рассмотрение проблем административной ответственности физических лиц.

Цель работы определяет следующие задачи:

1)  дать понятие административной ответственности, рассмотреть ее структуру и основные признаки;

2)  проанализировать связь административной ответственности с другими видами юридической ответственности;

3)  рассмотреть основные виды административных наказаний, назначаемых физическим лицам за совершение ими административных правонарушений.

В первой части работы рассмотрено понятие и сущность административной ответственности. Далее рассмотрена административная ответственность совершеннолетних и несовершеннолетних граждан, а также виды административных наказаний. В заключительной части работы изучена административная ответственность должностных лиц.

При написании данной работы использованы нормативные акты Российской Федерации, специальная научная и учебная литература.

  1. В силу того, что административная ответственность физических лиц не лишена внутренних противоречий и является предметом дискуссий, целью данного исследование будет выявлению таковых. 
    Общее положение административной ответственности физических лиц
    1. Понятие административной ответственности

Административное право - это отрасль в российском праве наряду с конституционным, уголовным и гражданским правом, играет одну из главенствующих ролей в регулировании общественных отношений. В ведении его регулирующего действия находятся отношения, которые возникают в связи с организацией и осуществлением исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной власти.

Эта деятельность связана непосредственно с решением целей, задач и функций исполнительной власти, выполняющей повседневное государственное управление обществом. Отсюда, в России, так же, как и за рубежом, административное право часто называют "управленческим правом», «правом исполнительной власти", "правом государственного управления".

Одним из важнейших институтов административного права является административная ответственность. Законодатель, устанавливая административную ответственность за то или иное противоправное деяние, признает тем самым, что это деяние представляет общественную вредность, а некоторые из них общественную опасность, исходя из этого, законодатель дает ему (деянию) соответствующую юридическую оценку и соответственно осуждает противоправное деяние и лицо его совершившее.

Признаки административной ответственности:

1) административная ответственность  является средством охраны правопорядка;

2) она состоит и нормативно  определена в реализации и  определении санкций правовых  норм;

3) является следствием  виновного (противозаконного) деяния;

4) сопровождается государственным  и общественным осуждением правонарушителя  и его деяния;

5) связана с применением  мер принуждения, которые обязан  претерпеть правонарушитель;

6) реализуется в соответствующей  процессуальной форме.

Согласно статьи 72 Конституции РФ, административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Однако вопрос о компетенции органов государственной власти субъектов Федерации в области установления и реализации ответственности за административные правонарушения, хотя и предусмотрен действующим КоАП, пока не разрешен.

Необходимо также иметь в виду, что административную ответственность предусматривают не только нормы административного права, но и ряда других отраслей права (трудового, финансового, земельного и др.).

Главное различие между административной и другими видами ответственности (уголовной, дисциплинарной, материальной) заключается в основании ответственности. Для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного проступка, т.е. Совокупности специфических признаков, по которым проводится отличие административного проступка от преступления, дисциплинарного проступка и неправомерных действий, вызывающих последствия имущественного характера.

За совершение административного правонарушения применяются административные взыскания, а в некоторых случаях – иные меры воздействия (например, дисциплинарные). Для административной ответственности характерно и наличие специфических оснований, условий и последствий освобождения от нее лиц, совершивших административные правонарушения, или замены административных взысканий другими мерами воздействия (мерами общественного воздействия, иными мерами).

В отличие от дисциплинарной ответственности, при которой между органом или руководителем, применяющим меры взыскания, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения подчиненности, при административной ответственности таких отношений нет. Административные взыскания применяются широким кругом специально уполномоченных на те органы (должностных лиц) исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами и мировыми судьями.

Административной ответственности присущ особый процессуальный порядок применения. Он изложен в КоАП [3], а также в ряде федеральных законов, не вошедших в Кодекс. По сравнению с судебным процессом по гражданским и уголовным делам он сравнительно прост, что создает условия для оперативного и экономного разрешения дел об административных правонарушениях. В то же время он содержит необходимые гарантии законности, осуществления права граждан на защиту.

Имеются также особенности наложения и действия административных взысканий. К таким особенностям относятся: принципы наложения взысканий; обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность; исчисление сроков административного взыскания и сроков их давности; порядок возмещения, причиненного административным правонарушением имущественного ущерба и др.

    1. Признаки и состав административного правонарушения

В литературе основания административной ответственности часто подразделяются на два вида: нормативные и фактические. Под нормативными понимаются правовые нормы, в соответствии с которыми устанавливается и применяется административная ответственность. Под фактическим основанием подразумевается совершенное правонарушение, за которое может быть применено административное наказание2.

Однако выделение нормативного основания в отличие от фактического не является корректным. По сути дела, имеются в виду правовые нормы, устанавливающие административную ответственность, при отсутствии которых она невозможна. Однако их наличие само по себе также исключает привлечение человека к административной ответственности, если им не совершено правонарушение.

Фактическое основание немыслимо вне противоправного деяния и в этом смысле оно является, прежде всего, нормативным и никаким больше. При совершении антиобщественного деяния, не связанного с нарушением норм права, имеет место казус, не имеющий юридического значения.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение.

В законодательстве понятие административного правонарушения было сформулировано в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик от 23 октября 1980 года. С уточнением оно воспринято КоАП РФ. Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях – «административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность»1.

Административная ответственность наступает, если правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Вышеуказанное понятие охватывает собой конститутивные признаки административного правонарушения. Ими являются: а) противоправность; б) виновность; в) наказуемость деяния.

Исходным в характеристике указанных признаков является понятие деяние. Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета, например, нарушение прав охоты, неостановка транспортного средства по требованию уполномоченного должностного лица ГИБДД и т.д.

Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности, например, невыполнение правил пожарной безопасности, непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками и т.д. Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием, например, нарушение правил охраны водных ресурсов.

Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права.

Виновность деяния означает, что оно совершенно умышленно или по неосторожности: Наличие вины - обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе, при его формальной противоправности. Например, невменяемый гражданин нарушает правила, установленные для пешеходов.

Административная ответственность за деяние также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

С одной стороны, административное правонарушение - основание административной ответственности, с другой, такая ответственность - признак административного правонарушения, определяющий его юридическую природу. В установленных законодательством случаях для признания деяния административным правонарушением необходимо наличие причинной связи между деянием и его неблагоприятными противоправными последствиями в виде причинения вреда здоровью, имуществу, экологии и т.д., например, расточительное расходование электрической и тепловой энергии и т.д.

Признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава. Понимание этого вопроса имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение. При наличии всех признаков может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает законность привлечения к административной ответственности. Например, нарушение правил дорожного движения лицом, не достигшим 16-летнего возраста, означает совершение им административного правонарушения, но это лицо не подлежит административной ответственности, ибо в его действии нет состава административного правонарушения, так как субъектом его признаются лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста1.

Понимание состава административного правонарушения необходимо для отграничения административных правонарушений от смежных (частично совпадающих) с ними преступлений. В законодательстве отграничение их проводится именно по юридическим критериям элементов их составов.

В законодательстве отсутствует понятие состава административного правонарушения, но его содержанием обосновывается правомерность и сущность такого понятия. Состав административного правонарушения - совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность2.

Признаками (элементами) правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различными. Например, мелкое хулиганство состоит в посягательстве на общественный порядок, но выражаться оно может в совершении действий, примерный перечень которых дан в формулировке понятия «мелкое хулиганство», изложенной в законе. Причем закон напрямую не устанавливает запрета на их совершение, а делает это путем установления за это административной ответственности.

Информация о работе Административная ответственность физических лиц